В деятельности по предупреждению преступности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В деятельности по предупреждению преступности



 

Роль партии в организации деятельности по предупреждению преступности определяется положением КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества, ядра политической системы, государственных и общественных организаций. «Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа...» (ст. 6 Конституции СССР).

В рамках внутренней политики партия выявляет тенденции, ставит задачи, определяет основные направления борьбы с пре­ступностью, намечает линии профилактической и уголовной (уголовно-правовой) политики, как составных частей стратегии и так­тики этой борьбы1.

Партийное руководство деятельностью по предупреждению преступности есть, как и в любой другой сфере жизнедеятельно­сти советского общества, руководство политическое. Оно охватыва­ет всю систему субъектов предупреждения преступности и обеспе­чивает решение вопросов о направлениях, задачах, формах, содержании этой деятельности с позиций учения марксизма-ленинизма, партийно-политических позиций.

Предупреждение преступности является одновременно и пар­тийной (программной) и государственной (конституционной) задачей. Поэтому руководящую деятельность партийных и государ­ственных органов по предупреждению преступности «нельзя разграничивать по предметному признаку (объекту воздействия. — Г. М.),она различается в соответствии с присущими им формами

65

 

и методами работы». В частности, с одной стороны, в этой, как и в любой другой сфере, «ни один важный политический и организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением... без руководящих указаний Цека партии»2. С другой стороны, принцип партийного руководства предполагает и повышение ответственности и самостоятельности работников государственных органов в том, чтобы «за партией оставить общее руководство работой всех госорганов вместе, без... слишком частого, нерегулярного, часто мелочного вмешательства»3.

Будучи политическим руководителем общества, политическим организатором и воспитателем масс, партия в лице ее высших органов разрабатывает научно обоснованную стратегическую линию предупреждения преступности, базирующуюся на историческом подходе, всесторонней оценке и прогнозе социальных условий и ресурсов экономического, идеологического, специально-профилактического потенциала нашего общества. Вся система партийных органов и организаций работает на обеспечение партийно-политическими методами решения общегосударственной, общепартийной, общенародной задачи предупреждения преступности и иных правонарушений. Именно партийное руководство направляет в единое русло «работу самых различных государственных и общественных органов и организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, места в политической системе и конкретных полномочий. Только партия в полном объеме осуществляет «...направление деятельности всех без исключения участков борьбы с правонарушениями»4; мобилизует усилия всей системы управления, всей общественности, широких масс на предупреждение правонарушений.

Предмет и содержание профилактической политики — борьба за постепенное преодоление преступности — определяет и особую роль правового регулирования этой деятельности. Партия разрабатывает основную линию нормотворчества в этой сфере на основе научного подхода, глубокого изучения реальных потребностей жизни, запросов людей. В частности, особое внимание уделяется изучению и правовому закреплению оправдавших себя форм и ме­тодов участия общественности в предупредительной деятельности, определению компетенции и правомочий субъектов предупреждения преступности, определению оптимальной сферы применения предупредительных элементов в самой структуре уголовно-правовых мер. Постоянное совершенствование законодательства о пре­дупреждении преступности рассматривается партией в органической связи с повышением уровня правоприменительной практики.

Партийно-организационная и идеологическая работа (с использованием, в частности, права контроля деятельности администрации, форм партийного планирования, координации, дифференцированного воспитательного воздействия, реагирования на сигналы трудящихся и т.д.) обеспечивает целостное совершенствование правовой базы, информационного и ресурсного (в том числе кад­рового) «обслуживания» предупредительной деятельности, непо-

66

 

средственное проведение в жизнь решений партии по вопросам предупреждения преступности и борьбы с ней в целом. Работа партийных органов и организаций по обеспечению реализации стратегической линии профилактической политики включает: формирование и реализацию авангардной роли коммунистов в этой сфере, неотвратимость партийной ответственности лиц, способствовавших своими действиями или бездействием созданию и существованию криминогенных ситуаций; формирование поддержки населением деятельности государственных органов и общественных организаций по предупреждению преступности и собственной активности граждан в этой сфере.

