Мышление и пищевое поведение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мышление и пищевое поведение



В подростковом и юношеском возрасте человек начинает проявлять повышенную озабоченность своим внешним обликом. Юношей в основ­ном беспокоят рост и мышцы, девушек - излишняя полнота. В нашей культуре полнота не приветствуется. В результате многие нормальные и


122 Раздел I. Общая психология

даже стройные девушки-подростки считают себя толстыми и стараются похудеть. В экстремальных случаях такая озабоченность может приво­дить к нарушениям пищевого поведения: анорексии и булимии.

Из-за боязни поправиться страдающие анорексией (или, как называ­ют ее другие авторы, «подростковой манией похудения») девушки пере­стают есть, задерживая таким образом развитие организма. Тело теряет округлость, пропадает сексуальное желание. Когда жировые отложения составляют менее 17% массы тела, прекращаются менструации. Почти все больные анорексией - женщины в возрасте до 25 лет.

Общепринятого метода лечения не существует. Целью любого лечения должны быть отделение отношения пациентки к еде от ее отношения к себе самой и развитие чувства собственного достоинства и независимости.

Больные с булимией тоже сильно озабочены массой своего тела, но у них имеется неконтролируемая потребность много есть, особенно слад­кого. Такие пациенты поглощают огромное количество углеводов за 1­2 ч (исследования показывают, что переедание направлено на снижение тревожности). Затем они ощущают подавленность из-за того, что потеря­ли над собой контроль, и вызывают рвоту.

Булимия не имеет таких фатальных последствий, как анорексия, но несет в себе мощный потенциал саморазрушения и поэтому требует ле­чения. К счастью, булимия легче поддается лечению, чем анорексия.

Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002. - С. 571-572.

личие от больного с бредом. Эпизодически навязчивости могут появляться и у практически здоровых людей, например боязнь по­правиться. Бывают случаи, когда навязчивости становятся сверх­ценными или даже бредовыми идеями.

6.10. Общие интеллектуальные способности

Интеллект — это термин, охватывающий познавательные про­цессы в целом. Мы рассматриваем интеллект как способность ин­дивидуума адаптироваться к окружающей среде.

Существует много различных моделей, рассматривающих струк­туру интеллекта. Р. Стернберг (R. Sternberg) впервые описал 3 фор­мы интеллектуального поведения:

— вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное);

— способность решать проблемы;


— практический интеллект (умение добиваться поставленных це­лей).

Некоторые психологи, например, Д. Гилфорд (J. Guilford), вы­деляют в структуре интеллекта до 120 факторов, включающих со­держание мышления (о чем мы думаем), операции (как мы думаем) и результат (к чему приводит размышление).

Исследования показывают, что на интеллект влияют как генети­ческие факторы и поведение матери во время беременности, так и факторы окружающей среды: питание, число детей в семье, соци­альное положение.

6.11. Расстройства интеллекта

Различают врожденное слабоумие (олигофрения) и приобретен­ное слабоумие (деменция).

Олигофрения бывает различной степени выраженности. По сте­пени тяжести различают дебильность (дебилы способны к обуче­нию в специальных школах), имбецильность, идиотию.

6.12. Практическое занятие

Задание 1. Изучение особенностей группового мышления на основе упражнения «Потерпевшие кораблекрушение».

Цель’, оценить преимущества индивидуального или группового мышления при решении одной и той же задачи; проанализировать собственное поведение, например степень активности при отстаи­вании своей точки зрения, эмоциональные реакции, скорость ре­шения.

Необходимое время'. 1,5 ч.

Материалы’, копии инструкций, бумага, карандаши или ручки.

Процедура', каждому члену группы дают инструкцию и просят выполнить задание в течение 15 мин.

Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результа­те пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медлен­но тонет, ее местонахождение неясно из-за поломки основных на­вигационных приборов. Вам надо как можно скорее перебраться на спасательный надувной плот и захватить с собой необходимые для дальнейшего плавания предметы с яхты. Ниже дан список из


124 < Раздел I. Общая психология

15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными пос­ле пожара. Имущество оставшихся в живых людей составляют си­гареты, несколько коробок спичек, немного денег.

Ваша задача — классифицировать 15 нижеперечисленных пред­метов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 — у второго по значе­нию и т.д.

