Сновидение - осуществление желания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сновидение - осуществление желания.



Фрейд описывает сон своего молодого коллеги, который любил по­спать. Хозяйка, у которой он жил, имела строгий приказ будить его каж­дое утро, но ей всегда приходилось долго мучиться, пока он просыпался. Однажды утром он спал очень крепко. Хозяйка постучала в дверь и ска­зала, что пора вставать и идти в больницу. Ему тотчас приснилась комна­та в больнице и кровать, на которой он лежал. Он подумал во сне: «Раз уж я в больнице, значит, мне туда уже не нужно идти», - повернулся и продолжал спать.

Другое сновидение было сообщено пациенткой Фрейда в виде проте­ста против его теории сновидений как осуществления желаний: «У моей сестры теперь всего один сын Карл. Старший Отто умер, когда я еще жила у нее в доме. Отто был моим любимцем, я его воспитала. Младшего я тоже люблю, правда, не так, как любила Отто. Сегодня ночью мне вдруг приснилось, что Карл умер. Он лежит в гробу. Вокруг него горят свечи, как тогда вокруг Отто. Что это значит? Разве я такая дурная, что могла поже­лать смерти единственному ребенку своей сестры? Или мне хотелось, что­бы умер Карл, а не Отто, которого я любила гораздо больше?».

Фрейд дал свое толкование сновидения, которое потом подтверди­лось, тем более что он знал историю жизни пациентки.

Рано осиротев, девушка воспитывалась в доме своей сестры и встре­тила там человека, которого полюбила. Счастливому исходу событий помешала сестра. После разрыва этот человек прекратил бывать в доме, да и сама пациентка после смерти Отто ушла от сестры.

Она по-прежнему любила этого человека, но гордость не позволяла ей встречаться с ним. В то же время она старалась присутствовать на всех мероприятиях, где он бывал, чтобы увидеть его. Фрейд спросил у нее, не помнит ли она о каком-либо событии, тесно связанном со смертью ма­ленького Отто. Она ответила: «Конечно, в тот день к нам в дом пришел профессор, я после долгого промежутка свиделась с ним у гроба мальчи­ка». Фрейд ответил: «Если бы теперь умер второй мальчик, повторилось бы то же самое. Сновидение означает не что иное, как ваше желание снова увидеться с ним, желание, с которым вы внутренне боретесь».

Фрейд 3. Толкование сновидений. Пер. с нем. - Минск: ООО «Попур­ри», 1997. - С. 134, 162-163.

Выводы

1. Воображение — это создание новых образов на основе ранее сформированных представлений.

2. Воображение позволяет человеку представить возможные стра­тегии поведения, чтобы выбрать наилучшую.

3. Выделяют активное, пассивное, продуктивное и репродуктив­ное воображение.

4. С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма.

5. У особенно чувствительных, эмоционально неуравновешен­ных людей богатое воображение может приводить к так называе­мым психосоматическим расстройствам.

6. Воображение способствует развитию профессионально важных качеств сестринского персонала.

7. Одним из видов воображения является сновидение. 3. Фрейд полагал, что сновидения представляют скрытое выражение наших же­ланий.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: активное воображение, аутоген­ная тренировка, воображение, пассивное воображение, продуктивное воображение, репродуктивное воображение, сновидения, эмпатия.

Материал для самопроверки к главе 5

Вопросы для самопроверки

1. Какие виды воображения вы знаете?

2. Когда, где и каким образом медсестра сталкивается с работой воображения?

3. К развитию какой патологии может привести неуемная фанта­зия?

4. Как воображение у детей влияет на диагностику заболеваний?

5. Для каких профессий необходимо иметь развитое воображе­ние, а для каких — хорошую память? Можно ли вообще так ставить вопрос?

6. Что вы думаете по поводу высказывания: «убийца — это чело­век с недостаточно развитым воображением». Можно ли сказать это же о нерадивой медсестре?

