Марта Снайдер, Росс Снайдер, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Марта Снайдер, Росс Снайдер,



Марта Снайдер, Росс Снайдер,

Росс Снайдер-младший

 

РЕБЕНОК

КАК ЛИЧНОСТЬ

 

Становление культуры справедливости и воспитание совести

 

Под редакцией и с предисловием В. Кагана

Москва «Смысл»

Ст.-Петербург «Гармония»

1994


Пер. с англ. И. Сергеевой, В. Кагана

Редактор В. Каган

Художник Е. Михельсон

Фотография на обложке — Р. Снайдер-мл.

 

Martha Snyder, Ross Snyder, Ross Snyder, Jr.

The Young Child as Person: Toward the Development of Healthy Conscience. Human Sciences Press, Inc., New York. 1980, 1985.

 

Снайдер М, Снайдер Р., Снайдер-мл. Р.

Ребёнок как личность: становление культуры справедливости и воспитание совести. М.: «Смысл»; СПб.: «Гармония». 1994 - 237 с.

 

Издательство «Смысл»: 103050, Москва-50, а/я 158 Лицензия ЛР N 070213 от 31.10.1991 г.

 

Подписано в печать 11.10.1994. Формат 84x108/32 Бумага офсетная. Гарнитура «Балтика». Усл. печ. л. 15,68 Тираж 10 000. Заказ N 1490

 

Типография издательства «Дом печати» 432601, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

 

ISBN 0-87705-226-9 (англ.)

ISBN 5-85494-0 I 6-7 (рус.)

 

© М. Snyder, R. Snyder, R. Snyder-Jr., 1980, 1985

© Институт «ГАРМОНИЯ», Издательство «СМЫСЛ», 1994 - перевод на русский язык, предисловие, оформление.

 

Книга издана при содействии МКК «Центр»


«Эта книга рассказывает о том, как вы можете помочь ребенку достичь:

здорового понятия о себе самом;

здорового взгляда на мир, который позволяет ребенку жить полно и эффективно и находить свое место среди людей;

здоровой совести, основанной на глубокой заботе о других и умении строить отношения с людьми.

Эта книга о том как... теории и методы объединяются в работающее целое. Она показывает как детский сад или семья могут создавать Культуру Справедливости.»

 

Марта Снайдер, Росс Снайдер, Росс Снайдер-мл.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Событие со-бытия (вместо предисловия) 7

От авторов. 16

ЧАСТЬ 1. К ДУХОВНОМУ СУЩЕСТВОВАНИЮ... 23

Глава 1. Основные представления о ребенке. 23

Каждый ребенок хочет действовать. 24

Каждый ребенок хочет быть во взаимоотношении. 28

Вокруг – захватывающий мир для исследования. 31

Глава 2.Пульс жизни. 36

Таинство жизни. 37

Тело. 39

Смерть. 43

Чудовища: отделение нереального от реального. 46

Идеи. 48

Праздники и музыка. 49

Пульс жизни. 53

Глава 3. Как развивается здоровая совесть. 54

Глубокая забота и понимание других. 55

Становление способности чувствовать, распознавать чувства и управлять ими 58

Становление личностного центра и реализация способностей. 60

Помощь в становлении культуры справедливости. 64

Ребенок и учитель формируют мир. 64

Любовь, охватывающая всех. 66

Культура справедливости в процессе становления. 67

Свобода принятия решений. 71

Защищая свою целостность. 74

Отстаивание справедливости в отношении других. 75

Власть вместе. 77

Развивая честную внутреннюю речь. 79

Регулирование Я.. 83

Слушая зов возможности. 85

Предпочтение самого высокого и лучшего. Работа с правдой. 86

Интериоризация значимых взрослых. 88

Чем этот подход отличается от других. 89

Самоограничивающая и деструктивная совесть. 96

Как возникает самоограничивающая и разрушающая совесть. 98

Что такое здоровая совесть: любяще-конструктивная совесть. 101

Глава 4. Ребенок — это жизненный мир. 103

Организующие центры жизненного мира. 103

Рост, над которым ребенок работает. 104

Чувства по поводу себя. 108

Самооценка. 108

Компетентность и сила ЭГО.. 112

Идентичность. 115

Люди и вещи в мире ребенка. 121

Способ встречи с жизнью: жизненный стиль. 128

Стратегия создания мира. 131

Коммуникация. 132

Значения. 134

Система значений. 136

Растущие силы формировать значения. 139

Будущее. 140

Полезность понятия жизненного мира для воспитателей и родителей 142

Глава 5. Развивая ограничения. 145

Ложная идентичность. 146

Мир как препятствие. 149

В ловушке мелочного контроля. 151

«Мир слишком велик для меня». 152

Выходя за пределы.. 153

Навязанный стимул к организации жизненного мира. 155

Внутренняя паника. 160

Свобода от гнева. 164

Жизненное пространство для детей. 177

ЧАСТЬ II. ФУНКЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК ЗНАЧИМОГО ВЗРОСЛОГО 178

