Восемь приемов, способных помочь приблизиться к самоактуализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восемь приемов, способных помочь приблизиться к самоактуализации



1. Самоактуализация - это всепоглощающее переживание, которое заставляет забыть о привычных позах, масках, робости и смущении. Это мгновения, когда человек проявляет свое Я.

2. Самоактуализация - это процесс, предполагающий постоянный выбор. Мы выбираем, что достойнее оставаться правдивым, а не лгать, что честнее не красть, чем красть. Каждый раз мы совершаем выбор в пользу личностного роста.

3. Современный человек привык прислушиваться не к своим внутрен­ним сигналам, а к голосам других в себе - к голосу отца, матери, обще­ства, старших, власти, традиций. Необходимо слушать «внутренние сиг­налы».

4. Если у вас есть выбор, лучше будьте честными, чем наоборот. По­пробуйте честно спросить с себя за свои поступки и за свой выбор, по­чувствовать, что такое ответственность, и честно принять ее на себя.

5. Когда вы почувствуете приближение страха, всегда решайте быть мужественным.

6. Нужно хотеть в наибольшей степени раскрыть свои возможности.

7. Самоактуализация - это не состояние, а процесс, подобный буд­дийскому пути просветления.

8. Осознав, кто вы такой, вы обнажите и собственную психопатоло­гию. Вы поймете свои защитные механизмы и соберете все свое муже­ство, чтобы отказаться от них. Это болезненный процесс, но ради ре­зультата стоит стерпеть боль.

Маслоу А. Дальнейшие пределы человеческой психики. — СПб., 1997. —

С. 56-58.

Гуманистическая психотерапия является одним их трех основ­ных направлений современной психотерапии. Представители этого направления склонны видеть человека существом прирожденно активным, повышающим свои возможности, с почти безграничной способностью к позитивному росту. Патология понимается как ре­зультат блокирования возможностей удовлетворения потребностей: «Неврозы — ошибки личностного развития». Усилия психотерапев­та направлены на личностный рост пациента, а не просто на лече­ние болезни.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ, cognition - познание) - направление в психологии, в котором основное внимание уделяет­ся познавательной деятельности и внутренним мыслительным про­цессам. Когнитивных психологов интересует, каким образом мы думаем, вспоминаем, формируем наши представления о себе и ок­ружающем мире. В настоящее время когнитивная психология изу­чает сновидения, гипноз, медитацию, а также воздействие различ­ных лекарственных препаратов на процесс мышления.

Основные задачи когнитивной психотерапии — осознание па­циентом неадекватных способов переработки информации и заме­на их адекватными. Чтобы психотерапия была успешной, пациент должен в общем принять базисное положение когнитивной психо­терапии: «Если мы хотим поменять чувства, надо изменить вызвав­шие их идеи».

ЭКЛЕКТИЗМ. Как подчеркивалось выше, каждое из направле­ний (бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, гуманисти­ческая психология, когнитивизм) имеет собственное представле­ние о психике человека, ее происхождении и формировании. Это вызывало множество конфликтов между школами, но сейчас спо­ры постепенно затихают. По существу все больше и больше психо­логов избирают эклектический подход, используя наиболее подхо­дящие методы для конкретной ситуации.

В связи с этим предлагаемое определение психологии учитывает вклады основных направлений.

ПСИХОЛОГИЯ — научная дисциплина, занимающаяся иссле­дованием внутренних психических процессов, их внешних про­явлений (поведения) и практическим применением получаемых знаний.

Отрасли психологии

Современная психология является чрезвычайно дифференциро­ванной наукой. Различные авторы насчитывают от 50 до 100 отно­сительно самостоятельных ее отраслей, претендующих на статус полноценных научных дисциплин.

Отрасли психологии условно можно разделить на общие и специ­альные.

Общие отрасли имеют значение для понимания и объяснения поведения людей независимо от того, кто они и какой деятельнос­тью занимаются. Эти отрасли иногда объединяют понятием «общая психология». Общая психология изучает общие закономерности воз­никновения и функционирования психики (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Структура общей психологии.

 

Специальные отрасли психологии занимаются вопросами, пред­ставляющими особый интерес для познания одной или нескольких групп явлений. К ним относятся:

• возрастная психология — отрасль психологии, которая изучает закономерности возникновения и функционирования психики и поведения людей разного возраста;

ДЕТСТВО - ЭТО КОШМАР

Американский психоисторик Ллойд Демоз в своей знаменитой рабо­те «Психоистория», утверждает, что «история детства - это кошмар, от которого мы только теперь стали пробуждаться. Чем глубже в историю - тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым и сексуально оскорбленным». Дети, если им удавалось вырасти, воспроиз­водили механизмы взаимоотношений взрослых и детей, повторяя ужасы собственного детства. Ход истории определяют не экономические или политические причины, считает историк, а способность людей с понима­нием и любовью относиться к детям.

Умерщвление детей стало рассматриваться европейским законом как убийство только в 374 г. н.э. Однако еще в XIX веке на улицах европей-

ских городов валялись мертвые дети. В конце XIX столетия Луи Адамик писал о том, что младенцем он был отправлен к «няньке для убийства», которая почему-то оставила его в живых. Как правило, детей, от которых хотели избавиться, выставляли на мороз после горячей ванны, кормили тем, что вызывает спазмы желудка, или закармливали после нескольких дней голода.

Сохранились воспоминания врачей, осуждающих другой распростра­ненный в средние века обычай - с силой встряхивать ребенка, «вслед­ствие чего он оказывался в оглушенном состоянии и некоторое время не доставлял хлопот».

Веря в то, что ребенок может превратиться в злое существо, его начи­нают воспитывать более внимательно. Первое, что ожидало новорож­денного, - это продолжительное тугое пеленание. Средневековые жите­ли считали, что, оставшись без присмотра, распеленатый ребенок вырвет себе глаза, оторвет уши, переломает ноги, искривит кости, испугается вида собственных конечностей или же поползет, как животное, на четве­реньках.

Пеленание зачастую представляло сложную процедуру и занимало до 2 ч. Пеленки перекладывались корой, дощечками. При пеленании бан­даж иногда оставлял на коже ссадины, она сдавливалась, дело доходило почти до гангрены. Кровообращение нарушалось, ребенок не мог поше­вельнуться. Голова сжата, с тем чтобы придать ей такую форму, которую считает нужной акушерка...

Бакшутова Е. Детство — это кошмар // Педология. - 2002, N9 7.

социальная психология — отрасль психологии, которая изучает закономерности функционирования психики и поведения чело­века в процессе его межличностных взаимодействий. Французский исследователь Г. Лебон в книге «Толпа» (1895) по­

пытался вывести общие законы поведения человека в неорганизован­ной общности людей. Он утверждал, что средний человек в массе людей, в толпе обнаруживает более низкий уровень интеллекта, чем вне нее. В толпе он более доверчив, агрессивен, ожесточен, нетерпе­лив, аморален и даже способен вести себя на уровне животного. Одну из причин подобного превращения Лебон видит в анонимности;

дифференциальная психология, или психология индивидуальных различий, — это отрасль психологии, изучающая особенности, отличающие людей друг от друга. У истоков этой психологии стоял Фрэнсис Гальтон (F. Galton);

психофизиология — это отрасль психологии, изучающая связь пси­хических явлений и поведения человека с работой организма и ЦНС;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.007 с.)