Комплексная экспресс-методика обследования познавательного развития ребенка второго года жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексная экспресс-методика обследования познавательного развития ребенка второго года жизни



 

Для проведения обследования познавательного развития необходим диагностический сундучок «Малыш», как дидактический материал для диагностической работы, просторное помещение, оформленное в соответствии с гигиеническими и эстетическими требованиями, два детских столика, стульчики, шкаф для дидактических пособий. При отборе методик для психолого-педагогической диагностики познавательного развития детей второго года жизни выходили из закономерностей нормального развития, и для выявления уровня развития познавательных процессов детям предлагалось 12 задач (модифицировать методики Л. Венгер, З. Гильбух, Н. Карпенко, А. Кононко, Н. Серебрякова, А. Стребелева и др.).

Задание № 1

Дидактическая игра № 1: «Установление контакта с ребенком»

Цель: установление контакта с ребенком, взаимодействия ребенка со взрослым, выявление понимание ребенком словесной инструкции "охоту", "коты", умение следить за предметом, движущейся поймать его.

Дидактический материал: шарик (красного или желтого, синего, зеленого цвета) и желобок.

Проведение обследования: взрослый кладет шарик в желобок и просит ребенка: "Лови шарик". Потом возвращает желобок и просит прокатить шарик по желобку: "Коты". Взрослый ловит шарик. Так повторяется 2-3 раза в медленном темпе.

Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ей 2-3 раза, как это надо делать, то есть обучение идет за показом и подражанием действий взрослого.

Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание речевой инструкции; адекватная реакция на шарик (ловит); хочет играть со взрослым; отношение к игре положительное эмоциональное; ребенок владеет правой или левой рукой или активизируется только правая рука и ребенок ловит и катит шарик правой рукой - 1 балл; сначала возникает движение в обеих руках, но потом к шарику направляется только один из них и ловит, катит после стимуляции - 0,5; захвата шарики двумя руками, действия "охоту", "коты" не самостоятельны - 0,25; пытается взять шарик руками, но она выпадает, не катит - 0; итог игры согласно цели; отношения ребенка к результату.

Задание № 2

Дидактическая игра № 2: "Положи шарики в коробки"

Цель: выявление понимание ребенком словесной инструкции, умение практического ориентирования в предметах, наличие соответствующих действий с крышками и шариками, способность стимулировать поисковые действия и действия подражания взрослого.

Дидактический материал: две равновеликие коробки четырехугольной формы с соответствующими крышками; две равновеликие шарики красного цвета.

Проведение обследования: Первый вариант. Перед ребенком ставят две коробки, крышки к ним, шарики. Взрослый кладет большой шарик к большой коробки, а малую шарик к малой коробки и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, каким крышкой и как надо брать и какой рукой. Так повторяется 2-3 раза в медленном темпе.

Второй вариант. Взрослый показывает закрыты крышками коробки и просит ребенка открыть крышку, достать шарик. Потом просит сложить все как было. Так повторяется 2-3 раза.

Обучение: если ребенок (в первом варианте) не берет шарик, крышку, взрослый показывает и объясняет: "Берем шарик и кладем в коробку", "Крышкой закрываем коробку"; если ребенок (во втором варианте) не открывает коробку, взрослый показывает ей 2 -3 раза, как это надо делать, то есть обучение идет за показом и подражанием действий взрослого. После обучения ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание речевой инструкции; адекватная реакция; активность; отношение к заданию; ребенок выполняет правой или левой рукой или только правой рукой - 1 балл; действует не последовательно выполняет после стимуляции - 0,5; действует обеими руками, действия не самостоятельные -- 0,25; пытается действовать - 0; итог игры согласно цели; отношения ребенка к результату.

Задача № 3

Дидактическая игра № 3: "Собери 3-составную пирамидку

Цель: выявление понимание ребенком словесной инструкции, умение практического манипулирования с предметами, последовать действия взрослого, наличие соответствующих по инструкции действий.

