Главное направление в борьбе с ней 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Главное направление в борьбе с ней



 

1. Предупреждение преступности, как уже отмечалось, — ши­рокое, собирательное понятие. Оно включает в себя: а) общегосу­дарственные мероприятия экономического, социального, идеологи­ческого, культурно-воспитательного порядка, законодательного, правового плана, сочетающие убеждение и принуждение в процес­се борьбы с преступностью; б) деятельность государственных орга­нов и общественных организаций, а в частности МВД, прокурату­ры, юстиции, суда по выявлению причин и условий совершения преступлений и принятию мер к их устранению, раскрытию, рас­следованию и судебному рассмотрению дел о преступлениях, нака­занию преступников, по исправлению и перевоспитанию их, надзо­ру за законностью поведения лиц, освобожденных из мест лише­ния свободы, а также по воспитанию лиц, приговоренных судами к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, либо не-

22

 

устойчивых людей, еще не совершивших преступления, но веду­щих себя антиобщественно либо аморально; в) осуществление иных мер, вызываемых конкретной обстановкой.

Предупреждение преступности, постепенное преодоление ее тесно связано с преобразованиями в жизни общества, которые происходят постепенно в экономике, в идеологии, в социальной по­литике и в других областях общественных отношений. В этом про­цессе абсолютно недопустимы поверхностный либо волюнтаристи­ческий подход, попытки решать вопросы борьбы и предупрежде­ния преступности средствами, не отвечающими современному со­стоянию производительных сил и производственных отношений.

Последовательное проведение широкого комплекса социальных мероприятий по предупреждению преступности должно основы­ваться на знании общих закономерностей развития социалистиче­ского общества и использовании конкретных форм экономического, идеологического, социально-культурного и правового воздействия, направленных на преодоление противоречий и недостатков, на раз­витие и совершенствование общественных отношений, возникаю­щих в процессе созидательной работы советского народа по по­строению коммунизма.

Предупреждение такого сложного отрицательного социального явления, как преступность, требует усилий всего общества, госу­дарства и его членов.

В этой связи нельзя признать точным положение, высказанное Т.М. Шамбой в книге «КПСС и органы охраны правопорядка», в которой сказано, что в качестве непосредственных задач органов, ведущих борьбу с преступностью, Программа КПСС выдвигает обеспечение строгого соблюдения социалистической законности, «искоренение всяких нарушений правопорядка, ликвидацию пре­ступности, устранение всех причин, ее порождающих»1. Очевидно, что обеспечение социалистической законности — это действительно непосредственная задача указанных органов. Что же касается ли­квидации преступности, то это не под силу одним органам охраны правопорядка, ибо решение этой сложнейшей для человечества за­дачи лежит в плоскости коренных преобразований в обществе, в сфере экономики, социальной жизни, идеологии, воспитания чело­века.

Упование в предупреждении преступности лишь на деятель­ность карательных органов имеет и еще один чрезвычайно нега­тивный общественный результат: многовековое внедрение в созна­ние людей ложной идеи о том, что если в государстве иметь суро­вое законодательство, а судам широко применять наказание — с преступностью будет покончено. Однако история развития челове­ческого общества, его социальный опыт со всей очевидностью по­казывают глубоко ошибочный характер этого, все еще распростра­ненного мнения. К. Маркс подчеркивал, что «жестокость характер­на для законов, продиктованных трусостью, ибо трусость может быть энергична, только будучи жестокой»2.

23

 

Жестокость рождает ответную жестокость. Мучительные и по­зорящие человека наказания никогда не уменьшали бюджета пре­ступности. Более того, пропаганда жестокости чрезвычайно вредно сказывается на общественном сознании. Она воспитывает чувства пренебрежения одного человека к другому, чувства, далекие от тех гуманистических идей, на которых построена идеология марксиз­ма-ленинизма, стремящегося к утверждению на земле самого чело­вечного общества. «В нашем идеале нет места насилию над людь­ми», — писал В.И. Ленин3.

