Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие субъектов предупреждения преступности
Для характеристики понятия субъектов предупреждения преступности являются исходными концептуальные положения о том, что все органы государства обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан (ст. 4 Конституции СССР); все граждане СССР должны быть непримиримы к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка (ст. 65 Конституции СССР). В решении общегосударственной задачи преодоления преступности, — подчеркивается в ряде руководящих документов партии, — необходимо целеустремленное участие партийных, государственных, хозяйственных, профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций, привлечение широких масс трудящихся, особое внимание к совершенствованию деятельности правоохранительных органов1. Следовательно, в широком смысле слова (исходя из требования о «широком фронте» борьбы с преступностью) к субъектам предупредительной деятельности относятся все государственные и 48
общественные организации, сознательные граждане. Такая трактовка предполагает вместе с тем необходимость: а) подчеркнуть, что субъекты общевоспитательной, общехозяйственной, общеуправленческой деятельности и т.п. могут рассматриваться одновременно и как субъекты предупредительной деятельности лишь постольку, поскольку в их функциях системно выделена профилактическая функция2 (поставлена задача предупреждения преступлений во взаимосвязи с основными функциями и в обеспечение их результативности)3; б) различать степень «нацеленности» оргструктур различных субъектов на решение именно профилактических задач: специализированные, частично специализированные, неспециализированные субъекты; в) отметить неразрывную связь по схеме «особенное — общее»: между системой субъектов предупреждения преступности и системой субъектов социального контроля в нашем обществе, как целенаправленной деятельности по поддержанию и совершенствованию социальной упорядоченности и организованности, обеспечению реализации в жизнедеятельности членов общества определенных нормативных требований, соответствующих интересам его развития4; г) исходить из нетождественности, но тесного иерархического взаимодействия понятий «субъект борьбы с преступностью» и «субъект предупреждения преступности» (и прежде всего, как будет показано ниже, применительно к характеристике органов уголовной юстиции и других правоохранительных органов)5.
Давая с учетом изложенного определение субъектов предупредительной деятельности, следует исходить из общего понятия субъекта какой-либо деятельности. Это — носитель функциональных прав и обязанностей, реализующий определённый круг задач по достижению конечной цели и обладающий определенной компетенцией по участию в такой деятельности. На негораспространяются нормы, регламентирующие данную деятельность, режим законности в его конкретной интерпретации. Отнесение лица или организации к числу таких субъектов означает, по общему правилу, постоянное или длящееся (систематическое) участие в ней6. Соответственно, субъектами предупреждения преступности следует считать совокупность государственных и общественных организаций7 и граждан, целенаправленно осуществляющих на различных уровнях и в различных масштабах руководство, планирование мероприятий по предупреждению преступлений, управление этими мероприятиями или их непосредственную реализацию, обеспечение этой реализации (ее «обслуживание»); имеющих в этой связи определенные права и обязанности и несущих ответственность за достижение возложенных задач. Чрезмерно узким представляется имеющееся в литературе определение субъектов профилактики (предупреждения преступности) только как субъектов управления профилактическим процессом8. Субъекты предупрежде- 49
ния преступности не только управляют этим процессом (субъекты управляющих подсистем), но и осуществляют его (субъекты управляемых подсистем). У последней группы субъектов принятие управленческих решений ориентировано на собственную деятельность и реализуется через непосредственное воздействие на криминогенные процессы, явления; на правонарушающее поведение; на личностные деформации. Поскольку речь идет о сложной и многоаспектной деятельности субъектов предупреждения преступности, необходим такой их понятийный и содержательный анализ, который помогает согласовать различные стороны их деятельности, разработать промежуточные цели и конкретные задачи и объединить их вокруг главной (конечной) цели, определить применительно к любому субъекту предупредительной деятельности правильное соотношение функций, прав, обязанностей (ответственности), стимулирования. Тем самым обеспечивается упорядоченность, необходимая устойчивость в сочетании со своевременным реагированием на новые (изменившиеся) социальные потребности, оптимизация круга субъектов, их организационных форм и структур9.
