Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трудовых коллективов и граждан
Участие общественных организаций, трудовых коллективов и граждан в предупредительной деятельности — одно из исходных положений советской системы предупреждения преступности. В основе предупредительной деятельности общественных организаций (коллективов) лежит метод убеждения, однако в необходимых случаях ими используются меры воздействия, предусмотренные уставами общественных организаций, локальными нормативными актами коллективов (см. ниже). Наряду с этим представителям общественности делегируется в определенных законом случаях и пределах право применять меры, включающие элементы государственного принуждения. Например, меры по пресечению 73 преступлений и задержанию преступников, вытекающие из законодательства о необходимой обороне, о деятельности народных дружин; имущественные меры воздействия на правонарушителей (в том числе освобожденных от уголовного наказания с передачей материала в товарищеский суд); меры контроля за лицом, переданным на поруки. Причем закон или подзаконные правовые акты определяют не только содержание и пределы действий представителей общественности, связанных с применением принуждения к правонарушителям, но и в целом профилактических действий, порождающих правовые последствия. Например, проведение рейдов, проверок и т.д. Общественные организации14, коллективы нельзя рассматривать только как субъекты индивидуальной профилактики, хотя их особое значение в этой сфере бесспорно, поскольку они обычно значительно раньше, чем государственные органы, сталкиваются с фактами (еще малозначительными), указывающими на начавшуюся деформацию личности, и могут своевременно принять воспитательные меры. Общественные организации, трудовые коллективы, граждане участвуют в правовом регулировании предупредительной деятельности, ее планировании и координации, в непосредственной предупредительной деятельности (по устранению на различных уровнях причин и условий, способствующих преступлениям определенных видов или в среде определенных контингентов; по предупреждению конкретных преступлений). Во всех этих случаях и на всех уровнях их предупредительная деятельность осуществляется: а) самостоятельно (в частности, на более раннем этапе, нежели становится необходимым вмешательство государственных органов) и в присущих общественности формах; б) путем совместных с государственными органами мероприятий; в) путем непосредственного участия в предупредительной деятельности государственных органов (например, в процессуальной).
Участие общественности в предупреждении преступности как составная часть реализации ленинского положения о воспитании масс в деле самостоятельного, быстрого, делового участия их и надзоре за соблюдением законности представляет собой одну из перспективных линий дальнейшего развертывания социалистической демократии. Оно способствует демократизации и гуманизации борьбы с преступностью, позволяет экономить меры государственного принуждения, формирует и повышает социальную активность трудящихся в этой сфере. Участие общественных организаций, трудовых коллективов и граждан в предупреждении преступности развертывается на уровне страны в целом; крупных регионов; входящих в них территориальных единиц15; объектов (микрорайонов, предприятий и т.п.) и их объединений. Оно осуществляется либо «попутно» с выполнением основных социальных функций; либо с частичной специализацией; либо с полной специализацией (когда общественная орга- 74
низация, коллектив формируют специальные структуры для этой деятельности). Теперь более подробно рассмотрим некоторые особенности участия в предупредительной деятельности соответственно общественных организаций, трудовых коллективов и граждан. Общественные организации, участвующие в предупреждении преступности, могут быть разделены на группы, исходя из территориального масштаба их деятельности, из того места, которое занимает профилактическая деятельность в числе основных задач и функций, из компетенции общественной организации в этой сфере. По первому признаку могут быть выделены организации: а) комсомол, профсоюзы и др., имеющие вертикальную и горизонтальную структуры и действующие в масштабах как страны в целом, союзных республик, так и отдельных областей, городов, районов, объектов (предприятий, микрорайонов и т.д.);
б) народные дружины, советы по профилактике, товарищеские суды и др., имеющие вертикальную и горизонтальную структуры, но действующие только в локальном масштабе (объект, населенный район, пункт, район, область); в) советы общественности, родительские, домовые, уличные комитеты, общественные пункты охраны порядка и другие, не имеющие многозвенной структуры и действующие только в локальном масштабе (объект, населенный пункт)16. По второму признаку могут быть выделены общественные организации, для которых предупредительная деятельность производна от их основных задач и функций, направленных на повышение социальной активности трудящихся в основных сферах государственной и общественной жизни17, и организации, для которых эта деятельность представляет основную задачу и функцию. По третьему признаку могут быть выделены общественные организации: а) имеющие внешний (ориентированный на предупреждение преступности в среде тех общностей людей и на тех территориях, где функционирует данная организация) и внутренний (нацеленный на предупреждение правонарушающего поведения своих членов) аспекты деятельности и имеющие только внешний аспект; б) участвующие в разработке, планировании, управлении и непосредственном осуществлении всех или большинства направлений предупредительной деятельности и участвующие лишь в некоторых из этих направлений: в охране общественного порядка, охране социалистической собственности; контроле за исполнением правил торговли, правил безопасности труда, дорожного движения и т.