7. О советском хирурге Ю.И. Морозове, впервые в 1976 г. осу­ществившем трансплантацию тимуса, говорили, что он видел свою
будущую операцию так живо и реально, что порой ему казалось, что он делал ее много раз. Какое воображение здесь преобладает?

8. Как воображение влияет на состояния организма?

9. Развитию какого профессионально важного качества сестрин­ского персонала способствует воображение?

Заполнить пробелы

1. Сновидение можно отнести к разряду форм воображения.

2. Во сне сохраняется__ реакций.

3. Во сне активным образом работает__ и___ память.

4. Способность управлять психофизиологическими состояния­ми организма с помощью воображения лежит в основе_________________________________________.

Верно или неверно

1. Воображение только непроизвольно влияет на психофизиоло­гические процессы в организме.

2. Во сне человек может принимать решения.

3. Эмпатия — это воображаемое перенесение себя в мысли чув­ства и действия другого.

Выбрать правильный ответ

1. Воображение помогает человеку составить представление об образах:

а) прошлого;

б) настоящего;

в) будущего.

Найти соответствие

     
 

Дополнительные вопросы и задания

1. Закончите рассказ: «По мокрой полоске суши между двумя большими лужами с деловым видом пробежала рыжая собака; не­ловко сражаясь с кривобоким зонтом, прошла большерукая девуш­ка; ветер было погнал обертку от мороженого, но потом, решив, что так легче, пустил по воде. Вдруг...».

2. Закончите рассказ: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка. Гурильная шаболда...».

3. Составьте логически связаный рассказ, используя продуктив­ное воображение и слова: привидение, пролетка, метеорит, флейта, арбуз.

4. Составьте логически связный рассказ, используя продуктив­ное воображение и слова по собственному усмотрению.

5. Приведите примеры неосознаваемой передачи информации в обыденной жизни и в профессиональной деятельности медсестры.

6. Опишите чувства, возникающие у вас при воспоминании о том, что треть жизни человек спит.

7. Широко известно явление, которое называется идеомоторным актом (греч. idea — идея, образ; лат. motor — приводящий в движе­ние) — переход представления о движении в реальное выполнение этого движения (иначе говоря, появление нервных импульсов, обес­печивающих движение, как только возникает представление о нем). Возьмите нитку с грузом и держите ее в вытянутой руке. Пред­ставьте, как этот груз описывает круги, вращается. Что произойдет через некоторое время?

8. Прочитайте приложение на с. 101. О каких заболеваниях упо­минается в отрывке? Что бы вы ответили герою романа, если бы он стал жаловаться вам на холеру, родильную горячку и т.д.?

9. Опишите одно из своих сновидений. Интерпретируйте его с точки зрения теории 3. Фрейда.

Ответы на вопросы

Заполнить пробелы

1. пассивных; 2. избирательность; 3. кратковременная и непро­извольная; 4. аутотренинга (аутогенной тренировки).

Верно или неверно

1 — неверно; 2 — верно; 3 — верно.

Выбрать правильный ответ

1. в.

Найти соответствие

1 - В; 2 - Б; 3 - А; 4 - Г.


Глава 6

МЫШЛЕНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ

Мышление — очень широкое понятие. Оно охватывает все «мыс­ленные действия, связанные с формированием понятий, решением задач, интеллектуальным функционированием, творчеством, слож­ным научением, памятью, символической обработкой информации, воображением и т.д.».

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно присутствует во всех других познавательных про­цессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.

Существуют различные классификации мышления. Выделяют продуктивное и репродуктивное мышление, творческое и нетворчес­кое мышление и т.д.

6.1. Мышление как процесс

Начальным моментом мышления является проблемная ситуация. Это ситуация, которая требует разрешения содержащей противоре­чие задачи. Для решения задачи необходимо найти наиболее под­ходящие способы, правила, средства. Это первая фаза решения за­дачи, так называемое предрешение задачи, которое заканчивается формулированием гипотез, выбором соответствующих средств и способов. В конце этой фазы появляется чувство понимания (оза­рения, инсайта и т.д.). Длительность фазы зависит от трудности задачи, эмоционального состояния человека, особенностей ситуа­ции, стратегий мышления.