1. Секстан(т).

2. Зеркало для бритья.

3. Пятилитровая канистра с водой.

4. Противомоскитная сетка.

5. Одна коробка с армейским рационом.

6. Карты Тихого океана.

7. Надувная подушка (плавательное средство).

8. Двухлитровая канистра нефтегазовой смеси.

9. Маленький транзисторный радиоприемник.

10. Репеллент, отпугивающий акул.

11. 20 м2 непрозрачного пластика.

12. Бутылка рома крепостью 80°.

13. 15 м нейлонового каната.

14. Две коробки шоколада.

15. Рыболовная снасть.

После того как завершена индивидуальная классификация, груп­пе[XV] дается 45 мин для осуществления групповой классификации. Группа должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из 15 предметов. Достичь согласия трудно, поэтому не каждое мнение будет получать полное одобрение всех участников. Иногда члены группы могут соглашаться хотя бы отча­сти. Используйте следующие рекомендации для достижения согла­сия:

— избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически;

— избегайте менять свое мнение только ради достижения согла­сия, не старайтесь уклониться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти;

— рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху при принятии решения.


В результате у каждого получатся две классификации предме­тов: индивидуальная и групповая. При сравнении этих списков с правильными каждый участник определяет степень своих ошибоч­ных действий. Для этого подсчитывают разницу между номером предмета в индивидуальном или групповом списке и номером кон­трольного списка. Чем больше разница, тем больше цена ошибки. Затем подсчитывают общую сумму баллов в каждом списке. Если она оказывается больше 60, то участникам угрожает неудачное пла­вание.

Оставшееся время следует посвятить обсуждению процесса при­нятия решения. Постарайтесь ответить на вопросы:

— состоялось ли групповое обсуждение;

— какие трудности вы испытывали при обсуждении;

— какие виды поведения помогали или мешали достижению со­гласия;

— кто участвовал в обсуждении, а кто нет;

— кто оказывал влияние на процесс принятия решения и почему;

— какие эмоции вы испытывали при обсуждении и принятии ре­шения;

— что нового вы узнали о себе и о людях;

— что вы теперь будете делать по-другому.

Если в упражнении участвовал один или несколько наблюдате­лей, то в конце они могут поделиться своими впечатлениями с уча­стниками о групповом и индивидуальном поведении.

Задание 2. Групповое решение проблемы «Обеспечение соот­ветствующего внешнего вида студентов медицинских училищ и кол­леджей».

Инструкция', познакомьтесь с одной из методик принятия груп­пового решения (см. раздел 6.6). В соответствии с 4 фазами приня­тия группового решения решите проблему «Обеспечение соответ­ствующего внешнего вида студентов медицинских училищ и колледжей» или любую другую, актуальную для вашего учебного заведения.

В дальнейшем попытайтесь внедрить принятое вами решение в деятельность учебного заведения. На одном из последующих заня­тий по психологии проведите оценку результата.

Задание 3. Определение особенностей понятийного мышле­ния с помощью упражнения «Исключение лишнего».

Инструкция', предлагается 24 набора достаточно близких по смыс­лу понятий. Необходимо в каждой строчке отобрать 2 слова, наи­более связанных с тестовым словом, стоящим перед скобками.


126 О Раздел I. Общая психология

Война (самолет, пушки, сражение, ружья, солдаты).

Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово).

Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

Сарай (сеновал, лошади, крыша, стены).

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

Деление (делимое, карандаш, делитель, бумага).

Игра (карты, игроки, штрафы, наказание, правила).

Кольцо (диаметр, алмаз, проба, дуга, серебро).

Газета (правда, приложение, телеграмма, бумага, любовь, текст, редактор).

Книга (рисунок, война, бумага, любовь, текст).

Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

Землетрясение (пожар, смерть, колебание, почва, шум).

Библиотека (город, книги, лекции, музыка, читатели).

Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).

Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

Больница (помещение, сад, медсестра, радио, больные).

Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Мебель (стулья, стол, дерево, сервант, шкаф).

Факультет (кафедра, декан, здание, студент, улица).

Оружие (танки, самолеты, хлопушки, пушки, железо).

Овощи (огурец, свекла, арбуз, морковь, яблоко).

