Материалы для самопроверки к главе 3 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалы для самопроверки к главе 3



Вопросы для самопроверки

1. Что такое анализатор? Из каких частей он состоит?

2. Какие виды ощущений вы знаете? Дайте им краткую характе­ристику.

3. Охарактеризуйте основные свойства восприятия.

4. Приведите конкретные примеры факторов, влияющих на вос­приятие.

5. Что такое биологические часы? От чего зависит восприятие времени?

6. Какие биоритмы накладывают отпечаток на жизнь человека?

7. В чем причины негативного воздействия сменной работы на человека? Какие рекомендации следует соблюдать сестринскому персоналу, чтобы снизить отрицательное влияние сменной работы на жизнедеятельность?

8. Перечислите плюсы и минусы сенсорной адаптации.

9. Чем образы представления отличаются от образа восприятия? В чем сущность представлений?

10. Каким образом личностные особенности пациента влияют на процесс лечения?

11. Что такое схема тела? Как она влияет на формирование ВКБ?

12. Какие нарушения ощущений и восприятия вы знаете?

13. Почему правильнее говорить не об ощущении боли, а о ее восприятии?

14. Какие факторы влияют на восприятие боли?

15. Можно ли оценить уровень испытываемой человеком боли? Каким образом?

16. Какие методы лечения и облегчения боли существуют?

17. В каком документе зафиксировано право пациента на сни­жение боли?

18. Как сестринский персонал может использовать образы пред­ставлений пациента в своей работе?

Заполнить пробелы

1. Замечено, что слух и зрение функционируют уже у_ плода.

2. Боль сильнее, когда она привлекает все___ человека.

3. Одним из простейших нефармакологических методов управ­ления болью является.

4. Собаки не различают цвета, потому что их орган зрения не

содержит___.

5. Встречаются люди с полной_ нечувствительностью к боли.

6. У пациента с ампутированной конечностью могут возникать

7. Выделяют 4 группы вкусовых ощущений:_,____,___,____.

8. Если пациент жалуется на боли в желудке, а при обследова­

нии никакой патологии не обнаруживается, то скорее всего он стра­дает      болями.

9. Все цветовые тона можно получить с помощью смешения,

__,___ цветов.

10. В зарождении любовного влечения имеют значение веще­ства, которые называются.

11. Чувство дискомфорта, бессонница, страх, скука, грусть, заб­рошенность    восприятие боли.

12. Шкалу оценки боли у детей можно применять с___ лет и

старше.

13. Ощущение равновесия относится к__ ощущениям.

14. Циркадианный ритм имеет периодичность примерно__ ч.

Верно или неверно

1. Восприятие — это отражение отдельных свойств предметов.

2. Профессия накладывает отпечаток на восприятие окружающего.

3. В большинстве случаев сигналы, поступающие из внутренних органов, не осознаются.

4. Воспитание влияет на ощущение боли.

5. Формирование образа представления предполагает непосред­ственное действие предмета на органы чувств.

6. Потеря доверия к медперсоналу может усиливать восприятие боли.

7. Пациент не может самостоятельно управлять своей болью.

8. Палочки позволяют различать цвета.

9. Состояние носа влияет на оценку потребляемой пищи.

10. Примерно 50% людей не могут приспособиться к сменному графику работы.

Выбрать правильный ответ

1. Нарушения восприятия:

а) сенестопатии;

б) анестезия;

в) кожный зуд;

г) галлюцинации.

2. Человек зашел в полутемную комнату и увидел там сидящего чело­века. Это:

а) иллюзия;

б) галлюцинация;

в) норма;

г) все ответы верны.

3. Недостаток внешних раздражителей может привести к:

а) жалобам на скуку;

б) поискам острых ощущений;

в) углубленному самоизучению;

г) все ответы верны.

4. На ощущение боли может влиять:

а) воспитание;

б) аутогенная тренировка;

в) алкоголь;

г) опыт общения с медицинскими работниками;

д) все ответы верны.

5. Иллюзии могут возникнуть у здорового человека:

а) верно;

б) неверно.

6. Гипестезия — это:

а) отсутствие чувствительности;

б) повышенная чувствительность;

в) пониженная чувствительность;

г) неприятные ощущения неопределенного характера внутри тела.

