Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сновидение - осуществление желания.
Фрейд описывает сон своего молодого коллеги, который любил поспать. Хозяйка, у которой он жил, имела строгий приказ будить его каждое утро, но ей всегда приходилось долго мучиться, пока он просыпался. Однажды утром он спал очень крепко. Хозяйка постучала в дверь и сказала, что пора вставать и идти в больницу. Ему тотчас приснилась комната в больнице и кровать, на которой он лежал. Он подумал во сне: «Раз уж я в больнице, значит, мне туда уже не нужно идти», - повернулся и продолжал спать. Другое сновидение было сообщено пациенткой Фрейда в виде протеста против его теории сновидений как осуществления желаний: «У моей сестры теперь всего один сын Карл. Старший Отто умер, когда я еще жила у нее в доме. Отто был моим любимцем, я его воспитала. Младшего я тоже люблю, правда, не так, как любила Отто. Сегодня ночью мне вдруг приснилось, что Карл умер. Он лежит в гробу. Вокруг него горят свечи, как тогда вокруг Отто. Что это значит? Разве я такая дурная, что могла пожелать смерти единственному ребенку своей сестры? Или мне хотелось, чтобы умер Карл, а не Отто, которого я любила гораздо больше?». Фрейд дал свое толкование сновидения, которое потом подтвердилось, тем более что он знал историю жизни пациентки. Рано осиротев, девушка воспитывалась в доме своей сестры и встретила там человека, которого полюбила. Счастливому исходу событий помешала сестра. После разрыва этот человек прекратил бывать в доме, да и сама пациентка после смерти Отто ушла от сестры. Она по-прежнему любила этого человека, но гордость не позволяла ей встречаться с ним. В то же время она старалась присутствовать на всех мероприятиях, где он бывал, чтобы увидеть его. Фрейд спросил у нее, не помнит ли она о каком-либо событии, тесно связанном со смертью маленького Отто. Она ответила: «Конечно, в тот день к нам в дом пришел профессор, я после долгого промежутка свиделась с ним у гроба мальчика». Фрейд ответил: «Если бы теперь умер второй мальчик, повторилось бы то же самое. Сновидение означает не что иное, как ваше желание снова увидеться с ним, желание, с которым вы внутренне боретесь». Фрейд 3. Толкование сновидений. Пер. с нем. - Минск: ООО «Попурри», 1997. - С. 134, 162-163. Выводы 1. Воображение — это создание новых образов на основе ранее сформированных представлений.
2. Воображение позволяет человеку представить возможные стратегии поведения, чтобы выбрать наилучшую. 3. Выделяют активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное воображение. 4. С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма. 5. У особенно чувствительных, эмоционально неуравновешенных людей богатое воображение может приводить к так называемым психосоматическим расстройствам. 6. Воображение способствует развитию профессионально важных качеств сестринского персонала. 7. Одним из видов воображения является сновидение. 3. Фрейд полагал, что сновидения представляют скрытое выражение наших желаний. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: активное воображение, аутогенная тренировка, воображение, пассивное воображение, продуктивное воображение, репродуктивное воображение, сновидения, эмпатия. Материал для самопроверки к главе 5 Вопросы для самопроверки 1. Какие виды воображения вы знаете? 2. Когда, где и каким образом медсестра сталкивается с работой воображения? 3. К развитию какой патологии может привести неуемная фантазия? 4. Как воображение у детей влияет на диагностику заболеваний? 5. Для каких профессий необходимо иметь развитое воображение, а для каких — хорошую память? Можно ли вообще так ставить вопрос? 6. Что вы думаете по поводу высказывания: «убийца — это человек с недостаточно развитым воображением». Можно ли сказать это же о нерадивой медсестре? 7. О советском хирурге Ю.И. Морозове, впервые в 1976 г. осуществившем трансплантацию тимуса, говорили, что он видел свою 8. Как воображение влияет на состояния организма? 9. Развитию какого профессионально важного качества сестринского персонала способствует воображение? Заполнить пробелы 1. Сновидение можно отнести к разряду форм воображения. 2. Во сне сохраняется__ реакций. 3. Во сне активным образом работает__ и___ память. 4. Способность управлять психофизиологическими состояниями организма с помощью воображения лежит в основе_________________________________________.