Анализ результатов

При сравнении своих ответов с правильными участники оцени­вают свои ответы в баллах. 2 балла соответствуют 2 правильно выб­ранным словам, 1 балл — 1 правильно выбранному слову, если уча­стник не смог выбрать ни одного правильного слова, он получает О баллов, баллы суммируются. Максимальное число баллов равно 48. Оценки менее 24 баллов считаются неудовлетворительными, сви­детельствующими о неумении человека сравнивать, анализировать и обобщать выделенные признаки.

Выводы

1. Начальным моментом мышления является проблемная ситуа­ция.


2. В процессе решения задачи выделяют фазу предрешения и ис­полнительскую фазу.

3. Мыслительный процесс осуществляется с помощью мысли­тельных операций {анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обоб­щение, классификация, систематизация).

4. Результатом мышления является формулирование понятий, суждений, умозаключений.

5. К индивидуальным особенностям мышления можно отнести активность мышления, особенности мотивационной сферы, особенно­сти стратегий мышления, динамические свойства мышления, уровень обобщения признаков, критичность, ригидность.

6. На процессы мышления влияют личностные, когнитивные и социально-психологические особенности индивида.

7. При взаимодействии людей возникает потребность в группо­вом мышлении. При свободном групповом обсуждении проблем воз­можны повышение групповых результатов по сравнению с индиви­дуальными и формулирование новых гипотез и принципов решения различных задач.

8. Творческому мышлению свойственны пластичность, подвиж­ность, оригинальность.

9. Творческому мышлению препятствуют конформизм; высоко­развитая тревожность; боязнь показаться агрессивным; боязнь воз­мездия со стороны человека, чью позицию оспаривают; завышенная оценка значимости собственных идей и т.д.

10. Существуют методики, обучающие саногенному мышлению.

11. Наиболее часто медсестры сталкиваются на практике с нару­шениями мышления в виде навязчивых страхов — фобий.

12. Существуют различные модели интеллекта. Исследования показывают, что на интеллект влияют как генетические факторы и поведение матери во время беременности, так и факторы окру­жающей среды', питание, число детей в семье, социальное положе­ние.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: брейнсторминг, деменция, дис- морфомания, интеллект, конформизм, креативность, мышление, навязчивости, навязчивые страхи, наглядно-действенное мышле­ние, наглядно-образное мышление, нарушения мышления, олиго­френия, операциональные компоненты мышления, патогенное мышление, понятие, проблемная ситуация, саногенное мышление, словесно-логическое мышление, творческое мышление, типы мыш­ления, уровни формирования понятий, фобии.


128 -О- Раздел I. Общая психология

Материалы для самопроверки к главе 6

Вопросы для самопроверки

1. Какие виды мышления вы знаете?

2. Дайте характеристику основных фаз мыслительного процесса.

3. Что общего и различного между суждением и умозаключени­ем?

4. Какой из уровней определения понятий самый сложный и почему?

5. Что влияет на результативность мышления?

6. Каким образом мотивационная сфера влияет на мышление?

7. Каким образом сестринский процесс может помочь решению проблем?

8. Дайте характеристику фазам принятия группового решения.

9. Опишите основные черты саногенного и патогенного мышле­ния.

10. Перечислите основные нарушения мышления и интеллекта.

11. Что общего и различного между бредовыми идеями, сверх­ценными идеями и навязчивостями?

Заполнить пробелы

1. Мышление бывает импульсивным и__, наглядно-действен­ным, словесно-логическим и    , конвергентным и_____________, патоген­ным и______, продуктивным и .

2. Основные стратегии мышления — случайный перебор, рацио­нальный перебор,     .

3. Мышление достигает наивысших результатов к_ годам.

4. Способность видеть вещи в новом свете называется__.

5. __ — отрицание или утверждение чего-либо.

6. Беспорядочные и быстрые действия с целью нащупать пра­вильное решения характерны для мышления.

7. Расстройства интеллекта бывают приобретенными и_.

8. Саногенное мышление направлено на психическую регуля­цию человека.

9. Научное определение понятия включает описание___ отли­

чий предмета или явления.

10. Исключение рефлексии, мечтательность, застревание на оби­дах, чувстве вины характерны для        мышления.


