Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и система правового регулирования
Предупреждения преступности
Как и всякая иная целенаправленная деятельность государственных органов и общественных организаций, отдельных должностных лиц и граждан, предупреждение преступности, ее отдельные направления и аспекты регулируются нормами права. 33
Правовое регулирование гарантирует законность в этой сфере общественных отношений, неприкосновенность прав и законных интересов граждан, а также предприятий, организаций и учреждений; в значительной мере обеспечивает эффективность предупредительных мероприятий1. Между тем в существующей в настоящее время совокупности правовых актов, регулирующих различные аспекты предупреждения преступности, нет четкой системы, имеются существенные пробелы2. Поэтому в криминологической литературе неоднократно высказывалось мнение о необходимости совершенствования правового регулирования предупреждения преступности, в частности путем принятия общесоюзного Закона или Основ законодательства о предупреждении преступности3. Вопросы, относящиеся к этой проблеме, освещались в трудах ряда авторов (например, Г.А. Аванесова, А.И. Алексеева, А.Э. Жалинского, А.Б. Сахарова и др.)4. Однако анализ имеющихся литературных источников свидетельствует об отсутствии однозначного понимания предмета, целей и задач правового регулирования предупреждения преступности и ряда других вопросов. Так, многие авторы, исходя из наиболее общего определения предупреждения преступности как комплекса взаимосвязанных мероприятий, проводимых государственными органами и общественностью в целях преодоления преступности и устранения причин, ее порождающих5, включают в сферу правового регулирования наряду с другими нормами и уголовное законодательство, предусматривающее ответственность за те или иные преступления6. Не отвергая такого подхода, основанного на предупредительном воздействии как одной из функций уголовно-правовых норм, нам представляется целесообразным говорить о нормативном регулировании преступности в более узкой сфере. Установление уголовной ответственности за те или иные деяния хотя и имеет предупредительное значение, но тем не менее относится, как уже отмечалось, к более широкой сфере общественных отношений, а именно к борьбе с преступностью. Поэтому правовое регулирование предупреждения преступности предполагает прежде всего регулирование системы государственных и общественных мер, устраняющих причины и условия преступности либо ослабляющих (блокирующих) их действие7, а также практику их применения. Указанная система государственных и общественных мер и возникающих в связи с их осуществлением общественных отношений ýже по своему составу и содержанию, чем система мер борьбы с преступностью, и составляет лишь часть последней. Тем не менее и эта специфическая сфера общественных отношений регулируется исключительно большим и разнообразным по своему содержанию числом норм права, которые различаются по своей нормативной силе, уровню, объему регулируемых отношений, степени регламентации тех или иных вопросов, связанных с предупреждением преступности. В совокупности этих правовых актов можно выделить следующие виды: 1) Конституция СССР и конституции союзных и автономных ре-
34
спублик; 2) законы, указы Президиума Верховного Совета СССР и Президиумов Верховных Советов союзных и автономных республик; 3) постановления Совета Министров СССР, постановления Советов Министров союзных и автономных республик; 4) ведомственные акты. Для организации работы по предупреждению преступности особое значение имеют директивные партийные документы (постановления, решения), роль которых определяется тем, что КПСС является руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций (ст. 6 Конституции СССР). В криминологической литературе определены два главных направления правового регулирования предупреждения преступности. Первое из них состоит в воздействии с помощью права на криминогенные факторы с целью их устранения. Второе — состоит в закреплении прав и обязанностей должностных и иных лиц по предупреждению преступности, в установлении содержания и порядка осуществления профилактических мероприятий (процессуальный характер)8.
Возможность такой классификации правового регулирования предупредительной деятельности не исключается, однако представляется, что она должна быть расширена и конкретизирована. При этом важно, чтобы правовое регулирование соответствовало основным направлениям борьбы с преступностью и ее предупреждения. На наш взгляд, к таким основным направлениям можно отнести правовое регулирование предупреждений: хищений социалистического имущества, должностных и хозяйственных преступлений; преступлений против личности и общественного порядка; преступности несовершеннолетних. В деятельности по правовому регулированию, кроме основных, существуют и направления предупреждения отдельных преступлений или отдельных видов преступного поведения (например, нормативное регулирование предупреждения автотранспортных преступлений, рецидивной преступности и др.). Каждое из основных направлений нормативно регулируется на нескольких уровнях, определяемых юридической силой актов. По содержанию нормы права, регулирующие каждое из названных направлений и на каждом уровне, могут быть разделены, как это указывается в упомянутой криминологической литературе, на два основных вида: 1) нормы, определяющие характер факторов, обусловливающих преступность и ее отдельные проявления, ставящие задачи по их устранению и 2) нормы, определяющие субъектов предупредительной деятельности, их основные права и обязанности и порядок деятельности по устранению криминогенных факторов. Естественно, что нормы, составляющие каждый из этих видов, существенно различаются и по своей нормативной силе и по содержанию. Вместе с тем при всем своем многообразии и различии они тесно взаимосвязаны между собой и представляют единую систему. Эта взаимосвязь выражается в обязательном со- 35
ответствии всех подзаконных актов Конституции СССР и конституциям союзных республик, другим законам, Указам Президиума Верховного Совета СССР, а также законам и Указам Президиумов Верховных Советов союзных республик. Тесная взаимосвязь норм права, регулирующих предупреждение преступности, определяется и единым руководством партии, направляющей процесс предупреждения преступности в целом и правовое его регулирование в частности. Системность рассматриваемых норм права обусловлена и единством цели и задач правового регулирования предупреждения преступности. Его целью, на наш взгляд, является искоренение преступности из жизни социалистического общества. Задачи правового регулирования, в отличие от цели, более многочисленны и разнообразны по своему содержанию. Ими являются: определение субъектов предупредительной деятельности, их компетенции, выработка основных направлений предупреждения преступности и т.д. Решение каждой из названных задач требует осуществления тесно взаимосвязанных между собой мероприятий. Так, правовое определение субъектов одновременно в значительной мере предполагает и выработку направлений их деятельности. Проведение тех или иных предупредительных мероприятий осуществляется в строгом соответствии с компетенцией каждого из субъектов этой деятельности и в направлениях, также определенных задачами, закрепленными в нормах права. Суммируя все сказанное, можно сделать вывод, что правовое регулирование предупреждения преступности это — нормотворческая деятельность государства и его органов, определяющая в законах и иных нормативных актах цели и задачи предупреждения преступности, круг субъектов, осуществляющих эту деятельность, их компетенцию, и основные формы и методы осуществления предупредительных мер.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.006 с.) |