Верно или неверно 1. Воображение только непроизвольно влияет на психофизиологические процессы в организме. 2. Во сне человек может принимать решения. 3. Эмпатия — это воображаемое перенесение себя в мысли чувства и действия другого. Выбрать правильный ответ 1. Воображение помогает человеку составить представление об образах: а) прошлого; б) настоящего; в) будущего. Найти соответствие Дополнительные вопросы и задания 1. Закончите рассказ: «По мокрой полоске суши между двумя большими лужами с деловым видом пробежала рыжая собака; неловко сражаясь с кривобоким зонтом, прошла большерукая девушка; ветер было погнал обертку от мороженого, но потом, решив, что так легче, пустил по воде. Вдруг...». 2. Закончите рассказ: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка. Гурильная шаболда...». 3. Составьте логически связаный рассказ, используя продуктивное воображение и слова: привидение, пролетка, метеорит, флейта, арбуз. 4. Составьте логически связный рассказ, используя продуктивное воображение и слова по собственному усмотрению. 5. Приведите примеры неосознаваемой передачи информации в обыденной жизни и в профессиональной деятельности медсестры. 6. Опишите чувства, возникающие у вас при воспоминании о том, что треть жизни человек спит. 7. Широко известно явление, которое называется идеомоторным актом (греч. idea — идея, образ; лат. motor — приводящий в движение) — переход представления о движении в реальное выполнение этого движения (иначе говоря, появление нервных импульсов, обеспечивающих движение, как только возникает представление о нем). Возьмите нитку с грузом и держите ее в вытянутой руке. Представьте, как этот груз описывает круги, вращается. Что произойдет через некоторое время? 8. Прочитайте приложение на с. 101. О каких заболеваниях упоминается в отрывке? Что бы вы ответили герою романа, если бы он стал жаловаться вам на холеру, родильную горячку и т.д.? 9. Опишите одно из своих сновидений. Интерпретируйте его с точки зрения теории 3. Фрейда. Ответы на вопросы Заполнить пробелы 1. пассивных; 2. избирательность; 3. кратковременная и непроизвольная; 4. аутотренинга (аутогенной тренировки). Верно или неверно 1 — неверно; 2 — верно; 3 — верно. Выбрать правильный ответ 1. в. Найти соответствие 1 - В; 2 - Б; 3 - А; 4 - Г. Глава 6 МЫШЛЕНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ Мышление — очень широкое понятие. Оно охватывает все «мысленные действия, связанные с формированием понятий, решением задач, интеллектуальным функционированием, творчеством, сложным научением, памятью, символической обработкой информации, воображением и т.д.». На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Существуют различные классификации мышления. Выделяют продуктивное и репродуктивное мышление, творческое и нетворческое мышление и т.д. 6.1. Мышление как процесс Начальным моментом мышления является проблемная ситуация. Это ситуация, которая требует разрешения содержащей противоречие задачи. Для решения задачи необходимо найти наиболее подходящие способы, правила, средства. Это первая фаза решения задачи, так называемое предрешение задачи, которое заканчивается формулированием гипотез, выбором соответствующих средств и способов. В конце этой фазы появляется чувство понимания (озарения, инсайта и т.д.). Длительность фазы зависит от трудности задачи, эмоционального состояния человека, особенностей ситуации, стратегий мышления.
Вторая фаза — исполнительская. Если этой фазе не предшествует обдумывание, она представляет собой беспорядочные и быстрые действия с целью нащупать правильное решение (метод проб и ошибок). Такой вид мышления называется импульсивным. Если второй фазе предшествует фаза предрешения с предварительным выдви жением гипотез и их обдумыванием, то такое мышление называется рефлексивным. Для осуществления мыслительного процесса человек использует операциональные компоненты мышления (мыслительные операции): анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификацию и систематизацию. Благодаря анализу происходят разделение целого на части и выделение отдельных признаков предметов и явлений. Синтез соединяет составные части в единое целое. Обычно анализ и синтез выступают в единстве. При сравнении устанавливаются сходство и различия между объектами. Абстрагирование достигается выделением одних признаков и отвлечением от других. Обобщение призвано объединить объекты по их существенным признакам. При классификации происходят разделение и последующее объединение предметов по каким-либо признакам, а при систематизации — разделение и последующее объединение групп и классов, объектов и явлений. Процесс мышления не замыкается только на сознательном уровне. Цели, задачи, мотивы субъект мышления может не сразу осознать. Так как они могут начинать формироваться в сфере невербального мышления, возможно их преобладание в общей структуре мыслительных процессов. 6.2. Виды и формы мышления 1. Наглядно-действенное мышление. Это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними, — наиболее элементарная форма мышления. Может существовать только в условиях непосредственного восприятия поля манипулирования. У ребенка в возрасте до 1 года этот тип мышления преобладает. 2. Наглядно-образное мышление. Это вид мышления, опирающийся на представления и образы. Человек оперирует наглядными изображениями предметов, их образами (рисунок, схема, план).
