Материалы для самопроверки к главе 1 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалы для самопроверки к главе 1



Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте основные этапы становления психологии как научной дисциплины.

2. Назовите основные функции психики. Приведите конкрет­ные примеры.

3. Перечислите основные подходы к изучению психики человека.

4. Каковы цели поведенческой психотерапии, гештальттерапии, психоанализа, гуманистической психотерапии, когнитивной пси­хотерапии?

5. Какие отрасли психологии вы знаете?

6. Перечислите основные виды наблюдения, эксперимента, тес­тов, опроса.

Заполнить пробелы

1. Основателем психологии по праву считают__.

2. — это метод познания психических явлений путем само­

наблюдения.

3. Психология выделилась как самостоятельная наука в__ г.

4. _____ — отрасль психологии, которая изучает закономерно­

сти психики людей разного возраста.

5. В процессе__ эксперимента развиваются определенные пси­

хологические качества его участников.

2*

6. __ считал, что основная роль в поведении принадлежит бес­

сознательному и инстинктам.

7. Ощущение, восприятие, представление, внимание, память,

воображение, мышление, речь — это______.

8. Для исследования отношений в группе можно применять_.

9.  считают, что понятия, связанные с сознанием, следует

исключить из научной психологии.

10. Фрейд считал, что только малая часть психической жизни

11. Маслоу полагал, что лишь_ личность можно признать под­

линно здоровой.

12. _ наблюдение заранее определено и ведется по четкой про­

грамме.

13. Зеркало Гезелла можно использовать при__ наблюдении.

14. Для изучения неосознаваемых процессов можно использо­вать тесты.

Верно или неверно

1. Первые представления о предмете психологии связывались с понятием «души».

2. Бихевиоризм выделяет 3 уровня психической жизни: созна­ние, предсознание и бессознательное.

3. По Маслоу, одна из характеристик самоактуализирующейся личности — потребность в уединении.

4. Дифференциальная психология изучает связь психических яв­лений и поведения человека с работой организма и ЦНС.

5. Исследователи считают наиболее эффективной рекламу, ко­торая апеллирует к инстинктам.

6. На основе самонаблюдения человек может описывать не столько свои психические состояния, сколько воспоминания о них.

7. Включенное наблюдение является скрытым.

8. Человек не может повлиять на результаты тестов.

Дополнительные вопросы и задания

1. Запишите слова и нарисуйте образы, которые ассоциируются у вас с понятием «психология».

2. Проанализируйте выражения: «Каждый человек — психолог», «Сам себе психолог».

3. Попытайтесь вспомнить свои обмолвки, описки, ошибки па­мяти, сновидения и интерпретировать их. Нарисуйте свой «психо­аналитический айсберг».

4. Найдите в словаре психологических терминов определения основных защитных механизмов. Приведите примеры проявления защитных механизмов в повседневной жизни.

5. Женщина страдает клаустрофобией, поэтому не может пользо­ваться лифтом. Как подойдут к ее лечению психотерапевты — пред­ставители различных направлений?

6. Зачем медицинскому работнику научные психологические зна­ния?

7. Можно ли познать себя до конца? Обоснуйте свой ответ.

8. Одобряете ли вы с этической точки зрения скрытое наблюде­ние?

9. В каких видах наблюдения участвует медсестра?

10. Страдания делают человека лучше или хуже?

11. Были ли среди «учителей» в эксперименте С. Милгрэма те, кто довел уровень напряжения до 450 В? Если вы считаете, что такие люди были, то сколько (в % общего числа)? Каковы предпо­ложительные мотивы подобного поведения «учителей»? Каковы отличительные черты личностей, способных продолжать экспери­мент до конца?

Ответы

Заполнить пробелы

1. Аристотеля; 2. интроспекция; 3. 1879; 4. возрастная психология; 5. формирующего; 6. Фрейд; 7. познавательные процессы; 8. социо­метрию; 9. бихевиористы; 10. осознается; 11. самоактуализирую­щуюся; 12. стандартизованное; 13. скрытом; 14. проективные.

