Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предупредительная деятельность
Органов прокуратуры
1. Место и роль предупредительной деятельности прокуратуры в системе субъектов предупреждения преступности определяется функцией высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов, который, согласно ст. 164 Конституции СССР, осуществляет Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры. Выполняя эту функцию, прокуроры не только сами решают стоящие перед ними задачи предупреждения преступности, но 99
и проверяют, как другие государственные органы и общественные организации, включая органы внутренних дел, следствия и суда, выполняют требования законов, регламентирующих их деятельность по предупреждению преступности. Более того, прокуратура в соответствии со ст. 3 Закона о прокуратуре СССР координирует эту деятельность. Деятельность прокуратуры в рассматриваемой области регламентируется рядом норм права. В их числе ст. 2 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, определяющая задачи судопроизводства в целом и задачи прокурора как субъекта уголовного процесса, его деятельности по предупреждению преступности в частности. Статьи 21, 213 УПК обязывают прокурора выявлять и устранять причины и условия, способствовавшие совершению преступления, а также осуществлять надзор за выполнением этих обязанностей следователем. Значительное внимание регулированию деятельности прокуратуры по предупреждению преступлений уделяет Закон о прокуратуре СССР, ст. 2 которого устанавливает, что основная задача прокуратуры состоит в том, чтобы всей своей деятельностью прокуратура способствовала воспитанию должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей, соблюдения законов и правил социалистического общежития, являющихся, как известно, основой предупреждения преступности. Согласно ст. 3 этого же Закона, одним из основных направлений деятельности прокуратуры является разработка совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений. Ряд статей Закона о прокуратуре СССР (ст.ст. 23 (п. 9), 26, 28, 31) определяют конкретные направления, формы и методы предупреждения преступлений. Содержание этих форм и методов предупредительной деятельности уточняется в приказах и указаниях Генерального прокурора СССР.
В соответствии со ст. 3 Закона о прокуратуре СССР органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в нескольких направлениях. В процессе реализации каждого из них задачи предупреждения преступности решаются в различных формах и различными методами. 2. Особо важное значение для предупреждения преступности имеет осуществление надзора за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор). Предупредительная деятельность прокуроров при осуществлении общего надзора реализуется в нескольких формах38. Осуществление постоянного надзора за законностью издаваемых многочисленным кругом должностных лиц и иных субъектов актов, за исполнением должностными лицами и гражданами закона — это одно из важных средств общепредупредительного воздействия на сознание и поведение этих субъектов. Осознание последними того, что каждый издаваемый ими акт или выполнение ими требования за 100
кона проверяется прокурором, удерживает их от сознательного неправомерного поведения, в том числе ряда должностных, хозяйственных и иных преступлений. Осуществление общего надзора за точным и единообразным исполнением законов в народном хозяйстве позволяет устранить ряд организационно-хозяйственных недостатков в работе подразделений народного хозяйства, что стабилизирует хозяйственные отношения, укрепляет государственную дисциплину, способствует предупреждению ряда преступлений, совершаемых в системе народного хозяйства. Вторая форма предупредительной деятельности прокурора состоит в оказании предупредительного воздействия на должностных лиц и граждан путем выявления и пресечения средствами общего надзора уже совершенных правонарушений и преступлений. Выявив их, прокурор принимает необходимые меры к пресечению противоправной деятельности и наказанию виновных. Принятие этих мер оказывает предупредительное воздействие не только на лиц, уже совершивших правонарушение, но и других лиц, занимающих аналогичные должности или выполняющих такую же работу. Эффективность этой формы предупреждения преступлений средствами общего надзора в значительной мере повышается при обеспечении широкой гласности принятых прокурором мер.