3. Словесно-логическое мышление (понятийное мышление) осуществляется при помощи логических операций с понятиями. К формам мышления относятся понятие, суждение, умозаключение. Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Примеры основных понятий темы представлены в конце каждой главы. Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо; может быть истинным или ложным. Пример: «После использования все предметы медицинского назначения, относящиеся к группе критических, необходимо подвергнуть дезинфекции, предстерилиза- ционной очистке и стерилизации». Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Например: «Анна выше, чем Берта. Берта выше, чем Вера. Кто самая высокая?» или «Гриша не старше Димы. Егор не моложе Димы. Кто самый молодой?». 6.3. Уровни определения понятий На первом уровне слово-понятие вызывает систему эмоциональных переживаний и наглядных образов. Этот уровень преобладает у детей дошкольного возраста. Например: «Кто такая медсестра?» Ответ: «Это тетенька в белом халате, она приходила к нам домой и колола в меня иглой». На втором уровне происходит выделение несущественных признаков. Формирование понятия происходит на основе наглядных воспоминаний о качестве и функциях данного предмета. Человек мыслит, как бы припоминая. Например: «Кто такая медсестра?» Ответ: «Это женщина-медработник, она помогает врачу, делает уколы, дает таблетки, измеряет давление». На третьем уровне человек дает определение через родовое и видовое отличие, т.е. находит для данного понятия понятие более обобщенное. При этом находится специфически существенный признак, отличающий определяемое понятие от других, входящих в этот род. Этот уровень понятий преобладает у взрослого человека. Понятия второго уровня — это житейские понятия, которые формируются через личный практический опыт. Человек может иметь представление о том, что такое память, психика, психология, лекарство, процедура и т.д., но не сможет сформулировать и словесно определить свои представления. Будучи включенным в профессиональное образование, он учится давать определение любого понятия через его родовидовые отличия, т.е. научное понятие (см. определения основных понятий курса в словаре психологических терминов). 6.4. Индивидуальные особенности мышления К индивидуальным особенностям мышления можно отнести его активность, или продуктивность, включающую в себя показатели вербального или образного мышления; особенности мотивационной сферы (силы и характера мотивов, доминирования внешних или внутренних, познавательных или непознавательных видов, социальной адекватности); особенности стратегий мышления [случайный перебор (беспорядочные действия с целью нащупать правильное решение), рациональный перебор (действия, направленные на выдвижение гипотез и их обдумывание), систематический перебор (планомерный последовательный перебор возможных путей решения задачи)]; динамические свойства (сверхбыстрое, замедленное или заторможенное мышление); уровень обобщения признаков; критичность от очень низкой, когда все принимается на веру, до сверхвысокой, когда все подвергается сомнению и критике; ригидность (вязкость мышления).