Вторая фаза — исполнительская. Если этой фазе не предшествует обдумывание, она представляет собой беспорядочные и быстрые действия с целью нащупать правильное решение (метод проб и оши­бок). Такой вид мышления называется импульсивным. Если второй фазе предшествует фаза предрешения с предварительным выдви­


жением гипотез и их обдумыванием, то такое мышление называет­ся рефлексивным.

Для осуществления мыслительного процесса человек использу­ет операциональные компоненты мышления (мыслительные опера­ции): анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, клас­сификацию и систематизацию. Благодаря анализу происходят разделение целого на части и выделение отдельных признаков пред­метов и явлений. Синтез соединяет составные части в единое це­лое. Обычно анализ и синтез выступают в единстве. При сравнении устанавливаются сходство и различия между объектами. Абстраги­рование достигается выделением одних признаков и отвлечением от других. Обобщение призвано объединить объекты по их существен­ным признакам. При классификации происходят разделение и пос­ледующее объединение предметов по каким-либо признакам, а при систематизации — разделение и последующее объединение групп и классов, объектов и явлений.

Процесс мышления не замыкается только на сознательном уров­не. Цели, задачи, мотивы субъект мышления может не сразу осоз­нать. Так как они могут начинать формироваться в сфере невер­бального мышления, возможно их преобладание в общей структуре мыслительных процессов.

6.2. Виды и формы мышления

1. Наглядно-действенное мышление. Это вид мышления, опираю­щийся на непосредственное восприятие предметов в процессе дей­ствий с ними, — наиболее элементарная форма мышления. Может существовать только в условиях непосредственного восприятия поля манипулирования. У ребенка в возрасте до 1 года этот тип мышле­ния преобладает.

2. Наглядно-образное мышление. Это вид мышления, опирающийся на представления и образы. Человек оперирует наглядными изоб­ражениями предметов, их образами (рисунок, схема, план).

3. Словесно-логическое мышление (понятийное мышление) осу­ществляется при помощи логических операций с понятиями.

К формам мышления относятся понятие, суждение, умозаключе­ние.

Понятие — форма мышления, отражающая существенные свой­ства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом

или группой слов. Примеры основных понятий темы представлены в конце каждой главы.

Суждение — форма мышления, отражающая связи между пред­метами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо; мо­жет быть истинным или ложным. Пример: «После использования все предметы медицинского назначения, относящиеся к группе кри­тических, необходимо подвергнуть дезинфекции, предстерилиза- ционной очистке и стерилизации».

Умозаключение — форма мышления, при которой на основе не­скольких суждений делается определенный вывод. Например: «Анна выше, чем Берта. Берта выше, чем Вера. Кто самая высокая?» или «Гриша не старше Димы. Егор не моложе Димы. Кто самый моло­дой?».

6.3. Уровни определения понятий

На первом уровне слово-понятие вызывает систему эмоциональ­ных переживаний и наглядных образов. Этот уровень преобладает у детей дошкольного возраста. Например: «Кто такая медсестра?» Ответ: «Это тетенька в белом халате, она приходила к нам домой и колола в меня иглой».

На втором уровне происходит выделение несущественных при­знаков. Формирование понятия происходит на основе наглядных воспоминаний о качестве и функциях данного предмета. Человек мыслит, как бы припоминая. Например: «Кто такая медсестра?» Ответ: «Это женщина-медработник, она помогает врачу, делает уко­лы, дает таблетки, измеряет давление».

На третьем уровне человек дает определение через родовое и видовое отличие, т.е. находит для данного понятия понятие более обобщенное. При этом находится специфически существенный при­знак, отличающий определяемое понятие от других, входящих в этот род. Этот уровень понятий преобладает у взрослого человека.

Понятия второго уровня — это житейские понятия, которые формируются через личный практический опыт. Человек может иметь представление о том, что такое память, психика, психология, лекарство, процедура и т.д., но не сможет сформулировать и сло­весно определить свои представления. Будучи включенным в про­фессиональное образование, он учится давать определение любого понятия через его родовидовые отличия, т.е. научное понятие (см.