Верно или неверно

1 — верно; 2 — неверно; 3 — верно; 4 — неверно; 5 — верно; 6 — верно; 7 — верно; 8 — неверно.


Глава 2

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ТРУДА МЕДСЕСТРЫ

Модель труда медсестры

Сестринское дело как форма деятельности относится к профес­сиям группы «человек — человек», по условиям считается работой «в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье лю­дей» (по классификации Е.А. Климова).

Традиционно сложившиеся в нашей стране представления о медсестре как о помощнике врача, низкий социальный и профес­сиональный статус средних медицинских работников, отсутствие научных принципов и подходов к системе их подготовки и исполь­зования, значительное выбывание из профессии ввиду отсутствия перспектив привели к множеству современных проблем отечествен­ного здравоохранения и послужили толчком к проведению реформ в сестринском деле1.

ВОЗ определяет 4 функции медсестры.

Оказание сестринской помощи и руководство ею. Это включает укрепление здоровья, профилактику заболеваний, лечение, реаби­литацию или поддержку отдельных лиц, семей и групп людей.

Обучение пациентов, клиентов и персонала лечебно-профилакти­ческих учреждений [III] [IV] . Это включает предоставление информации по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, оценку резуль­татов просветительных программ, оказание помощи медсестрам и другому персоналу в приобретении новых знаний и навыков.

Деятельность в качестве эффективного члена междисциплинар­ной команды. Это включает эффективное сотрудничество с другими людьми при планировании, организации, управлении и оценке

40 Ф Раздел I. Обшая психология

эффективности сестринских служб как составной части общей служ­бы здравоохранения.

Развитие практики сестринского дела через критическое мышле­ние и научные разработки. Это включает разработку новых методов работы, определение сферы исследований, участие медсестер в та­ких исследованиях.

На основе этих функций можно определить следующие профес­сиональные роли медсестры, медсестра-практик, медсестра-менед­жер; медсестра-преподаватель; медсестра — член междисциплинар­ной команды; медсестра — научный работник.

Где бы медсестра ни работала, ее труд можно описать как сово­купность профессиональной деятельности, профессионального об­щения, профессиональной личности.

Профессиональная деятельность представляет собой профессио­нальные действия медсестры, направленные на достижение паци­ентом оптимальной жизнедеятельности. Согласно современным теоретическим представлениям, основой ухода за пациентом явля­ется сестринский процесс, включающий 5 этапов: субъективное и объективное обследование индивида, семьи, группы; диагностику существующих или потенциальных проблем пациента; постановку целей и планирование сестринского вмешательства; осуществле­ние сестринского вмешательства; оценку результата.

Стратегия, лежащая в основе сестринского процесса, достаточ­но универсальна. Ее можно использовать и в других сферах дея­тельности медсестры (управленческая, педагогическая, исследова­тельская). Тогда профессиональную деятельность медсестры можно рассматривать как последовательность этапов:

— анализ проблемной ситуации (управленческой, педагогической, исследовательской, связанной с уходом и т.д.);

— формулирование существующей или потенциальной проблемы;

— постановка целей и планирование деятельности;

— осуществление плана;

— оценка результата.

Под профессиональным общением медсестры понимается процесс установления и развития контактов между медсестрой и субъекта­ми общения (клиенты, пациенты, их родственники, коллеги, сту­денты и т.д.), порождаемый потребностями в совместной деятель­ности и включающий в себя передачу информации, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание парт­нерами друг друга. Выделяют коммуникативное, интерактивное, перцептивное общение (подробнее см. главу 15).


Представим труд медсестры — эту сложнейшую психологичес­кую реальность в виде трехмерного пространства, созданного на­правляющими личность—деятельность—общение, объединенных единой задачей — достижением оптимального уровня жизнедеятель­ности пациента (рис. 2.1).

             
 
 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.013 с.)