7. Апперцепция — это:

а) восприятие внешних признаков человека;

б) зависимость восприятия предметов и явлений от предшеству­ющего опыта данного человека;

в) восприятие, возникающее без реального объекта;

г) искаженное, ошибочное восприятие реального объекта.

8. Интероцептивные ощущения:

а) в большинстве случаев не осознаются;

б) отражают движения нашего тела;

в) отражают качественные особенности окружающих предметов;

г) помогают распознавать запахи;

д) позволяют различать цвета.

Найти соответствие

Восприятие времени:              Состояние:

1. Время течет быстрее, чем А. При плохом настроении,

обычно.                                        Б. при осмысленной работе.

2. Время течет медленнее,   В. После приема кофе,

чем обычно.                                 Г. После приема алкоголя.

Д. при ожидании неприятнос­тей.

Е. При ожидании приятного.

Дополнительные вопросы и задания

1. Вспомните из курса фармакологии, что такое двойной слепой метод.

2. Прокомментируйте английскую пословицу: «Если кошку не гладить, то у нее высыхает спинной мозг».

3. Как вы будете проводить профилактику атрофии клеток сен­сорных систем у новорожденных и младенцев?

4. В разделе 3.2. описан эксперимент с 3 группами крысят. По­думайте, в какой группе к концу эксперимента (1-я группа — кры­сят гладили, 2-я группа — крысят не гладили, 3-я группа — крысят подвергали удару током) были самые высокие показатели роста, массы тела, иммунитета и даже интеллекта, а в какой — самые низ­кие и почему.

5. Представители каких профессий чаще других испытывают сен­сорный голод?

6. Проанализируйте лозунг: «Долой сенсорную депривацию!».

7. Что бы вы посоветовали приятельнице, которая жалуется вам на скуку?

8. Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника?

9. Почему мы часто «ищем очки, которые у нас на лбу»?

10. Приведите примеры иллюзий и галлюцинаций.

11. С точки зрения влияния феромонов на взаимоотношения между людьми подумайте над вопросом: мыться или не мыться.

12. Прокомментируйте суждение: «Боль для человека — возмож­ная точка личностного роста».

Ответы

Заполнить пробелы

1. семимесячного; 2. внимание; 3. релаксация; 4. колбочек; 5. врожденной; 6. фантомные ощущения (боли); 7. сладкое, соленое, кислое, горькое; 8. психогенными; 9. красного, синего, зеленого; 10. феромонами; 11. усиливают; 12. 3; 13. интероцептивным; 14. 24. Верно или неверно

1 — неверно; 2 — верно; 3 — верно; 4 — верно; 5 — неверно; 6 — верно; 7 — неверно; 8 — неверно; 9 — верно; 10 — неверно.

Выбрать правильный ответ

1. г; 2. г; 3. г; 4. д; 5. а; 6. в; 7. б; 8. а.

Найти соответствие

1 - Б, В, Д; 2 - А, Г, Е.

Эксперимент с крысятами

1-е место — 1-я группа; 2-е место — 3-я группа, 3-е место — 2-я группа.


Глава 4
ПАМЯТЬ

Память — запоминание, сохранение и последующее воспроиз­ведение индивидом его опыта.

Память — одна из самых популярных психических особенностей человека. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину (греч. — воспоминание) матерью 9 муз, которые покровительствовали всем известным в то время наукам и искусствам.

Физиологической основой памяти является образование, сохра­нение и актуализация временных нервных связей в мозге. Времен­ные связи и их системы образуются при смежном во времени дей­ствии раздражителей на органы чувств при наличии у человека ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям.

Виды и особенности памяти

Человек пользуется в жизни различными видами памяти. Суще­ствуют 3 основных критерия классификации памяти (рис. 4.1).

Классификация памяти по времени сохранения материала. Выделяют сенсорную (непосредственную), кратковре­менную (срок хранения информации 15—30 с) и долговременную (ин­формация может храниться сколь угодно долго, от повторного об­ращения улучшается). Также выделяют генетическую память, которая хранит информацию в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Через нее передается психологическое и поведенческое сходство родственников (эмоциональность, чувствительность, тем­перамент). Генетическая память — единственная, которую мы не можем развивать с помощью обучения и воспитания.

