Кант выделял три основных познавательных способности человека: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кант выделял три основных познавательных способности человека:



1) чувственная (когда мы познаем мир на основе наших ощущений),

2) рассудочная (когда мы описываем мир с помощью рассудка), 

3) разумная (когда мы пытаемся познать принципы мироздания, понять, каков мир на самом деле).

Этим познавательным способностям соотвествуют 3 научные дисциплины

 – математика, естествознание и метафизика.

То есть вопрос о том, как возможна рациональная наука распадается на подвопросы:

· Как возможна рациональная математика?

· Как возможно рациональное естествознание?

Кант выделяет априорные формы чувственности: 1) пространство; 2) время

Кант:

«...наше чувственное представление никоим образом не есть представление о вещах самих по себе, а есть представление только о том способе, каким они нам являются».

«Все, что может быть дано нашим чувствам (внешним — в пространстве, внутреннему — во времени), мы созерцаем только так, как оно нам является, а не как оно есть само по себе...».

В опыте выделяются два уровня формообразования (активности) субъекта. Во-первых, это априорные формы чувства — пространство и время. В созерцании чувственные данные (материя) осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез. На вопрос, как возможна чистая, то есть теоретическая, математика, Кант отвечает: она возможна как априорная наука на основе чистых созерцаний пространства и времени. Чистое созерцание (представление) пространства лежит в основе геометрии, чистое представление времени — в основе арифметики (числовой ряд предполагает наличие счёта, а условием для счёта является время).

Во-вторых, благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез. Рассудок, согласно Канту, имеет дело с априорными категориями, которые суть «формы мышления». Путь к синтезированному знанию лежит через синтез ощущений и их априорных форм — пространства и времени — с априорными категориями рассудка. «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить» (Кант). Познание достигается путём соединения созерцаний и понятий (категорий) и представляет собой априорное упорядочение явлений, выражающееся в конструировании предметов на основе ощущений.

Кант выделяет 12 категорий рассудка:

1. Категории количества

1. Единство

2. Множество

3. Цельность

2. Категории качества

1. Реальность

2. Отрицание

3. Ограничение

3. Категории отношения

1. Субстанция и принадлежность

2. Причина и следствие

3. Взаимодействие

4. Категории модальности

1. Возможность и невозможность

2. Существование и несуществование

3. Необходимость и случайность

Чувственный материал познания, упорядоченный посредством априорных механизмов созерцания и рассудка, становится тем, что Кант называет опытом. На основе ощущений (которые можно выразить констатациями типа «это жёлтое» или «это сладкое»), которые оформляются через время и пространство, а также через априорные категории рассудка, возникают суждения восприятия: «камень тёплый», «солнце круглое», затем — «солнце светило, а потом камень стал тёплым», и далее — развитые суждения опыта, в которых наблюдаемые объекты и процессы подведены под категорию причинности: «солнце вызвало нагревание камня» и т. д. Понятие опыта у Канта совпадает с понятием природы: «…природа и возможный опыт — совершенно одно и то же».

Схематизм рассудка

Для формальной логики существует всего 12 видов суждений.

Причем эта классификация «срабатывает» вне зависимости от содержания суждения (о любви или об экзамене идет речь) и вне зависимости от языка (она одинаково верна для русского или английского языков, хинди или древнегреческого).

Например:

По степени общности суждения бывают: общие, частные и единичные. Отсюда Кант выделяет категории «единство», «множественность», «совокупность».

Человек описывает мир именно при помощи таких априорных по своей сути категорий, - утверждал Кант. Они даны нам как схемы, заложенные в нашем рассудке. Благодаря схематизму рассудка законы естественных наук носят всеобщий характер. Естественные науки всегда схематичны, их задача – отвлечься от единичных различий. Но означает ли это, что естественнонаучные законы–схемы описывают реальный мир? Кант ответил на этот вопрос парадоксальным образом:

«Человек – законодатель природы».

Мы описываем мир с помощью уже имеющихся у нас в голове рассудочных схем, то есть мы организуем полученную извне информацию о мире определенным образом, мы навязываем миру свою точку зрения на него. В этом смысле, математические и естественные науки дают нам «человеческую» картину мира, поскольку опираются на априорные предпосылки чувственного и рассудочного познания. С их помощью мы познаем то, как мир нам является, но каков он вне нашего восприятия, сам по себе.

С помощью чувственности и рассудка человек познает мир явлений, - то, какими вещи нам являются, каковы они для нас. Но человек всегда мечтал познать, каков мир сам по себе, независимо от нашего восприятия, объективно. Такую задачу ставит перед собой разум. Он пытается узнать, что такое «вещь в себе» (вещь сама по себе), не в человеческом восприятии, а самостоятельно.

Человечество предпринимало множество попыток познать «вещи в себе», строя различные метафизические (философские) системы. Суть всех этих систем можно свети к трем основным вопросам, волновавшим людей с древних времен, - о душе, о Боге и о космосе.

Т.е. вопрос о том, как возможна рациональная метафизика, распадается на три подвопроса:

1. Как возможна рациональная психология?

2. Как возможна рациональная теология?

3. Как возможна рациональная космология?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 1120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.008 с.)