Глава 6. Предоставление возможности через понимание в беседе. 178

Понимание словесного содержания. 179

Слушание и помощь ребенку в прояснении чувств. 181

Глубже, чем словесное содержание. 182

Процесс — не только выражение. 183

Понимание человеком, который создал для ребенка возможность действовать 186

Понимание ситуации существования ребенка. 188

Рост, над которым ребенок работает. 189

Воспроизведение ситуации с чувтсвами и намерениями. 198

Глава 7. Искусство понимания. 202

Не-понимание. 202

Расследование. 202

Инструктирование. 203

Оценивание. 204

Поддержка. 204

Тренировка понимания. 206

Понимание словесного содержания. 213

Слушание и переработка чувств. 214

Понимание ситуации существования. 215

Воспроизведение ситуации с чувствами и намерениями. 217

Глава 8. Как понимание помогает ребенку. 220

Дает ребенку взаимоотношения и слова для идентификации чувств и контроля действий 220

Укрепляет способность ребенка действовать. 222

Помогает ребенку пережить поражение. 224

Дает ребенку надежду, намечает возможность. 226

Развивает честную внутреннюю речь. 228

Строит совесть. 229

Выводы.. 229

Глава 9. Целостность, с которой можно встретиться. 231

Не позволяя отклоняющемуся поведению достигать успеха. 237

Не давая особых привилегий. 239

Не пасуя реоед безжалостной силой. 240

Имея дело с решительным вызовом.. 243

Что такое целостность. 246

Глава 10. Присутствие. 249

Мокрая постель. 250

Когда ребенок боится. 251

В отчаянии. 254

Ребенок, вынужденный жить с физическим недостатком.. 255

Наслаждаясь происходящим.. 257

Удовольствие вместе. 258

Дети как присутствие для воспитателя. 260

Осуществление для воспитателя и ребенка. 260

Обзор шести основных понятий. 262

Культура справедливости. 262

Совесть. 265

Социальность. 267

Жизненный мир. 268

Бытие. 270

Присутствие. 271

 


От авторов

 

Эта книга — для тех, кто хочет помочь детям глубоко любить других и жить в полную силу, как это подсказывают внутренние чувства и значения. Она предлагает пути понимания и методы, позволяющие помочь ребенку осознать себя как личность. В ней также говорится о методах коррекции и помощи замкнутым и склонным к враждебности детям. Эти теории и методы порождены жизнью детского сада. Но они так же хороши и в домашнем воспитании.

Эта книга — о реальных детях. Некоторые из них — с черной кожей, некоторые — с белой, некоторые — восточного происхождения. Многие дети счастливы и хорошо приспособлены к жизни, другие страдают от эмоциональных травм, которые заставили их замкнуться, чтобы избежать повторных обид. Некоторые полны враждебности, оборачивающейся горечью, и хотят отомстить тому миру, который причинил им страдания. Есть и такие, которые живут так, будто туман первого дня творения еще не рассеялся, и индивидуальные различия еще не возникли.

Каждому ребенку присуща жажда актуализировать свои потенциальные возможности и жить, будучи включенным во взаимоотношения с другими людьми. Этот потенциал может либо свободно развиваться и питать созидательные силы жизни, либо быть нарушенным, подавленным и тогда личностно разрушительным. В наших взаимоотношениях с детьми мы в сущности говорим каждому ребенку: «Твое предназначение — свободно выражать себя, воплощая твои жизненные планы и созидая вместе с другими, и ты предназначен любить себя за это.»

Наш метод бытия с детьми основан на нашем понимании сущности личности, здоровой совести и того, как культура справедливости создает условия для них.

Каждая глава книги содержит одну из основных частей этой теории вместе с реальным диалогом, который происходил в детском саду. Читатель может присутствовать при настоящей жизни и видеть действие теории. Важно, чтобы читатель обратил внимание как на содержание основных идей книги, так и на непосредственный метод взаимодействия с детьми, представленный многими иллюстративными ситуациями.

Многие из наших находок и поддерживающих приемов основаны на экзистенциальной феноменологии. Экзистенциалист исходит из того, что ребенок реализует себя как личностный центр. Феноменология помогает нам показать, как важно помочь детям переводить опыт в значения и научить их делать это самостоятельно.