В работе «Святое семейство» К. Маркс указывал на необходи­мость «...уничтожить антисоциальные источники преступления»4. В дальнейшем решение этой задачи классики марксизма-лениниз­ма видели не в проведении узко понимаемой борьбы с преступно­стью с помощью законов, не только и не столько в деятельности карательных органов, а в гораздо более широком плане. Вот поче­му марксистско-ленинская теория исходит из того, что в преодоле­нии преступности главным является переустройство общества, со­вершенствование его социальных институтов и учреждений, изба­вление его от пороков эксплуататорских общественно-экономиче­ских формаций, воспитание нового человека в таком обществе, где сам образ жизни исключал бы совершение преступлений. Построе­ние нового общества приводит и привело в нашей стране к корен­ному преобразованию всего уклада жизни, к созданию таких об­щественных отношений, при которых первостепенное значение в воспитании имеет убеждение, а уже потом, в необходимых случа­ях, — принуждение, в том числе и наказание, назначаемое судом.

Прогрессивные мыслители и ученые всегда резко возражали против изуверских законов, справедливо полагая, что прогресс об­щества несовместим с бесчеловечными методами борьбы с преступ­ностью. Соратник Маркса П. Лафарг, например, писал: «Неспра­ведливое и ужасное правосудие, гнусные кодексы о проступках и преступлениях вступают в человеческую историю только следом за частной собственностью и как ее необходимое последствие»5.

Бельгийский ученый-статистик Кетле, которого высоко це­нил К. Маркс, в одной из своих работ подчеркивал, что «есть бюджет, который уплачивается с поразительной правильностью, — это бюджет темниц, каторги, эшафотов; об уменьшении этого-то бюджета нужно всеми силами заботиться»6.

В основе марксистско-ленинской теории предупреждения пре­ступности лежит вывод классиков марксизма-ленинизма о том, что нельзя преодолеть преступность путем реформ, касающихся каких-то отдельных сторон общественной жизни, а лишь на основе изме­нения всей системы общественных отношений, на пути преобразо­вания эксплуататорских общественных отношений в коммунистиче­ские7.

В.И. Ленин всегда подчеркивал необходимость комплексного подхода к проблеме борьбы с преступностью8. Он видел решение задачи преодоления преступности в подъеме материального благо-

24

 

состояния масс, их сознательности, активности, обучении масс уп­равлять делами государства, в формировании всесторонне разви­тых и всесторонне подготовленных людей9.

Путь предупреждения антиобщественных поступков В.И. Ле­нин видел также в воспитании у советских людей нового отноше­ния к труду, к охране общественного богатства, в превращении труда в основную жизненную потребность каждого члена обще­ства10, а также в установлении строжайшего контроля за мерой труда и мерой потребления и лицами, совершающими антиобще­ственные поступки11.

Подытоживая опыт человечества в борьбе за свое лучшее буду­щее и подчеркивая, что в преодолении преступности главное не упование на насилие, не деятельность карательных органов, не на­казание, а предупреждение преступлений, К. Маркс писал: «Муд­рый законодатель предупредит преступление, чтобы не быть вы­нужденным наказывать за него»12.

Развивая мысли К. Маркса о путях преодоления преступности в жизни человеческого общества, В.И. Ленин подчеркивал, что «коренная социальная причина» этого отрицательного явления есть «эксплуатация масс, нужда и нищета их»13. Очевидно, что с помощью наказаний ликвидировать эту «коренную социальную причину» невозможно. Устранение ее В.И. Ленин видел в переу­стройстве общества на социалистических началах. При этом очень важно отметить, что и сам характер наказаний, которые должны применяться в социалистическом обществе за совершение престу­плений, В.И. Ленин видел совсем иным, чем это было когда-либо раньше в человеческом обществе. Глубокое проникновение В.И. Ленина в суть антиобщественного поведения человека, вера в неограниченные возможности социализма, коммунистической идео­логии и нового образа жизни, а значит и вера в возможность преодоления преступности позволили ему сформулировать знаме­нитое положение:

«1) > % условного осуждения

2) > общественного порицания

3) замена лишения свободы принудительным трудом с прожи­ванием на дому

4) замена тюрьмы воспитательными учреждениями

5) введение товарищеских судов (для известных категорий и в армии и среди рабочих)»14.

