Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мышление и пищевое поведение
В подростковом и юношеском возрасте человек начинает проявлять повышенную озабоченность своим внешним обликом. Юношей в основном беспокоят рост и мышцы, девушек - излишняя полнота. В нашей культуре полнота не приветствуется. В результате многие нормальные и 122 Раздел I. Общая психология даже стройные девушки-подростки считают себя толстыми и стараются похудеть. В экстремальных случаях такая озабоченность может приводить к нарушениям пищевого поведения: анорексии и булимии. Из-за боязни поправиться страдающие анорексией (или, как называют ее другие авторы, «подростковой манией похудения») девушки перестают есть, задерживая таким образом развитие организма. Тело теряет округлость, пропадает сексуальное желание. Когда жировые отложения составляют менее 17% массы тела, прекращаются менструации. Почти все больные анорексией - женщины в возрасте до 25 лет. Общепринятого метода лечения не существует. Целью любого лечения должны быть отделение отношения пациентки к еде от ее отношения к себе самой и развитие чувства собственного достоинства и независимости. Больные с булимией тоже сильно озабочены массой своего тела, но у них имеется неконтролируемая потребность много есть, особенно сладкого. Такие пациенты поглощают огромное количество углеводов за 12 ч (исследования показывают, что переедание направлено на снижение тревожности). Затем они ощущают подавленность из-за того, что потеряли над собой контроль, и вызывают рвоту. Булимия не имеет таких фатальных последствий, как анорексия, но несет в себе мощный потенциал саморазрушения и поэтому требует лечения. К счастью, булимия легче поддается лечению, чем анорексия. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002. - С. 571-572. личие от больного с бредом. Эпизодически навязчивости могут появляться и у практически здоровых людей, например боязнь поправиться. Бывают случаи, когда навязчивости становятся сверхценными или даже бредовыми идеями. 6.10. Общие интеллектуальные способности Интеллект — это термин, охватывающий познавательные процессы в целом. Мы рассматриваем интеллект как способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде. Существует много различных моделей, рассматривающих структуру интеллекта. Р. Стернберг (R. Sternberg) впервые описал 3 формы интеллектуального поведения:
— вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное); — способность решать проблемы; — практический интеллект (умение добиваться поставленных целей). Некоторые психологи, например, Д. Гилфорд (J. Guilford), выделяют в структуре интеллекта до 120 факторов, включающих содержание мышления (о чем мы думаем), операции (как мы думаем) и результат (к чему приводит размышление). Исследования показывают, что на интеллект влияют как генетические факторы и поведение матери во время беременности, так и факторы окружающей среды: питание, число детей в семье, социальное положение. 6.11. Расстройства интеллекта Различают врожденное слабоумие (олигофрения) и приобретенное слабоумие (деменция). Олигофрения бывает различной степени выраженности. По степени тяжести различают дебильность (дебилы способны к обучению в специальных школах), имбецильность, идиотию. 6.12. Практическое занятие Задание 1. Изучение особенностей группового мышления на основе упражнения «Потерпевшие кораблекрушение». Цель’, оценить преимущества индивидуального или группового мышления при решении одной и той же задачи; проанализировать собственное поведение, например степень активности при отстаивании своей точки зрения, эмоциональные реакции, скорость решения. Необходимое время'. 1,5 ч. Материалы’, копии инструкций, бумага, карандаши или ручки. Процедура', каждому члену группы дают инструкцию и просят выполнить задание в течение 15 мин. Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет, ее местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов. Вам надо как можно скорее перебраться на спасательный надувной плот и захватить с собой необходимые для дальнейшего плавания предметы с яхты. Ниже дан список из 124 < Раздел I. Общая психология 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. Имущество оставшихся в живых людей составляют сигареты, несколько коробок спичек, немного денег.