Третьей формой предупредительной деятельности прокурора в порядке общего надзора можно назвать выявление обстоятельств, способствующих преступлениям, и принятие мер к их устранению. Средства общего надзора наиболее эффективны в выявлении криминогенных обстоятельств, состоящих в издании незаконных актов или исполнении требований законов, регламентирующих предупреждение преступлений. По своему содержанию они сами являются правонарушением. Поэтому прокурор, принимая меры к их устранению, обеспечивает не только предупреждение обусловливаемых ими более опасных преступлений (хищения, приписки и др.), но и укрепление законности. Четвертой формой предупреждения преступлений в процессе общего надзора является выявление и устранение правонарушений, могущих перерасти в преступление. Примером таких правонарушений могут быть проявления халатности или злоупотреблений, выражающиеся в умышленном или неосторожном искажении документов первичного учета, разовые случаи выпуска недоброкачественной продукции в некрупном размере, однократное невыполнение без уважительных причин планов поставки продукции в другие союзные республики или для общественных нужд, мелкие хищения, совершенные впервые, и т.п. Пресечение таких правонарушений является эффективным средством ранней профилактики более опасных преступлений. 3. Второе направление предупредительной деятельности состоит в надзоре за расследованием преступлений. Формы и методы его определяются требованиями п. 10 ст. 213 УПК РСФСР и 101
ст. 28 Закона о прокуратуре СССР. Выполняя эти требования, прокурор проверяет, выяснены и доказаны ли следователем обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. Необходимым условием такой проверки является знание прокурором основных обстоятельств, способствующих расследованному преступлению, средств и методов их выявления в процессе следствия. Невыявление следователем такого рода обстоятельств означает неисполнение им требований ст. 68 УПК, предусматривающей обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу. В таких случаях прокурор принимает меры к обеспечению точного выполнения следователем этого требования закона: возвращает дело для дополнительного расследования, дает конкретные указания о том, какие обстоятельства и каким образом должны быть установлены и доказаны. Второй формой предупредительной деятельности прокурора при надзоре за расследованием преступлений является проверка достаточности мер, принятых следователем для устранения выявленных и доказанных обстоятельств, способствовавших совершению преступления. С этой целью прокурор тщательно изучает материалы дела, в том числе данные об установленных следователем криминогенных обстоятельствах, проверяет, внесено ли следователем представление об устранении этих обстоятельств, достаточно ли полно оно составлено, внесено ли оно во все необходимые органы и организации и обеспечивает ли эффективное устранение причин преступления и способствовавших ему условий. Прокурор проверяет также, достаточно ли было внесения представления или следователю необходимо было принять иные меры предупреждения преступлений. В случае, если прокурором устанавливается недостаточность принятых мер, он дает указание следователю о том, что тот должен сделать дополнительно для предупреждения преступлений.
4. Предупредительная работаследователя, как и аналогичная работа прокурора, осуществляется в нескольких формах и различными методами. Среди них прежде всего следует отметить обще- и частнопревентивное воздействие деятельности следователя по расследованию преступлений. Возбуждение уголовных дел, ведение следствия, установление лиц, виновных в совершении преступлений, и доказывание их вины само по себе оказывает значительное предупредительное влияние как на лиц, которые совершили преступление, так и на иных, знающих о ведущемся расследовании. В деятельности следователя по предупреждению преступлений можно выделить два основных направления39. Первое из них — предупреждение преступлений по материалам конкретного уголовного дела. Основная его форма — доказывание в соответствии со ст. 21 и ст. 68 УПК обстоятельств, способствовавших совершению преступления. С этой целью следователь использует весь арсенал следственных действий, которые применяет в соответствии с 102
научно разработанной тактикой предупреждения преступлений: допрашивает свидетелей и обвиняемых, проводит следственные осмотры, назначает экспертизы. Необходимость их проведения с целью выявления и доказывания способствовавших совершению преступления обстоятельств, характер ставящихся им при этом вопросов определяются с учетом вида преступления и содержания конкретных обстоятельств дела. Эффективность применения названной формы предупредительной деятельности зависит от того, насколько полно и своевременно выявлены способствовавшие совершению преступления обстоятельства. Выявленные и доказанные обстоятельства такого рода следователь устраняет с помощью представления, вносимого им в соответствии со ст. 140 УПК тем адресатам, которые с наибольшей полнотой могут устранить выявленные следователем обстоятельства. Эффективность вносимых следователем представлений зависит от соблюдения ряда требований. Наиболее существенные из них — обоснованность, конкретность, правильное определение адресата.