д. В настоящее время наблюдается и тенденция возникновения и развития в сфере предупредительной деятельности: а) массовых общественных движений, объединяющих усилия нескольких общественных организаций (например, за укрепление правопорядка в районе, городе, области); б) органов, формируемых на основе совместного представительства государственных и общественных 75
субъектов предупредительной деятельности, совмещающих в себе черты государственных и общественных органов (советы по профилактике, комиссии по делам несовершеннолетних, по борьбе с пьянством, наблюдательные комиссии и т.д.). Предупредительная деятельность общественных организаций осуществляется в соответствии с их задачами и компетенцией. Это дифференцированная правовоспитательная работа: по ускорению социальной адаптации лиц и групп с ослабленными социальными связями; по выявлению семейно-бытовых конфликтов и воздействию на их причины; по организации досуга с целенаправленным вовлечением лиц с отклоняющимся поведением в работу кружков, секций, клубов по интересам. Деятельность общественных организаций в рассматриваемой области включает в себя и такие мероприятия, как: обсуждение вопросов предупреждения преступности; участие в перспективном и текущем планировании предупредительной деятельности, в закреплении ее задач, форм в социалистических обязательствах, коллективных договорах, совместных с правоохранительными органами нормативных и методических документах; использование мер общественного воздействия в отношении лиц с отклоняющимся поведением (злоупотребляющих алкоголем, проявляющих недобросовестность, нарушающих трудовую и общественную дисциплину и т.п.) с тем, чтобы предупредить дальнейшую деморализацию и обеспечить своевременную коррекцию их поведения;
индивидуальные и групповые беседы, обсуждение поведения на собраниях, на заседаниях выборных органов, помещение заметок и фотографий на стендах, в стенных газетах, интенсификация общественного и социального контроля за поведением; меры общественного контроля за соблюдением требований законодательства о трудовой дисциплине и условиях труда, об охране социалистической собственности, о борьбе с пьянством (в том числе правил отпуска спиртных напитков) и т.д.; рейды, патрулирование в общественных местах в целях предупреждения и пресечения нарушений порядка. Направляя предупредительную работу общественных организаций в рассмотренных и иных формах (дать их исчерпывающий перечень не позволяет сама сущность общественной деятельности по предупреждению преступности), вышестоящие органы профсоюзов, комсомола функционируют в то же время в качестве звеньев управления предупредительной деятельностью, реализуемой в конечном счете в двух основных сферах: по месту работы (учебы) и месту жительства (досуговой, бытовой, семейной жизни). При этом в соответствии с постановлением ЦК КПСС «Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями» ВЦСПС, центральные комитеты и советы профсоюзов со- 76
средоточивают усилия на том, чтобы повысить роль профсоюзных организаций в деле предупреждения правонарушений, использовать для этого возможности социалистического соревнования. Профсоюзные организации и их комитеты имеют действенные средства, чтобы в трудовых коллективах создавать обстановку нетерпимости к правонарушителям, принимать меры, обеспечивающие неотвратимость их моральной, материальной и иной ответственности, проявлять заботу об организации досуга и правильном использовании свободного времени трудящимися. ЦК ВЛКСМ и ЦК ЛКСМ союзных республик, комитеты комсомола направляют усилия на поднятие роли комсомольских организаций в борьбе с правонарушениями, на вовлечение каждого комсомольца в работу по укреплению правопорядка, на усиление участия комсомола в изучении причин правонарушений несовершеннолетних и молодежи и принятие конкретных мер по их устранению. Значительный теоретический и практический интерес представляют в этой связи проблемы, связанные с механизмом участия вышестоящих звеньев общественных организаций в управлении предупредительной деятельностью. Внутренний их аспект — управление воспитательно-профилактической работой своих нижестоящих организаций — является предметом деятельности профсоюзов, комсомола18. Участие же общественных организаций в управлении предупреждением преступности в целом требует специального рассмотрения, особенно в рамках криминологической теории координации и комплексного планирования борьбы с преступностью. Конституционное положение об участии общественных организаций «в соответствии со всеми уставными задачами... в управлении государственными и общественными делами» (ст. 7) в полной мере распространяется и на эту сферу.