Ваша задача — классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 — у второго по значению и т.д. 1. Секстан(т). 2. Зеркало для бритья. 3. Пятилитровая канистра с водой. 4. Противомоскитная сетка. 5. Одна коробка с армейским рационом. 6. Карты Тихого океана. 7. Надувная подушка (плавательное средство). 8. Двухлитровая канистра нефтегазовой смеси. 9. Маленький транзисторный радиоприемник. 10. Репеллент, отпугивающий акул. 11. 20 м2 непрозрачного пластика. 12. Бутылка рома крепостью 80°. 13. 15 м нейлонового каната. 14. Две коробки шоколада. 15. Рыболовная снасть. После того как завершена индивидуальная классификация, группе[XV] дается 45 мин для осуществления групповой классификации. Группа должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из 15 предметов. Достичь согласия трудно, поэтому не каждое мнение будет получать полное одобрение всех участников. Иногда члены группы могут соглашаться хотя бы отчасти. Используйте следующие рекомендации для достижения согласия: — избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически; — избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклониться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти; — рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху при принятии решения. В результате у каждого получатся две классификации предметов: индивидуальная и групповая. При сравнении этих списков с правильными каждый участник определяет степень своих ошибочных действий. Для этого подсчитывают разницу между номером предмета в индивидуальном или групповом списке и номером контрольного списка. Чем больше разница, тем больше цена ошибки. Затем подсчитывают общую сумму баллов в каждом списке. Если она оказывается больше 60, то участникам угрожает неудачное плавание. Оставшееся время следует посвятить обсуждению процесса принятия решения. Постарайтесь ответить на вопросы: — состоялось ли групповое обсуждение; — какие трудности вы испытывали при обсуждении; — какие виды поведения помогали или мешали достижению согласия; — кто участвовал в обсуждении, а кто нет; — кто оказывал влияние на процесс принятия решения и почему; — какие эмоции вы испытывали при обсуждении и принятии решения; — что нового вы узнали о себе и о людях; — что вы теперь будете делать по-другому. Если в упражнении участвовал один или несколько наблюдателей, то в конце они могут поделиться своими впечатлениями с участниками о групповом и индивидуальном поведении. Задание 2. Групповое решение проблемы «Обеспечение соответствующего внешнего вида студентов медицинских училищ и колледжей». Инструкция', познакомьтесь с одной из методик принятия группового решения (см. раздел 6.6). В соответствии с 4 фазами принятия группового решения решите проблему «Обеспечение соответствующего внешнего вида студентов медицинских училищ и колледжей» или любую другую, актуальную для вашего учебного заведения. В дальнейшем попытайтесь внедрить принятое вами решение в деятельность учебного заведения. На одном из последующих занятий по психологии проведите оценку результата.
Задание 3. Определение особенностей понятийного мышления с помощью упражнения «Исключение лишнего». Инструкция', предлагается 24 набора достаточно близких по смыслу понятий. Необходимо в каждой строчке отобрать 2 слова, наиболее связанных с тестовым словом, стоящим перед скобками. 126 О Раздел I. Общая психология Война (самолет, пушки, сражение, ружья, солдаты). Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово). Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). Сарай (сеновал, лошади, крыша, стены). Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед). Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево). Деление (делимое, карандаш, делитель, бумага). Игра (карты, игроки, штрафы, наказание, правила). Кольцо (диаметр, алмаз, проба, дуга, серебро). Газета (правда, приложение, телеграмма, бумага, любовь, текст, редактор). Книга (рисунок, война, бумага, любовь, текст). Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия). Землетрясение (пожар, смерть, колебание, почва, шум). Библиотека (город, книги, лекции, музыка, читатели). Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк). Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион). Больница (помещение, сад, медсестра, радио, больные). Любовь (розы, чувство, человек, город, природа). Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек). Мебель (стулья, стол, дерево, сервант, шкаф). Факультет (кафедра, декан, здание, студент, улица). Оружие (танки, самолеты, хлопушки, пушки, железо). Овощи (огурец, свекла, арбуз, морковь, яблоко). Анализ результатов При сравнении своих ответов с правильными участники оценивают свои ответы в баллах. 2 балла соответствуют 2 правильно выбранным словам, 1 балл — 1 правильно выбранному слову, если участник не смог выбрать ни одного правильного слова, он получает О баллов, баллы суммируются. Максимальное число баллов равно 48. Оценки менее 24 баллов считаются неудовлетворительными, свидетельствующими о неумении человека сравнивать, анализировать и обобщать выделенные признаки. Выводы 1. Начальным моментом мышления является проблемная ситуация. 2. В процессе решения задачи выделяют фазу предрешения и исполнительскую фазу. 3. Мыслительный процесс осуществляется с помощью мыслительных операций {анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация).
