Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нарушения ощущений, восприятия
Нарушения ощущений. Они весьма многообразны. Повышенная чувствительность — гиперестезия — часто наблюдается у ас- тенизированных больных. Солнечный свет, обычные звуки, запахи, прикосновение одежды к телу кажутся невыносимыми. При гипестезии — пониженной чувствительности — пациент почти не реагирует на инъекцию, но может получить ожог от горчичников или грелки. Выделяют также анестезию — отсутствие чувствительности. При неврологических расстройствах могут возникать парестезии — ощущения жжения, покалывания, стягивания, ползания насекомых на коже или под кожей и т.д. Постоянные неопределенные неприятные ощущения «внутри тела» без точной локализации (чувство «шевеления, переваливания, перекатывания», «постоянные дребезжащие» боли и т.д.) — сенестопатии. К этой группе расстройств можно отнести кожный зуд, нередко сопровождающий эмоциональные напряжения, неврозы, заболевания обмена веществ, болезни почек и крови, аллергические реакции, прием лекарственных препаратов (антибиотики, сульфаниламиды, некоторые наркотики и т.д.) или употребление определенной пищи. Зуд неблагоприятно влияет на психику пациента: человек становится раздражительным, нетерпеливым, злобным. Контакт с такими людьми требует большого терпения. Боль. Медсестра в практической деятельности чаще всего сталкивается с болью. Чтобы наилучшим образом помочь пациенту, испытывающему боль, надо понимать ее специфические черты. Наиболее употребительным является определение боли, данное Международной ассоциацией по изучению боли (МАИБ): «Боль — это неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, сопровождающееся фактическим или возможным повреждением тканей; либо состояние, словесное описание которого соответствует подобному повреждению». По этому определению, боль — нечто большее, чем просто ощущение, поскольку обычно сопровождается неприятным аффективным переживанием. В связи с этим правильнее говорить о восприятии боли. Боль является не простым ощущением, а сложным явлением, включающим и физический, и эмоциональный компонент. Это явление чисто субъективное. Объективных методов измерения боли, испытываемой человеком, не существует. На ощущение боли влияют личностные и культурные факторы.
ВОСПРИЯТИЕ БОЛИ На восприятие боли влияют физические, психологические, социальные и духовные факторы. К физическим факторам относятся симптомы болезни, побочные эффекты лечения, другие симптомы, к психологическим - гнев, разочарование, отчаяние, чувство изоляции, ощущение беспомощности из-за отсутствия интереса у врачей, потеря доверия к врачу вследствие неадекватного лечения, тревожность как результат боязни испытывать 3 - 1918. боль, страх перед больницами вообще, чувство брошенности и ненужности. Социальные факторы - заниженная самооценка в результате потери статуса, тревога о финансовых проблемах, хроническая усталость. Духовные факторы - страх смерти и самого процесса умирания, духовные метания, чувство вины, потеря надежды и уверенности в будущем. Лечение боли включает как лекарственные, так и нелекарственные методы. Последние могут быть физическими (грелки, чрескожная электростимуляция нервов) и психологическими (релаксация, когнитивная, поведенческая, психодинамическая терапия). Следует помнить, что чувство дискомфорта, бессонница, страх, скука, грусть, заброшенность обостряют восприятие боли. Наоборот, сопереживание окружающих, хорошее настроение, релаксация, творчество повышают устойчивость к восприятию боли. Для восприятия боли требуются как сохраненное сознание, так и внимание. Боль сильнее, если она занимает все внимание человека. Боль можно уменьшить с помощью отвлекающей деятельности. При уходе за пациентами с болевым синдромом медсестра должна как можно быстрее реагировать на просьбы об обезболивании. Нельзя даже мысли допускать о том, что медсестре больше, чем больному, известно о степени его страдания. Медсестра должна всегда проявлять сочувствие и желание помочь. Салмон А. Облегчение боли // Сестринское дело. - 2000, № 1, - С 30-31. Встречаются люди с полной врожденной нечувствительностью к боли. Такие люди с первых лет жизни постоянно получают серьезные травмы или ранят сами себя. Некоторые из них преждевременно умирают, например, от заболеваний вроде аппендицита, так как не ощущают болевых симптомов и не обращаются за медицинской помощью.