В психологических исследованиях выявлен ряд зависимостей этих показателей от пола, возраста, образования, актуального эмоционального состояния, прошлого опыта, установок, социальных ожиданий. Мышление достигает наивысших результатов к 30—40 годам, после чего отмечается спад показателей, в клинических вариантах '' трактуемый как старческое слабоумие. Однако при соответствую щей поддержке и сохранении социальной активности возможно длительное поддержание мыслительных процессов на стабильном уровне. Экспериментально установлено, что на процессы мышления влияют прежде всего личностные и когнитивные особенности', тревожность, экстра- и интровертированность, рефлексивность — импульсивность, аналитичность — синтетичность и т.д. Например, при дефиците времени или угрозе наказания многие люди, особенно тревожные или эмоционально неустойчивые, с готовностью используют подсказки, советы извне, в результате чего снижаются критичность и результативность мышления. Эти ситуации социально опасны, так как допускают манипулирование сознанием. К социально-психологическим особенностям, влияющим на мышление, можно отнести положение человека в социуме, конформность, склонность к отстаиванию собственного мнения и своих взглядов, внушаемость, зависимость от общественного мнения. Наиболее ярко индивидуальные особенности проявляются в ситуациях группового мышления, группового принятия решения (см. раздел 6.6). 6.5. Решение проблем Мы предлагаем использовать для решения проблем этапы сестринского процесса. Напоминаем, что в контексте темы этапы включают обследование ситуации и сбор информации; выявление возможных вариантов решения; планирование деятельности; осуществление плана; оценку результата. На рис. 6.1. приводится диаграмма с использованием этого подхода (первые 2 этапа) к решению проблемы: через 2 нед Алине нужно заплатить в кассу училища 200 руб. для допуска к пересдаче зачета по психологии. 6.6. Групповое принятие решений При взаимодействии людей в сложных условиях возникает потребность в групповом мышлении. Сравнение результатов группового и индивидуального мышления не всегда бывает в пользу группового. Исследования показывают, что сложная интеллектуальная деятельность может ухудшаться даже в случаях простого присутствия других людей. Однако при свободном групповом обсуждении проблемы, отсутствии страха наказания и напряженности, равноправном положении всех участников дискуссии возможно не только повышение групповых результатов по сравнению с индивидуальными, но и формулирование новых гипотез и принципов решения различных задач. Групповое принятие решений — это групповое обсуждение какой- либо проблемы, в результате которого группа принимает определенное решение. Процесс принятия группового решения состоит из 4 фаз: • установление фактов (групповое интервью);
• оценка фактов (мнения по поводу установленных фактов); • поиск решения (возможно, по типу брейнсторминга); • принятие решения. После определения проблемы основная цель заключается в сборе фактов. Это 1-я фаза. В этот период участники воздерживаются от оценки собираемых фактов. Один из участников группы записывает всю поступающую от членов группы информацию. 2-я фаза — оценочная. Участники имеют возможность говорить все, что они думают о собранных фактах. Во время 3-й фазы происходит поиск решения. Мы попробуем найти решение с помощью брейнсторминга (англ, brain storming — мозговой штурм). Мозговой штурм (мозговая атака) — это методика группового решения задач, при которой участники садятся в круг и высказывают идеи и возможные решения. Никто не должен никаким образом критиковать мнения других участников. Группа должна высказать максимальное количество идей по поводу решения одной конкретной проблемы. СОВЕРШЕННО АБСУРДНЫХ ИДЕЙ НЕ БЫВАЕТ! В работе принимают участие наблюдатели-секретари. Они фиксируют все, что говорится, даже то, что, по их мнению, не имеет никакого значения. Они должны быть очень внимательны и записывать даже шутки, остроты и т.д. Наблюдатели должны разделить между собой участников для регистрации их высказываний. Они не должны фиксировать, кому принадлежат высказывания, и ни в коем случае не принимать участия в дискуссии. 4-я фаза — это фаза принятия решения. Группа отбирает одни решения, объединяет другие и приходит к окончательному, удовлетворяющему всех участников варианту. Если во время группового принятия решения по проблеме возникает конфликт, то руководитель не должен терять контроль за ходом процесса принятия решения. Он должен создавать вокруг себя атмосферу доверия, и либо не высказывать мнения вообще, либо высказываться в духе, желательном, как кажется участникам, для руководителя. Установка лидера на сотрудничество требует от него умения: 1. Создавать условия и поощрять свободное выражение чувств и установок. 2. Не мешать говорить и уметь слушать. Не пытаться заполнять паузы. 3. Принимать проявляемые чувства, что вовсе не означает их одобрения или согласия с ними. Их следует принимать как факты (погода). 