определения основных понятий курса в словаре психологических терминов).

6.4. Индивидуальные особенности мышления

К индивидуальным особенностям мышления можно отнести его активность, или продуктивность, включающую в себя показатели вербального или образного мышления; особенности мотивацион­ной сферы (силы и характера мотивов, доминирования внешних или внутренних, познавательных или непознавательных видов, со­циальной адекватности); особенности стратегий мышления [слу­чайный перебор (беспорядочные действия с целью нащупать пра­вильное решение), рациональный перебор (действия, направленные на выдвижение гипотез и их обдумывание), систематический пере­бор (планомерный последовательный перебор возможных путей решения задачи)]; динамические свойства (сверхбыстрое, замедлен­ное или заторможенное мышление); уровень обобщения призна­ков; критичность от очень низкой, когда все принимается на веру, до сверхвысокой, когда все подвергается сомнению и критике; ри­гидность (вязкость мышления).

В психологических исследованиях выявлен ряд зависимостей этих показателей от пола, возраста, образования, актуального эмоцио­нального состояния, прошлого опыта, установок, социальных ожи­даний.

Мышление достигает наивысших результатов к 30—40 годам, после чего отмечается спад показателей, в клинических вариантах

''        трактуемый как старческое слабоумие. Однако при соответствую­

щей поддержке и сохранении социальной активности возможно дли­тельное поддержание мыслительных процессов на стабильном уров­не.

Экспериментально установлено, что на процессы мышления влияют прежде всего личностные и когнитивные особенности', тре­вожность, экстра- и интровертированность, рефлексивность — им­пульсивность, аналитичность — синтетичность и т.д. Например, при дефиците времени или угрозе наказания многие люди, особенно тревожные или эмоционально неустойчивые, с готовностью исполь­зуют подсказки, советы извне, в результате чего снижаются кри­тичность и результативность мышления. Эти ситуации социально опасны, так как допускают манипулирование сознанием.

К социально-психологическим особенностям, влияющим на мыш­ление, можно отнести положение человека в социуме, конформ­ность, склонность к отстаиванию собственного мнения и своих взглядов, внушаемость, зависимость от общественного мнения.

Наиболее ярко индивидуальные особенности проявляются в си­туациях группового мышления, группового принятия решения (см. раздел 6.6).

6.5. Решение проблем

Мы предлагаем использовать для решения проблем этапы сест­ринского процесса. Напоминаем, что в контексте темы этапы вклю­чают обследование ситуации и сбор информации; выявление возмож­ных вариантов решения; планирование деятельности; осуществление плана; оценку результата.

На рис. 6.1. приводится диаграмма с использованием этого под­хода (первые 2 этапа) к решению проблемы: через 2 нед Алине нужно заплатить в кассу училища 200 руб. для допуска к пересдаче зачета по психологии.

6.6. Групповое принятие решений

При взаимодействии людей в сложных условиях возникает по­требность в групповом мышлении. Сравнение результатов группо­вого и индивидуального мышления не всегда бывает в пользу груп­пового. Исследования показывают, что сложная интеллектуальная деятельность может ухудшаться даже в случаях простого присут­ствия других людей. Однако при свободном групповом обсуждении проблемы, отсутствии страха наказания и напряженности, равно­правном положении всех участников дискуссии возможно не толь­ко повышение групповых результатов по сравнению с индивиду­альными, но и формулирование новых гипотез и принципов решения различных задач.

Групповое принятие решений — это групповое обсуждение какой- либо проблемы, в результате которого группа принимает опреде­ленное решение.

Процесс принятия группового решения состоит из 4 фаз:

• установление фактов (групповое интервью);


НУЖНЫ 200 РУБЛЕЙ


Рис. 6.1. Начальные шаги решения проблемы.


Глава 6. Мышление и интеллект О 115


 

 


• оценка фактов (мнения по поводу установленных фактов);

• поиск решения (возможно, по типу брейнсторминга);

• принятие решения.

