И перспективы научных исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И перспективы научных исследований



 

1. Теория предупреждения преступности есть по существу вы­ражение практики борьбы с этим явлением. Поэтому ориентация исследований в направлении органического соединения достижений науки, передового опыта с преимуществами социализма имеет в данной области знания особо важное значение. Теория призвана вооружать практику идеями, научными рекомендациями, методи­ками, необходимыми для все более и более эффективного воздей­ствия на предупреждение преступности.

Осуществляемые в настоящий период меры по интенсификации и совершенствованию экономики на основе использования дости­жений научно-технического прогресса связаны с усилением соци­ального контроля и дисциплины во всех областях жизни общества. Повышение результативности воздействия происходящих в обще­стве процессов на совершенствование социалистического образа жизни и формирование нового человека — важнейшее условие раз­вития социализма. Успех здесь приходит только при опоре на прочный фундамент социально-экономической политики. Необхо­димой частью этой политики становится и усиление борьбы с теми

17

 

явлениями, которые препятствуют, затрудняют достижение поста­вленных целей. Преступность относится именно к числу таких яв­лений. В политике КПСС и Советского государства по борьбе с преступностью отчетливо прослеживаются два направления. Пер­вое — укрепление государственной дисциплины, повышение ответ­ственности всех должностных лиц и граждан за свои поступки. Указанное направление связано с улучшением работы всех ячеек общества, обеспечивающих неотвратимую и справедливую ответ­ственность за неправомерные действия. Второе направление, тесно связанное с первым, — предупреждение преступности путем устра­нения ее причин, повышения эффекта предупредительной и воспи­тательной коррекции поведения людей в целях обеспечения соблю­дения ими законов и правил социалистического общежития.

В настоящее время возрастают требования к повышению каче­ства криминологических исследований явлений, влияющих на со­циальную политику и планирование экономического и социального развития.

2. Предупреждение преступности, будучи одним из видов уп­равления общественными процессами, имеет и свои формы органи­зации этой деятельности.

Постановление ЦК КПСС (август 1979 г.) «Об улучшении ра­боты по охране правопорядка и усилении борьбы с правонаруше­ниями» выдвинуло программу действий на ближайший период. В постановлении указано, что «партийные органы должны объеди­нять и координировать в борьбе с правонарушениями усилия пар­тийных, государственных и общественных организаций, трудовых коллективов, идеологических учреждений, семьи и школы». В свя­зи с этим криминология в содружестве с другими науками разра­батывает основы и организационно-методологические рекоменда­ции о формах, в которых партийные органы и Советы народных депутатов должны обеспечивать координацию работы государ­ственных и общественных организаций в предупреждении преступ­ности. В первую очередь исследуются вопросы организации ком­плексного планирования предупреждения преступлений. Внедрение научных идей, разработка методических установок планирова­ния — одно из важнейших условий эффективного функционирова­ния всей системы профилактики.

На местах планы разрабатываются и осуществляются под ру­ководством партийных органов и Советов народных депутатов. Комплексное планирование повышает уровень предупредительной работы. Однако его многие преимущества еще не полностью ис­пользуются, что в ряде случаев объясняется отсутствием необхо­димых теоретических разработок, а также допускаемыми на прак­тике просчетами. Отсутствие методических рекомендаций ведет к тому, что планы составляются без учета специфики предупреди­тельной деятельности. Еще имеет место разработка и реализация планов в отрыве от государственной системы экономического и со­циального планирования, отсутствует необходимая взаимосвязь

18

 

между планами на предприятиях и в городах (районах), а также более крупных регионах, слаба их информационная, методическая оснащенность.