Дидактический материал: пирамидка из трех разновеликих колец одного (красного) цвета.

Проведение обследования: Первый вариант. Перед ребенком ставят 3-составляющую пирамидку. Взрослый просит ребенка разобрать пирамидку. При этом ребенку не объясняют, как надо брать и какой рукой. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый разбирает пирамиду сам. Потом просит ребенка сложить все как было. Так повторяется 2-3 раза.

Второй вариант. Взрослый показывает пирамидку и просит ребенка разобрать. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый разбирает и составляет пирамиду сам, просит повторить. Так повторяется 2-3 раза в медленном темпе.

Обучение: если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам снимает по одному колечку, а затем дает ей по одному колечку, каждый раз указывая жестом, что их нужно надеть на стержень. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание речевой инструкции; адекватная реакция; активность; отношение к заданию; ребенок выполняет правой или левой рукой или только правой рукой и надела на стержень 1-2 колечка - 1 балл; действует после стимуляции - 0,5; действует обеими руками, действия не самостоятельные - 0,25; пытается действовать - 0; итог игры согласно цели; отношения ребенка к результату.

Задание № 4

Дидактическая игра № 4: "Цветные кубики"

Цель: выявление понимание ребенком словесной инструкции, практические умения различать и называть два цвета - красный и желтый, последовать действия взрослого, наличие соответствующих инструкции действий.

Дидактический материал: два кубика красного и желтого цвета.

Проведение обследования: перед ребенком ставят два кубика, один из них взрослый берет в руку и просит ребенка "Дай такой, возьми такой, как у меня". Затем предлагает по очереди показать: где красный, где желтый. Далее предлагает ребенку по очереди назвать и показать цвет каждого кубика. Так повторяется 2-3 раза в медленном темпе.

Обучение: если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам заключает кубик в руку, а потом просит: "Дай такой", и каждый раз жестом указывает, что нужно делать. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание устной инструкции; адекватная реакция, способность различать и называть красный и желтый цвета; отношение к заданию; ребенок выполняет правой или левой рукой или только правой рукой и берет кубики соответствующего цвета - 1 балл; действует после стимуляции - 0,5; действует обеими руками, действия не самостоятельные - 0,25; пытается действовать - 0; итог игры согласно цели; отношения ребенка к результату.

Задача № 5

Дидактическая игра № 5: "Собери кольца по цвету"

Цель: выявление понимание ребенком словесной инструкции, практического умения ориентироваться на цвет, распознавать и дифференцировать кольца по цвету и надевать на стержень, последовать действия взрослого, наличие соответствующих по инструкции действий.

Дидактический материал: на общей опоре по три кольца красного, желтого, синего и зеленого цвета на каждом стержне.

Проведение обследования: взрослый показывает две стержни, с кольцами красного и желтого цветов, и просит ребенка их снять, а затем надеть как было. Важно, чтобы ребенок надевала на стержень кольца красные к красным, желтые к желтым. Если ребенок не действует, то взрослый делает это сам. Так повторяется 2-3 раза в медленном темпе. Можно усложнить задачу: если ребенок быстро справилась с ним - добавить кольца синего или синего и зеленого цвета.

Обучение: если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам разбирает кольца, а затем вкладывает поочередно кольца ей в руку и надевает на стержень, каждый раз жестом указывает, что нужно делать. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание устной инструкции; адекватная реакция распознавания по цвету; надевает на стержень; отношение к заданию; ребенок выполняет правой или левой рукой или только правой рукой, принимает ли в обе руки и надевает на стержень - 1 балл; действует после стимуляции - 0, 5; действует обеими руками, действия не самостоятельны, хаотичные - 0,25; пытается действовать - 0; итог игры согласно цели; отношения ребенка к результату.

Задание № 6

Дидактическая игра № 6: «Матрешка»

Цель: выявление понимание ребенком словесной инструкции, практические умения брать, раскладывать и складывать двухсоставная матрешку, подражать действиям взрослого, наличие соответствующих по инструкции действий.

