Координация предупреждения преступности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Координация предупреждения преступности



 

Многообразие субъектов, осуществляющих деятельность по предупреждению преступности, и многогранность этой деятельно­сти ставят на повестку дня проблему координации49.

Она приобретает особое значение еще в связи и с тем, что в системе субъектов предупреждения преступности участвуют госу­дарственные органы и общественные организации, не связанные управленческой подчиненностью.

Осуществление координационных мер среди субъектов профилактической деятельности, не связанных подчиненностью, возмож­но на основе взаимосогласованных действий, без применения адми­нистративных мер со стороны как одного, так и другого органа, при строгом соблюдении своих функциональных задач. Это обе­спечивается большой разъяснительной работой, высокой созна­тельностью и пониманием важности борьбы с преступностью.

В процессе координации действий субъектов вырабатывается система взаимосогласованных, строго упорядоченных мер, напра­вленных на достижение определенной цели. Согласованные меры должны быть логически связаны в единое целое, а каждое мероприятие, осуществляемое тем или иным координируемым учрежде­нием, — являться звеном единого действия. Согласованность действий позволяет подчинить управление профилактикой единой цели — борьбе за сокращение преступности. Пропорции участия субъектов во время взаимных действий определяются характером

125

 

объекта воздействия, задачами, стоящими перед субъектами про­филактики.

Виды и субъекты координационной деятельности. Сложность системы субъектов профилактики, многообразие проблем, решаемых в процессе предупреждения преступности, порождают слож­ные координационные связи. С учетом характера, функциональных задач, условий действия субъектов профилактики формы координации делятся на следующие группы.

Комплексная административно-территориальная координация. Этот вид охватывает всю систему субъектов профилактической деятельности, функционирующую в условиях района, города, области, края, республики и в целом по стране, что позволяет комплексно осуществить совокупность социально-экономических, правовых, идейно-воспитательных, культурно-бытовых и других мер в целях координации мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений.

В условиях административно-территориальных единиц вся дея­тельность по предупреждению преступности осуществляется под руководством партийных комитетов и Советов народных депутатов. Партийные комитеты объединяют и координируют в борьбе с правонарушениями усилия государственных, общественных организаций, трудовых коллективов, идеологических учреждений, семьи и школы50. Советы народных депутатов в соответствии с Конституцией СССР призваны обеспечивать соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, а также координировать на своей территории работу всех государственных и общественных органов по предупреждению правонарушений51.

При исполкомах Советов народных депутатов создаются советы профилактики, которые координируют работу государственных органов и общественных организаций, осуществляющих профилактическую деятельность на подведомственных территориях.

Предметно-целевая координация охватывает собою координационную деятельность определенного круга субъектов для достижения поставленной цели в системе предупреждения преступности.

В этом виде координаторами выступают:

комиссии по делам несовершеннолетних — по отношению к дея­тельности всех государственных органов и общественных организаций, трудовых коллективов, призванных вести воспитательную работу среди несовершеннолетних;

комиссии по борьбе с пьянством, осуществляющие в соответст­вии с положением об этих комиссиях координацию деятельности государственных органов и общественных организаций по борьбе пьянством52;

наблюдательные комиссии исполкомов Советов народных депутатов, осуществляя контроль за воспитательной работой с лицами, отбывающими наказание, переданными на поруки, освобожденными из мест лишения свободы, а также оказывая помощь в трудовом устройстве лицам, вернувшимся из мест лишения свободы,

126

 

тем самым проводят работу по предупреждению рецидивной преступности;

координационные советы по правовой пропаганде осуществляют координацию соответствующей деятельности государственных органов и общественных организаций.

За последнее время в отдельных отраслях народного хозяйства создаются специальные формирования, призванные осуществлять координацию по предупреждению хищений государственного и об­щественного имущества.

Координация субъектов с одинаковой компетенцией охватывает собою деятельность общественных организаций, имеющих развет­вленную сеть. Так, общественные советы по работе товарищеских судов создаются при исполкомах местных Советов народных депутатов для оказания товарищеским судам методической помощи, координации их деятельности, организации учебы и обмена опытом работы; штабы добровольных народных дружин координируют работу дружин, действующих в условиях административно-тер­риториальных единиц.

В силу того, что руководство работой Советов общественных пунктов охраны порядка осуществляют местные Советы, которые призваны обеспечивать их взаимодействие с государственными и общественными органами, в ряде городов и районов при исполко­мах Советов народных депутатов создаются в этих целях координационные органы.

Внутриотраслевую и внутриобъектную координацию осущест­вляют:

отдельные ведомства, организации на местах, в функциональную задачу которых входит осуществление профилактики правона­рушений. Сюда относятся органы внутренних дел, прокуратура, суды и др.;

советы профилактики правонарушений в трудовых коллективах;

советы общественных пунктов охраны порядка координируют работу представленных в общественном пункте органов общественной самодеятельности населения и трудовых коллективов по пре­дупреждению правонарушений. В состав совета входят представители головной партийной организации, товарищеских судов, добровольных народных дружин, домовых комитетов и других органов общественной самодеятельности населения, участковые инспектора милиции и др.53.

Межведомственная координация — охватывает собою деятельность двух и более субъектов профилактики. Например, существует координационный совет правоохранительных органов (прокуратура, органы внутренних дел, юстиции, суд). В соответствии с Законом о прокуратуре СССР (ст. 3)координационную деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями осуществляет Прокуратура СССР (и прокуроры на местах).

127

 

В этом виде возможна координация как между государственными органами, так и между государственными органами и общественными организациями. Такого рода координация получила правовое закрепление для отдельных субъектов профилактической деятельности. Так, в ст. 23Закона о государственном арбитраже указывается, что органы государственного арбитража координируют свою деятельность по предупреждению нарушений законности с деятельностью других государственных органов.

Формы координации предупреждения преступности. Практикой выработаны многочисленные формы координации предупреждения преступности. Они во многом обусловливаются характером деятельности координируемых субъектов, возможностями, которыми они располагают, а также характером работы, требующей координации.

К числу основных форм относятся:

совместная разработка мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений;

принятие скоординированных мер по нейтрализации отрицательных явлений, способствующих совершению преступлений;

оказание практической помощи в координации профилактики нижестоящим органам в условиях одной административно-территориальной единицы;

совместный анализ состояния правонарушений и изучение при­чин и условий, способствующих их совершению;

участие в разработке планов профилактики правонарушений;

подготовка совместных информаций для партийных комитетов о состоянии преступности и мерах ее предупреждения;

организация обмена опытом предупреждения правонарушений;

взаимный обмен информацией, обеспечивающей профилактическую деятельность.


 

 

 

Раздел второй



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.11.28 (0.009 с.)