4. Выражать самому чувства, которые, по его мнению, испытывают участники. В случае конфликта между лидером и группой необходимо дать возможность каждому высказаться по поводу того, что он считает неправильным. 6.7. Творческое мышление Существуют два типа мышления: конвергентное — мышление, сосредоточенное на поиске единственно правильного решения проблемы, и дивергентное — мышление, направленное на поиск как можно большего числа вариантов решения проблемы. Дивергентное мышление характерно для творческих людей. Творческое мышление — это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствование уже существующего решения той или иной задачи. Основные характеристики творческого мышления[XIV]: • пластичность — способность найти множество решений проблемы; • подвижность — способность перейти от одного аспекта проблемы к другому; • оригинальность — способность найти неожиданное, непривычное решение. Способность видеть вещи в новом свете называется креативностью. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем. Каким образом уменьшить количество опозданий студентов и преподавателей на занятия? Как организовать уход за цветами в кабинете сестринского дела летом во время каникул? Каким образом можно снизить бдительность преподавателя на контрольной работе? Что можно использовать для приготовления шпаргалок? Что делать с курящими пациентами, которые не могут покинуть палату? и т.д. Психологи единодушны в том, что креативность и интеллект как способность приспособления к новым условиям — не одно и то же. Не все люди с высоким коэффициентом интеллекта обладают креативностью. Что мешает человеку быть творческой личностью? Только ли отсутствие развитых творческих способностей или также что-то другое, не имеющее прямого отношения к творчеству как к таковому? Американские психологи считают, что серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут выступать: • конформизм — желание быть похожим на других. Человек опасается высказывать необычные идеи из-за боязни показаться смешным или не очень умным; • боязнь показаться слишком экстравагантным или даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей. В основном мы воспитаны таким образом, что критиковать человека — значит быть по отношению к нему невежливым, проявить неуважение. В данном случае приобретение вежливости, тактичности, корректности и прочих полезных качеств происходит путем утраты другого, не менее ценного качества: сметь, иметь и уметь отстаивать и защищать собственное мнение, не заботясь о том, понравится или не понравится оно окружающим; • боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем; • высокоразвитая тревожность. Человек, обладающий этим качеством, обычно очень не уверен в себе, боится открыто высказывать свои идеи; • завышенная оценка значимости своих собственных идей. Они нам настолько нравятся, что мы решаем оставить их при себе. 6.8. Саногенное мышление Одним из приемов психической саморегуляции своего эмоционального состояния является саногенное мышление (автор методики Ю.М. Орлов). Обратимся вначале к основным чертам патогенного мышления. 1. Полная свобода воображения от контроля, мечтательность, отрыв от реальности. Например, обдумывая обиду, человек невольно начинает предвосхищать наказание обидчиков, разрабатывая планы мести. 2. Сочетание каждого акта такого воображения с отрицательными переживаниями. Образы приобретают большую энергию чувств, способствуют накоплению отрицательного опыта и фиксируются в последующем в чертах характера, например обиженный становится обидчиком, ревнивый превращается в параноика и т.д. 3. Исключение рефлексии. Человек полностью включен в ситуацию, обрастающую комплексами отрицательных образов. 4. Тенденция лелеять и сохранять эти отрицательные образования — обиду, ревность, зависть, вину — без стремления отделаться от них. Неприятие принципов психогигиены и психической саморегуляции. Саногенное мышление, наоборот, способствует оздоровлению психики, снятию внутренней напряженности, устранению застарелых обид, комплексов и т.д. Основные черты саногенного мышления: 1. Рефлексия и интроспекция, отделяющие Я от ситуации, и наблюдение себя и ситуации как бы со стороны. 2. Проигрывание ситуаций стресса на фоне релаксации. 3. Конкретное представление тех психических состояний (обида, ревность и т.д.), которые контролируются. 4. Погружение в себя на фоне аутогенной релаксации. Методика обучения саногенному мышлению включает: • ясное представление положительного переживания, например, от учебы или творчества и воспроизведение его образа в сознании (рабочий стол, учебники, сцена и т.д.); • ясное представление ожидаемой цели и результата сделанного без включения в отрицательные свойства предмета или события; • сосредоточение мысли на том, что результат интересен сам по себе безотносительно к его оценке окружающими — творческий труд ради самого процесса труда; • при подведении итогов награждение себя за то, что вы сделали задание именно таким образом, каким представляли. Для успешного самовоспитания полезно регистрировать свои результаты или отражать их в дневнике или записках. Не следует злоупотреблять приказами. В некоторых случаях действительно следует приказать себе сделать действия, предусмотренные программой самовоспитания, например, прочитать 20 страниц, сделать зарядку и т.