Важное понятие, организующее наш стиль воспитания детей, это понятие Жизненного Мира. Каждый ребенок стоит перед задачей сопоставления значимого для него мира с тем реальным миром, в котором он пытается жить. Как только воспитатели начинают понимать, что ребенок в каждый момент живет в особом Жизненном Мире и занят созданием будущего возможного Жизненного Мира, они обретают силу изменить свою жизнь с детьми.

Основной способ помощи ребенку в его развитии — это понимание его личностного существования. Понимание ^подтверждает ребенку, что он существует, и помогает не чувствовать себя отвергнутым или одиноким. Ребенок чувствует себя частью главного жизненного потока в детском саду, в котором все учатся играть и веселиться вместе. Понимание развивает чувства и преобразует их в значения, благодаря которым ребенок живет. По мере роста понимания дети становятся строителями их собственной жизни. Они начинают принимать во внимание внутренний мир других. Они подготовлены, чтобы принять участие в становлении культуры.

Мы используем многие находки Карла Роджерса в трактовке процесса понимания. Понимание — это гораздо более многоуровневый процесс, чем мы прежде думали. Мы развили два уровня понимания, которые очень полезны при работе с детьми — понимание ситуации существования ребенка и восстановление определенного эпизода, включающего чувства.

Одна из глав этой книги посвящена развитию совести. В мире, который сегодня кажется настолько лишенным совести, определяющей совместную жизнь, в котором слишком многие люди переживают гнев, подавлены разъедающей и обвиняющей совестью, т. е. постоянно сковывают и разрушают себя, — в этом мире здоровая совесть становится главной заботой человеческого развития. Эриксон указывал, что возраст от трех до пяти лет является чрезвычайно важным в формировании совести. Развитие ребенка должно выходить за пределы задачи единственно развития индивидуальной инициативы.

Мы верим, что формирование совести является главной задачей детского сада. Важные аспекты процесса формирования совести — опыт принимающей любви, понимающий способ ведения беседы, участие в формировании культуры справедливости, честность или «работа с правдой», а также взаимное личностное присутствие и осознание самого высокого и лучшего.

Детский сад как культура справедливости является той почвой, на которой развивается совесть. Джордж Герберт Мид в своей социальной теории личностного роста указывал, что мы становимся «личностью» и создаем общество через всеобщее понимание опыта, личностей и инициатив. Они становятся «значимыми символами», частью всеобщего словаря, с помощью которого мы чувствуем, думаем и решаем свои проблемы. С их помощью мы можем организовать мир нашей жизни. Дети в детском саду не используют таких слов, как «культура справедливости». Но «культура справедливости» становится реальным символом их жизни в результате совместного опыта и разрешения проблем в моральной атмосфере детского сада.

Наше понимание совести включает понимание совести Хаидеггером как «зова возможности» и точку зрения Фрейда на совесть, как интериоризацию ценностей значимых взрослых. Оно основано на подходе Джона Дьюи, согласно которому ценности формируются через стили организации и управления школой.

Мы также думаем, что совесть основана на понимании личностью себя и других. Это значение себя-в-мире, которое определяет как личность интерпретирует события и действует. Поэтому развитие здоровой совести способствует увеличению самоуважения и компетентности, пониманию и признанию других, развитию точной картины мира, научению эффективным навыкам общения и разрешения проблем.

Следовательно, развитие совести — это больше, чем уяснение ценностей, интериоризация родительских разрешений и запретов, запоминание расхожих правил, словесные упражнения на темы морали, корректировка проблемного и поддержание приемлемого поведения. Важно, чтобы при чтении описания стадий когнитивных и моральных рассуждений, мы не пришли к выводу о развитии совести как линейном процессе постепенного осведомления или о том, что маленькие дети неспособны к настоящему моральному поведению по той лишь причине, Что им недостает умений высокоразвитого или абстрактного рассуждения. Маленькие дети без всякого обучения заботятся о других. Они также ведут себя согласно этическим принципам, даже если не могут их выразить.

Многим советам, которые сегодня даются по поводу воспитания, дисциплины, морального развития маленьких детей, недостает понимания главного — что же есть личность, какой тип и содержание совести необходимо поддерживать и какие функции выполняет культура. В результате рекомендуемые методы чаще всего частично или полностью вводят в заблуждение — они не могут в равной мере помочь становлению личности, социализации, полноте общественного и частного, восприимчивости и самостоятельности, глубокой заботе и силе для формирования внутреннего мира.