4. Результатом мышления является формулирование понятий, суждений, умозаключений. 5. К индивидуальным особенностям мышления можно отнести активность мышления, особенности мотивационной сферы, особенности стратегий мышления, динамические свойства мышления, уровень обобщения признаков, критичность, ригидность. 6. На процессы мышления влияют личностные, когнитивные и социально-психологические особенности индивида. 7. При взаимодействии людей возникает потребность в групповом мышлении. При свободном групповом обсуждении проблем возможны повышение групповых результатов по сравнению с индивидуальными и формулирование новых гипотез и принципов решения различных задач. 8. Творческому мышлению свойственны пластичность, подвижность, оригинальность. 9. Творческому мышлению препятствуют конформизм; высокоразвитая тревожность; боязнь показаться агрессивным; боязнь возмездия со стороны человека, чью позицию оспаривают; завышенная оценка значимости собственных идей и т.д. 10. Существуют методики, обучающие саногенному мышлению. 11. Наиболее часто медсестры сталкиваются на практике с нарушениями мышления в виде навязчивых страхов — фобий. 12. Существуют различные модели интеллекта. Исследования показывают, что на интеллект влияют как генетические факторы и поведение матери во время беременности, так и факторы окружающей среды', питание, число детей в семье, социальное положение. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: брейнсторминг, деменция, дис- морфомания, интеллект, конформизм, креативность, мышление, навязчивости, навязчивые страхи, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, нарушения мышления, олигофрения, операциональные компоненты мышления, патогенное мышление, понятие, проблемная ситуация, саногенное мышление, словесно-логическое мышление, творческое мышление, типы мышления, уровни формирования понятий, фобии. 128 -О- Раздел I. Общая психология Материалы для самопроверки к главе 6 Вопросы для самопроверки 1. Какие виды мышления вы знаете? 2. Дайте характеристику основных фаз мыслительного процесса. 3. Что общего и различного между суждением и умозаключением? 4. Какой из уровней определения понятий самый сложный и почему? 5. Что влияет на результативность мышления? 6. Каким образом мотивационная сфера влияет на мышление? 7. Каким образом сестринский процесс может помочь решению проблем? 8. Дайте характеристику фазам принятия группового решения. 9. Опишите основные черты саногенного и патогенного мышления. 10. Перечислите основные нарушения мышления и интеллекта. 11. Что общего и различного между бредовыми идеями, сверхценными идеями и навязчивостями? Заполнить пробелы 1. Мышление бывает импульсивным и__, наглядно-действенным, словесно-логическим и , конвергентным и_____________, патогенным и______, продуктивным и . 2. Основные стратегии мышления — случайный перебор, рациональный перебор, .