д. Однако любой приказ есть насилие над собой и постоянное пользование самоприказами не приводит к формированию новых черт, а вырабатывает способность к эффективному насилию над собой. Задача самовоспитания — соединить желаемое с нужным и полезным. 120 < Раздел I. Обшая психология 6.9. Нарушения мышления Существуют различные классификации нарушений мышления. В этом пособии за основу взята классификация, упоминаемая А.Л. Гройсманом. 1. По темпу: ускорение (повышение темпа мышления) или замедление (заторможенность, падение темпа мышления). 2. По стройности: разорванность (нет связи между мыслями и предложениями); бессвязность (нет связи между слогами); шперрун- ги (перерывы мышления) и т.д. 3. Нарушение целенаправленности мышления: резонерство (пустые, бесплодные рассуждения); аутизм (одностороннее, захватывающее лишь внутренний мир больного мышление); обстоятельность (топтание вокруг несущественных обстоятельств) и т.д. 4. Нарушение продуктивности мышления: навязчивые и сверхценные идеи, бредовые идеи, неологизмы. Бредовые идеи — ошибочные умозаключения, возникающие на болезненной основе, полностью овладевающие сознанием пациента и не поддающиеся коррекции. Различают бред преследования, бред отравления, сутяжный бред, любовный бред, бред ревности, ипохондрический бред, бред самообвинения и самоуничижения, бред изобретательства, бред величия. Близка к ипохондрическому бреду начинающаяся в молодом возрасте дисморфомания. Это бредовая убежденность в физическом недостатке, обычно видимых частей тела: формы или величины носа, ушей, зубов, рук или в распространении неприятных запахов (кишечных газов, мочи и т.д.). Сверхценные идеи — суждения, доминирующие в сознании и возникающие на базе реальных факторов, значение которых резко преувеличено. Навязчивости (обсессии) — насильственно возникающие мысли и переживания, завладевающие пациентом и при этом чуждые его личности. Человек осознает неоправданность или нелепость навязчивостей, но подавить усилием воли их не может. Поддаются коррекции. Различают навязчивый счет, навязчивые воспоминания, навязчивые действия, навязчивые желания, сомнения, влечения и т.д. Медсестре важно помнить о навязчивых страхах — фобиях', канцерофобии, сифилофобии, кардиофобии и других нозофобиях, та- натофобии, мизофобии, клаустрофобии, агорафобии, эритрофобии, андрофобии, фобофобии, трискайдекафобии, акрофобии и т.д. При навязчивости пациент никогда не реализует своего желания, в от- КОМПУЛЬСИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА J. Wolpe описывает компульсивное расстройство, связанное с мытьем рук, у 18-летнего юноши. Навязчивая идея была основана главным образом на боязни испачкать других людей своей мочой. После каждого мочеиспускания он посвящал 45 мин ритуалу омовения половых органов, а затем больше 2 ч мыл руки. Кроме того, каждое утро, проснувшись, он около 4 ч проводил под душем. К этим эпизодам добавлялись и все другие неизбежные в течение дня случаи загрязнения, поэтому он принял решение большую часть дня проводить в постели. Возникновение расстройства связано с тем, что родители заставляли его до 15-летнего возраста спать в одной постели с сестрой, которая была на 2 года старше, и не могла спать в одиночестве. Возникшие у него в отношении сестры сексуальные реакции побудили в нем чувство вины и стыда. В отношении родителей, помимо раздражения, возникли мысли об их смерти, которые вскоре привели его в ужас и сделали еще более презренным в собственных глазах. После годового лечения десенсибилизацией продолжительность мытья рук упала до 3 мин, а душа - до 20 мин. 3. Фрейд описывает 19-летнюю девушку с неврозом навязчивости. Каждый раз перед сном она совершала ритуал. Прежде всего она останавливала большие часы с маятником, а затем выносила из комнаты все другие часы. Затем она ставила на письменный стол все цветочные горшки и вазы, чтобы они не разбились ночью, открывала дверь между своей комнатой и комнатой родителей и закрепляла в таком положении. На кровати большая подушка в изголовье не должна касаться деревянных частей кровати, маленькая подушка для головы должна лежать на большой ромбом. Больная кладет голову вдоль диагонали этого ромба. Пуховую перину нужно предварительно встряхнуть так, чтобы ее нижний конец стал толще головного конца. Но после этого больная тотчас разрушает всю работу, сплющивая сделанное в перине утолщение. Каждое действие проверяется. Вся работа длится час или два, в течение которых ни сама девушка, ни ее испуганные родители не могут уснуть. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т.2. - М.: Мир, 1996. - С. 192—193, 200.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.104 с.) |