В специальной литературе эта проблема либо вообще не ставится19, либо участие общественных организаций только обозначается (без какой-либо фиксации специфики)20, либо такие общественные организации, как профсоюзы и комсомол, рассматриваются в качестве руководящих и направляющих субъектов системы предупреждения преступности в одном качестве с партийными органами и Советами народных депутатов. В связи с этим представляется, что: а) профсоюзные и комсомольские организации, организации общества «Знание» должны быть применительно к их уставным задачам представлены на всех уровнях и направлениях координации и планирования воспитательно-профилактической деятельности, в том числе решения тех вопросов этой деятельности (нормативных, организационных, ресурсных, методических и т.д.), которые вытекают из их дифференцированных функций в сфере борьбы с правонарушениями, как звеньев политической системы общества; б) такие специализированные органы и формирования, как комиссии по делам несовершеннолетних, по борьбе с пьянством, наблюдательные, штабы дружин, общественные советы по работе товарищеских судов, прези- 77
диумы коллегий адвокатов, задачи которых сближают их с правоохранительными органами, участвуют в координации и планировании воспитательно-профилактической работы во всех случаях участия правоохранительных органов соответствующего уровня21; в) такие общественные организации, уставные задачи которых соответствуют лишь некоторым направлениям воспитательно-профилактической работы (спортивные, культурно-досуговые, творческие и т.д.), привлекаются к планированию и координации ее в тех случаях, когда речь идет о разработке и осуществлении мероприятий с их участием. Что касается формирований, задачи которых состоят в оказании помощи соответствующим государственным или общественно-государственным органам (общественные инспекции, общественные воспитатели и т.д.), то, как представляется, их участие в координации и планировании опосредовано через соответствующие органы22. Участие в предупредительной деятельности трудовых коллективов, как и участие общественных организаций, основывается на конституционных положениях (ст. 8 Конституции СССР). Значимость воспитательно-профилактической работы в трудовых коллективах специально подчеркивается в материалах съездов коммунистической партии а также в ряде постановлений ЦК КПСС, требующих добиваться, чтобы трудовой коллектив выступал как носитель высокой политической сознательности, социалистической дисциплины труда и организованности, непримиримо боролся против антиобщественных поступков.
Трудовой коллектив — это субъект как общей (социальной), так и специальной предупредительной деятельности. Содержанием его воспитательно-профилактической работы является: разъяснение, убеждение, социальный контроль, общественное воздействие, делегированные формы правового воздействия, принятие мер через администрацию23, правоохранительные органы. При этом исследователями проблемы обычно выделяются два направления предупредительной деятельности трудовых коллективов. Это предупреждение преступлений и иных правонарушений членов коллектива: а) «на рабочем месте»; б) в сфере досуга, быта. Представляется, однако, что первое направление требует в свою очередь дифференциации: его нельзя отождествлять лишь с предупреждением правонарушений рядовых членов коллектива, а надо иметь в виду и предупреждение нарушений трудового законодательства, законодательства о производственной отчетности, качестве продукции, должностных обязанностях представителей администрации и т.д. Формы воспитательно-профилактической работы в коллективах, как уже отмечалось, в значительной части совпадают с формами этой работы, присущими общественным организациям (и специализированным формированиям общественности), функционирующим в структуре коллектива. Надо лишь дополнительно 78
указать на широкие возможности использования и высокую эффективность: обсуждения вопросов организации и хода воспитательно-профилактической работы на постоянно действующих производственных совещаниях; на общих собраниях рабочих и служащих (в том числе в бригаде); обсуждения на этих собраних конкретных фактов в целях оказания общественного предупреждающего воздействия24; разработки условий и подведения итогов соцсоревнования с учетом отношения членов коллективов, бригад, участков, отделов, цехов к соблюдению правил поведения на производстве и в быту; активности в борьбе с антиобщественными явлениями; решения вопросов по требованию общественности о лишении членов коллектива, совершивших правонарушения, тех или иных льгот, вытекающих из их принадлежности к коллективу25; осуществления общественного воздействия через специализированные средства массовой информации и правового воспитания, имеющиеся на предприятии, в учреждении; через товарищеские суды коллектива с применением, в частности, мер (основанных на содействии через администрацию и др.), включенных законодателем в компетенцию именно производственных товарищеских судов; осуществления социального контроля через специализированные формирования, действующие внутри коллектива. Воспитательно-предупредительная работа в трудовых коллективах дифференцируется, с одной стороны, по контингентам и конкретным лицам, а, с другой стороны — по видам правонарушений и обстоятельств, им способствующих26. «Рубежом», отделяющим ее от общевоспитательной и общехозяйственной деятельности (конечно, в определенной степени условным), является необходимость осуществления «избирательного воздействия» коллектива на носителей взглядов и привычек, создающих фон для перехода к все более серьезным правонарушениям, а затем и преступлениям, а равно на процессы и явления в коллективе, способствующие формированию и проявлению такой позиции. Задачи и формы воспитательно-профилактической работы в трудовых коллективах, как уже показано, многообразны. Их осуществление потребовало должного информационно-аналитического и методического обеспечения, укрепления гарантий законности; обучения актива, создания организационного центра этой работы в масштабах коллектива. Практика нашла и оправдавшую себя форму такого организационного центра: советы трудовых коллективов по профилактике правонарушений, о содержании деятельности которых говорилось выше. Предупредительная функция трудовых коллективов включает в себя не только раннюю профилактику, для чего коллектив обладает большими возможностями, но и совместные с правоохранительными органами меры по устранению причин и условий, уже приведших к преступлению и могущих привести к новым преступле- 79