В социалистическом обществе на всех этапах его развития, на­ряду с совершенствованием общественных отношений, совершен­ствуется и человек. Повышается уровень сознательности людей, их образованность, культурность, воспитанность. Поэтому наказания за преступления, оставаясь строгими и суровыми (но не жестоки­ми), назначаемые за тяжкие преступления и особо опасным пре­ступникам, в то же время модифицируются, в ряде случаев теря­ют свой принудительно-карательный характер и приобретают ха­рактер принудительно-воспитательный.

25

 

Таковыми являются преимущественно наказания, не связанные с лишением свободы, сфера применения которых расширяется. Сейчас в советском уголовном законодательстве есть меры наказа­ния, во-первых, связанные с использованием сил общественности (при передаче на поруки, при назначении условного наказания и т.п.), во-вторых, не связанные с лишением свободы, в-третьих, связанные с привлечением осужденных к труду в условиях, образ­но говоря, полусвободы (условное осуждение с обязательным при­влечением к труду). Это означает, что и наказание все более при­обретает черты предупредительно-принудительной меры воздейст­вия и воспитания неустойчивых людей.

2. Задача предупреждения преступности в социалистическом обществе была поставлена сразу же после образования первого в мире государства рабочих и крестьян. В Программе партии, при­нятой в 1919 году на VIII съезде партии, говорилось, что партия «ведет решительную борьбу со всякого рода паразитизмом и туне­ядством и ставит своей задачей вернуть к трудовой жизни каждо­го, выбитого из трудовой колеи»15.

В дальнейшем в своих руководящих документах и практиче­ской деятельности партия всегда уделяла большое внимание пре­творению в жизнь этого программного положения. В решениях съездов, постановлениях Пленумов ЦК, других документах партии можно видеть, с какой последовательностью партия организует эту работу. Причем вопросы борьбы с пережитками прошлого в новом обществе, воспитания человека в духе коммунистической нравственности, воспитания нетерпимости к любым отступлениям от советских законов решались на базе улучшения материального уровня жизни советских людей, поднятия их культуры, образован­ности, сознательности.

Цель социализма, как известно, — все более полное удовлетво­рение растущих материальных и культурных потребностей народа путем непрерывного развития и совершенствования общественного производства. Достижение этой цели партия видит одновременно и в воспитании трудящихся. Чем выше сознательность членов об­щества, тем полнее и шире развертывается их творческая актив­ность в развитии коммунистических форм труда, в укреплении дисциплины и порядка, преодолении негативных явлений в созда­нии новых отношений между людьми, а следовательно, и в успеш­ном решении задач строительства коммунизма. В свою очередь эта задача связывается партией с задачей развития нравственных на­чал в жизни общества, поднятия уровня сознательной самодисци­плины людей, усиления влияния на этот процесс со стороны обще­ственного мнения. Проблемы охраны правопорядка, укрепления законности, предупреждения преступлений и иных правонаруше­ний постоянно ставились партией на своих съездах и пленумах, в чем выражается преемственность стратегического курса партии в этом вопросе.

В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии указы-

26

 

валось, что «борьба с тем, что мы называем пережитками прошло­го в сознании и поступках людей, — это дело, которое требует к себе постоянного внимания партии, всех сознательных передовых сил нашего общества»16.

ЦК КПСС подчеркивал значение предупреждения любых от­ступлений от закона, борьбы со стяжательством, частнособствен­ническими тенденциями, хулиганством и т.п. отрицательными явлениями, для преодоления которых необходимо в полной мере ис­пользовать «и мнение трудового коллектива, и критическое слово печати, и методы убеждения, и силу закона — все средства, нахо­дящиеся в нашем распоряжении»17.

Каждый партийный съезд, таким образом, с учетом конкрет­ных условий развития социалистического общества на данном эта­пе ставил и ставит задачи в области предупреждения преступле­ний, получавших и получающих затем конкретное выражение в послесъездовских постановлениях партии и организационных меро­приятиях самого широкого экономического, социального и идеоло­гического плана.

Предупреждение преступлений, будучи деятельностью целена­правленной и специфичной, является в то же время составной ча­стью программной задачи партии и государства по нравственному совершенствованию общества, неотрывному от социального про­гресса.