Существенную роль в системе специального предупреждения преступлений играют трудовые коллективы, самодеятельные обще­ственные организации и образования, советы профилактики право­нарушений, дружины, товарищеские суды и общественные пункты охраны порядка. Координацию их работы осуществляют партий­ные органы и Советы народных депутатов. Основным звеном при­менения общественных мер предупреждения преступлений высту­пают трудовые коллективы45. Они осуществляют меры, напра­вленные прежде всего на предупреждение правонарушений со сто­роны лиц, являющихся их членами. Вместе с тем трудовые кол­лективы ведут профилактику правонарушений и «вне себя», участ­вуя в охране общественного порядка на территории города или района, осуществляют воспитательно-профилактические мероприя­тия по месту жительства людей. Повышение эффективности пре­дупреждения преступлений предполагает улучшение координации деятельности трудовых коллективов, общественных организаций, а также совершенствование их взаимодействия с правоохранительны­ми и другими государственными органами. В настоящее время на производственных предприятиях действуют около 100 тыс. советов профилактики правонарушений. Задача правоохранительных орга­нов — укреплять с ними связь и направлять их деятельность.

Расширяется участие общественных организаций и их форми­рований в управлении профилактической деятельностью. Есте­ственно, что встают вопросы оптимизации оправдавших себя форм работы, ликвидации того, что оказалось нежизнеспособным на практике, приведения всех форм общественного воздействия на предупреждение преступлений в строгое соответствие с законода­тельством, развитие гарантий точного исполнения законов.

Предупреждение преступлений на специальном криминологиче­ском уровне в значительном объеме ведется правоохранительными органами. Для правоохранительных органов предупреждение пре­ступлений является одной из основных задач их деятельности. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1981 г. дополнил Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и со­юзных республик разделом VII — «Меры по предупреждению преступлений».

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями возложена на прокуратуру (ст. 3 Закона о прокуратуре СССР). К основным направлениям ее деятельности в этой области отнесена и «разра­ботка совместно с другими государственными органами мер преду­преждения преступлений и иных правонарушений» (ст. 3 Закона о прокуратуре СССР). Выполнение прокуратурой названных функ­ций требует организационного, информационного и ресурсного обеспечения ее деятельности. Нуждается в организационном и

19

 

правовом регулировании режим поступления в прокуратуру обяза­тельной информации, обеспечивающей достаточные сведения для управляющего воздействия на координацию и специальную профи­лактику преступлений.

Действующее законодательство содержит ряд нормативных ак­тов и отдельных правовых норм, регулирующих деятельность по предупреждению преступлений. Конституция СССР создала пра­вовую базу для профилактической работы государственных орга­нов, общественных организаций, трудовых коллективов и граждан (ст.ст. 8, 61, 64 и др.). В уголовно-процессуальных кодексах со­держатся нормы, посвященные профилактике. Задачи и полномо­чия добровольных народных дружин, товарищеских судов, комис­сий Советов народных депутатов, пунктов охраны порядка, пред­приятий и т.д. регулируются специальными положениями. Однако в правовом регулировании профилактической деятельности имеет­ся ряд пробелов и они нуждаются в совершенствовании. В этой связи в печати обсуждался вопрос о необходимости единого подхо­да к проблеме и единого законодательного акта, который бы ре­гламентировал и объединял работу всех государственных, хозяй­ственных органов и общественных организаций в данной области.

Много проблем возникает в решении вопросов повышения эф­фективности предотвращения совершения преступления конкрет­ными лицами. Среди правоохранительных органов наибольшую по объему работу выполняют службы органов внутренних дел и об­щий надзор прокуратуры. Существенную роль в предупреждении и пресечении перерастания противоправных поступков в престу­пление играют органы народного контроля, вневедомственного и ведомственного контроля. В профилактике правонарушений и пре­ступлений важное место отводится шефам, наставникам и другим представителям общественности. Индивидуальная профилактика преступлений всегда связана с вторжением в сферу личных инте­ресов граждан, и она может осуществляться только в рамках стро­гого правового режима, а значит основываться на соответствую­щем законодательном акте. При этом характер предупредительных мер и основание для их применения должны быть отличными в отношении тех, кто уже нарушил закон и тех, в отношении кото­рых поступили сведения о том, что их поведение может перерасти в совершение преступления.

