Становление личностного центра и реализация способностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление личностного центра и реализация способностей



 

Совесть развивается скорее из силы, чем из страха и слабости. «Совестливая» личность наделена энергией — силой изобретения и силой сопротивления.

Совесть — личностный, самопроизводящий центр, из которого эта энергия изливается. Она растет по мере того, как Я переживает опыт хорошо сделанного. Важнейшая задача значимого взрослого — дать ребенку возможность действовать, делать то, что он очень хочет делать.

Тоби пришел в детский сад слабеньким трехлеткой. Вначале Тоби играл параллельно с другими детьми внутри своего собственного мира. Они не чувствовали, что играют вместе с ним. Когда дела не шли, его лицо белело, и он начинал громко плакать.

На третьей неделе пребывания в детском саду он пришел в дорогой ковбойской шляпе, коричневой рубашке из шотландки и сапогах. Все дети восхищались ими.

 

Тоби: «Я — ковбой, миссис Снайдер. Видите, я — ковбой».

 

Он объехал комнату на воображаемой лошади. Новые оттенки чувств влились в Тоби. Ковбой овладел им, и он жил этим на протяжении нескольких недель. Но иногда он попадал в неприятности из-за сильной идентификации себя с ковбоем и переполнявших его чувств.

Однажды утром Джек строит дом из кубиков. Джек просит Тоби не мешать ему. Тоби ударяет Джека кубиком по лицу. Джек начинает плакать.

 

Мис-с С.: «Эй, Тоби, Джек просил тебя не мешать ему». Когда Тоби видит, что Джек плачет, это дезинтегрирует его — нарушает его целостность. Он тоже начинает плакать, и крупные слезы текут по его лицу).

Мис-с С: «Тоби, тебе хотелось строить вместе с Джеком и, когда он не позволил тебе, ты ударил его?»

Тоби: «Я хочу. Я хочу.»

Мис-с С: «Тоби, когда что-то случается, ты не знаешь, что делать?» (Он все еще плачет).

Мис-с С: «Тоби, детский сад как раз для того, чтобы научиться играть вместе». (Он перестает плакать и, кажется, слушает).

Мис-с С: «Тоби, ты учишься, как играть с другими людьми».

 

Тоби начинает свободнее играть с другими мальчиками. Он больше не прячется за пустой маской. Но ему все еще требуется научиться некоторым вещам, которые позволили бы перейти на другой уровень взаимоотношений. Он нуждается не столько в привлечении внимания к тому, что случается с ним, сколько в помощи в понимании позитивной задачи, на которую он работает — ему нужно научиться конструктивно играть с другими.

 

Тоби: «Паф! Паф!»

Мис-с С: «Тоби, это слишком громко. Ты ведь знаешь, что в детском саду ружья запрещены».

Тоби: «Этот мальчик (указывает на Джека) сказал мне перестать говорить глупости. Поэтому я застрелил его.»

Мис-с С: «Ты не считаешь, что говорил что-то глупое, и ты не знал, что делать?»

Тоби: «Да, я не говорил глупостей, поэтому я застрелил его».

Мис-с С: «Тоби, ты мог сказать: «Я не думаю, что я говорил глупости».

Тоби: «Я не был глупым».

Мис-с С: «Ты хотел играть с Джеком и тебе не хотелось услышать от него, что ты был глупым».

Тоби: «Да, я не был глупым».

 

На другое утро Уиллис подходит ко мне, потирая лицо.

 

Уиллис: «Тоби пнул меня».

Мис-с С: «Тоби пнул тебя в лицо, и это больно, Уиллис? Давай подойдем поговорим с Тоби. Тоби, Уиллис говорит, что ты пнул его в лицо, и ему больно».

Тоби: «Он мешал моей почтовой карете и не хотел остановиться».

Мис-с С: «Вы играли, изображая почтовую карету, и Уиллис мешал твоей почтовой карете?»

Тоби: «Да, и я пнул его сапогом.»

Мис-с С: «Тоби, Уиллису стало больно, когда ты пнул его в лицо сапогом. Если бы ты по-настоящему громко сказал ему о почтовой карете, я уверена, он не мешал бы ей.»

 

Через 10 минут Джим в беде. Я иду посмотреть, что случилось.

 

Джим: «Тоби пнул меня».

Тоби: «Он ел мою мышь, а я не хочу, чтобы он делал это.»(Тоби изображал котенка, играющего с мышью).

Джим: «Он не должен был пинать меня».

Мис-с С. «Это очень больно, когда ударяют ногой, Джим?»

Тоби: «Он не перестал есть мою мышь».

Мис-с С: «Тоби, это была твоя мышь, и ты не хотел, чтобы он ел ее. Тебе нужно было сказать ему вслух так громко, чтобы он понял, тогда никому не было бы больно. Я не разрешаю другим людям делать тебе больно, и я не могу позволить, чтобы ты бил других людей».

 

Позднее тем же утром Тоби приходит и садится на зеленый ящик рядом со мной.

 

Тоби: «Миссис Снайдер, когда я заставляю кого-нибудь плакать, я тоже начинаю плакать.»

Мис-с С.: «Ты не хотел делать им больно, Тоби?»

Тоби: «Да, я не хотел делать им больно. Когда я бью их, и они плачут, я плачу тоже.»

Мис-с С: «Ты тоже плачешь, Тоби, когда заставляешь кого-нибудь плакать?»

Тоби: «Да, я плачу тоже».

Мис-с С.: «Ты не хочешь делать людям больно, Тоби?»

Тоби: «Да, я не хочу делать им больно».

Мис-с С: «А когда ты учишься играть с другими, ты иногда делаешь им больно. Но ты не хочешь делать им больно?»

Тоби: «Да, я не хочу делать им больно».

 

Энергия Тоби сфокусировалась. Он стал индивидуализированным центром. В начале семестра он хотел быть сильным и могущественным. Костюм ковбоя помог ему перейти к действиям, но это привело к неприятностям с другими активными детьми. По мере того, как он учился взаимодействовать и играть, его воображение стало активным. Детям начало нравиться играть с Тоби. Он обрел компетентность, и в этом процессе он приобрел совесть.

Заботе не научают, ее надо пережить. Ребенку, который знает взрослых только через кормление и удовлетворение его нужд, знаком лишь ограниченный тип заботы. Возможность действовать, реализовывать свою компетентность и способность жить с другими придают заботе большую глубину. Взрослый, который не создает возможности для роста детей, может только принуждать их.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.008 с.)