П.Н. Федосеев писал: «Под социальным прогрессом в общем историческом смысле мы понимаем обновление форм общественной жизни, возникновение качественно новых общественных отноше­ний, умножение материальных и духовных благ для населения, преодоление отрицательных явлений (подчеркнуто нами. — И. К.),пагубно отражающихся на жизни людей. Социальный про­гресс предполагает изменение экономической и политической структуры общества, ее совершенствование, переход от данного уровня социальной организации к другому, более высокому»18. Предупреждение преступлений потому и является важнейшим эле­ментом на пути совершенствования общественных отношений, что преступления — крайний, наиболее тяжкий вид асоциального пове­дения, нарушающего не только нормы права, но и нормы нрав­ственности. Пережиточные для социализма формы человеческого поведения, в том числе преступления, — это антиподы коммуни­стической морали, с которыми ведут активную борьбу все созна­тельные, передовые силы нового общества.

Внедрение новых нравственных норм и правил, борьба с тем, что мы называем пережитками прошлого в сознании и поступках людей, взаимосвязано с деятельностью по предупреждению пре­ступлений. В.И. Ленин, партия всегда подчеркивали сложность преодоления пережиточных явлений, воспитания нового человека, указывали на недопустимость «облегченного» подхода к решению этой сложнейшей задачи, ибо «сила привычки» миллионов и де­сятков миллионов — самая страшная сила»19. Побед над этой

27

 

«страшной силой» может быть достигнута лишь на пути длитель­ной борьбы, которая связана с осуществлением задач создания ма­териально-технической базы коммунизма, совершенствования об­щественных отношений и воспитания нового человека. Это слож­ные социальные проблемы. К их решению необходимо подходить, как учила и учит партия, трезво и ответственно, не забегая впе­ред, учитывая все трудности, которые возникают при поступатель­ном развитии и совершенствовании социалистического общества.

Давно уже известно, что при решении всех задач, встававших и встающих перед социалистическим обществом, партия и государ­ство всегда и во все времена опирались на массы.

Необходимость участия трудящихся в управлении всеми дела­ми общества всегда подчеркивал В.И. Ленин, который писал, что когда «все научатся управлять и будут на самом деле управлять самостоятельно... будет открыта настежь дверь к переходу от пер­вой фазы коммунистического общества к высшей его фазе...»20. Он отмечал также, что «государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно»21. Участие общественности в предупреж­дении преступности — отличительная черта социалистического го­сударства. С момента его возникновения формы этого участия рас­ширялись и совершенствовались так же, как и более совершенны­ми становились методы работы общественных организаций, осуще­ствлявших и осуществляющих деятельность, связанную с укрепле­нием законности и правопорядка в стране.

Предупреждение преступности с той эффективностью, которой требует борьба с этим социальным злом и без которой нельзя до­стичь положительных результатов, просто невозможно без участия широких масс населения. Добровольные народные дружины, това­рищеские суды на предприятиях и в учреждениях, в колхозах и совхозах, комиссии по делам несовершеннолетних, общественные помощники в правоохранительных органах, наблюдательные ко­миссии при исполкомах Советов народных депутатов, обществен­ные пункты охраны порядка и другие общественные организа­ции — вот та сила, которую черпают общество и государство и на которую они опираются в работе по предупреждению преступно­сти. Все более широкое привлечение широких масс населения к этой работе — программная задача партии.

Принципиальным является также то, что предупреждение пре­ступности есть составная часть социальной политики социалисти­ческого государства, направляемой Коммунистической партией, по­литики, лежащей в основе руководства советским обществом со стороны КПСС.

Конституция СССР 1977 года с особой силой подчеркнула роль трудовых коллективов в воспитании трудящихся. Партия проводит огромную воспитательную работу, связанную с подняти­ем социальной активности населения, для того, чтобы активная жизненная позиция каждого члена социалистического общества

28

 

была неотъемлемой чертой характера советского человека. И, по­жалуй, в деятельности миллионов людей, стоящих на страже пра­вопорядка, осуществляющих предупреждение преступности, эта жизненная активность проявляется наиболее ярко.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.028 с.)