Верно или неверно

1. На практике мышление существует как отдельный психичес­кий процесс.

2. Поддержание мыслительных процессов на стабильном уровне в течение всей жизни невозможно.

3. Групповое мышление всегда результативнее индивидуального.

4. Все люди с высоким IQ обладают креативностью.

5. Навязчивости могут появляться у практически здоровых лю­дей.

6. Постоянное пользование самоприказами приводит к форми­рованию положительных черт личности.

7. Во время дискуссии наблюдатели-секретари безоценочно фик­сируют информацию.

8. Конформизм — способность отстаивать свою точку зрения.

9. Булимия поддается коррекции.

10. Аутизм — это мышление, направленное только на внешний мир.

Установить, верно ли произведено обобщение (фиалка - растение):

1. корнцанг — медицинский инструментарий;

2. дезинфектант — хлорамин;

3. книга — учебник;

4. цитоплазма — часть клетки;

5. анализ — синтез;

6. абстрагирование — мыслительная операция;

7. нарушение мышления — ксенофобия;

8. инъекция — шприц;

9. мышление — познавательный процесс;

10. таблетка - лекарственная форма.

Расположить понятия по порядку, т.е. от более частных к более общим, таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предыдущему, как род к виду (ответ записать в виде: б — д — а — в — г):

1. а) анолит, б) профилактика внутрибольничной инфекции,

в) дезинфектант, г) дезинфекция;

2. а) студент 21-й группы, б) житель Земли, в) студент медучилища,

г) молодой человек, д) студент, е) россиянин, ж) Наумов Сергей;

3. а) фигура, б) квадрат, в) плоскостная фигура, г) прямоуголь­ник, д) многоугольник;

5-1918.


130 < Раздел I. Обшая психология

4. а) храм, б) древнегреческий храм, в) строение, г) Парфенон,

д) ритуальное сооружение;

5. а) тест, б) метод исследования, в) тест измерения умственных способностей, г) тест-опросник, д) метод психодиагностики.

Вам предлагаются два суждения и одно умозаклю­чение. Определите, верно оно или ошибочно.

1. Все граждане России имеют право на труд. Иванов — гражда­нин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.

2. Все сочинения Пушкина нельзя прочитать за одну ночь. «Мед­ный всадник» — сочинение Пушкина. Следовательно, «Медный всадник» нельзя прочитать за одну ночь.

Один — лишний и почему

1. Мышление — внимание — воображение — обобщение — память.

2. Инфаркт миокарда - стенокардия — гастрит - миокардит - кардиосклероз.

3. Анестезия — фантомные ощущения — иллюзии — психоген­ные боли.

4. Пузырь для льда — наконечник для клизмы — шприц для инъ­екций — зонд для питания.

5. Хлорамин — перекись водорода — пресепт — гипохлорид на­трия — нейтральный анолит.

6. Училище — колледж школа — университет — академия.

Выбрать правильный ответ

1. Препятствие для развития творческого мышления:

а) умение отстаивать и защищать собственное мнение;

б) конформизм;

в) креативность;

г) когнитивность.

2. Навязчивости:

а) неосознаваемы;

б) никогда не реализуются;

в) могут быть подавлены волевым усилием.

3. К нарушениям мышления относятся:

а) эйфория;

б) олигофрения;

в) клаустрофобия;

г) гипотимия.


Определение:

A. Канцерофобия.

Б. Ошибочные умозаключе­ния, возникающие на болезнен­ной основе и не поддающиеся коррекции.

B. Затруднение перехода от одной мысли к другой.

Г. Пустые, бесплодные рас­суждения.

Д. Убежденность в наличии физического недостатка или в рас­пространении неприятного запаха.

Определение:

А. Мышление, сосредоточен­ное на поиске единственно пра­вильного решения проблемы.

Б. Мышление, направленное на поиск как можно большего числа вариантов решения про­блемы.

Определение:

A. Разделение целого на час­ти и выделение отдельных при­знаков предметов и явлений.

Б. Выделение одних призна­ков и отвлечение от других.

B. Разделение и последующее объединение групп и классов, объектов и явлений.

Г. Объединение составных частей в единое целое.

Д. Установление сходства и различия между объектами.

Е. Разделение и последующее объединение предметов по ка­ким-либо признакам.