Многие из нас испытывали психогенную боль (некоторые авторы считают, что половина пациентов, посещающих ЛПУ, жалуются именно на такую боль). Поразительное и типичное свойство такой боли в том, что функция «болящего» органа нисколько не нарушается, даже когда пациент сильно страдает. В данном случае существует неосознаваемый психический конфликт. Известны так называемые фантомные ощущения (фантомные боли). Это ощущения присутствия утраченной конечности или ее части, которые могут сопровождаться болью. Субъективный характер боли делает ее трудноизмеримым понятием. Это особенно актуально для тех, кто затрудняется выразить Во всем мире достаточно широко используются всевозможные шкалы оценки боли (Pain Rating Scales): описательные (рис. 3.1), числовые (рис. 3.2), аналоговые, визуальные и т.д. Нет Умеренная Очень боли боль сильная боль Рис. 3.1. Упрощенная описательная шкала боли. Выберите число, которое наиболее соответствует уровню испытываемой вами боли 01 23456789 10 Нет боли Ужасная боль Рис. 3.2. Десятибалльная шкала оценки боли. Для обучения пациентов и семей по использованию числовой шкалы боли (см. рис. 3.2) рекомендуется: — показать шкалу и объяснить, что ее используют для того, чтобы помочь медработнику понять уровень боли пациента и выбрать способы ее облегчения. Медсестра будет регулярно спрашивать пациента об уровне испытываемой им боли, но и сам пациент должен также сообщать о боли;
Рис. 3.4. Шкала оценки боли Wong-Baker.
Однако гораздо важнее облегчить состояние пациента. Каждый пациент имеет право на снижение боли всеми доступными способами и средствами[X]. Управление хронической болью — быстро развивающаяся область медицины. Разрабатываются методы, с помощью которых пациенты могут самостоятельно управлять болью. Одним из простейших нефармакологических методов управления болью является релаксация. К релаксации приводит работа с ментальными образами. Например, пациент с использованием нескольких модальностей создает образ пляжа с мягким теплым песком, морскими волнами, медленно набегающими на берег, и легким прохладным ветерком, приносящим запах моря. Он представляет, как с каждой волной боль постепенно ослабевает и куда-то уходит. Если пациент сконцентрируется на своем медленном и глубоком дыхании, то он может представить, что с каждым выдохом боль оставляет тело. Методы расслабления наиболее успешны, когда применяются с учетом индивидуальных предпочтений пациента. Преимущества этих методов в том, что им легко научиться как персоналу, так и пациентам, они не требуют специального оборудования.
Нарушения восприятия. Восприятие предметов может быть и ошибочным. К нарушению восприятия относятся иллюзии — искаженное, ошибочное восприятие реального объекта. Иллюзии бывают и у здоровых людей в состоянии страха, тревожного ожидания, при утомлении. Галлюцинации — восприятие без объекта. Как и иллюзии, галлюцинации различаются по органам чувств. Практическое занятие Можно оценить тип восприятия, используя элементы концепции нейролингвистического программирования (НЛП). Одно из предположений данной концепции состоит в том, что человек познает мир преимущественно через зрительный, либо слуховой, либо кинестетический[XI] анализатор. Медработникам полезно знать особенности развития собственных анализаторов и свою ведущую модальность. Желательно, чтобы все модальности были развиты примерно одинаково. Однако успехи в образовании и профессиональной деятельности напрямую зависят от визуальных способностей индивида. Пред- 70 < Раздел I. Обшая психология лагаем упражнения на визуализацию. Рекомендуем проводить регулярную сравнительную оценку представлений, используя следующую шкалу: 5 — представление абсолютно яркое, четкое, чистое, как образ восприятия; 4 — представление яркое, четкое, чистое; 3 — представление средней яркости и четкости; 2 — представление неясное, тусклое и смутное; 1 — представления нет вообще: вы только знаете, что вы думаете о предмете. Упражнения на визуализацию (с. 72) направлены на развитие и других модальностей. Предлагаем попробовать еще ряд упражнений. Для развития слуховой модальности полезно: • ежедневно дома по 30 мин ходить с завязанными глазами, при этом разговаривать с домашними и пытаться определить по голосу их эмоциональное состояние и местоположение; • «смотреть» телевизор с закрытыми глазами, • пытаться на слух определить степень готовности пищи и т.д. Для развития кинестетической модальности полезно: • лежать в ванне с закрытыми глазами и ушами; • гладить белье и определять степень его выглаженности с закрытыми глазами;
• сложить в мешочек мелкие предметы из разных материалов и пытаться определить их на ощупь; • с закрытыми глазами наложить венозный жгут на чье-нибудь плечо и с помощью пальпации определить ширину, глубину залегания вены, ее направление, подвижность, уплотнения стенки.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.022 с.) |