Важной формой предупредительной деятельности следователя являются его доклады о результатах расследования дела на предприятиях или в организациях, где было совершено преступление. В этих докладах следователь рассказывает не только о совершенном преступлении и лицах, виновных в его совершении, но и указывает причины, которые привели к его совершению, условия, способствовавшие совершению преступления на данном предприятии или в организации. В процессе такого доклада следователь принимает участие в обсуждении коллективом предприятия или организации установленных им криминогенных обстоятельств и предлагаемых мер по их устранению. Самостоятельной формой предупредительной деятельности является участие следователя в обсуждении внесенного импредставления об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления в тех предприятиях и организациях, куда такое представление было внесено. 5. Третье направление предупредительной деятельности прокурора реализуется в процессе надзора за исполнением законов при рассмотрении дел в судах. Основные формы его состоят в выявлении в процессе судебного разбирательства обстоятельств, способствовавших совершению преступления; надзоре за применением судом мер наказания, обеспечивающих максимальное общепредупредительное воздействие; выступлении в суде с обвинительной речью. При осуществлении предупредительной деятельности в каждой из названных форм прокурором применяются различные средства и методы. Так, для выявления причин преступления и условий, способствовавших его совершению, прокурор в процессе судебного следствия задает вопросы свидетелям, обвиняемым, экспертам, с тем чтобы с наибольшей полнотой и объективностью установить криминогенные обстоятельства, выяснить механизм их влияния на противоправное поведение подсудимых. 103
Осуществляя надзор за законностью выносимого судом приговора, прокурор проверяет, насколько он обеспечивает возможность перевоспитания осужденного. Важное предупредительное значение имеет выступление прокурора в суде. В своей речи прокурор обращает внимание суда и присутствующих на общественную опасность совершенного преступления, называет основные причины преступления и условия, способствовавшие его совершению. Особое предупредительное значение выступление прокурора приобретает в выездном заседании суда. Если процесс проводится по месту работы подсудимого, прокурор в своем выступлении непосредственно обращает внимание присутствующих в зале заседания представителей администрации и общественных организаций на недостатки в организационно-хозяйственной и идейно-воспитательной работе, способствовавшие совершению преступления, требует их устранения. Предупредительное значение имеют меры, принимаемые прокурором в процессе осуществления им надзора за исполнением законов о борьбе с рецидивной преступностью. В предыдущих разделах уже давалась характеристика и оценка общественной опасности рецидивной преступности. Поэтому здесь следует лишь подчеркнуть многоаспектность этого направления профилактической деятельности прокурора. Комплекс этих мер весьма широк и разнообразен. В него входят меры по надзору за соблюдением законности при осуществлении органами МВД административного надзора; за исполнением законов о труде, в соответствии с которыми регулируются вопросы приема на работу лиц, отбывших меру наказания; за соблюдением законности в паспортном режиме; надзор за соблюдением законов, регулирующих порядок отбывания мер наказания и условно-досрочного освобождения от наказания и ряд других.
