Модели взаимоотношений медицинских 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели взаимоотношений медицинских



Работников и пациентов

Достаточно широко известны модели взаимоотношений медра­ботников и пациентов американского врача Роберта Бича (R. Veatch): инженерная, патерналистская, коллегиальная и контрактная. Впос­ледствии к ним добавилась договорная модель, предложенная Би­чем и развитая Уильямом Мэем (W. May).

Инженерная модель — врач или медсестра восстанавливают ка­кие-то функции и устраняют поломки в организме пациента. Меж­личностный аспект взаимоотношений медицинского персонала и пациентов целиком или почти целиком игнорируется. Эта модель может преобладать в рентгеновских кабинетах (отделениях), каби­нетах функциональной диагностики, в работе с больными в бессоз­нательном состоянии в реанимационных отделениях.

Патерналистская (лат. pater — отец) модель — медицинский пер­сонал относится к пациентам, как родители относятся к своим де­тям, причем без уважения автономии личности пациента. Врач или медсестра сами определяют, в чем состоит благо пациента, сами принимают важные для пациента решения и соответственно берут большую часть ответственности на себя.

Коллегиальная модель — полное взаимное доверие медицинского персонала и пациентов. Медработник сотрудничает с пациентом, как с коллегой. Сам Р. Бич считает, что такая модель противоречит социальной реальности. Думаем, что в целом это правильно, но существуют и исключения. Например, при некоторых хронических заболеваниях пациент должен быть подготовлен не только к гра­мотной оценке своего состояния (уровня АД, содержания сахара в крови или моче), но и к соответствующим мерам самопомощи.

Контрактная модель в редких случаях может выглядеть как юри­дически оформляемый договор с пациентом. Гораздо чаще между медицинским персоналом и пациентом устанавливается некое со­глашение, подразумевающее соблюдение принципов свободы, дос­тоинства, честности, справедливости. Отношения с врачом на ос­нове контракта оставляют за пациентом право на выбор. Если такие отношения противоречат этическим принципам врача или взаим­ное доверие утрачивается, то врач может расторгнуть контракт или не заключить его вовсе.

Договорная модель представляет собой совокупность положитель­ных особенностей коллегиальной и контрактной моделей. Договор


строится на принципах взаимного доверия и не может быть растор­гнут медработником в одностороннем порядке.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ДОГОВОР

Идея терапевтического договора/контракта возникла одновременно с концепцией активного участия пациента в программе лечения. Она ос­нована на убеждении, что участие в лечении поможет пациенту вновь обрести контроль над событиями, власть над своей жизнью. Эта методи­ка чаще используется медсестрами в индивидуальных отношениях и в семейной медицине.

Стандартного договора не существует. В предложенном отрывке дано представление о том, что должно быть включено в договор.

ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА

1. Имена пациента и медсестры.

2. Сроки начала и окончания действия соглашения.

3. Время, место, продолжительность, частота встреч.

4. Обсуждение оплаты, если это приемлемо: стоимость каждой встре­чи, время оплаты; будет ли возврат денег в случае пропуска встречи.

5. Оценка результатов для пациента: результаты оцениваются в пове­денческих терминах, для того чтобы их можно было измерить; они могут быть изменены с увеличением числа встреч.

6. Роли пациента и медсестры: ожидание относительно образа дей­ствия каждой стороны; сущность оказываемой помощи.

7. Обсуждение конфиденциальности.

8. Условия окончания сотрудничества.

Следует обратить внимание на следующие моменты.

Представление пациента и медсестры. Причинами, по которым мед­сестры часто не представляются клиенту, являются волнение, чувство не­удобства, неуважение к пациенту.

Объяснение ролей включает четкое описание того, что медсестра мо­жет и чего не может делать.

Обсуждение целей взаимоотношений. Основным во взаимоотноше­ниях должен быть пациент, его/ее жизненный опыт, противоречивые моменты.

Особенности соблюдения конфиденциальности обсуждаются при пер­вой встрече. Пациенту четко объясняют, что конфиденциальность не оз­начает полной секретности. Пациент должен осознавать, что для обеспе­чения эффективного ухода информацию о его состоянии должны получать люди, участвующие в оказании помощи.

Межличностные аспекты сестринского дела: Учеб, пособие. Пер. с англ. / Под общ. ред. проф. Г.М. Перфильевой. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. - 40 с.

В первых двух моделях отношения между медработниками и пациентом выстраиваются по субъект-объектному типу, что может приводить к обоюдной деформации личностей. В последних трех моделях преобладает субъект-субъектный тип взаимоотношений, что делает их предпочтительными. Подобные взаимоотношения спо­собствуют личностному росту и пациентов, и медработников.

2.6. Психологическая подготовка медсестры

Реформирование сестринского дела, появление новых направ­лений деятельности и постепенное изменение статуса медсестры требуют профессиональной подготовки в области теоретической и практической научной психологии.

Однако программа обучения в медицинских училищах и коллед­жах построена таким образом, что знания медсестер о психических свойствах и состояниях личности, о структуре общения, умения действовать в критических ситуациях не используются в практи­ческой деятельности.

Это может быть связано с рядом причин.

1. Отсутствие учебных пособий для медсестры базового уровня подготовки.

2. Недостаточное количество квалифицированных преподавате­лей психологии, имеющих и сестринскую, и психологическую спе­циальность, а также опыт практической работы.

3. Отсутствие мотивации у студентов и затем практикующих мед­сестер к самопознанию и саморазвитию.

4. Недопонимание руководителями высшего и среднего уровня, некоторыми врачами необходимости психологических знаний и умений для любой медсестры[VII].

Выводы

1. Сестринское дело как форма деятельности относится к про­фессиям группы «человек — человек».

2. ВОЗ определяет следующие профессиональные роли медсест­ры: практик, менеджер, преподаватель, член бригады, научный ра­ботник.

3. Труд медсестры можно описать через совокупность професси­ональной деятельности, профессионального общения, профессио­нальной личности.

4. Объектом профессионального труда медсестры-практика яв­ляется больной человек. Поведение медсестры влияет на состояние пациента, поэтому отсутствие у медсестры знаний, умений и навы­ков профессионального общения делает ее профессионально абсо­лютно непригодной.

5. Деятельность менеджера включает в себя межличностные роли, информационные роли; роли, связанные с принятием решений. Для успешного выполнения этих ролей руководитель должен обладать определенными умениями: концептуальными, техническими, умени­ями взаимодействия с людьми.

6. Объектами труда медсестры-педагога могут быть пациент и его ближайшее окружение; коллеги медсестры; студенты и школь­ники; родственники, друзья, знакомые, соседи самой медсестры. Составляющие педагогического труда медсестры: информационная, мотивационная, воспитательная, операциональная.

7. Наиболее известны инженерная, патерналистская, коллегиаль­ная, контрактная и договорная модели взаимоотношений медицин­ских работников и пациентов. В двух первых отношения между сторонами складываются по субъект-объектному типу, в трех пос­ледних — по субъект-субъектному.

8. Знания, получаемые будущими медсестрами по курсу психо­логии, зачастую не используются ими в профессиональной дея­тельности.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: функции и роли медсестры, специфика труда медсестры, психотерапия, управленческие роли, управленческие умения, объекты педагогического труда медсест­ры, модели взаимоотношений медработников и пациентов, тера­певтический договор.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.006 с.)