Что воспринимается прежде всего — это одухотворенность жизни. Ребенок научается личностному существованию в ходе целостного взаимодействия.

Экзистенциальная феноменология Уильяма Джеймса делает понятным и некоторые основания такой целостности. Согласно его мысли, для маленьких детей хороша та школа, в которой много живых и «прямых взаимоотношений». Дети в своем собственном темпе совершают жизненные выборы, которые увеличивают их силы. Они затевают что-то интересное и приглашают других присоединиться к ним. По мере того, как это происходит, они обговаривают, понимают и концептуально оформляют свои переживания. При поддержке чего-то основательного и надежного внутри себя они освобождаются от тяжелых сторон жизни и противодействуют осквернению их бытия. Возникает главная способность — верить людям. Такие дети не отбрасываются назад проблемными ситуациями, наоборот, социальная стабильность и блеск становятся их жизненным стилем.

При демократии каждый ребенок становится способным к саморазвивающейся моральной жизни. Как это может происходить — в самое последнее время стало основной темой обсуждения в американском обществе. Это книга о том, как вырабатывать общие с людьми взгляды в той или иной ситуации, как оценивать единство с другими, как переживать значения вместо эгоизма и команд, как порождать инициативы и наполненные воображением жизненные миры, как создавать культуру и совесть, которые позволят детям пройти через трудные времена, не просто выживая, а создавая новое.

Она написана для людей сферы образования, которые имеют дело с развивающейся историей жизни, и для тех, кто готовит воспитателей для работы с маленькими детьми. Эта книга может быть использована для обучения персонала детских садов и дневных центров по мере того, как в течение года они работают, опираясь на идеи и стратегии, на которых развиваются их программы. Она предназначена и для родителей. Она может быть памятной книжкой для тех родителей, желающих достигнуть таких точек зрения и способов жизни с детьми, которые делают родительство профессией доверия, удовлетворения и единственного смысла жизни.

Чтобы не прерывать поток жизни изолированными подстрочными замечаниями, объясняющими терминологию и ее происхождение, мы поместили краткий обзор основных понятий в конце книги. В этом обзоре определяются важнейшие компоненты каждого базового понятия, с тем чтобы оно могло быть понято во всей целостности. Она поможет тем, кто будет использовать изложенную в книге теорию для последующего объяснения слушателям.

Эта книга — документированный отчет доверия к детям и определенного способа жизни по мере их взросления. Здесь изложены взгляды, глубокие способы понимания, пути построения вместе с детьми мира, который делает из них нечто другое, чем препятствия и нервирующие проблемы на пути, осуществляемом взрослыми.

Дети — это великолепие, которое мы не можем вообразить, но не сверх нашей возможности участвовать в их росте. Каждый ребенок — сгусток потенций, которые жаждут достигнуть цели и быть частью человечества. Они хотят участвовать в удовольствиях. Каждое утро они приходят оживленными, принося все свои надежды и сомнения. На воспитателя детского сада, родителя возложена привилегия доверять этому стремящемуся к реализации потенциалу.


Глава 2.Пульс жизни

 

Маленький ребенок — это исследующая, наблюдающая, взаимодействующая, чувствующая, думающая личность. Там, куда смотрит трех- или четырехлетка, находится что-то, что интересно увидеть, попробовать, разгадать.

Детский сад — это место, где ощущается и поддерживается пульс жизни, где происходят встречи с чудесами существования, красотой и таинственностью жизни и рождения, с радостью от музыки и удовольствием от движения, где чувствуется дыхание жизнеутверждающей энергии. Одна из целей детского сада — помочь ребенку почувствовать биение жизни внутри него, оживление круга его общения и его мира.

Для маленького ребенка даже самая обычная вода обладает многими волшебными возможностями. Она переливается через край, от нее летят брызги, она проливается, течет вниз. Ты можешь запрудить ее, подбросить ее в воздух и поймать ковшом (или, по крайней мере, часть ее). Это то, во что можно войти. То, что может стекать каплями со стола. То, что впитывается губкой, то, в чем плывет лодка, а камень не может. То, из-за чего ты надеваешь дождевик. То, что брызгает на зонт, делает пузыри, замерзает, и тогда ты можешь кататься по льду. То, что делает тебя мокрым, и тебе приходится переодеваться.

То, что проливается дождем с неба и делает лужи. Ты можешь пить ее из крана; она бьет из питьевого фонтанчика; ты можешь принять в ней ванну; ты можешь пускать ею струю из бутылки; она может проходить сквозь песок. Когда ты вливаешь ее в краску, то меняется цвет. Она помогает исчезнуть соли и сахару; ты можешь разбрызгивать ее из шланга. Она делает замечательную грязь...