3. Мышление достигает наивысших результатов к_ годам. 4. Способность видеть вещи в новом свете называется__. 5. __ — отрицание или утверждение чего-либо. 6. Беспорядочные и быстрые действия с целью нащупать правильное решения характерны для мышления. 7. Расстройства интеллекта бывают приобретенными и_. 8. Саногенное мышление направлено на психическую регуляцию человека. 9. Научное определение понятия включает описание___ отли чий предмета или явления. 10. Исключение рефлексии, мечтательность, застревание на обидах, чувстве вины характерны для мышления. Верно или неверно 1. На практике мышление существует как отдельный психический процесс. 2. Поддержание мыслительных процессов на стабильном уровне в течение всей жизни невозможно. 3. Групповое мышление всегда результативнее индивидуального. 4. Все люди с высоким IQ обладают креативностью. 5. Навязчивости могут появляться у практически здоровых людей. 6. Постоянное пользование самоприказами приводит к формированию положительных черт личности. 7. Во время дискуссии наблюдатели-секретари безоценочно фиксируют информацию. 8. Конформизм — способность отстаивать свою точку зрения. 9. Булимия поддается коррекции. 10. Аутизм — это мышление, направленное только на внешний мир. Установить, верно ли произведено обобщение (фиалка - растение): 1. корнцанг — медицинский инструментарий; 2. дезинфектант — хлорамин; 3. книга — учебник; 4. цитоплазма — часть клетки; 5. анализ — синтез; 6. абстрагирование — мыслительная операция; 7. нарушение мышления — ксенофобия; 8. инъекция — шприц; 9. мышление — познавательный процесс; 10. таблетка - лекарственная форма. Расположить понятия по порядку, т.е. от более частных к более общим, таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предыдущему, как род к виду (ответ записать в виде: б — д — а — в — г): 1. а) анолит, б) профилактика внутрибольничной инфекции, в) дезинфектант, г) дезинфекция; 2. а) студент 21-й группы, б) житель Земли, в) студент медучилища, г) молодой человек, д) студент, е) россиянин, ж) Наумов Сергей; 3. а) фигура, б) квадрат, в) плоскостная фигура, г) прямоугольник, д) многоугольник; 5-1918. 130 < Раздел I. Обшая психология 4. а) храм, б) древнегреческий храм, в) строение, г) Парфенон, д) ритуальное сооружение; 5. а) тест, б) метод исследования, в) тест измерения умственных способностей, г) тест-опросник, д) метод психодиагностики. Вам предлагаются два суждения и одно умозаключение. Определите, верно оно или ошибочно. 1. Все граждане России имеют право на труд. Иванов — гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд. 2. Все сочинения Пушкина нельзя прочитать за одну ночь. «Медный всадник» — сочинение Пушкина. Следовательно, «Медный всадник» нельзя прочитать за одну ночь. Один — лишний и почему 1. Мышление — внимание — воображение — обобщение — память. 2. Инфаркт миокарда - стенокардия — гастрит - миокардит - кардиосклероз. 3. Анестезия — фантомные ощущения — иллюзии — психогенные боли. 4. Пузырь для льда — наконечник для клизмы — шприц для инъекций — зонд для питания. 5. Хлорамин — перекись водорода — пресепт — гипохлорид натрия — нейтральный анолит. 6. Училище — колледж — школа — университет — академия. Выбрать правильный ответ 1. Препятствие для развития творческого мышления: а) умение отстаивать и защищать собственное мнение; б) конформизм; в) креативность; г) когнитивность. 2. Навязчивости: а) неосознаваемы; б) никогда не реализуются; в) могут быть подавлены волевым усилием. 