Сенсорная память. Это процесс, осуществляемый на уровне ре­цепторов. Исследования показывают, что следы в ней сохраняются очень короткое время. За это время ретикулярная формация, кото­рая выполняет роль фильтра, «решает вопрос» о важности для орга-


Рис. 4.1. Классификация видов памяти.

 

низма поступающей информации и необходимости обращения к высшим отделам головного мозга.

Кратковременная память. Если информация привлекла внима­ние, она может короткое время сохраняться. При этом «решается вопрос» о необходимости ее долговременного хранения.

В работах Эббингауза (1885), Миллера (1956) показано, что па­мять в среднем не может одновременно хранить более 7 элементов. В зависимости от сложности элементов это число может колебать­ся от 5 до 9 (7±2). Если необходимо в течение короткого времени сохранить информацию, включающую более 7 составляющих, мозг почти бессознательно группирует эту информацию таким образом, чтобы число запоминаемых элементов не превышало предельно допустимого. Так, номер корреспондентского счета для оплаты ус­луг Интернета 30101810900000000323, состоящий из 20 элементов, лучше воспринимать (чтобы не делать ошибок при оформлении платежного документа), а тем более запоминать как 5 числовых элементов, т.е. провести их группировку — объединение отдельных единиц информации:

На переход информации из кратковременной памяти в долго­временную влияют:

привычность материала. Если какое-то событие повторяется много раз, то оно запоминается легче и на более длительный срок (до­рога к дому, таблица умножения, любимая песня или детский стишок);

контекст. Один и тот же материал легче усваивается у одного преподавателя, чем у другого. Сохранение в памяти часто связа­но с ситуацией, в которой происходило запоминание, поэтому извлекать из памяти необходимую информацию важно в том контексте, в котором произошло запоминание. Некоторые сильно окрашенные события запоминаются на всю жизнь, даже если они в дальнейшем не повторяются;

мотивация. Мы всегда лучше запоминаем то, что хотим выучить, чем неинтересные нам сведения. Студент, болеющий за «Спар­так», назовет имена всех футболистов, а также число забитых и пропущенных мячей, но не сможет припомнить показания к на­значению 15 диет. Мотивация играет в запоминании и другую роль. Как показала Б. Зейгарник, мы дольше помним незавер­шенное нами дело, чем работу, выполненную до конца;

углубление в изучаемый предмет. Материал запоминается очень хорошо, если студент самостоятельно работает над предметом, пытается установить межпредметные и внутрипредметные связи и привести примеры из повседневной жизни.

Хочется еще раз напомнить, что зубрежка перед самым экзаме­ном — вещь сравнительно бесполезная с точки зрения приобретения знаний. Очень многие студенты садятся за учебники только в сес­сию и исключительно для того, чтобы получить хорошую отметку.

Классификация памяти по характеру психической активности, преобладающей в деятельности. Выделяют образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую память.

Образная память — запоминание и воспроизведение чувствен­ных образов предметов и явлений. Образная память дифференци­руется в зависимости от ведущего анализатора и бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

Двигательная память — запоминание и воспроизведение движе­ний, двигательных умений и навыков.

Эмоциональная память — это память на переживания. Она уча­ствует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в че­ловеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что вызывает эмо­циональные переживания, запоминается без особого труда и на более длительный срок.

Словесно-логическая память — это память на смысл изложения, на его логику. Человек, обладающий словесно-логической памя­тью, быстро и точно запоминает смысл событий, читаемого текста, логику рассуждений, какое-либо доказательство. Этот смысл он мо­жет передать собственными словами, причем достаточно точно.

Классификация памяти по целям деятельности. Выделяют память непроизвольную и произвольную. В первом случае запоминание и воспроизведение происходят автоматически, без особых усилий со стороны человека, без специальной мнемичес- кой задачи на запоминание, сохранение или воспроизведение.

Непроизвольное запоминание не обязательно более слабое, чем произвольное. Если с запоминаемым материалом проводится зна­чительная работа по осмыслению, преобразованию, классифика­ции, установлению внутренних и внешних связей, непроизвольно он может запомниться лучше, чем произвольно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.025 с.)