После определения проблемы основная цель заключается в сбо­ре фактов. Это 1-я фаза. В этот период участники воздерживаются от оценки собираемых фактов. Один из участников группы запи­сывает всю поступающую от членов группы информацию.

2-я фаза — оценочная. Участники имеют возможность говорить все, что они думают о собранных фактах.

Во время 3-й фазы происходит поиск решения. Мы попробуем найти решение с помощью брейнсторминга (англ, brain storming — мозговой штурм). Мозговой штурм (мозговая атака) — это методи­ка группового решения задач, при которой участники садятся в круг и высказывают идеи и возможные решения.

Никто не должен никаким образом критиковать мнения других участников. Группа должна высказать максимальное количество идей по поводу решения одной конкретной проблемы.

СОВЕРШЕННО АБСУРДНЫХ ИДЕЙ НЕ БЫВАЕТ!

В работе принимают участие наблюдатели-секретари. Они фик­сируют все, что говорится, даже то, что, по их мнению, не имеет никакого значения. Они должны быть очень внимательны и запи­сывать даже шутки, остроты и т.д. Наблюдатели должны разделить между собой участников для регистрации их высказываний. Они не должны фиксировать, кому принадлежат высказывания, и ни в коем случае не принимать участия в дискуссии.

4-я фаза — это фаза принятия решения. Группа отбирает одни решения, объединяет другие и приходит к окончательному, удов­летворяющему всех участников варианту.

Если во время группового принятия решения по проблеме воз­никает конфликт, то руководитель не должен терять контроль за ходом процесса принятия решения. Он должен создавать вокруг себя атмосферу доверия, и либо не высказывать мнения вообще, либо высказываться в духе, желательном, как кажется участникам, для руководителя.

Установка лидера на сотрудничество требует от него умения:

1. Создавать условия и поощрять свободное выражение чувств и установок.

2. Не мешать говорить и уметь слушать. Не пытаться заполнять паузы.

3. Принимать проявляемые чувства, что вовсе не означает их одобрения или согласия с ними. Их следует принимать как факты (погода).

4. Выражать самому чувства, которые, по его мнению, испыты­вают участники.

В случае конфликта между лидером и группой необходимо дать возможность каждому высказаться по поводу того, что он считает неправильным.

6.7. Творческое мышление

Существуют два типа мышления: конвергентное — мышление, сосредоточенное на поиске единственно правильного решения про­блемы, и дивергентное — мышление, направленное на поиск как можно большего числа вариантов решения проблемы. Дивергент­ное мышление характерно для творческих людей.

Творческое мышление — это мышление, результатом которого яв­ляется открытие принципиально нового или усовершенствование уже существующего решения той или иной задачи.

Основные характеристики творческого мышления[XIV]:

пластичность — способность найти множество решений проблемы;

подвижность — способность перейти от одного аспекта пробле­мы к другому;

оригинальность — способность найти неожиданное, непривыч­ное решение.

Способность видеть вещи в новом свете называется креативнос­тью. Креативность делает процесс мышления увлекательным и по­могает находить новые решения старых проблем. Каким образом уменьшить количество опозданий студентов и преподавателей на занятия? Как организовать уход за цветами в кабинете сестринско­го дела летом во время каникул? Каким образом можно снизить бдительность преподавателя на контрольной работе? Что можно использовать для приготовления шпаргалок? Что делать с курящи­ми пациентами, которые не могут покинуть палату? и т.д.

Психологи единодушны в том, что креативность и интеллект как способность приспособления к новым условиям — не одно и то же. Не все люди с высоким коэффициентом интеллекта обладают креативностью.