3. К нарушениям мышления относятся: а) эйфория; б) олигофрения; в) клаустрофобия; г) гипотимия. Определение: A. Канцерофобия. Б. Ошибочные умозаключения, возникающие на болезненной основе и не поддающиеся коррекции. B. Затруднение перехода от одной мысли к другой. Г. Пустые, бесплодные рассуждения. Д. Убежденность в наличии физического недостатка или в распространении неприятного запаха. Определение: А. Мышление, сосредоточенное на поиске единственно правильного решения проблемы. Б. Мышление, направленное на поиск как можно большего числа вариантов решения проблемы. Определение: A. Разделение целого на части и выделение отдельных признаков предметов и явлений. Б. Выделение одних признаков и отвлечение от других. B. Разделение и последующее объединение групп и классов, объектов и явлений. Г. Объединение составных частей в единое целое. Д. Установление сходства и различия между объектами. Е. Разделение и последующее объединение предметов по каким-либо признакам. Ж. Объединение объектов по их существенным признакам. 132 < Раздел I. Обшая психология Дополнительные вопросы и задания 1. Приведите пример верного и неверного суждения, умозаключения. 2. Напишите на букву А, Б, В и т.д.: - 3 лекарственных препарата; - 3 сестринских диагноза; - 3 врачебных диагноза; - 3 предмета медицинского назначения; - 3 сестринские манипуляции; - 3 анатомических термина - и т.д. 1. Согласны ли вы с утверждением, что для операционной медсестры очень важно одновременно владеть 3 видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. Обоснуйте свой ответ. Назовите другие сестринские специальности, для которых это также необходимо. 2. В повседневной жизни мы совершаем множество ритуалов — перед экзаменом, после встречи с черной кошкой, при возвращении домой и т.д. Является ли это обсессией? Обоснуйте свой ответ. 3. Соседка попросила вас сделать ей внутривенную инъекцию. Оказалось, что у нее нет венозного жгута. Что можно использовать взамен? 4. Как можно подогреть извлеченный из холодильника флакон с глазными каплями? 5. В каких целях можно использовать после употребления цилиндры и поршни одноразовых шприцев? 6. Какое из перечисленных выше препятствий (см. раздел 6.7) может помешать вам стать творческим человеком? 7. Как вы думаете, какие идеи, высказанные группой во время мозгового штурма, будут более полезными — первые 50 или последние 50 и почему? 8. В каких ситуациях, кроме стандартных, можно использовать зубочистку (чайную ложку, расческу, бинт)? 9. Решите логическую задачу. Студент, изучающий психологию, перепутал имена ученых, даты их рождения и смерти, названия их главных трудов и даты их опубликования. Попробуйте соотнести ученых со сведениями о них. Ученые: Вундт, Уотсон, Пиаже, Фрейд, Бине. Годы жизни: 1832-1920, 1856-1939, 1857-1911, 1878-1958, 1896— 1980. Труды: «Бихевиоризм», «Введение в психоанализ», «Психология интеллекта», «Экспериментальное исследование интеллекта», «Элементы физиологической психологии». Даты опубликования: 1873, 1903, 1916, 1924, 1947. Необходимо учитывать: 1. Пиаже, опубликовавший свой труд в 1947 г., прожил на 30 лет дольше, чем автор «Экспериментального исследования интеллекта», причем этот последний труд не принадлежит Вундту. 2. «Введение в психоанализ» Фрейда не было опубликовано в 1903 г. 3. «Элементы физиологической психологии» были опубликованы в 1873 г. Автор этого труда прожил на 4 года больше, чем тот ученый, который умер позже всех. 4. Автор «Психологии интеллекта» родился на 18 лет позже Уотсона и опубликовал свой труд на 23 года позже Уотсона. Примечание: в этой задаче проверяется не память, а способность к рассуждениям. 11. Дорисовать
12. Что здесь изображено?