Ж. Объединение объектов по их существенным признакам.


132 < Раздел I. Обшая психология

Дополнительные вопросы и задания

1. Приведите пример верного и неверного суждения, умозаклю­чения.

2. Напишите на букву А, Б, В и т.д.:

- 3 лекарственных препарата;

- 3 сестринских диагноза;

- 3 врачебных диагноза;

- 3 предмета медицинского назначения;

- 3 сестринские манипуляции;

- 3 анатомических термина

- и т.д.

1. Согласны ли вы с утверждением, что для операционной мед­сестры очень важно одновременно владеть 3 видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. Обоснуйте свой ответ. Назовите другие сестринские специальнос­ти, для которых это также необходимо.

2. В повседневной жизни мы совершаем множество ритуалов — перед экзаменом, после встречи с черной кошкой, при возвраще­нии домой и т.д. Является ли это обсессией? Обоснуйте свой ответ.

3. Соседка попросила вас сделать ей внутривенную инъекцию. Оказалось, что у нее нет венозного жгута. Что можно использовать взамен?

4. Как можно подогреть извлеченный из холодильника флакон с глазными каплями?

5. В каких целях можно использовать после употребления ци­линдры и поршни одноразовых шприцев?

6. Какое из перечисленных выше препятствий (см. раздел 6.7) может помешать вам стать творческим человеком?

7. Как вы думаете, какие идеи, высказанные группой во время мозгового штурма, будут более полезными — первые 50 или после­дние 50 и почему?

8. В каких ситуациях, кроме стандартных, можно использовать зубочистку (чайную ложку, расческу, бинт)?

9. Решите логическую задачу.

Студент, изучающий психологию, перепутал имена ученых, даты их рождения и смерти, названия их главных трудов и даты их опуб­ликования. Попробуйте соотнести ученых со сведениями о них.

Ученые: Вундт, Уотсон, Пиаже, Фрейд, Бине.

Годы жизни: 1832-1920, 1856-1939, 1857-1911, 1878-1958, 1896— 1980.


Труды: «Бихевиоризм», «Введение в психоанализ», «Психоло­гия интеллекта», «Экспериментальное исследование интеллекта», «Элементы физиологической психологии».

Даты опубликования: 1873, 1903, 1916, 1924, 1947.

Необходимо учитывать:

1. Пиаже, опубликовавший свой труд в 1947 г., прожил на 30 лет дольше, чем автор «Экспериментального исследования интеллек­та», причем этот последний труд не принадлежит Вундту.

2. «Введение в психоанализ» Фрейда не было опубликовано в 1903 г.

3. «Элементы физиологической психологии» были опубликова­ны в 1873 г. Автор этого труда прожил на 4 года больше, чем тот ученый, который умер позже всех.

4. Автор «Психологии интеллекта» родился на 18 лет позже Уот­сона и опубликовал свой труд на 23 года позже Уотсона.

Примечание: в этой задаче проверяется не память, а способ­ность к рассуждениям.

11. Дорисовать

 


 


12. Что здесь изображено?

 


 


Ответы

Ответы к упражнению «Потерпевшие

кораблекрушение»

1. Зеркало для бритья, так как оно необходимо для сигнализа­ции днем (солнечные зайчики).

2. Двухлитровая канистра нефтегазовой смеси, которую можно зажечь спичкой и банкнотой. Смесь будет плыть по воде и привле­кать внимание спасателей.


134 Раздел I. Общая психология

3. Пятилитровая канистра с водой необходима для утоления жаж­ды.

4. Одна коробка с армейским рационом.

5. 20 м2 непрозрачного пластика используются для сбора дожде­вой воды и обеспечивает защиту от стихии.

6. Две коробки шоколада — резервный запас пищи.

7. Рыболовная снасть на всякий случай, нет уверенности, что вы поймаете съедобную рыбу.

8. 15 м нейлонового каната используются для связывания снаря­жения, чтобы оно не упало за борт.

9. Надувная подушка в роли спасательного круга.

10. Репеллент, отпугивающий акул.

11. Бутылка рома крепостью 80° в качестве антисептика; в дру­гих случаях имеет малую ценность, поскольку ром может вызвать обезвоживание.

12. Маленький транзисторный радиоприемник.