В этом замечательном мире есть и собаки. Не одна собака, а миллионы собак и кошек, слонов, птиц и бесчувственных микробов, которые так малы, что ты не можешь их увидеть. И черви, у которых нет ни глаз, ни ушей, ни ног; их можно накопать в земле и держать в руках. И головастики, которые превращаются в лягушек, умеющих прыгать. И червяки, которые превращаются в бабочек.

 

Гретхен: «Не червяки, миссис Снайдер. Гусеницы превращаются в бабочек».

Миссис С: «Совершенно правильно, именно гусеницы превращаются в бабочек».

 

В этом замечательном мире есть люди. Люди, с которыми приятно и хорошо быть вместе — папа, мама, малыши, братья, сестры, бабушки и дедушки. Но есть и сердитые люди, возможно, потому, что они больны и нуждаются в том, чтобы кто-то был добр к ним. А есть совсем плохие люди. И трудно сказать, почему они такие.

 

Таинство жизни

 

Частью этого пульсирующего мира являются семена. В нашем детском саду мы надрезаем большую тыкву, чтобы увидеть, что там внутри. Вначале некоторые дети не совсем уверенно погружают руки в клейкое вещество. Но я говорю: «Иногда забавно ощутить клейкость. Это смывается водой». Затем мы сажаем несколько семян и ждем, пока они взойдут. В тот день, когда мы открываем тыкву, мы раскладываем маленькие тыквы на игровой площадке для того, чтобы каждый ребенок мог забрать одну из них домой и показать своей семье, что у нее внутри.

Мы лущим кукурузу и сажаем ее. Детям нравится лущить кукурузу, поэтому мы делаем это несколько раз в году.

Однажды в понедельник Джей пришел и увидел, как выросла кукуруза за выходные дни.

 

Джей: (поднимая руки): «Кукуруза вырастет такой высокой, как дерево».

 

Мне бы надо было ответить: «Не замечательно ли, что семена растут?», так как он ощутил то, на что я и надеялась, — таинство. Но вместо этого я ответила научно: «Джей, кукуруза не растет такой высокой, как деревья. Она вырастает такой высокой, как твой папа».

Детям нравятся семена одуванчиков, потому что у них есть парашюты, и ветер может унести их прочь. Стручковые семена тоже доставляют удовольствие, так как они гремят в стручках. Когда семена начинают расти, дети забирают их домой в бумажных стаканчиках. Семена белой акации — особенные, потому что они могут стать деревьями. «Как может быть дерево в таком маленьком семени?» — удивляются они.

Есть младенцы. «Тыквы растут из семени тыквы. Кукуруза растет из кукурузы. Белая акация растет из семян белой акации. Младенец растет в яйце внутри матери. Материнское яйцо очень маленькое, но отцовский сперматозоид, который соединяется с яйцом, еще меньше. Когда они соединяются, то младенец начинает расти внутри матки. Матка — это не живот. Голова младенца находится внизу, а попка — вверху. Когда младенец достаточно вырастает, чтобы родиться, он выходит из влагалища между ног матери. Доктор помогает ему родиться. Он разрезает пуповину и накладывает повязку. Когда ранка заживает, она становится пупком. Он есть у каждого. Если у младенца есть пенис и яички — это мальчик. Если у младенца есть влагалище, а внутри — матка, то это девочка. Затем младенца одевают и кладут в колыбель. Мать и отец дают ребенку имя. Так растут младенцы. Не замечательный ли это мир!»

Мы поместили этот рассказ в книгу с картинками, названную «Как все растет», которую мы используем в детском саду.

Пульс жизни включает ощущение ребенком своей половой принадлежности. Сообщение ребенку правильных слов для обозначения телесных функций участвует в создании установки уважения. Правильные понятия, связанные с туалетом, являются важной частью сексуального воспитания. Прежде чем начинается учебный год, я пишу родителям письмо с информацией о детском саде. Я информирую их, что мы используем следующие термины: идти в туалет, мочиться, обмочиться, пенис, прямая кишка, действие кишечника.

 

Тело

 

Я обнаружила, что дети начинают интересоваться всем, чем интересуюсь я и от чего получаю удовольствие. Они могут понять все, что мои знания позволяют мне объяснить им. Весенним днем Джесси принесла найденную во дворе палку. Я была занята и не обратила на это внимания, пока Джесси не подала мне ее и не сказала: «Понюхайте ее, миссис Снайдер». Только тут я заметила, что это живая ветка. Я показала ей зеленую часть под корой и сказала, что у деревьев не кровь, а сок. Сок — это пища для дерева, и он путешествует под корой к самым тонким веткам до самого верха дерева. Я показала на верхушку нашего дерева.