6. Помимо предупреждения преступлений в процессе осуществления основных направлений прокурорского надзора прокурором осуществляется предупредительная работа и в иных направлениях. Одним из них является правовая пропаганда. Основные ее формы: использование средств массовой информации (печать, телевидение, радио и т.д.); выступления с докладами и сообщениями на сессиях местных Советов народных депутатов и их исполкомах, на совещаниях партийного, советского и хозяйственного актива и др. Постановка прокурором и обсуждение на такого рода мероприятиях вопросов о состоянии законности, организационно-хозяйственных и политико-воспитательных недостатков, способствующих правонарушениям, позволяют принять действенные меры к их устранению и, таким образом, эффективному предупреждению преступности. Важнейшее значение для успешного осуществления предупредительной деятельности органов прокуратуры имеет возлагаемая ст. 3Закона о прокуратуре СССР обязанность прокуратуры разрабатывать совместно с другими государственными органами 104
меры предупреждения преступлений и иных правонарушений, а также координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и правонарушениями. В практике выработан и успешно применяется ряд форм и методов этого вида предупредительной деятельности. В их числе можно назвать возглавляемые прокурором координационные советы, в состав которых входят руководители правоохранительных органов. Разработка ими мероприятий по предупреждению преступности, заслушивание сообщений членов совета о выполнении ранее согласованных планов, обсуждение результатов осуществления мероприятий по совершенствованию борьбы с отдельными видами преступлений и их предупреждению. Широко применяются в практике междуведомственные совещания, на которых работники правоохранительных органов обмениваются опытом предупреди-тельной работы. Помимо названных, основных форм, координация работы по предупреждению преступности осуществляется и в таких формах, как выезды объединенных групп представителей различных правоохранительных органов для оказания нижестоящим органам помощи в предупреждении преступности; совместное изучение состояния и динамики преступности, а также разработка мер по ее предупреждению; подготовка материалов для докладов на сессиях местных Советов народных депутатов и ряд других. Некоторые формы и методы координации охватывают деятельность не только правоохранительных органов, но и других государственных органов, а также общественных организаций, например комиссий по делам несовершеннолетних, наблюдательных комиссий, органов народного контроля и т.д. С координацией неразрывно связано планирование предупреждения преступности. Необходимость планирования предупредительной деятельности прокуратурой объясняется тем, что устранение многих причин преступлений и условий, способствующих их совершению, требует комплексного и систематического применения мер к их устранению. Выполнить это требование можно только при наличии плана, четко определяющего цель и задачи проводимых прокуратурой профилактических мероприятий, характер этих мероприятий, место и время их осуществления, исполнителей каждого из них. Планирование предупредительной деятельности строится на основе информации о состоянии и динамике преступности, причинах ее изменения. От полноты и объективности этой информации зависит эффективность планирования и в конечном счете предупреждения преступности. Важнейшим средством решения этой задачи служит широкое применение счетно-вычислительных машин и иных средств автоматизации, сбора и анализа названных данных. Эффективность планирования предупреждения преступности в значительной мере определяется объективностью криминологиче- 105
ского прогноза развития криминогенных обстоятельств и иных явлений, влияющих на динамику и структуру преступности. Поэтому разработка надежных методов криминологического прогнозирования способствует повышению эффективности планирования и предупреждения преступности. Совершенствование планирования предупредительной деятельности прокуратуры обеспечивается оптимальным использованием различных по целям и срокам планов. При их разработке необходимо учитывать достижение целей различного уровня, например предупреждения преступности в целом в том или ином регионе, предупреждение отдельных видов преступлений, предупреждение преступлений на отдельных объектах. С учетом целей при планировании должны сочетаться перспективные и текущие планы предупреждения преступности. При этом важное значение имеет увязывание сроков планирования со сроками народнохозяйственных планов. Одним из основных направлений предупредительной деятельности прокуратуры является расширение и укрепление ее связи с общественностью. Формы взаимодействия правоохранительных органов и общественных организаций также весьма многочисленны и разнообразны40. Среди них можно указать на такие, как: оказание общественным организациям правовой и методической помощи, взаимное предоставление информации о нарушениях законности и их причинах; совместные (при четком разделении компетенции) мероприятия по выявлению и устранению криминогенных обстоятельств, по выявлению и пресечению длящихся преступлений; привлечение представителей общественности к судебному разбирательству в качестве общественных обвинителей или защитников, привлечение к предупредительной работе общественных помощников и т.д. Взаимодействие органов прокуратуры с общественностью приносит действенные результаты в предупреждении преступности при условии, если оно осуществляется постоянно, в плановом порядке, при строгом соблюдении компетенции прав и обязанностей каждого из субъектов профилактической деятельности.
Глава шестая
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.021 с.) |