13. Карты Тихого океана без соответствующих навигационных приборов бесполезны.

14. Противомоскитная сетка — в Тихом океане нет москитов.

15. Секстан(т) без таблиц и хронометра бесполезен.

Ответы к методике «Исключение лишнего»

сражение, солдаты; глаза, слово; растения, земля; крыша, стены; берег, вода; здание, улица; углы, сторона; делимое, делитель; игроки, правила; диаметр, дуга; текст, редактор; бумага, текст; голос, мелодия; колебание, почва; книги, читатели; лист, дерево; состязание, победа; медсестра, больные; чувство, человек; родина, человек; стулья, стол или сервант, шкаф; декан, студент; танки, пушки; свекла, морковь.

Заполнить пробелы

1. рефлексивным; наглядно-образным; дивергентным; саноген- ным; репродуктивным; 2. систематический перебор; 3. 30—40; 4. кре­ативностью; 5. суждение; 6. импульсивного; 7. врожденными; 8. эмоционального состояния; 9. родовидовых; 10. патогенного.

Верно или неверно

1 — неверно; 2 — неверно; 3 — неверно; 4 — неверно; 5 — верно; 6 — неверно; 7 — верно; 8 - неверно; 9 — верно; 10 - неверно.


Верно или неверно произведено обобщение

1 — верно; 2 — неверно; 3 — неверно; 4 — верно; 5 — неверно; 6 — верно; 7 — неверно; 8 — неверно; 9 — верно; 10 — верно.

Расположить понятия по порядку

1. а — в — г — б; 2. ж-а-в-д-г— е — б; 3. б — г — д — в - а;

4. г — б-а-д — в;5. в — г — а-д — б.

Вам предлагаются два суждения и одно умозаключение 1 — верно; 2 — неверно.

Один лишний

1. обобщение; 2. гастрит; 3. иллюзии; 4. пузырь для льда; 5. пе­рекись водорода; 6. школа.

Выбрать правильный ответ 1. б; 2. б; 3. в.

Найти соответствие

I. 1 - Г; 2 - В; 3 - Б; 4 - Д; 5 - А.

II. 1 - А; 2 - Б.

III. 1 - А; 2 - Г; 3 - Б; 4 - В; 5 - Е; 6 - Д; 7 - Ж.


Глава 7

ВНИМАНИЕ

Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности человека. Внимание можно рассматривать как про­цесс или сторону процесса (сенсорное, интеллектуальное внима­ние), как состояние (состояние сосредоточенности), как свойство личности (внимательность).

Внимание — важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной.

7.1. Виды внимания

Одна из классификаций внимания основана на его зависимости от уровней психической регуляции. Выделяют непроизвольное (пас­сивное), произвольное (активное) и послепроизвольное внимание.

При непроизвольном внимании психическая деятельность чело­века устремляется в том или ином направлении как бы сама по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предвари­тельного намерения. Основная функция непроизвольного внима­ния заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении объектов, которые мо­гут иметь в данный момент наиболее важный жизненный или лич­ностный смысл.

Непроизвольное внимание возникает под влиянием внешних и внутренних факторов. Среди внешних факторов большую роль иг­рают сила, интенсивность, неожиданность раздражителя. Следует учитывать не только абсолютную, но и относительную силу раздра­жителя и особенно контраст между раздражителями. Днем звук шагов по больничному коридору едва ли привлечет внимание мед­сестры, зато ночью даже тихие шаги становятся весьма сильным раздражителем.


Привлекает внимание и все необычное, пульсирующее, движущее­ся. На этих закономерностях построена реклама.

Среди внутренних факторов особое место занимает постоянная или временная значимость раздражителя. Направление непроизволь­ного внимания человека связано с общей направленностью лично­сти, оно высвечивает характер. Подумайте, что для вас как для бу­дущего медработника более значимо: цвет кожных покровов пациента, или его поза, тон голоса, или его одежда, украшения, или что приносят ему родственники и т.д.

Кроме того, человек часто обращает внимание только на детали, отвечающие его ожиданиям. Медсестра, ожидающая от пациентов нарушения лечебно-охранительного режима и неуважительного отношения к себе, скорее всего будет замечать и интерпретировать действия пациентов в соответствии со своими ожиданиями.

