Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предупредительной деятельности
Как уже подчеркивалось выше, одним из непременных принципов деятельности каждого субъекта предупреждения преступности является социалистическая законность. Еще в 1964 году В.Г. Танасевич, формулируя основные требования, предъявляемые к предупредительным мерам, отмечал, что они «должны быть основаны на законе, соответствовать принципу строжайшего соблюдения социалистической законности»11. На это обращалось внимание в первом и последующих учебниках криминологии12. «Законы и иные нормативные акты, — пишут А.Р. Ратинов и А.Б. Сахаров, — обеспечивают ответственность уполномоченных лиц за выполнение их обязанностей... и за строгое соблюдение личных и имущественных прав и законных интересов граждан и учреждений, попадающих в сферу профилактической деятельности»13. В числе гарантии законности деятельности государственных и общественных организаций, должностных лиц и граждан по предупреждению преступности одно из важнейших мест занимает прокурорский надзор. 45
Органы прокуратуры осуществляют надзор, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям, принимают меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к установленной законом ответственности (ст. 4 Закона о прокуратуре СССР). Объектом прокурорского надзора в рассматриваемой области является деятельность (как действия, так и бездействие) с точки зрения соблюдения законов всех субъектов предупреждения преступности. Цель надзора в данном случае состоит в том, чтобы предупреждение преступности осуществлялось законными средствами. Как известно, прокурорский надзор осуществляется в четырех основных направлениях: надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор); надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах; надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Во всех этих направлениях прокурорской деятельности осуществляется надзор за точным и единообразным исполнением выше рассмотренных законов и иных правовых норм о предупреждении преступности14.
Анализ практики показывает, что все встречающиеся нарушения законов, регламентирующих предупреждение преступности и иных связанных с ними правонарушений, можно разделить на две группы: 1) неисполнение или ненадлежащее исполнение названных законов и 2) превышение полномочий субъектами предупреждения преступности, предоставленных им соответствующими правовыми нормами. В первом случае задача прокурора состоит в том, чтобы побудить к точному исполнению закона, а во втором — принять меры к устранению и предупреждению в будущем нарушений закона, к восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций. Для предупреждения, выявления и устранения нарушений законов, регламентирующих предупреждение преступности, прокурор наделен необходимыми правовыми средствами. В связи с этим прежде всего нужно отметить, что прокурор всей своей деятельностью способствует воспитанию должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей, соблюдения законов и правил социалистического общежития (ст. 2 Закона о прокуратуре СССР). Вместе с тем прокурор располагает средствами, специально предназначенными для предупреждения нарушений законов. К ним в первую очередь относятся предостережение о недопустимости нарушения закона15, представление в государственные органы, общественные организации и должност- 46
ным лицам об устранении как самих нарушений закона, так и причин нарушений и способствующих им условий16. Осуществляя надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, прокурор обязан следить за соблюдением требований закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, в том числе и обстоятельств, способствовавших совершению преступления, а также за законностью профилактических мер, которые должен принимать следователь. В целях предупреждения нарушений правовых предписаний прокуроры разъясняют субъектам профилактики их обязанности и права по осуществлению предупредительной деятельности, возможные последствия за нарушения закона. Такая работа проводится в различных формах: лекции и беседы, доклады в трудовых коллективах и на собраниях хозяйственного актива, встречи с членами товарищеских судов, добровольных народных дружин и других общественных формирований, занятия в университетах правовых знаний и т.д.
Для выявления нарушений законов, регламентирующих предупреждение преступности, прокуроры используют целый ряд правовых средств, указанных в Законе о прокуратуре СССР и других правовых актах. К этим средствам относятся: истребование для проверки соответствия закону приказов, инструкций, распоряжений, решений и других актов, издаваемых государственными и общественными организациями и должностными лицами — субъектами профилактики; требование от руководителей этих организаций и должностных лиц представления необходимых документов, материалов и иных сведений; требование проведения проверок и ревизий деятельности субъектов профилактики в связи с имеющимися данными о нарушениях закона; проверка прокурором исполнения законов непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях (государственных и общественных) в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о правонарушениях и некоторые другие. Использование названных средств позволяет прокурору установить конкретные нарушения закона, причины и условия, способствовавшие им, и виновных в этом лиц. На основе достоверно установленных данных прокурор принимает меры к устранению и предупреждению нарушений законов, к наказанию виновных. К средствам прокурорского реагирования на выявление нарушения закона относятся: опротестование противоречивых закону актов, издаваемых в целях предупреждения преступности органами управления, государственного арбитража, народного контроля, предприятиями, учреждениями и организациями, а также незаконных актов и действий должностных лиц; привлечение правонарушителей к уголовной ответственности; возбуждение дисциплинарного производства и производства об административном правонарушении; передача материалов о правонарушителях общественным организациям для решения вопроса о принятии мер общественного воздействия; внесение представления об устранении нарушений закона, причин нарушений и способствую- 47
щих им условий (ст. 23, пп. 6, 7, 9 Закона о прокуратуре СССР) и некоторые другие. Кроме того, прокуроры информируют партийные, советские органы, общественные организации о допускаемых нарушениях законов при осуществлении деятельности по предупреждению преступности. Между прокуратурой и субъектами предупреждения преступности существуют отношения не только надзора, но и взаимодействия, так как они имеют одну общую задачу — предупреждение преступности. В Законе о прокуратуре СССР (ст. 4) в числе принципов деятельности органов прокуратуры специально указано, что они взаимодействуют с Советами народных депутатов, другими государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами, опираются на активную помощь граждан в деле укрепления правопорядка. Формы такого взаимодействия разнообразны. Это, например, совместное участие в разработке комплексных планов по укреплению законности, в частности разделов, относящихся к профилактике правонарушений, консультирование представителей субъектов предупреждения преступности (в первую очередь — общественных организаций) по правовым вопросам, обсуждение в трудовых коллективах результатов проверок исполнения законов о предупреждении преступности и т.д.
Глава четвертая
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.005 с.) |