Роль партии как субъекта политического руководства системой предупреждения преступности в стране реализуется, как и вся деятельность партийных организаций, в рамках Конституции СССР (ст. 6). Партийные органы и организации направляют и объединяют всю эту деятельность, но не подменяют ее субъектов, непытаются делать «все за всех», а тем более принять на себя правомочия, не вытекающие из занимаемого партией положения в политической системе. В частности, не допускается вмешательство в решение конкретных вопросов применения предупредительных мер, привлечения к ответственности, назначения наказания и т.п. Вместе с тем, как правильно отмечается в литературе, «решительно выступая против какого-либо влияния на рассмотрение конкретных дел, партия не стоит в стороне от контроля деятельности компетентных органов, а осуществляет его в специфических формах», анализируя и оцениная всю их работу с партийных позиций, требуя (в связи, например, с поступившими сигналами) обоснова­ния занятой в конкретном случае позиции, информации об осуществленных действиях. При этом используются такие методы, как запрос, обсуждение фактов и причин допущенных нарушений, критика и самокритика как метод партийного руководства выявлением и устранением недостатков в предупредительной деятель­ности.

Осуществляя политическое руководство предупреждением пре­ступности — непосредственное (через систему партийных органов и организаций) и опосредованное (через государственные и обще­ственные организации — субъекты предупредительной деятельно­сти)5, партия использует для этого многообразные формы органи­зационной и идеологической работы. Рассмотрим основные из них:

1. Обсуждение общего состояния преступности и предупредительной деятельности (в целом или применительно к определенному виду преступности, или к определенному контингенту) в масштабах страны, региона, города, района и т.д.; принятие решений, определяющих направления предупредительной деятельности, пре­дусматривающих развитие ее правового, ресурсного, информационного обеспечения структуры и т.д.6.

2. Доведение принятых решений до сведения компетентных ор-

67

 

ганов и лиц, в том числе партийного ядра субъектов предупредительной деятельности; формирование организационными и идеологическими методами позиции неуклонного проведения этих решений в жизнь, постоянного, а не кампанейского внимания к предупреждению преступлений.

3. Организация деятельности субъектов предупреждения преступности по исполнению партийных решений, постановка отчетов их руководителей по этим вопросам7.

4. Руководство перспективным комплексным планированием предупреждения преступности, его «состыковкой» с общей системой экономического и социального планирования.

5. Обобщение и распространение положительного опыта партийных органов и организаций в сфере предупредительной деятельности.

6. Выявление проблемных ситуаций, постановка соответствующих вопросов перед компетентными органами с целью обеспечить их своевременное и полное разрешение.

7. Обеспечение высшего (политического и по масштабу охватывающего всех без исключения субъектов этой деятельности, в том числе общественные организации и формирования) уровня координации предупредительной деятельности.

В сфере предупреждения преступности партийная координация обеспечивается регулярным получением и обобщением информации по этим вопросам, целевыми проверками, регулярным созывом совещаний в партийных комитетах соответствующего уровня (ежегодных и более частых), обсуждением этих вопросов на заседании партийных комитетов; обобщением передового опыта и обучением методике этой работы, проведением собраний актива, семинаров, научно-практических конференций с широким представительством на них партийных, общественных, хозяйственных, воспитательных, ­правоохранительных органов, созданием территориальных советов профилактики (районного, городского и т.д.) в качестве рабочих органов партийных комитетов и исполкомов Советов народных депутатов.

8. Руководство предупредительной деятельностью профсоюзов и комсомола, реализацией в этой сфере их конституционного статуса. В своей организационной и идеологической работе партия проводит последовательную линию на повышение роли профсоюзных организаций в предупреждении преступлений; использование в устранении причин и условий, способствующих правонарушениям, тех полномочий, которыми располагают комитеты и инспекции профсоюзов; на поднятие роли комсомольских организаций в борьбе с антиобщественными проявлениями среди молодежи.

9. Разработка и осуществление мер по дальнейшему совершенствованию деятельности народных дружин, товарищеских судов, общественных пунктов охраны порядка и других специализированных формирований общественности по предупреждению преступлений и иных правонарушений8. Поддержка и развитие движе-

68

 

ния трудящихся за образцовый общественный порядок, организо­ванность и дисциплину в населенных пунктах и трудовых коллек­тивах.

10. Работа по обеспечению реализации партийных решений по вопросам предупреждения преступности через повседневную дея­тельность нижестоящих партийных органов и организаций на основе внутрипартийного планирования, координации и контроля. Особое внимание при этом уделяется авангардной роли членов партии в предупредительной деятельности, в том числе расшире­нию практики дачи партийных поручений по участию в индивидуальной профилактической работе в качестве наставников, шефов, общественных воспитателей; созданию на предприятиях и в уч­реждениях обстановки нетерпимости ко всякого рода отрицательным явлениям, воспитанию чувства непримиримости к ним у каждого советского человека.

