Нов. Позиция по отнош-ю к культуре: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нов. Позиция по отнош-ю к культуре:



1) принципиальная неангажированность никакой идеологией, декларируемое отсутствие единой позиции,

2) делание привычного необычным за счет изъятия из привычного контекста («остранение» - В.Шкловский, от слова «странный»),

3) культура как игра (прежде всего, стилистическая игра смыслами и интерпретациями),

4) художник – не творец, а интерпретатор, он «играет» уже созданным, «проговоренность» всех смыслов и идей и др. Цитата и комментарий.

5) абсолютная исчерпанность рационализма и рац. онтологии, 

6) множественность истин

Филос-и постмодернизма в строгом смысле слова не сущ. (хотя бы потому, что представители этого культурного течения говорят о невозможности выработки новой филос-и).

Позитивный аспект постмодернизма состоит в том, что принципиальная открытость диалогу постмодернистской философии и науки способствует образованию новых наук и научных направлений, синтезирующих и объединяющих ранее несовместимые области знания: квантовая механика, теоремы К. Геделя, космология, синергетика, экология, глобалистика, моделирование искусственного интеллекта и т.д.

Признание конвенционального, договорного характера норм, принципов и ценностей делает возможным предельную открытость постмодернистской философии, готовность к равноправному диалогу с любыми культурами, структурами, формами и нормами, существующими в любом пространственно – временном отрезке истории.

Негативный аспект постмодернистской философии находит свое выражение в том, что декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают свое априорное значение…». Поэтому постмодернизм определяется как маргинальный китчевый философский дискурс с характерной антирациональностью.

П. ассоциируется, прежде всего, с Францией 20 в. («Парижская школа»)

Мир нельзя рационально описать и познать, существует «ГЛУБИННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ВЕЩЕЙ» этому. «События всегда опережают теорию». За стирание границ между науками, иск-вом, религией, филос-й и т.п.

Каждый читает текст (=мир) по-своему. Асистемность, вариативность, плюрализм интерпретаций и подходов.

Ключевое понятие П. – деконструкция (Деррида и др.) = процесс разложения, расслоения структур, «остранение» от предмета, отказ от привычных подходов, критическое преобразование (напр., деконструкция традиционной филос-и).

 

Ж.-Ф. Лиотар (1924-1998) «Состояние постмодерна».

«… В форме информационного товара, необходимого для усиления производительной мощи, знание уже является и будет важнейшей, а может быть, самой значительной ставкой в мировом соперничестве за власть».

Соврем. наука характеризуется как антимодель стабильной системы. Это открытая система, связанная с открытым обществом и открытой культурой.

Воображение, новые идеи, разногласия, «облака» языковой материи, преобладание локального, «маленького» рассказа над «большим» метаповествованием — признаки совр. ситуации. Целью явл. стремление к непознанному в науке. Этой целью и определяется плюрализм науч. иссл. программ, свойственный мозаичной постмодернистской науке. На 1-й план – изобретение правил новых языковых игр.

 

Ж.Бодрияр (1929-2007) “Соблазн ”, “Америка”, “ Прозрачность зла”, “Общество потребления ”, “Симулякры и симуляции ”, “Символический обмен и смерть ”

Характеристика ситуации П: «исчезновение социального», т.е. исчезновение универсальной среды, опосредовавшей отношение человека к культуре в прошлом (общие нормы, представления и т.п.). Если раньше культурное событие переживалось интерсубъективно (в общении), то сейчас никакого опосредования не нужно, культурное событие происходит на экране ТВ или РС и т.п.

Исчезновение скрепляющих об-во норм. Атомизация об-ва и фрагментирование субъекта. Чел-к = tabula rasa, на которую масс медиа наносят любую информацию. СИМУЛЯКР (копия предмета, к-рого не было).

“Возьми в свои руки реальность сновидения”

Ввёл понятие гиперреальность как развитие марксистского понятия надстройка. Основа гиперреальности — симуляция. Единицами гиперреальности являются симулякры.

«Все к чему стремится, продолжая производительность, целое общество – это восстановление ускользающего от него реального”.

Современность = эра гиперреальности, когда надстройка определяет базис, труд не производит, а социализирует, представительные органы власти никого не представляют. Современную эпоху характеризует чувство утраты реальности. Последним бастионом реальности становится смерть («смерть, пожалуй, единственное, что не имеет потребительной стоимости»). На смерти основана любая власть и экономика. Но в этом случае смерть выступает не сама по себе, а как фантазм (представление). В искусстве и науке Б. видит критическую и терапевтическую функции по возвращению реальности.

“Общество самообмана”

“Мы находимся в мире, в котором становится все больше и больше информации и все меньше и меньше смысла”. “В наши дни быть свободным – значит иметь возможность производить что угодно, иметь что угодно, потреблять что угодно и трансформироваться во что угодно” – Жан Бодрийяр.

Ж.Деррида (1930-2004)

Мир м.б. рассмотрен как бесконечный текст. Сознание личности=сумма текстов, к-рая вступает во взаимодействие с др. текстами, образующими культуру. «Ничто не сущ. вне текста» (напр., традиция – это цитирование и т.п.) Т.к. текст имеет множество значений, то и мир м.б. проинтерпретирован как угодно = ДЕЦЕНТРАЦИЯ (нет центрального смысла, доминантных ценностей, абсолютной истины). Поэтому история лишена всякого смысла и направления.