Дидактический материал: два двухсоставные матрешки.

Проведение обследования: взрослый показывает двухсоставная матрешку и просит ребенка ее разобрать. Если ребенок не начинает действовать, сам раскладывает ее и предлагает матрешку составить. Если ребенок не справляется, начинает учить.

Обучение: взрослый берет матрешку, раскладывает ее и показывает, что внутри есть еще одна, просит ребенка сделать то же самое со своей матрешки. Далее взрослый, каждый раз указывая жестом, предлагает ребенку составить матрешку и спрятать маленькую - в большую. Так повторяется 2-3 раза в медленном темпе. После чего взрослый предлагает выполнить задание ребенку самостоятельно.

Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание речевой инструкции; адекватная реакция; разлагает и составляет матрешку; эмоциональное отношение к заданию; ребенок выполняет задания самостоятельно - 1 балл; действует после стимуляции - 0,5; действует обеими руками, действия не самостоятельные - 0,25; пытается действовать - 0; итог игры согласно цели; отношения ребенка к результату.

Задание № 7

Дидактическая игра № 7: "Тележка"

Цель: выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, понимания ребенком словесной инструкции, практические умения использовать вспомогательное средство - веревку, подражать действиям взрослого, наличие соответствующих действий.

Дидактический материал: тележка с кольцом, через которое протянута веревка.

Проведение обследования: перед ребенком (на другом конце стола) стоит тележка, к которому он не может дотянуться рукой, но в зоне его досягаемости находятся два конца веревки, разведены между собой на расстоянии 50см. Ребенка просят достать тележку. Если он тянет только за один конец веревки, то тележка остается на месте. Задача состоит в том, чтобы ребенок догадалась соединить оба конца веревки и таким образом подтянула тележка.

Обучение: взрослый поощряет ребенка к практическим попыткам. Так повторяется 2-3 раза. После чего, если ребенок не действует, взрослый выполняет задание сам.

Оценка действий ребенка:

понимание и выполнения задания - ребенок тянет за оба конца и обнаруживает высокий уровень выполнения - 1 балл;

понимание речевой инструкции; адекватная реакция; действует после стимуляции - 0,5;

если же ребенок тянет сначала за один конец веревки и попытка неудачная, то ей надо дать возможность попробовать еще раз; действует после обучения, действия не самостоятельны - 0,25;

взрослый затягивает веревку в кольцо так, чтобы ребенок не видела, и предлагает ребенку попробовать еще. Если ребенок не догадывается использовать веревку, то это оценивается как невыполнение задания - 0; фиксируется также отношение к результату, результат.

Задание № 8

Дидактическая игра № 8: "Цветные палочки"

Цель: выявление понимание ребенком словесной инструкции, практические умения действовать за показом, последовать действия взрослого, наличие соответствующих по инструкции действий.

Дидактический материал: две палочки красного или желтого цвета.

Проведение обследования: взрослый перед ребенком строит молоток или мельница и др. и просит ребенка: "Сделай как у меня". Если ребенок не начинает действовать, начинает учить.

Обучение: взрослый предлагает ребенку: "Смотри и делай как я", одновременно раскладывает свои палочки и показывает, а ребенок строит то же самое из своих палочек. Так повторяется 2-3 раза в медленном темпе. После чего взрослый предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание речевой инструкции; за характером деятельности за показом или подражанием; эмоциональное отношение к заданию; ребенок выполняет задания самостоятельно - 1 балл; действует после стимуляции - 0,5; действует не самостоятельно - 0,25; пытается действовать - 0; итог игры согласно цели; научимости; отношения ребенка к результату.

Задание № 9

Дидактическая игра № 9: "Парные картинки"

Цель: выявление понимание ребенком словесной инструкции, уровня развития зрительного восприятия изображенного на предметной картинке, практических умений рассматривать картинки и наличия соответствующих по инструкции действий.

Дидактический материал: две пары предметных картинок, мяч и кукла и другие пары.

