Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нов. Позиция по отнош-ю к культуре:
1) принципиальная неангажированность никакой идеологией, декларируемое отсутствие единой позиции, 2) делание привычного необычным за счет изъятия из привычного контекста («остранение» - В.Шкловский, от слова «странный»), 3) культура как игра (прежде всего, стилистическая игра смыслами и интерпретациями), 4) художник – не творец, а интерпретатор, он «играет» уже созданным, «проговоренность» всех смыслов и идей и др. Цитата и комментарий. 5) абсолютная исчерпанность рационализма и рац. онтологии, 6) множественность истин Филос-и постмодернизма в строгом смысле слова не сущ. (хотя бы потому, что представители этого культурного течения говорят о невозможности выработки новой филос-и). Позитивный аспект постмодернизма состоит в том, что принципиальная открытость диалогу постмодернистской философии и науки способствует образованию новых наук и научных направлений, синтезирующих и объединяющих ранее несовместимые области знания: квантовая механика, теоремы К. Геделя, космология, синергетика, экология, глобалистика, моделирование искусственного интеллекта и т.д. Признание конвенционального, договорного характера норм, принципов и ценностей делает возможным предельную открытость постмодернистской философии, готовность к равноправному диалогу с любыми культурами, структурами, формами и нормами, существующими в любом пространственно – временном отрезке истории. Негативный аспект постмодернистской философии находит свое выражение в том, что декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают свое априорное значение…». Поэтому постмодернизм определяется как маргинальный китчевый философский дискурс с характерной антирациональностью. П. ассоциируется, прежде всего, с Францией 20 в. («Парижская школа») Мир нельзя рационально описать и познать, существует «ГЛУБИННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ВЕЩЕЙ» этому. «События всегда опережают теорию». За стирание границ между науками, иск-вом, религией, филос-й и т.п. Каждый читает текст (=мир) по-своему. Асистемность, вариативность, плюрализм интерпретаций и подходов. Ключевое понятие П. – деконструкция (Деррида и др.) = процесс разложения, расслоения структур, «остранение» от предмета, отказ от привычных подходов, критическое преобразование (напр., деконструкция традиционной филос-и).
Ж.-Ф. Лиотар (1924-1998) «Состояние постмодерна». «… В форме информационного товара, необходимого для усиления производительной мощи, знание уже является и будет важнейшей, а может быть, самой значительной ставкой в мировом соперничестве за власть». Соврем. наука характеризуется как антимодель стабильной системы. Это открытая система, связанная с открытым обществом и открытой культурой. Воображение, новые идеи, разногласия, «облака» языковой материи, преобладание локального, «маленького» рассказа над «большим» метаповествованием — признаки совр. ситуации. Целью явл. стремление к непознанному в науке. Этой целью и определяется плюрализм науч. иссл. программ, свойственный мозаичной постмодернистской науке. На 1-й план – изобретение правил новых языковых игр.
Ж.Бодрияр (1929-2007) “Соблазн ”, “Америка”, “ Прозрачность зла”, “Общество потребления ”, “Симулякры и симуляции ”, “Символический обмен и смерть ” Характеристика ситуации П: «исчезновение социального», т.е. исчезновение универсальной среды, опосредовавшей отношение человека к культуре в прошлом (общие нормы, представления и т.п.). Если раньше культурное событие переживалось интерсубъективно (в общении), то сейчас никакого опосредования не нужно, культурное событие происходит на экране ТВ или РС и т.п. Исчезновение скрепляющих об-во норм. Атомизация об-ва и фрагментирование субъекта. Чел-к = tabula rasa, на которую масс медиа наносят любую информацию. СИМУЛЯКР (копия предмета, к-рого не было). “Возьми в свои руки реальность сновидения” Ввёл понятие гиперреальность как развитие марксистского понятия надстройка. Основа гиперреальности — симуляция. Единицами гиперреальности являются симулякры. «Все к чему стремится, продолжая производительность, целое общество – это восстановление ускользающего от него реального”. Современность = эра гиперреальности, когда надстройка определяет базис, труд не производит, а социализирует, представительные органы власти никого не представляют. Современную эпоху характеризует чувство утраты реальности. Последним бастионом реальности становится смерть («смерть, пожалуй, единственное, что не имеет потребительной стоимости»). На смерти основана любая власть и экономика. Но в этом случае смерть выступает не сама по себе, а как фантазм (представление). В искусстве и науке Б. видит критическую и терапевтическую функции по возвращению реальности.