11. Руководящая роль партии в предупредительной деятельности реализуется и путем привлечения к партийной ответственности членов партии, которые проявляют равнодушие и беспечность в этом деле, а тем более тех, кто своими действиями способствует образованию криминогенных ситуаций, независимо от их должно­стного положения. Ленинское указание: «если мы добросовестно учим дисциплине рабочих и крестьян, то мы обязаны начать с са­мих себя»9, — последовательно проводится в жизнь в деятельности партийных органов и организаций.

12. Существенное место в организационной и идеологической работе партии в рассматриваемой сфере принадлежит партийному руководству деятельностью правоохранительных органов. Здесь, как и применительно к другим звеньям системы предупреждения преступности и всей системы в целом, — указания партии опреде­ляют общую линию, перспективные и ближайшие задачи, «узловые» проблемы, вытекающие из нынешней обстановки и из прогноза на дальнюю, среднюю, ближнюю перспективы. Особенно важны принципиальные указания партии о мерах специального предупреждения с тем, чтобы не допустить ни переоценки, ни не­дооценки этих мер по отношению к мерам общей профилактики, с одной стороны, и уголовно-правовым мерам — с другой.

При осуществлении партийного руководства правоохранительными органами большое внимание уделяется выработке и внедрению точных критериев оценки их деятельности с тем, чтобы ориентировать эти органы не на механический подсчет количества проведенных мероприятий, а на достижение их результативности. В этой связи перспективным представляется подход к оценке предупредительной деятельности, исходя из ее интенсивности, «вклада» в достижение запланированных «рубежей прогрессивных изменений» (удерживание от преступлений, от рецидива; устранение криминологических ситуаций и т.п.).

Партийное руководство правоохранительными органами включает обеспечение комплектования их работниками с высокой про-

69

 

фессиональной подготовкой, принципиальностью, ответственностью10; проверку людей и фактического исполнения дела, как «гвоздь всей работы, всей политики»11. Как отмечается в литературе, здесь могут быть выделены два направления: контроль и проверка со стороны вышестоящих партийных органов практики работы нижестоящих партийных органов по руководству правоохранительными органами; контроль и проверка деятельности этих органов непосредственно.

Важной формой партийного руководства деятельностью правоохранительных органов является также контроль со стороны первичных партийных организаций за исполнением директив партии и законодательства о предупреждении преступности.

Партийное руководство предупреждением преступности осуществляется также путем постановки задач перед средствами массовой информации, лекторами и пропагандистами, в том числе по раскрытию антиобщественной сущности преступлений и иных правонарушений, всестороннему освещению деятельности правоохранительных органов, показу положительного опыта борьбы с преступностью, укреплению авторитета, престижа органов и общественного актива, осуществляющих профилактику преступлений; формированию у членов общества убеждения в недопустимости преступлений, необходимости гражданам активно участвовать в предупреждении и пресечении правонарушений. Средства массовой информации призваны целенаправленно освещать и деятельность самих партийных органов и организаций по руководству предупреждением преступлений.

Руководящая роль партии в предупреждении преступности, та­ким образом, реализуется не только через организационные и идеологические мероприятия, осуществляемые исключительно в рассматриваемой сфере, но и через мероприятия более широкого масштаба, охватывающие вместе с тем и сферу предупреждения преступности. Однако и в том и в другом случае существенным является надлежащее методическое и информационное обеспечение этого направления партийно-организационной и идеологической работы. Важнейшая задача криминологической теории в этой связи совместно с теорией партийного строительства — разработка рекомендаций по методике планирования в этой сфере, проверок, подготовка вопросов к обсуждению и т.д. Столь же важны рекомендации по информационному обеспечению, включая типовые схемы собирания криминологической информации партийными ко­митетами, программы обследований, осуществленных по этим вопросам партийными комитетами или иными исследователями по их поручению, изучению общественного мнения об эффективности предупредительной деятельности. Требуют проработки, по нашему мнению, и возможные формы постоянного использования партийными органами и организациями консультативной помощи криминологов12.

70

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.139.162 (0.02 с.)