В следующий понедельник мать Джесси спросила меня, говорили ли мы в детском саду о крови. «Мне кажется, нет», — ответила я. «Но вы говорили. В субботу Джесси обхватила мои ноги и сказала: «Мама, в твоей большой толстой попке есть кровь, а у дерева нет крови, у него сок.»

Этот эпизод заставил меня подумать, что детям может понравиться увидеть, что у человека находится внутри. У нас дома был медицинский буклет, в котором с помощью целлофанового покрытия показывались внутренности человека. Я не была уверена, что это не испугает детей, поэтому решила сначала показать его Джесси. Она обычно приходила рано. Когда она увидела книгу на столе, она захотела узнать, о чем она.

«Это не сказки, Джесси. Здесь показано, как человек выглядит внутри. Посмотри, вот как он выглядит под кожей.» Я указала на легкие. «Это легкие. Когда мы дышим, воздух входит в нос и идет вниз в легкие». Я показала ей, где расположены мои легкие, и как, когда я дышу, они поднимаются и опускаются. Она показала мне тоже. «А это кишечник. Пища спускается через горло и живот, а затем в кишечник, а потом то, что остается, выходит в результате действия кишечника. Это сердце. Оно накачивает кровь через артерии ко всем частям тела». Я сжала и разжала мой кулак во время рассказа о том, как сердце качает кровь. Я рассказала ей, что сердце бьется весь день и всю ночь.

Примерно в это время пришел другой ребенок и захотел узнать, что мы читаем. Джесси сказала ей: «Это не сказки. Здесь показано, как человек выглядит внутри». Она показала ей легкие, кишечник и сердце, пользуясь практически моими словами и движениями.

Я осознала, что эта тема не является пугающей или недоступной для детей этого возраста. Таким вот образом пособие по анатомии для студентов-медиков стало одной из самых интересных книг в нашем детском саду. Не все дети готовы к этому; некоторые трехлетки продолжают играть машинками, когда мы рассматриваем его. Но постепенно в течение года большинство детей узнают кое-что о том, что у человека внутри. Позднее, когда дети играют в доктора, они пользуются настоящим стетоскопом для выслушивания сердца и легких.

После таких опытов дети начинают интересоваться внутренним содержанием других вещей — нашего проигрывателя, часов, даже одной из умерших лягушек.

Мы стараемся, чтобы обучение исходило из опыта детей, веря, что непосредственный контакт с реальностью в естественных условиях намного лучше для развития ощущений и восприятий, чем сидение за столом. Через индивидуальный опыт у ребенка развиваются понятия и значения.

Весной дети заметили почки на деревьях. Я нагнула ветку, чтобы они могли видеть и касаться их.

«Это почки. Посмотрите, внутри у них маленькие листочки. Они вырастут, и на дереве будет много листьев. Листья — это легкие дерева. Они поглощают кислород и углекислый газ из воздуха.»

Позже я слышала, как Вэн разговаривал с мальчиком по соседству с детским садом. Они играли с железнодорожным товарным вагончиком на заднем дворе, и мальчик начал рвать листья с дерева.

 

Вэн: «Не рви листья с дерева. Они — легкие дерева».

Мальчик: «Они нужны, чтобы положить их в вагон».

Вэн: «Мы можем положить камни».

 

Информация, которая пришла к Вэну в сочетании с восторгом и уважением, была переработана им в значение, которое он использовал и в других ситуациях.

Когда дети играют вместе, они как бы открывают друг друга.

Однажды в ванной комнате дети мыли руки.

 

Сью: «У Эвана черная кожа».

Миссис С»: «Да, и она мне нравится».

(Эвану понравилось, что я сказала это. Он засиял и приподнял рубашку, показывая животик).

Сью: «У Эвана черный пупок».

Миссис С: «Да, и мне это нравится».

 

Они играли вместе, и добрые чувства оставались с ними. Черная кожа стала частью другого Я.

Весной дети обнаружили червей на нашем дворе. Они получали удовольствие, копая землю, чтобы найти их. Эстелл положила своих червей в бумажный стакан, чтобы отпустить их на лужайке дома. На следующий день у нас произошел следующий разговор:

 

Эстелл: (разочарованно) «Миссис Снайдер, моя мама боится червей. Они ей не нравятся.»