Непроизвольное внимание дано человеку от природы и зависит от подсознательной установки. Если медсестре ее работа не нра­вится, то она может не заметить усиления отечности лица у паци­ента или запаха ацетона в палате.

Произвольное внимание возникает по нашему собственному же­ланию, по просьбе и указанию другого человека и удерживается определенное время на объекте усилием воли. Произвольное вни­мание особенно нужно там, где объект обладает недостаточно при­влекательными, интересными и новыми качествами (изучение ма­лоинтересного предмета). Произвольное внимание воспитывается и без специального обучения не существует. Уровень развития та­кого внимания характеризует не только направленность интересов человека, но и его личностные, волевые качества. Если непроиз­вольным вниманием «командуют» внешние объекты, то хозяином произвольного внимания является сам человек: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что».

Внешние условия тоже влияют на организацию произвольного внимания. Трудно заставить себя быть внимательным в непривыч­ной обстановке, когда появляется много дополнительных конкури­рующих раздражителей. Лучше работается там, где есть четкий ре­жим, рабочее место специально подготовлено (ничего лишнего), устранены сильные посторонние раздражители. Вместе с тем не стоит требовать полной, «стерильной» тишины. Дополнительные раздражители могут даже способствовать концентрации внимания.

Основные виды внимания — непроизвольное и произвольное — тесно связаны между собой и порой переходят друг в друга. Однако


138 О Раздел I. Обшая психология

решающая роль в жизнедеятельности человека принадлежит про­извольному вниманию.

Послепроизвольное внимание — это снижение волевого процесса и сосредоточение сознания на объекте вследствие возникшего ин­тереса.

Сравнительная характеристика видов внимания представлена в табл. 7.1.

Таблица 7.1. Виды внимания и их сравнительная характеристика

Виды внимания Условия возникновения Основные характеристики
Непроизволь­ ное Действие сильного, контраст­ного или значимого и вызы­вающего эмоциональный от­клик раздражителя Возникает легко, без волевого усилия, лег­ко переключается
Произвольное Постановка (принятие) задачи Направленность в соответствии с зада­чей, требует волевых усилий, утомляет
Послепроиз­ вольное Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес Сохраняется целена­правленность, снима­ется напряжение

 

7.2. Свойства внимания

Основные свойства внимания человека — это интенсивность, устойчивость, переключаемость, распределение, объем.

Под интенсивностью внимания понимается повышенная сосре­доточенность сознания на определенном объекте, на конкретной деятельности, что не позволяет отвлекаться на посторонние раз­дражители.

Устойчивость — это способность к длительной концентрации внимания на определенном объекте.

Причины, влияющие на устойчивость внимания, могут быть свя­заны со свойствами нервной системы человека (сильный-слабый, уравновешенный-неуравновешенный, подвижный-инертный типы), с общим состоянием организма в данный момент, а также с моти­вацией (наличием или отсутствием интереса к деятельности, ее зна­чимостью для человека) или с внешними обстоятельствами.


Переключаемостъ — это перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другую. У здорового челове­ка этот процесс должен происходить без замедления и ущерба для сосредоточенности внимания.

Переключаемостъ внимания проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание. Такой перевод может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольная переклю- чаемость внимания может свидетельствовать о неустойчивости вни­мания, но такая неустойчивость — не всегда отрицательное каче­ство. Нередко она способствует краткому отдыху.

Способность к переключению внимания индивидуальна и зави­сит от типа нервной системы, поддается тренировке с помощью упражнений.

Распределение внимания — способность одновременного успеш­ного выполнения (совмещения) двух различных видов деятельнос­ти или более.

Распределение внимания между различными видами деятельно­сти вовсе не означает, что они в буквальном смысле слова выпол­няются параллельно. Такое бывает редко, а впечатление создается способностью человека быстро переключаться с одного вида дея­тельности на другой, успевая возвратиться к продолжению прерван­ного до того, как наступит забывание.

Высокий уровень распределения внимания — одно из обязатель­ных условий медицинского труда.

Исследования показывают, что трудность представляет совме­щение двух однородных видов деятельности (двух видов умствен­ной активности, двух видов двигательной активности). На лекции разумнее слушать преподавателя, а не читать параллельно интерес­ную книгу, так как после занятий останется неудовлетворенность ни объяснением, ни книгой, а не радость понимания того или дру­гого.

