Постпозитивизм. Критический рационализм К. Поппера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постпозитивизм. Критический рационализм К. Поппера.



Постпозитивистская философия науки отсчитывает свое начало с работ Карла Раймунда Поппера (1902 – 1994 гг. «Логика и рост научного знания»).

Постпозитивизм

n Неоднородное течение.

n отказ от жесткой демаркации науки от ненауки

n главное внимание – не статике науки, а ее динамике, развитию.

n нет чистого эмпирич.базиса (на любой факт мы смотрим через “теоретические очки”)

n не работает кумулятивизм (нет “наследования” знаний)

n отказ от принципа верификационизма

 

       Вместо неопозитивисткой верифицируемости в качестве критерия научности предложений (или их совокупности, объединенной в теорию) Поппер выдвинул фальсифицируемость (опровергаемость). В науке есть множество общих утверждений, вроде «Все лебеди белые», строго подтвердить которые невозможно, для этого понадобилось бы наблюдать всех лебедей. Гораздо проще отыскать хотя бы одного черного лебедя, тем самым предложение будет опровергнуто (фальсифицировано), однако его способность «приходить в столкновение с опытом» придает ему научный смысл. «Фальсификации учат нас неожиданному и вновь убеждают нас в том, что, хотя наши теории придуманы нами самими, хотя они суть наши собственные изобретения, они тем не менее подлинные утверждения о мире, поскольку могут приходить в столкновение с чем-то, что создали не мы». (Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход)

       Вообще, цель науки – находить удовлетворительные объяснения для всего, что нуждается в объяснении. Удовлетворительным является объяснение, отвечающее двум основным критериям:

       1) объясняющее должно быть проверяемо независимо от объясняемого. Т.е. объясняющее и объясняемое не должны образовывать логического круга, наподобие: – Почему волнуется море? – Потому что Нептун разгневан. – А откуда известно, что Нептун разгневан? – Ну, ты же видишь, как волнуется море!

       2) в объяснении должны содержаться высказывания об общих законах природы, которые можно независимо проверять, где угодно и как угодно.

       Словом, удовлетворительными могут быть «объяснения в терминах проверяемых и фальсифицируемых общих законов и начальных условий». Степень удовлетворительности объяснений может повышаться путем повышения степени проверяемости теорий, что означает переход к теориям со все более богатым содержанием, все более высокой степени общности и точности. В этом, собственно, и заключается прогресс в науке. Рост научного знания Поппер иллюстрирует следующей схемой:

                   TTa            EEa            Pa2     

 

       P1   TTb            EEb            Pb2

 


                   TTc            EEc            Pc2

 

       Р – проблема (problem), ТТ – пробная теория (tentative theory), ЕЕ – устранение ошибок (error elimination).

       В результате можно сказать, что прогрессивна та теория, которая изменила проблему. Т.е. для первоначальной проблемы было предложено решение, но в процессе научной критики (попыток опровергнуть теорию) были найдены факты, необъяснимые в рамках данной теории, а значит, возникли новые проблемы. Поппер считает развитие науки «дарвинистским процессом», в ходе которого некоторые из конкурирующих теорий выдерживают критику и «выживают», а некоторые навсегда уходят в небытие.

       Из данной метафоры Поппер решается сделать еще более широкие философские выводы и представить познание как еще одну жизненную функцию наряду с размножением, ростом, поглощением и усвоением пищи, а также чувствительностью к раздражителям-стимулам. В этом смысле, как указывает Поппер в статье «Эволюционная эпистемология», «от амебы до Эйнштейна всего лишь один шаг. Оба действуют методом предположительных проб (ТТ) и устранения ошибок (ЕЕ)». Только амеба выстраивает пробные теории об окружающей среде «в форме физических органов или иных анатомических изменений, новых вариантов поведения или изменений существующих вариантов поведения». Т.е. она решает проблемы, так сказать, «на своем собственном теле и ценой собственной жизни», а Эйнштейн может выносить свои теории вне собственного тела. Данной способностью, отличающей его от всех остальных представителей животного мира, человек обладает благодаря тому, что его язык способен выполнять не только выразительную и сигнальную функции, но и функцию описания. «Человеческий язык может передавать информацию о положении дел, о ситуации, которая может иметь место, а может и не иметь места или быть либо не быть биологически релевантной. Она может даже не существовать». Таково преимущество человека перед всеми остальными живыми организмами, но в принципе знание – такой же естественный продукт жизнедеятельности человека, как мед у пчел.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.004 с.)