Мис-с С: «Может быть, если ты объяснишь ей, что у червей нет глаз, ушей и ног, она начнет думать, что они интересные».

Эстелл: (кажется очень озабоченной тем, чтобы они понравились ее матери) «Я расскажу ей».

Мис-с С: «Черви полезны для лужаек, так как они взрыхляют землю, когда роют, и тогда воздух проходит к корням травы.»

Эстелл: «Я скажу ей».

 

Для Эстелл черви были частью замечательного мира, и она хотела, чтобы ее мать тоже испытывала к ним уважение и получала от них удовольствие.

У детей эти встречи с реальностью служат для развития понятий и значений. Они не возникают из абстрактных названий или контролируемого «обучения». Ребенок нуждается в том, чтобы быть частью значимого мира. Значения приходят не из геометрического пространства, а из живого мира.

 

Смерть

 

Часто смерть довольно рано появляется в жизни ребенка: «Что случилось с дедушкой? Я не смогу больше сидеть у него на коленях?» Ребенок нуждается в объяснении смерти, чтобы мир не стал непредсказуемым, пугающим местом. Родители должны объяснить смерть так, как они ее понимают. Для ребенка может быть разрушительным непонятное изменение настроения в доме, хотя родителям может казаться, что трехлетка слишком мал, чтобы говорить с ним о смерти. Так как я верю в жизнь после смерти, я объясняю это, когда в этом возникает необходимость.

Миссис Кэрри приводит Полли и Нода в детский сад. Миссис Кэрри по просьбе мамы Нода предупреждает меня, что Нод не придет в детский сад завтра, так как умер его дедушка, и семья поедет в Мичиган. Я пытаюсь сказать кое-что Ноду о смерти, но он не слушает, и я перестаю. Позже я сажусь во дворе на решетку вентилятора для того, чтобы соскрести грязь с обуви детей.

 

Дик: «Куда Нод поедет завтра?»

Полли: «Почему люди умирают?»

Мис-с Снайдер: «Дедушка Нода стал старым, и его тело истощилось. Врачи делали все, что могли, чтобы помочь ему. Но его тело было таким изношенным, что он умер. Когда тело умирает, его настоящая часть продолжает оставаться с Богом.»

Полли: «У меня будет новое тело?»

Мис-с Снайдер: «Никто не знает наверняка, Полли. Все, что мы знаем, это то, что настоящая часть продолжает существовать».

Полли: «Расскажите еще раз все о том, как Нод собирается увидеться с дедушкой».

 

Я делаю это. Теперь Нод, кажется, начинает осознавать, что случилось.

 

Нод: «Мой папа умрет?»

Мис-с С: «Твой папа еще молодой. Только старые люди, чьи тела истощились, умирают. Или иногда умирают те, кто сильно пострадал в катастрофе.»

Джилл: «Мой папа молодой?»

Мис-с С: «Да, твой папа еще молодой, и он, вероятнее всего, не умрет, пока ты не вырастешь, не выйдешь замуж и у тебя не появятся свои дети. Тогда твой папа станет их дедушкой.»

Полли: «Скажите это все еще раз, миссис Снайдер».

 

И я повторяю.

Некоторые родители — те, кто не верит в жизнь после смерти — объясняют смерть следующим образом. Рассказывая о дедушкиной болезни и смерти, они говорят: «Жизнь — замечательная вещь. Все, что живет, в конце концов умирает. Мы не знаем почему, но так это устроено. Мы бы хотели, чтобы дедушка жил дольше. Мы будем помнить его и всегда любить».

Смерть чужда ребенку. Его энергия сконцентрирована на научении жизни, и вдруг он сталкивается со смертью как частью жизни. Это очень серьезно для него, и он нуждается в помощи, чтобы справиться с этим. Чувства, выражающиеся в интонации взрослых, с которыми он разговаривает, очень важны, так как ребенок склонен к объединению с ними.

Главный вопрос ребенка таков: «Насколько скоро я или мои родители умрем?» И он должен получить ответ на этот вопрос. Желательно дать ребенку представление о временной перспективе его возможной жизненной биографии. Детям нравится узнавать, что они, скорее всего, проживут до того, как станут мамами или папами и даже бабушками или дедушками.

Разговаривая о счастливых моментах жизни ребенка с умершим, мы помогаем ему поддерживать живым настоящее взаимоотношение. Это взаимоотношение никогда не разрушится и в будущем, если использовать его для контроля поведения ребенка, говоря, например: «Дедушке не понравилось бы видеть, что ты делаешь так».