Появление излишних, «избыточных» профилактических звеньев, отсутствие необходимых звеньев (в том числе в «верхних этажах» управления профилактикой), дублирование, нечеткость или смешение различных по содержанию функций, несоответствие прав и обязанностей связано чаще всего именно с изолированным, локальным решением отдельных организационно-методических вопросов деятельности субъектов предупреждения преступности без учета их целостной характеристики. При конструировании такой характеристики существенными представляются следующие требования: организации одного уровня не должны использоваться при решении задач другого уровня, для которого они фактически не приспособлены; в функции одного и того же субъекта нельзя включать (без должной дифференциации сил и средств) задачи, относящиеся к разным уровням, направлениям профилактики; цели, требующие согласованных усилий нескольких субъектов, должны реализовываться именно как совместные, не допуская попыток одного из субъектов делать «все за всех»; одни и те же функции нельзя поручать нескольким субъектам (дублирование), если только не существует необходимости интенсификации взаимоподкрепления в соответствующей деятельности путем частичного «перекрытия» функций; обязательно четкое определение территории, круга объектов, контингента, с которым должен работать данный субъект, а равно характера функций; структура субъектов предупредительной деятельности дифференцируется соответственно кругу задач. Необходимо специализи- 50
ровать органы управления по горизонтали и вертикали (от общегосударственного масштаба до масштаба микрорайонов, объектов). Как уже отмечалось, основной и обязательный признак субъекта предупреждения преступности — целенаправленность всех или части функций в рамках правоохранительной деятельности. Целенаправленность (которая отражается и на субъекте и на содержании деятельности) имеет своим предметом устранение либо нейтрализацию (смягчение, ограничение) криминогенных факторов, а равно коррекцию личностных деформаций, могущих обусловить переход на преступный путь либо рецидив10. Причем ее реализация возможна на уровне и общего, и особенного, и единичного. «Принимая особую направленность и проявляясь в специфической области, такая деятельность соответственно обретает и своего «особенного» субъекта (или субъектов), ведущего свою «жизнь», имеющего свой «язык», свои правила поведения и т.д., но действующего от лица общества (государства). Таким же образом появляются и субъекты... профилактики. Они представляют собой особую «деятельную целостность»11.
Эта «деятельная целостность» отличается вместе с тем высокой степенью дифференциации по задачам, масштабу, правомочиям, формам и методам деятельности, степени специализации, месту в системе и отношению к смежным системам того же уровня и к системам более высокого уровня. «Данная особенность обусловлена с одной стороны заинтересованностью всего общества в ускорении процесса ликвидации преступности, а с другой стороны, тем, что антиобщественные явления и их детерминанты сохраняются в самых различных сферах социальной жизни, на различных уровнях социальных связей и отношений»12. Соответственно, деятельность конкретного субъекта предупреждения преступности может быть ориентирована, в частности, на ограничение и устранение преступности, устранение криминогенных факторов и коррекцию личности: а) с целью оптимизации условий и снижения «издержек» собственной деятельности (т.е. ориентироваться как бы «во внутрь» в качестве обеспечивающего аспекта своей основной деятельности — общехозяйственной, общевоспитательной и т.д.)13; б) с целью «сквозного» обслуживания «извне» общехозяйственной, общевоспитательной деятельности и т.п. (предупредительная деятельность органов здравоохранения, государственных и общественных инспекций, органов опеки и попечительства и других подобных органов); в) с целью осуществления правовой охраны основных ценностей общества, специализированной в сфере предупреждения преступности. Нельзя поэтому ограничивать понятие субъектов предупредительной деятельности признаком осуществления профилактической функции как ведущей для данного органа, организации. Наоборот, большинство из них осуществляют предупредительную деятельность именно в процессе решения общих хозяйственных, воспитательных и других задач, возложенных на соответствующие органи- 51
зации (а отдельные граждане — в процессе повседневной жизнедеятельности). Именно на этом зиждется идея раннего предупреждения. Здесь существует сложно организованное взаимодействие и субординация на разных ступенях опосредованного или непосредственного воздействия на объекты предупредительной деятельности. Характеризуя субъектов предупреждения преступности, следует особое внимание уделить выступающим в качестве таковых органам уголовной юстиции, т.е. юстиции по уголовным делам14. Надо иметь в виду, что органы уголовной юстиции принадлежат не только к числу субъектов предупреждения преступности, но одновременно и к числу субъектов обеспечения неотвратимости наказания за совершенные преступления.