ДЕКОНСТРУКЦИЯ – метод текстологического исследования, заключающийся в выявлении внутренней противоречивости текста, в обнаружении в нем скрытых и незамечаемых «остаточных смыслов», «следов следов», закрепленных в языке в форме неосознаваемых мыслительных стереотипов; утверждает неизбежность многосмысленности и бесконечности интерпретативного процесса.

Ж.Делез (1925-1996)

«Не сон разума порождает чудовищ, но мстительная и страдающая бессонницей рациональность».

«Человек представляет собой фигуру из песка между морским отливом и приливом».

«В целом здравый смысл — нечто пережигающее и пищеварительное, нечто агрикультурное, неотделимое от аграрных проблем и от жизни среднего класса, разные части которого, как считают, уравновешивают и регулируют друг друга».

Претензия на создание «не-концепции» (против рационализма, панлогизма и т.п.)

Жизнь=процессы дифференциации, ведущей к многообразию во всем.

Согласно Делёзу, вся традиционная философия устроена по принципу корневища и стебля («вертикальный» образ и представление о теле), т.е. присутствует глубинное измерение — смысл («копнуть поглубже»). Ризома - нелинейная структура, наглядным образом для неё выступает запутанная корневая система растения. Ризома — это то, что никогда не растет вертикально. Это поверхность, только кожа, чистый эпидермический плащ без внутреннего содержания. В отличие от классической «корневой» модели, которую критиковал Делёз, ризома развивается исключительно в горизонтальном направлении. Она не дает корней. Или дает корни, но произвольно и не связано с вертикальной структурой, где наличествует корень и стебель.

Шизоанализ направление в философии и одновременно в психиатрии, сознательно противопоставляющее себя психоанализу и вырастающее на базе его критики. Разработан Жилем Делёзом.

Критика психоанализа за выполнение «заказа” капиталистической системы - превращение человека в «невротика, лежащего на кушетке”. (“Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения”). Сознательно переводит интерес с невротика на шизофреника (причем «шизофреник” здесь – не диагноз, а человек, живущий по естественным законам (“желающая машина”) и отвергающий капитализм общество).

Шизофрения = образ бытия культуры, культура от античности до современности становилась все более шизоидной, балансируя между распадом собств. “я” и абсолютным суверинитетеом внутреннего мира (= паранойя).

Мишель Фуко (1926-1984)

«Слова и вещи. Археология гуманитарных наук», «Археология знания», «Надзирать и наказывать» и др.

ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ

Обращ-е к Марксу – чтобы реконструировать структуру исторического процесса. Но у Маркса – упор на экономику, а это узко, можно привлечь и литературный анализ, и теорию мифов, и историю наказаний, и ианализ сексуальности и т.п. Но: изучать СТРУКТУРЫ, а не живую историю.

В зависимости от того, какие «документы» рассматриваешь – множ-во различных историй, объединенных в тотальную историю: «Задача тотальной истории состоит в том, чтобы выяснить, какие формы отн-й м.б. установлены между различными рядами, какие вертик.связи они порождают, чем характеризуются их соотв-я и преобладания».

«Вынесение за скобки» исторического субъекта.

Книги «Слова и вещи”, «Рождение клиники”, «Надзирать и наказывать”

ЭПИСТЕМА – структура мышл-я, выражающая образ мыслей опред.эпохи. совок-ть скрытых посылок, предубеждений, создающая и ограничивающая мысль эпохиб общая, характерная для конкретного исторического периода система мышления, научного теоретизирования (Фуко, 2002).

Каждая эпистема создает опред. систему знаний, опред. дискурс (парадигма Куна?) Ex: кит. классификация Борхеса

Идеи самоорганизации – новая «эпистема эпохи”. "Забота о себе" для Фуко предстает как забота о себе в проективном аспекте: о себе, "каким я хочу быть". Достоинство жизни, по Фуко, в том, чтобы правильно мыслить, преодолевать социальную и историческую обусловленность, вносить посильный вклад в совместную жизнь людей, делать из себя своеобразное произведение искусства. Работа над собой ведется посредством практик, конституирующих человека, его моральное поведение. Эти практики Фуко называет «техниками себя» — они «позволяют индивидам осуществлять определенное число операций на своем теле, душе, мыслях и поведении, и при этом так, чтобы производить в себе некоторую трансформацию, изменение и достигать определенного состояния совершенства, счастья, чистоты, сверхъестественной силы (Foucault, 2005).

4 уровня знания:

1. образуется дискурс (позитивность)

2. появл. модели, проверка знания (эпистемологизация)

3. критерии аргументации (научность)

4. правила постр-я дискурса (формализация – в точн.науках)

Дискурсивная практика шире науки.

Подверг археологическому анализу «сомнительные» науч. дисциплины (психиатрию, юриспруденцию и др.)

 

Постмодернисткая наука

Постмодернистская ситуация включает в свою орбиту не только худ. культуру, но и науку. Филос. осмысление достижений квантовой физики, термодинамики, информатики, теории игр, теории катастроф привело к выводу об изменении типа рациональности.

Акад. В.С. Степин предложил:

1. классическая рациональность (осн. критерии науч. позн-я таковы, что они сосредоточивают внимание исследователя исключительно на характеристиках объекта, не принимая во внимание субъекта познания).

2. неклассическая рациональность (учитывает отнесенность характеристик объекта к средствам и операциям, используемым в процессе исследования).

3. постнеклассическая рациональность (соотносит знания об объекте не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.014 с.)