Если на вопросы ребенка отвечают просто и честно, смерть не становится устрашающей — она просто часть жизни. Я стараюсь никогда не использовать слов «спать», «сон» при объяснении смерти, так как некоторые дети могут ассоциировать смерть со сном.

Однажды Джилл играет в ковбоя.

 

Джилл: «Ковбои не умирают, они все время стреляют».

Мис-с С: «В телевизионных фильмах ковбои не умирают, Джилл. Но настоящие ковбои умирают, если в них стреляют, и врач не может их вылечить, например, если попадут в сердце».

 

Идеи

 

Частью этого замечательного мира являются также идеи, которые могут появиться и которыми можно наслаждаться с другими.

Четыре мальчика сидят на гребне крыши игрового домика. Почти конец весеннего семестра, и весь остаток утреннего времени они проводят таким образом. Они доверительно разговаривают. Они выглядят как погруженная в глубокую дискуссию группа мужчин. Потом интонации их голосов становятся более возбужденными и спорящими. Одни говорят: «Это так», а другие: «Это не так». Я чувствую, что они учатся отстаивать свое мнение. В конце концов Дик в отчаянии обращается ко мне.

 

Дик: «Миссис Снайдер, бесконечность — это число?»

Мис-с С: «Ну, не совсем так, Дик. Бесконечность — это как что-то, что продолжается и продолжается. Это как небо — оно продолжается, продолжается и кажется, что нет конца».

Расе: «Облака — это верхушка неба».

Мис-с С: «Облака кажутся самым верхом, но когда летишь в самолете, то он летит выше облаков».

Майлс: «Наш прошел через облака».

Мис-с С: «Даже астронавты, которые были на Луне, не могли найти конец неба. Оно продолжалось и продолжалось».

Дик: «Да!»

Расе: «Да!»

 

Спор окончен. Они готовы к новым приключениям.

 

Праздники и музыка

 

Празднование всего хорошего может стать способом жизни. Многое в жизни может быть встречено с удовольствием.

Однажды утром дети пришли очень возбужденные.

 

Бесс:    «Идет снег! Всюду снег!»

Глория: «Я каталась на санках».

Расе:    «Он попал в мои ботинки».

Мис-с С: «Посмотрите на наш двор!»

Джей:  «Он на горке».

Глория: «Он всюду на дереве».

Расе:    «Давайте походим по нему».

 

Мы снова надеваем комбинезоны и выходим получать удовольствие. Праздник кажется естественным в атмосфере понимания и приключения.

Любой рост требует настоящего усилия. Мы празднуем, когда ребенок достигает существенного прогресса или справляется с чем-либо в первый раз. Это поддерживает самооценку и самоуважение.

Однажды утром Бену самому удается надеть комбинезон.

 

Мис-с С.: «Бен, ты надел комбинезон сам. Даже ботинки. Мне не пришлось помогать тебе. Замечательно!»

 

Правильнее привлечь внимание ребенка к тому, что ребенок сделал, чем выразить свое удовлетворение или сказать, какой он большой теперь. Иначе, если в следующий раз ему что-то не удастся, он может почувствовать, что он еще маленький или не такой хороший.

Неделями Грант наблюдал за мальчиками, карабкающимися на крышку зеленого ящика и прыгающими оттуда, но сам не пытался делать это. Однажды утром он поставил два кубика около зеленого ящика, осторожно ступил на них и спрыгнул. Он был доволен собой. И я была довольна, т. к. знала, что это его первая попытка подняться выше. Он улыбнулся. Я улыбнулась ему.

 

Воспитатель-практикант: «Ты действительно прыгнул, Грант!»

 

Самым подходящим является положительный отзыв и празднование достижений — они повышают здоровое чувство компетентности. Похвалы уступчивости или послушности создают вероятность воспитания ребенка, ищущего похвалу и ориентированного на других.

Дни рождения — это время праздников. Ребенок, отмечающий день рождения, приносит домашнее печенье. Перед ребенком — маленький поезд со свечами. По мере того, как мы зажигаем свечи, я говорю:

Это, когда тебе был один год. Ты только начинал ходить. Ты мог говорить только «мама» и «папа» и больше ничего. А это, когда тебе было два года. Ты мог ходить, подниматься по ступенькам и даже бегать. Ты мог разговаривать и знал много слов. Когда тебе было три года, ты мог уже ездить на 3-колесном велосипеде. Ты уже сам мог пойти в туалет и тебе не нужны были прокладки. Ты так вырос, что смог пойти в детский сад. Теперь тебе четыре года, и ты почти все можешь делать сам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.148 с.)