Проведение обследования: взрослый перед ребенком кладет 2 предметные картинки, такая же пара находится в руках взрослого. Взрослый указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковы. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит показать такую же.

Обучение: если ребенок не выполняет задание, то ему показывают, как надо соотносить парные картинки: "Такая у меня, такая же у тебя", - и каждый раз взрослый жестом подсказывает, что нужно делать. Предлагает выполнить задание ребенку самостоятельно. Так повторяется 2-3 раза.

Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание речевой инструкции; адекватная реакция; эмоциональное отношение к заданию; ребенок выполняет задание - 1 балл; действует после стимуляции - 0,5; действует обеими руками, действия не самостоятельные - 0,25; пытается действовать - 0; итог игры соответственно к цели и результат обучения; отношения ребенка к результату.

Задание № 10

Дидактическая игра № 10:  «Разрезные картинки»

Цель: выявление понимание ребенком словесной инструкции, уровня развития целостного восприятия изображенного на предметной картинке, практических умений рассматривать картинки и наличия соответствующих по инструкции действий.

Дидактический материал: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две части - дом, машина.

Проведение обследования: взрослый перед ребенком кладет 2 части разрезанной картинки и предлагает ее составить. Взрослый может указательным жестом показать, что ребенку делать.

Обучение если ребенок не выполняет задание, то взрослый показывает ему целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если ребенок не справляется с задачей, то взрослый накладывает на целую картинку одну часть разрезанной и просит наложить вторую часть. Предлагает ребенку выполнить задачу самости постоянно. Так повторяется 2-3 раза.

Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание речевой инструкции; адекватная реакция; эмоциональное отношение к заданию; ребенок выполняет задание - 1 балл; действует после стимуляции - 0,5; действия не самостоятельные - 0,25; пытается действовать - 0; итог игры в соответствии с целью и результат обучение; обучаемость; отношения ребенка к результату.

Задание № 11

Дидактическая игра № 11: "Кто как говорит?"

Цель: выявление понимание ребенком словесной инструкции, уровня развития целостного восприятия изображенного на картинке, практических умений рассматривать и узнавать на картинке знакомых животных (кошки, курочку и др.) и воспроизвести звукоподражанием, как они говорят.

Дидактический материал: предметные картинки котика, курочки и др.

Проведение обследования: взрослый перед ребенком кладет 1 предметную картинку - котика и предлагает назвать изображенное и воспроизвести, как котик говорит.

Обучение: если ребенок не выполняет задание, то взрослый показывает ему картинку и сам называет картинку и воспроизводит звукоподражание. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно с другими картинками. Так повторяется 2-3 раза.

Оценка действий ребенка: понимание и восприятие задания; понимание речевой инструкции; адекватная реакция; эмоциональное отношение к заданию; ребенок выполняет задание - 1 балл; действует после стимуляции - 0,5; действия не самостоятельные - 0,25; Пытается действовать - 0; итог игры в соответствии с целью и результат обучение; научимость; отношения ребенка к результату.

Задание № 12

Дидактическая игра № 12: "Что звучит"

Цель: выявление понимание и восприятие ребенком звуков окружающей среды и наличия соответствующих действий.

Дидактический материал: колокольчик, погремушка и резиновый мячик.

Проведение обследования: взрослый поочередно создает звуки колокольчиком, погремушкой и резиновым мячиком и просит сказать ребенка: "Где звучит? Что звучит? " Так повторяется 2-3 раза.

Обучение: если ребенок не реагирует, то взрослый показывает, что звучит и каждый раз жестом подсказывает, что нужно делать, чтобы возникал звук. Предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка:

восприятия звуков;

понимание речевой инструкции;

адекватная реакция на звук;

эмоциональное отношение к заданию; ребенок реагирует на звук и показывает, где звучит - 1 балл;

слышит и различает звуки после стимуляции - 0,5;

реагирует на звук - 0,25;

пытается действовать - 0;

итог игры согласно цели; отношения ребенка к результату.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.13 (0.051 с.)