Что мешает человеку быть творческой личностью? Только ли отсутствие развитых творческих способностей или также что-то другое, не имеющее прямого отношения к творчеству как к таково­му? Американские психологи считают, что серьезным препятстви­ем на пути к творческому мышлению могут выступать:

конформизм — желание быть похожим на других. Человек опаса­ется высказывать необычные идеи из-за боязни показаться смеш­ным или не очень умным;

боязнь показаться слишком экстравагантным или даже агрессив­ным в своем неприятии и критике мнений других людей. В ос­новном мы воспитаны таким образом, что критиковать человека — значит быть по отношению к нему невежливым, проявить неува­жение. В данном случае приобретение вежливости, тактичнос­ти, корректности и прочих полезных качеств происходит путем утраты другого, не менее ценного качества: сметь, иметь и уметь отстаивать и защищать собственное мнение, не заботясь о том, понравится или не понравится оно окружающим;

боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем;

высокоразвитая тревожность. Человек, обладающий этим каче­ством, обычно очень не уверен в себе, боится открыто высказы­вать свои идеи;

завышенная оценка значимости своих собственных идей. Они нам настолько нравятся, что мы решаем оставить их при себе.

6.8. Саногенное мышление

Одним из приемов психической саморегуляции своего эмоцио­нального состояния является саногенное мышление (автор методики Ю.М. Орлов). Обратимся вначале к основным чертам патогенного мышления.

1. Полная свобода воображения от контроля, мечтательность, отрыв от реальности. Например, обдумывая обиду, человек неволь­но начинает предвосхищать наказание обидчиков, разрабатывая планы мести.

2. Сочетание каждого акта такого воображения с отрицатель­ными переживаниями. Образы приобретают большую энергию чувств, способствуют накоплению отрицательного опыта и фик­сируются в последующем в чертах характера, например обижен­ный становится обидчиком, ревнивый превращается в параноика и т.д.

3. Исключение рефлексии. Человек полностью включен в ситу­ацию, обрастающую комплексами отрицательных образов.

4. Тенденция лелеять и сохранять эти отрицательные образова­ния — обиду, ревность, зависть, вину — без стремления отделаться от них. Неприятие принципов психогигиены и психической само­регуляции.

Саногенное мышление, наоборот, способствует оздоровлению пси­хики, снятию внутренней напряженности, устранению застарелых обид, комплексов и т.д. Основные черты саногенного мышления:

1. Рефлексия и интроспекция, отделяющие Я от ситуации, и наблюдение себя и ситуации как бы со стороны.

2. Проигрывание ситуаций стресса на фоне релаксации.

3. Конкретное представление тех психических состояний (оби­да, ревность и т.д.), которые контролируются.

4. Погружение в себя на фоне аутогенной релаксации.

Методика обучения саногенному мышлению включает:

• ясное представление положительного переживания, например, от учебы или творчества и воспроизведение его образа в созна­нии (рабочий стол, учебники, сцена и т.д.);

• ясное представление ожидаемой цели и результата сделанного без включения в отрицательные свойства предмета или события;

• сосредоточение мысли на том, что результат интересен сам по себе безотносительно к его оценке окружающими — творческий труд ради самого процесса труда;

• при подведении итогов награждение себя за то, что вы сделали задание именно таким образом, каким представляли.

Для успешного самовоспитания полезно регистрировать свои результаты или отражать их в дневнике или записках. Не следует злоупотреблять приказами. В некоторых случаях действительно сле­дует приказать себе сделать действия, предусмотренные програм­мой самовоспитания, например, прочитать 20 страниц, сделать за­рядку и т.д. Однако любой приказ есть насилие над собой и постоянное пользование самоприказами не приводит к формиро­ванию новых черт, а вырабатывает способность к эффективному насилию над собой. Задача самовоспитания — соединить желаемое с нужным и полезным.


120 < Раздел I. Обшая психология

6.9. Нарушения мышления

Существуют различные классификации нарушений мышления. В этом пособии за основу взята классификация, упоминаемая А.Л. Гройсманом.

1. По темпу: ускорение (повышение темпа мышления) или за­медление (заторможенность, падение темпа мышления).

2. По стройности: разорванность (нет связи между мыслями и предложениями); бессвязность (нет связи между слогами); шперрун- ги (перерывы мышления) и т.д.