В широком смысле слова неотвратимость наказания есть необходимая и важная составная часть предупреждения преступности в силу своего: а) воспитательно-мобилизующего общепредупредительного эффекта (активизирующего на борьбу с преступностью широкие массы трудящихся); б) сдерживающего эффекта (предостерегающего в отношении лиц, склонных к правонарушающему поведению)15; в) частнопредупредительного эффекта (лишающего преступника самим процессом исполнения наказания «физической» возможности продолжать преступную деятельность, превращающего его в результате наказания в безопасного члена общества). Но этот эффект достигается деятельностью, непосредственно направленной на обеспечение неотвратимости ответственности и наказания лиц, виновных в преступлениях, т.е. на обеспечение своевременной и достаточной реакции на совершенные преступления с тем, чтобы именно через нее, посредством нее предупреждать новые преступления. Предупреждение же преступлений в «чистом» виде — это недопущение их совершения путем устранения криминогенных факторов и коррекции личностных деформаций на «до-преступной», «предпреступной» стадии16. Можно поэтому сделать вывод, что органы уголовной юстиции и органы, осуществляющие только предупреждение преступлений, образуют две взаимодействующие подсистемы борьбы с преступностью. У них общая цель: «обеспечить соблюдение правил поведения, регулируемых уголовным законом»17, но задачи и средства достижения этой цели, пределы действия по отношению к преступлению («до» и «после») различны. Эти подсистемы взаимодействуют, взаимоподкрепляют друг друга в рамках общей цели, но они автономны, и сферы оптимального применения их различны. Говоря о соотношении понятия субъектов предупреждения преступности и понятия субъектов уголовно-правовой борьбы с ней (уголовной юстиции), нельзя не отметить вместе с тем, что их функции частично «перекрывают» друг друга. Так, органы «чисто» предупредительной деятельности помогают органам уголовной юстиции в предупреждении рецидива (административный надзор). 52
С другой стороны, органы уголовно-правовой борьбы с преступностью выполняют и функции ее непосредственного предупреждения путем: а) применения уголовно-правовых мер в случаях совершения действий, общественная опасность которых состоит в создании условий или ситуации для совершения более тяжких преступлений (например, в случае совершения деяний, предусмотренных ст.ст. 1561, 167, 210, 2101, 218 и др. УК РСФСР)18; б) выявления и принятия мер к устранению причин и условий совершенных преступлений, могущих обусловить новые преступления; в) осуществления уголовно-правовой защиты представителей государственных органов, общественности, любых граждан, предпринимающих законные действия по предупреждению и пресечению преступлений (включая задержание и обезвреживание преступников); г) целенаправленного правовоспитательного воздействия для обеспечения готовности членов общества, в том числе членов специализированных общественных формирований, к активному участию в предупреждении и пресечении преступлений и необходимых умений и навыков для этого; д) целенаправленного правовоспитательного воздействия для формирования у лиц, склонных к совершению правонарушений, способности воздержаться от них.
В этом отношении органы уголовной юстиции входят одновременно и в круг субъектов предупреждения преступности (в качестве частично специализированных органов), оставаясь в то же время и в круге субъектов уголовно-правовой борьбы с нею. Итак, субъектами предупреждения преступности, по нашему мнению, являются государственные и общественные организации19, а также граждане, осуществляющие в качестве единственной или основной либо одной из нескольких функций целенаправленную деятельность по устранению, ограничению, ослаблению на различных уровнях криминогенных процессов и явлений, ситуаций, благоприятных для преступления, по устранению личностных деформаций, могущих привести к возникновению общественной опасности личности, либо обеспечивающие условия реализации одной из этих задач и имеющие для этого необходимые права и определенные обязанности, за которые несут ответственность. В зависимости от масштабов и объема предупредительных функций, соотношения последних с основным профилем деятельности соответствующих субъектов в их реализацию включается либо вся оргструктура, либо ее подструктуры, выполняющие данные функции «попутно» с другими, т.е. частично специализированные. Так, строго говоря, в системе органов внутренних дел могут быть выделены полностью специализированные субъекты предупредительной деятельности и частично специализированные (аппараты следствия, дознания, охраны общественного порядка, ИТУ и т.д.) Аналогично могут быть классифицированы и звенья (аппараты, службы) системы органов прокуратуры, суда и др. К субъектам предупредительной деятельности полностью при- 53
менимы имеющиеся в теории управления общие характеристики по типу деятельности (функциям). Речь идет о субъектах: определяющих на директивно-политическом уровне основные направления, задачи, формы предупредительной деятельности (политику борьбы с преступностью и в качестве ее составной части — профилактическую политику)20 и осуществляющих политическое руководство ее реализацией; осуществляющих правовое регулирование и властное управление предупреждением преступности; реализующих директивно-политические и законодательные требования в сфере предупреждения преступности в функциях планирования и координации предупредительной деятельности; осуществляющих управление отдельными направлениями и участками предупредительной деятельности; непосредственно выявляющих криминогенные факторы, осуществляющих меры по их устранению, ограничению, ослаблению, нейтрализации; меры по коррекции личностных деформаций; меры по формированию готовности и умения общественного актива и всех граждан участвовать в предупреждении преступности; осуществляющих научное, информационно-аналитическое и методическое обеспечение предупредительной деятельности, а также подготовку и переподготовку кадров для нее. Следует подчеркнуть, что субъекты предупреждения преступности образуют сложную динамическую систему взаимодействующих элементов, реализующих требования комплексного подхода, обеспечивающих единство действий.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.017 с.) |