Взаимосвязь и вместе с тем дифференциация задач и уровней обусловливает необходимость комплексности предупредительной деятельности, взаимодействия субъектов системы профилактики, целеустремленности в осуществлении профилактических мероприя­тий. В связи с этим возрастают и требования к разработке и реа­лизации специальных мер профилактики. В советской криминоло­гии данной проблеме уделялось постоянное внимание46. К настоя­щему времени сложилась (хотя и не вполне завершенная) класси­фикация предупредительных мер, сформулированы некоторые под­ходы к определению критериев эффективности комплексов преду-

20

 

предительных мероприятий, даны характеристики разноуровневых, разносубъектных и разнообъектных мер, сформулирована в ряде своих звеньев процедура применения указанных мер на разных этапах профилактики и с учетом типов преступного поведения, предприняты попытки системного анализа мер предупреждения преступности. Вместе с тем потребности практики требуют даль­нейших научных разработок. Наметим некоторые из них.

Почти во всех работах по криминологии подчеркивается значе­ние общих мер предупреждения преступности и их главенствую­щее значение в борьбе с преступностью. Между тем монографиче­ских исследований, посвященных усилению криминологического эффекта экономических, социальных, идеологических, организаци­онных мер, пока еще немного. Не нашли должного освещения и вопросы повышения эффективности предупреждения преступности в связи со своевременным обнаружением и преодолением противо­речий общественного развития.

Эффективность предупреждения преступлений снижается в связи с неумением различных звеньев государственных органов и общественности быстро переключаться и сосредоточивать усилия на предупреждении тех преступлений, того контингента лиц, в тех регионах и объектах, где это вызывается самим характером изме­нений преступности.

В серьезной научной оснащенности нуждается разработка целе­вых комплексов мер по предупреждению преступлений: против жизни, здоровья и чести людей, совершаемых на почве бытовых конфликтов, нарушений правил социалистического общежития; ор­ганизованных хищений с участием должностных лиц; взяточниче­ства и поборов, особенно в сфере торгового, бытового, медицинско­го обслуживания; спекуляции дефицитными товарами; преступных нарушений государственной дисциплины; неосторожных престу­плений, особенно в сфере транспорта и обеспечения безопасности труда. Одновременно с этим необходима разработка целевых про­грамм предупреждения преступлений: лиц, не занятых обществен­но полезной деятельностью; лиц, отбывших наказание и не встав­ших на путь стойкого исправления; алкоголиков и других лиц, ве­дущих аморальный образ жизни; лиц, живущих явно не в соответ­ствии с их легальными доходами. При разработке мер необходим учет возрастных и социально-демографических особенностей. Ска­занное особенно относится к несовершеннолетним (14 – 18), к пер­вой (18 – 24) и второй (24 – 29) молодежным группам.

На уровне нужд действующей практики необходима унифици­рованная классификация мер профилактики. В ее основе должны быть следующие положения47:

первоочередность и иерархическая взаимосвязь задач в целом и отдельно на каждом уровне, т.е. обеспечение целеустремленно­сти в профилактике преступлений;

разработка не отдельных мероприятий, а целевых программ комплексов мероприятий с учетом особенностей природы преступ-

21

 

ности и отдельных объектов профилактического воздействия (ком­плексность, научная обоснованность);

адекватность мер тенденциям в структуре, состоянии и динами­ке преступности (обоснованность и динамичность);

правовая регламентация полномочий субъектов профилактики, в том числе и субъектов, частично выполняющих эти функции (правовое обеспечение);

взаимосвязь субъектов профилактики и обеспечения единства их действий (единство уголовной политики и деятельности по про­филактике);

учет масштаба действия причин преступлений и типов преступ­ного поведения (конкретность мер);

применение мер с учетом взаимодействия различных звеньев и этапов предупреждения преступности (координация профилак­тики).

Приведенные варианты направлений исследований могут быть исходными для совершенствования регулирования системы преду­преждения преступности с тем, чтобы она соответствовала потреб­ностям данного этапа развития социалистического общества в СССР.

 

Глава вторая

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.013 с.)