ниям того же лица (если к нему не применены меры, связанные с удалением из коллектива) или других лиц. Участие в предупредительной деятельности граждан также имеет конституционную основу. В этой связи принципиальное значение имеет включение в характеристику основных обязанностей граждан СССР положения о долге каждого бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, быть непримиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка (ст.ст. 61, 65 Конституции СССР). Положения советского уголовного права о необходимой обороне (ст. 13 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик) закрепляют правомерность соответствующих действий граждан по защите интересов государства, общественных интересов, личности или прав отдельных лиц от общественно опасных посягательств. Упоминание о необходимой обороне включено в настоящее время и в административное законодательство (ст. 8 Основ законодательства об административных правонарушениях), что имеет особое значение и для предупреждения преступлений, поскольку пресечение административных правонарушений есть в ряде случаев непосредственная профилактика преступлений, в которые могут сразу же перерасти эти правонарушения или совершению которых впоследствии могло бы способствовать порождение ощущения безнаказанности у лица, совершившего административное правонарушение. В литературе не всегда упоминаются граждане в качестве самостоятельных субъектов предупредительной деятельности. Высказывалась точка зрения и о том, что субъектами общественного воздействия они могут быть лишь в качестве активистов общественных организаций и коллективов, членов (представителей) общественных организаций и других социальных коллективов — носителей общественного мнения. Для правильного решения вопросов необходимо, как представляется, разграничить три формы социальной активности членов общества в сфере предупреждения преступности: а) через участие в деятельности общественных организаций; б) через участие в деятельности трудовых коллективов27; в) неформализованное, индивидуальное участие, когда граждане в процессе своей повседневной жизнедеятельности помогают в пределах своих возможностей выявлять и устранять отрицательные явления в сфере труда, учебы, досуга, быта, с которыми лично сталкиваются и которые могут иметь криминогенное значение. Индивидуальное участие граждан в предупредительной деятельности реализуется путем исполнения: обязанности родителей и других воспитателей детей не допускать аморальных, антиобщественных влияний на детей (ст. 66 Конституции СССР, ст.ст. 18, 19 Основ законодательства о браке и семье); обязанности опекуна (попечителя) в предусмотренных законом 80
случаях создать нормальные условия жизни и воспитания несовер-шеннолетних (ст. 26 Основ законодательства о браке и семье); морального долга способствовать: а) устранению недостатков и нарушений на предприятии, в учебном заведении, учреждении (критика на собраниях и в печати28, товарищеские беседы, сигнализация компетентным органам и лицам и др.); б) предупреждению и пресечению преступлений путем своевременного заявления об известных фактах подготавливаемых и совершаемых преступлений, а также путем использования права необходимой обороны, оказания помощи правоохранительным органам и т.п.; обязанности: а) дать полные и правдивые свидетельские показания об обстоятельствах, способствовавших совершению преступления; б) обеспечить в предусмотренных законом случаях надлежащее поведение обвиняемых, к которым в качестве меры пресечения применено личное поручительство (ст. 94 УПК РСФСР) или отдача несовершеннолетнего под присмотр (ст. 394 УПК РСФСР); морального долга способствовать предупреждению рецидива со стороны осужденных к мерам, не связанным с лишением свободы, условно-досрочно и по отбытии наказания освобожденных, амнистированных, помилованных и т.д.; морального долга сообщать свое мнение о состоянии воспитательно-профилактической работы при выяснении общественного мнения, исследованиях проблемы и т.п.; участвовать в формировании в ближайшем трудовом и бытовом окружении позиции, осуждающей правонарушения и исключающей возможность получения благ незаконным путем. Таким образом, участие отдельных граждан в предупредительной деятельности включает в себя как самостоятельные действия, так и содействие правоохранительным органам, а равно и иным органам и общественным организациям в устранении обстоятельств, могущих способствовать правонарушениям, удержании конкретных лиц от неправильных поступков, в пресечении подготавливаемых или начатых преступных действий. Очень важно в этой связи постепенно знакомить граждан с объемом их прав и обязанностей в части предупредительной деятельности, компетенцией различных органов в сфере этой деятельности29, а также использовать стимулы гражданской активности в данной сфере. Постановление ЦК КПСС «Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями» специально выделяет задачу привлечения к предупреждению правонарушений широких масс. В этой связи одним из ведущих направлений теории предупреждения преступности становится изучение отношения граждан к борьбе с преступностью в целом и с отдельными её видами, разработка методов выявления и устранения причин относительно слабой активности в этой сфере применительно к отдельным контингентам населения, регионам, видам преступлений. 81
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.031 с.) |