3. Нарушение целенаправленности мышления: резонерство (пу­стые, бесплодные рассуждения); аутизм (одностороннее, захваты­вающее лишь внутренний мир больного мышление); обстоятель­ность (топтание вокруг несущественных обстоятельств) и т.д.

4. Нарушение продуктивности мышления: навязчивые и сверх­ценные идеи, бредовые идеи, неологизмы.

Бредовые идеи — ошибочные умозаключения, возникающие на болезненной основе, полностью овладевающие сознанием пациен­та и не поддающиеся коррекции. Различают бред преследования, бред отравления, сутяжный бред, любовный бред, бред ревности, ипохондрический бред, бред самообвинения и самоуничижения, бред изобретательства, бред величия. Близка к ипохондрическому бреду начинающаяся в молодом возрасте дисморфомания. Это бре­довая убежденность в физическом недостатке, обычно видимых частей тела: формы или величины носа, ушей, зубов, рук или в распространении неприятных запахов (кишечных газов, мочи и т.д.).

Сверхценные идеи — суждения, доминирующие в сознании и воз­никающие на базе реальных факторов, значение которых резко преувеличено.

Навязчивости (обсессии) — насильственно возникающие мысли и переживания, завладевающие пациентом и при этом чуждые его личности. Человек осознает неоправданность или нелепость на­вязчивостей, но подавить усилием воли их не может. Поддаются коррекции. Различают навязчивый счет, навязчивые воспомина­ния, навязчивые действия, навязчивые желания, сомнения, вле­чения и т.д.

Медсестре важно помнить о навязчивых страхах — фобиях', кан­церофобии, сифилофобии, кардиофобии и других нозофобиях, та- натофобии, мизофобии, клаустрофобии, агорафобии, эритрофобии, андрофобии, фобофобии, трискайдекафобии, акрофобии и т.д. При навязчивости пациент никогда не реализует своего желания, в от-


КОМПУЛЬСИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА

J. Wolpe описывает компульсивное расстройство, связанное с мытьем рук, у 18-летнего юноши. Навязчивая идея была основана главным обра­зом на боязни испачкать других людей своей мочой. После каждого мо­чеиспускания он посвящал 45 мин ритуалу омовения половых органов, а затем больше 2 ч мыл руки. Кроме того, каждое утро, проснувшись, он около 4 ч проводил под душем. К этим эпизодам добавлялись и все другие неизбежные в течение дня случаи загрязнения, поэтому он при­нял решение большую часть дня проводить в постели.

Возникновение расстройства связано с тем, что родители заставляли его до 15-летнего возраста спать в одной постели с сестрой, которая была на 2 года старше, и не могла спать в одиночестве. Возникшие у него в отношении сестры сексуальные реакции побудили в нем чувство вины и стыда. В отношении родителей, помимо раздражения, возникли мысли об их смерти, которые вскоре привели его в ужас и сделали еще более презренным в собственных глазах.

После годового лечения десенсибилизацией продолжительность мы­тья рук упала до 3 мин, а душа - до 20 мин.

3. Фрейд описывает 19-летнюю девушку с неврозом навязчивости. Каждый раз перед сном она совершала ритуал. Прежде всего она оста­навливала большие часы с маятником, а затем выносила из комнаты все другие часы. Затем она ставила на письменный стол все цветочные гор­шки и вазы, чтобы они не разбились ночью, открывала дверь между своей комнатой и комнатой родителей и закрепляла в таком положении.

На кровати большая подушка в изголовье не должна касаться дере­вянных частей кровати, маленькая подушка для головы должна лежать на большой ромбом. Больная кладет голову вдоль диагонали этого ром­ба. Пуховую перину нужно предварительно встряхнуть так, чтобы ее ниж­ний конец стал толще головного конца. Но после этого больная тотчас разрушает всю работу, сплющивая сделанное в перине утолщение.

Каждое действие проверяется. Вся работа длится час или два, в тече­ние которых ни сама девушка, ни ее испуганные родители не могут ус­нуть.

Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т.2. - М.: Мир, 1996. - С. 192—193, 200.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.104 с.)