Ответы Ответы к упражнению «Потерпевшие кораблекрушение» 1. Зеркало для бритья, так как оно необходимо для сигнализации днем (солнечные зайчики). 2. Двухлитровая канистра нефтегазовой смеси, которую можно зажечь спичкой и банкнотой. Смесь будет плыть по воде и привлекать внимание спасателей. 134 Раздел I. Общая психология 3. Пятилитровая канистра с водой необходима для утоления жажды. 4. Одна коробка с армейским рационом. 5. 20 м2 непрозрачного пластика используются для сбора дождевой воды и обеспечивает защиту от стихии. 6. Две коробки шоколада — резервный запас пищи. 7. Рыболовная снасть на всякий случай, нет уверенности, что вы поймаете съедобную рыбу. 8. 15 м нейлонового каната используются для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт. 9. Надувная подушка в роли спасательного круга. 10. Репеллент, отпугивающий акул. 11. Бутылка рома крепостью 80° в качестве антисептика; в других случаях имеет малую ценность, поскольку ром может вызвать обезвоживание. 12. Маленький транзисторный радиоприемник. 13. Карты Тихого океана без соответствующих навигационных приборов бесполезны. 14. Противомоскитная сетка — в Тихом океане нет москитов. 15. Секстан(т) без таблиц и хронометра бесполезен. Ответы к методике «Исключение лишнего» сражение, солдаты; глаза, слово; растения, земля; крыша, стены; берег, вода; здание, улица; углы, сторона; делимое, делитель; игроки, правила; диаметр, дуга; текст, редактор; бумага, текст; голос, мелодия; колебание, почва; книги, читатели; лист, дерево; состязание, победа; медсестра, больные; чувство, человек; родина, человек; стулья, стол или сервант, шкаф; декан, студент; танки, пушки; свекла, морковь. Заполнить пробелы 1. рефлексивным; наглядно-образным; дивергентным; саноген- ным; репродуктивным; 2. систематический перебор; 3. 30—40; 4. креативностью; 5. суждение; 6. импульсивного; 7. врожденными; 8. эмоционального состояния; 9. родовидовых; 10. патогенного. Верно или неверно 1 — неверно; 2 — неверно; 3 — неверно; 4 — неверно; 5 — верно; 6 — неверно; 7 — верно; 8 - неверно; 9 — верно; 10 - неверно. Верно или неверно произведено обобщение 1 — верно; 2 — неверно; 3 — неверно; 4 — верно; 5 — неверно; 6 — верно; 7 — неверно; 8 — неверно; 9 — верно; 10 — верно. Расположить понятия по порядку 1. а — в — г — б; 2. ж-а-в-д-г— е — б; 3. б — г — д — в - а; 4. г — б-а-д — в;5. в — г — а-д — б. Вам предлагаются два суждения и одно умозаключение 1 — верно; 2 — неверно. Один лишний 1. обобщение; 2. гастрит; 3. иллюзии; 4. пузырь для льда; 5. перекись водорода; 6. школа. Выбрать правильный ответ 1. б; 2. б; 3. в. Найти соответствие I. 1 - Г; 2 - В; 3 - Б; 4 - Д; 5 - А. II. 1 - А; 2 - Б. III. 1 - А; 2 - Г; 3 - Б; 4 - В; 5 - Е; 6 - Д; 7 - Ж. Глава 7 ВНИМАНИЕ Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности человека. Внимание можно рассматривать как процесс или сторону процесса (сенсорное, интеллектуальное внимание), как состояние (состояние сосредоточенности), как свойство личности (внимательность). Внимание — важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. 7.1. Виды внимания Одна из классификаций внимания основана на его зависимости от уровней психической регуляции. Выделяют непроизвольное (пассивное), произвольное (активное) и послепроизвольное внимание. При непроизвольном внимании психическая деятельность человека устремляется в том или ином направлении как бы сама по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предварительного намерения. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении объектов, которые могут иметь в данный момент наиболее важный жизненный или личностный смысл. Непроизвольное внимание возникает под влиянием внешних и внутренних факторов. Среди внешних факторов большую роль играют сила, интенсивность, неожиданность раздражителя. Следует учитывать не только абсолютную, но и относительную силу раздражителя и особенно контраст между раздражителями. Днем звук шагов по больничному коридору едва ли привлечет внимание медсестры, зато ночью даже тихие шаги становятся весьма сильным раздражителем. Привлекает внимание и все необычное, пульсирующее, движущееся. На этих закономерностях построена реклама. Среди внутренних факторов особое место занимает постоянная или временная значимость раздражителя. Направление непроизвольного внимания человека связано с общей направленностью личности, оно высвечивает характер. Подумайте, что для вас как для будущего медработника более значимо: цвет кожных покровов пациента, или его поза, тон голоса, или его одежда, украшения, или что приносят ему родственники и т.