“Общество самообмана” “Мы находимся в мире, в котором становится все больше и больше информации и все меньше и меньше смысла”. “В наши дни быть свободным – значит иметь возможность производить что угодно, иметь что угодно, потреблять что угодно и трансформироваться во что угодно” – Жан Бодрийяр. Ж.Деррида (1930-2004) Мир м.б. рассмотрен как бесконечный текст. Сознание личности=сумма текстов, к-рая вступает во взаимодействие с др. текстами, образующими культуру. «Ничто не сущ. вне текста» (напр., традиция – это цитирование и т.п.) Т.к. текст имеет множество значений, то и мир м.б. проинтерпретирован как угодно = ДЕЦЕНТРАЦИЯ (нет центрального смысла, доминантных ценностей, абсолютной истины). Поэтому история лишена всякого смысла и направления. ДЕКОНСТРУКЦИЯ – метод текстологического исследования, заключающийся в выявлении внутренней противоречивости текста, в обнаружении в нем скрытых и незамечаемых «остаточных смыслов», «следов следов», закрепленных в языке в форме неосознаваемых мыслительных стереотипов; утверждает неизбежность многосмысленности и бесконечности интерпретативного процесса. Ж.Делез (1925-1996) «Не сон разума порождает чудовищ, но мстительная и страдающая бессонницей рациональность». «Человек представляет собой фигуру из песка между морским отливом и приливом». «В целом здравый смысл — нечто пережигающее и пищеварительное, нечто агрикультурное, неотделимое от аграрных проблем и от жизни среднего класса, разные части которого, как считают, уравновешивают и регулируют друг друга». Претензия на создание «не-концепции» (против рационализма, панлогизма и т.п.) Жизнь=процессы дифференциации, ведущей к многообразию во всем. Согласно Делёзу, вся традиционная философия устроена по принципу корневища и стебля («вертикальный» образ и представление о теле), т.е. присутствует глубинное измерение — смысл («копнуть поглубже»). Ризома - нелинейная структура, наглядным образом для неё выступает запутанная корневая система растения. Ризома — это то, что никогда не растет вертикально. Это поверхность, только кожа, чистый эпидермический плащ без внутреннего содержания. В отличие от классической «корневой» модели, которую критиковал Делёз, ризома развивается исключительно в горизонтальном направлении. Она не дает корней. Или дает корни, но произвольно и не связано с вертикальной структурой, где наличествует корень и стебель. Шизоанализ направление в философии и одновременно в психиатрии, сознательно противопоставляющее себя психоанализу и вырастающее на базе его критики. Разработан Жилем Делёзом. Критика психоанализа за выполнение «заказа” капиталистической системы - превращение человека в «невротика, лежащего на кушетке”. (“Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения”). Сознательно переводит интерес с невротика на шизофреника (причем «шизофреник” здесь – не диагноз, а человек, живущий по естественным законам (“желающая машина”) и отвергающий капитализм общество).
Шизофрения = образ бытия культуры, культура от античности до современности становилась все более шизоидной, балансируя между распадом собств. “я” и абсолютным суверинитетеом внутреннего мира (= паранойя). Мишель Фуко (1926-1984) «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук», «Археология знания», «Надзирать и наказывать» и др. ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ Обращ-е к Марксу – чтобы реконструировать структуру исторического процесса. Но у Маркса – упор на экономику, а это узко, можно привлечь и литературный анализ, и теорию мифов, и историю наказаний, и ианализ сексуальности и т.п. Но: изучать СТРУКТУРЫ, а не живую историю. В зависимости от того, какие «документы» рассматриваешь – множ-во различных историй, объединенных в тотальную историю: «Задача тотальной истории состоит в том, чтобы выяснить, какие формы отн-й м.б. установлены между различными рядами, какие вертик.связи они порождают, чем характеризуются их соотв-я и преобладания». «Вынесение за скобки» исторического субъекта. Книги «Слова и вещи”, «Рождение клиники”, «Надзирать и наказывать” ЭПИСТЕМА – структура мышл-я, выражающая образ мыслей опред.эпохи. совок-ть скрытых посылок, предубеждений, создающая и ограничивающая мысль эпохиб общая, характерная для конкретного исторического периода система мышления, научного теоретизирования (Фуко, 2002). Каждая эпистема создает опред. систему знаний, опред. дискурс (парадигма Куна?) Ex: кит. классификация Борхеса Идеи самоорганизации – новая «эпистема эпохи”. "Забота о себе" для Фуко предстает как забота о себе в проективном аспекте: о себе, "каким я хочу быть". Достоинство жизни, по Фуко, в том, чтобы правильно мыслить, преодолевать социальную и историческую обусловленность, вносить посильный вклад в совместную жизнь людей, делать из себя своеобразное произведение искусства. Работа над собой ведется посредством практик, конституирующих человека, его моральное поведение. Эти практики Фуко называет «техниками себя» — они «позволяют индивидам осуществлять определенное число операций на своем теле, душе, мыслях и поведении, и при этом так, чтобы производить в себе некоторую трансформацию, изменение и достигать определенного состояния совершенства, счастья, чистоты, сверхъестественной силы (Foucault, 2005).
4 уровня знания: 1. образуется дискурс (позитивность) 2. появл. модели, проверка знания (эпистемологизация) 3. критерии аргументации (научность) 4. правила постр-я дискурса (формализация – в точн.науках) Дискурсивная практика шире науки. Подверг археологическому анализу «сомнительные» науч. дисциплины (психиатрию, юриспруденцию и др.)
Постмодернисткая наука Постмодернистская ситуация включает в свою орбиту не только худ. культуру, но и науку. Филос. осмысление достижений квантовой физики, термодинамики, информатики, теории игр, теории катастроф привело к выводу об изменении типа рациональности. Акад. В.С. Степин предложил: 1. классическая рациональность (осн. критерии науч. позн-я таковы, что они сосредоточивают внимание исследователя исключительно на характеристиках объекта, не принимая во внимание субъекта познания). 2. неклассическая рациональность (учитывает отнесенность характеристик объекта к средствам и операциям, используемым в процессе исследования). 3. постнеклассическая рациональность (соотносит знания об объекте не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.014 с.) |