Внимание распределяется более эффективно между умственной и двигательной активностью, а при их совмещении снижается про­дуктивность умственной деятельности. В этих случаях условием успешного распределения внимания является автоматизация одно­го из одновременно осуществляемых видов деятельности.

Однако хорошее распределение внимания редко «дружит» с его интенсивностью. Эти свойства внимания в известной мере проти­воположны.

Объем внимания — это среднее количество предметов или их де­талей, которые одномоментно могут находиться в сфере внимания


140 Раздел I. Общая психология

человека. Объем внимания у взрослого человека в среднем равен 5—7 элементам. Объем внимания можно увеличить путем трениро­вок. Это очень валено для многих сестринских специальностей.

7.3. Невнимательность

Свойством, противоположным внимательности, считается невни­мательность. Она бывает разной.

Невнимательность первого типа — это рассеянность со слабой интенсивностью внимания и его легким непроизвольным переклю­чением. Подобное внимание свойственно маленьким детям, а у взрослых может быть результатом как плохого состояния здоровья, чрезмерного утомления или возбуждения, так и плохого воспита­ния. Постоянная рассеянность может говорить о легкомыслии и поверхностном отношении к жизни.

Невнимательность второго типа часто называют «профессорс­кой». Это высокая сосредоточенность на своих мыслях и трудное переключение и распределение внимания. Классический пример — герой романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» Жак Паганель.

Сосуществование двух противоположных видов рассеянности говорит о том, что внешне похожие поведенческие проявления могут обусловливать совершенно разные психологические факторы.

7.4. Нарушения внимания

Наиболее частыми нарушениями внимания являются истощае- мость, отвлекаемость и патологическая прикованность.

Истощаемость внимания проявляется тем, что человек в про­цессе беседы или при выполнении мыслительных операций быстро устает, теряет нить разговора, качество ответов снижается. Исто­щаемость внимания сопровождает астенические состояния.

Отвлекаемость внимания свойственна гипертимикам. Внима­ние непрерывно переключается с одного на другое, фиксируя ма­лейшие детали происходящего, но более или менее длительное со­средоточение внимания на объекте затруднено, человек неусидчив.

Неспособность удерживать внимание на предмете у детей млад­шего школьного возраста может приводить к неспособности к на­учению. Многие такие дети еще и гиперактивны. Такая комбина­


ция носит название синдрома дефицита внимания и гиперактивнос­ти (СДВГ). Существует множество мнений относительно причин СДВГ. Предлагаемые методы лечения не менее разнообразны. Не­которым детям помогает риталин1 (меридил) при условии тщатель­ного контроля за ходом лечения. Немедикаментозной формой ле­чения является упрощение окружающей среды с целью снижения количества стимулов, отвлекающих ребенка.

Патологическая прикованность внимания к определенному кругу представлений наблюдается у людей в состоянии депрессии. Они не могут отвлечься от тягостных переживаний, не могут читать, смот­реть телевизор, все время думая о безысходности своего положения.

7.5. Практическое занятие

Задание 1. Исследование избирательности внимания.

Материалы и оборудование', бланк, карандаш и секундомер.

бсолнцевтргщоцрайонзгуцновостьхэьгчафактуекэкзаментроч

ягргцпрокуроргцрсешбостеорияентсджзбьамхоккейтранцыурс

фруйгзхтелевизорболдекзхюэлгшьбпамятьщогхеюжипдрошлптс

хэнздвосприятиейцукндшизхьвафыапролблюбовьабфырплослдк

есласпектакльячсимтьбаюжюерадостьвуфцпэждлорпнародшмвт

лжьхэгнеекуыфйшрепортажзждорлафываэфбьдьконкурсзденапт

йфячыцувскапрличностьэхжэьеюдшглоджэпрплаваниедтлжкваы

эзбьтрлгжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфрячатлджэтьбюн

хтьфтасенлабораториягшденруцгшщтлроснованиезшэрэмитдто

нтаопрукгвмстрпсихиатриябплмстчьйгяомтзацэьантаазтлнкн[XVI] [XVII].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.186.218 (0.176 с.)