д. Кроме того, человек часто обращает внимание только на детали, отвечающие его ожиданиям. Медсестра, ожидающая от пациентов нарушения лечебно-охранительного режима и неуважительного отношения к себе, скорее всего будет замечать и интерпретировать действия пациентов в соответствии со своими ожиданиями. Непроизвольное внимание дано человеку от природы и зависит от подсознательной установки. Если медсестре ее работа не нравится, то она может не заметить усиления отечности лица у пациента или запаха ацетона в палате. Произвольное внимание возникает по нашему собственному желанию, по просьбе и указанию другого человека и удерживается определенное время на объекте усилием воли. Произвольное внимание особенно нужно там, где объект обладает недостаточно привлекательными, интересными и новыми качествами (изучение малоинтересного предмета). Произвольное внимание воспитывается и без специального обучения не существует. Уровень развития такого внимания характеризует не только направленность интересов человека, но и его личностные, волевые качества. Если непроизвольным вниманием «командуют» внешние объекты, то хозяином произвольного внимания является сам человек: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что». Внешние условия тоже влияют на организацию произвольного внимания. Трудно заставить себя быть внимательным в непривычной обстановке, когда появляется много дополнительных конкурирующих раздражителей. Лучше работается там, где есть четкий режим, рабочее место специально подготовлено (ничего лишнего), устранены сильные посторонние раздражители. Вместе с тем не стоит требовать полной, «стерильной» тишины. Дополнительные раздражители могут даже способствовать концентрации внимания. Основные виды внимания — непроизвольное и произвольное — тесно связаны между собой и порой переходят друг в друга. Однако 138 О Раздел I. Обшая психология решающая роль в жизнедеятельности человека принадлежит произвольному вниманию. Послепроизвольное внимание — это снижение волевого процесса и сосредоточение сознания на объекте вследствие возникшего интереса. Сравнительная характеристика видов внимания представлена в табл. 7.1. Таблица 7.1. Виды внимания и их сравнительная характеристика
7.2. Свойства внимания Основные свойства внимания человека — это интенсивность, устойчивость, переключаемость, распределение, объем. Под интенсивностью внимания понимается повышенная сосредоточенность сознания на определенном объекте, на конкретной деятельности, что не позволяет отвлекаться на посторонние раздражители. Устойчивость — это способность к длительной концентрации внимания на определенном объекте. Причины, влияющие на устойчивость внимания, могут быть связаны со свойствами нервной системы человека (сильный-слабый, уравновешенный-неуравновешенный, подвижный-инертный типы), с общим состоянием организма в данный момент, а также с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к деятельности, ее значимостью для человека) или с внешними обстоятельствами. Переключаемостъ — это перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другую. У здорового человека этот процесс должен происходить без замедления и ущерба для сосредоточенности внимания. Переключаемостъ внимания проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание. Такой перевод может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольная переклю- чаемость внимания может свидетельствовать о неустойчивости внимания, но такая неустойчивость — не всегда отрицательное качество. Нередко она способствует краткому отдыху. Способность к переключению внимания индивидуальна и зависит от типа нервной системы, поддается тренировке с помощью упражнений. Распределение внимания — способность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух различных видов деятельности или более. Распределение внимания между различными видами деятельности вовсе не означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, а впечатление создается способностью человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвратиться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание. Высокий уровень распределения внимания — одно из обязательных условий медицинского труда. Исследования показывают, что трудность представляет совмещение двух однородных видов деятельности (двух видов умственной активности, двух видов двигательной активности). На лекции разумнее слушать преподавателя, а не читать параллельно интересную книгу, так как после занятий останется неудовлетворенность ни объяснением, ни книгой, а не радость понимания того или другого. Внимание распределяется более эффективно между умственной и двигательной активностью, а при их совмещении снижается продуктивность умственной деятельности. В этих случаях условием успешного распределения внимания является автоматизация одного из одновременно осуществляемых видов деятельности. Однако хорошее распределение внимания редко «дружит» с его интенсивностью. Эти свойства внимания в известной мере противоположны. Объем внимания — это среднее количество предметов или их деталей, которые одномоментно могут находиться в сфере внимания 140 Раздел I. Общая психология человека. Объем внимания у взрослого человека в среднем равен 5—7 элементам. Объем внимания можно увеличить путем тренировок. Это очень валено для многих сестринских специальностей. 7.3. Невнимательность Свойством, противоположным внимательности, считается невнимательность. Она бывает разной. Невнимательность первого типа — это рассеянность со слабой интенсивностью внимания и его легким непроизвольным переключением. Подобное внимание свойственно маленьким детям, а у взрослых может быть результатом как плохого состояния здоровья, чрезмерного утомления или возбуждения, так и плохого воспитания. Постоянная рассеянность может говорить о легкомыслии и поверхностном отношении к жизни. Невнимательность второго типа часто называют «профессорской». Это высокая сосредоточенность на своих мыслях и трудное переключение и распределение внимания. Классический пример — герой романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» Жак Паганель. Сосуществование двух противоположных видов рассеянности говорит о том, что внешне похожие поведенческие проявления могут обусловливать совершенно разные психологические факторы. 7.4. Нарушения внимания Наиболее частыми нарушениями внимания являются истощае- мость, отвлекаемость и патологическая прикованность. Истощаемость внимания проявляется тем, что человек в процессе беседы или при выполнении мыслительных операций быстро устает, теряет нить разговора, качество ответов снижается. Истощаемость внимания сопровождает астенические состояния. Отвлекаемость внимания свойственна гипертимикам. Внимание непрерывно переключается с одного на другое, фиксируя малейшие детали происходящего, но более или менее длительное сосредоточение внимания на объекте затруднено, человек неусидчив. Неспособность удерживать внимание на предмете у детей младшего школьного возраста может приводить к неспособности к научению. Многие такие дети еще и гиперактивны. Такая комбина ция носит название синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Существует множество мнений относительно причин СДВГ. Предлагаемые методы лечения не менее разнообразны. Некоторым детям помогает риталин1 (меридил) при условии тщательного контроля за ходом лечения. Немедикаментозной формой лечения является упрощение окружающей среды с целью снижения количества стимулов, отвлекающих ребенка. Патологическая прикованность внимания к определенному кругу представлений наблюдается у людей в состоянии депрессии. Они не могут отвлечься от тягостных переживаний, не могут читать, смотреть телевизор, все время думая о безысходности своего положения. 7.5. Практическое занятие Задание 1. Исследование избирательности внимания. Материалы и оборудование', бланк, карандаш и секундомер. бсолнцевтргщоцрайонзгуцновостьхэьгчафактуекэкзаментроч ягргцпрокуроргцрсешбостеорияентсджзбьамхоккейтранцыурс фруйгзхтелевизорболдекзхюэлгшьбпамятьщогхеюжипдрошлптс хэнздвосприятиейцукндшизхьвафыапролблюбовьабфырплослдк есласпектакльячсимтьбаюжюерадостьвуфцпэждлорпнародшмвт лжьхэгнеекуыфйшрепортажзждорлафываэфбьдьконкурсзденапт йфячыцувскапрличностьэхжэьеюдшглоджэпрплаваниедтлжкваы эзбьтрлгжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфрячатлджэтьбюн хтьфтасенлабораториягшденруцгшщтлроснованиезшэрэмитдто нтаопрукгвмстрпсихиатриябплмстчьйгяомтзацэьантаазтлнкн[XVI] [XVII].
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.186.218 (0.176 с.) |