Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Плюнули на алтарь его искусства.
* * * Но смогут ли трусливые плюнуть на своих идолов. – Как мы вчера!!! Я говорю вам, что не увидите до той поры новых красот и правды, пока не решитесь плюнуть. * * * Все до нас искусства есть старые кофты, которые сменяются так же, как и ваши шелковые юбки. И, бросив их, приобретаете новые. Почему вы не одеваете костюмы ваших бабушек, когда вы млеете перед картинами их напудренных изображений. Это все подтверждает, что тело ваше живет в совре- менном времени, а душа одета в бабушкин старый лифчик. Вот почему приятны вам Сомовы, Кустодиевы и разные старьевщики. * * * А мне ненавистны такие торговцы старьем. Мы вчера с гордо поднятым челом защищали фу- туризм. Теперь с гордостью плюем на него. И говорю, что оплеванное вами – приемлется. Плюйте и вы на старые платья и оденьте искусство в новое. * * * Отречение наше от футуризма не в том, что он из- жит и наступил конец его. Нет. Найденная им красота скорости вечна, и многим еще откроется новое. Так как через скорость футуризма мы бежим к цели, мысль движется скорей, и те, кто в футуризме, те ближе к задаче и дальше от прошлого. * * * И вполне естественно ваше непонимание. Разве может понять человек, который ездит всегда в таратай- ке, переживания и впечатления едущего экспрессом или летящего в воздухе. * * * Академия – заплесневевший погреб, в котором са- мобичуют искусство. Гигантские войны, великие изобретения, победа над воздухом, быстрота перемещения, телефоны, телегра- фы, дредноуты – царство электричества. А наша художественная молодежь пишет Неронов и римских полуголых воинов. * * * Честь футуристам, которые запретили писать жен- ские окорока, писать портреты и гитары при лунном свете. Они сделали громадный шаг – бросили мясо и про- славили машину. Но мясо и машина есть мышцы жизни. То и другое – тела, двигающие жизнь. * * * Здесь сошлись два мира: Мир мяса и мир железа. Обе формы есть средства утилитарного разума. И требуется выяснить отношение художника к формам вещей жизни. До этой поры всегда художник шел вслед за вещью. Так и новый футуризм идет за машиной современ- ного бега. Эти оба искусства: старое и новое – футуризм – сза- ди бегущих форм. И возникает вопрос: будет ли эта задача в живопис- ном искусстве, – отвечать своему существованию?
Нет! Потому, что идя за формой аэропланов, автомоби- лей, мы будем всегда в ожидании новых, выброшенных форм технической жизни… И второе: Идя за формой вещей, мы не можем выйти к само- цели живописной, к непосредственному творчеству. Живопись будет средством передать то или иное состояние форм жизни. * * * Но футуристы запретили писать наготу – не во имя освобождения живописи или слова к самоцели. А по причине изменения технической стороны жизни. Новая железная, машинная жизнь, рев автомобилей, блеск электрических огней, ворчание пропеллеров – разбудили душу, которая задыхалась в катакомбах ста- рого разума и вышла на сплетение дорог неба и земли. Если бы все художники увидели перекрестки этих небесных дорог, если бы они охватили этот чудовищ- ный пробег и сплетения наших тел, с тучами в небе – тогда бы не писали хризантемы. * * * Динамика движения навела на мысль выдвинуть и динамику живописной пластики. Но усилия футуристов дать чисто живописную пластику как таковую – не увенчались успехом. Они не могли разделаться с предметностью, что облегчило бы их задачу. Когда ими был наполовину изгнан с поля картины разум, как старая мозоль привычки видеть все есте- ственным, – им удалось построить картину новой жиз- ни вещей, но и только. * * * При передаче движения цельность вещей исчезла, так как мелькающие их части скрывались между бегу- щими другими телами. И конструируя части пробегающих вещей, стара- лись передать только впечатление движения. А чтобы передать движение современной жизни, нужно оперировать с ее формами. Что и осложняло выход живописному искусству к его цели. * * * Но, как бы там ни было, сознательно или бессозна- тельно, ради ли движения или ради передачи впечат- ления. Цельность вещей была нарушена. И в этом разломе и нарушении цельности лежал скрытый смысл, который прикрывался натуралистиче- ской задачей. * * * В глубине этого разрушения лежало как главное не передача движения вещей, а их разрушение, ради чи- стой живописной сущности, т. е. к выходу к беспред- метному творчеству. * * * Быстрая смена вещей поразила новых натурали- стов – футуристов, и они стали искать средства их пе- редачи.
Поэтому конструкция видимых вами футуристиче- ских картин возникла от нахождения на плоскости точек, где бы положение реальных предметов при своем разрыве или встрече дали бы время наибольшей скорости. Нахождение этих точек может быть сделано незави- симо от физического закона естественности и перспек- тивы. Поэтому мы видим в футуристических картинах по- явление туч, лошадей, колес и разных других предме- тов в местах, не соответствующих натуре. Состояние предметов стало важнее их сути и смысла. * * * Мы видим картину необычайную. Новый порядок предметов заставлял содрогаться разум. Толпа выла, плевалась; критика бросалась, как соба- ка из подворотни, на художника. (Позор им.) Футуристы проявили громадную силу воли, чтобы нарушить привычку старого мозга, содрать огрубев- шую кожу академизма и плюнуть в лицо старому здра- вому смыслу. * * * Футуристы, отвергнув разум, провозгласили интуи- цию как подсознательное. Но создавали свои картины не из подсознательных форм интуиции, а пользовались формами утилитарно- го разума. Следовательно, на долю интуитивного чувства ля- жет лишь нахождение разницы между двумя жизнями старого и нового искусства. В самой конструкции картины мы не видим подсо- знательности. Мы видим скорее сознательный расчет построения. На футуристической картине есть масса предметов. Они разбросаны по плоскости в неестественном для жизни порядке. Нагромождение предметов получено не от интуи- тивного чувства, а от чисто зрительного впечатления, а построение, конструкция картины делалась в расчете достижения впечатления. И чувство подсознательности отпадает. Следовательно, в картине мы ничего не имеем чи- сто интуитивного. Тоже и красивость, если она встречается, исходит от эстетического вкуса. * * * Интуитивное, мне кажется, должно выявиться там, где формы бессознательны и без ответа. Я думаю, что интуитивное в искусстве нужно было подразумевать в цели чувства искания предметов. И оно шло чисто сознательным путем, определенно, раз- рывало свою дорогу в художнике. (Образуется как бы два сознания, борющихся между собой.) Но сознание, привыкшее к воспитанию утилитар- ного разума, не могло согласиться с чувством, которое вело к уничтожению предметности. Художник не разумел этой задачи и, подчиняясь чувству, изменял разуму и уродовал форму. Творчество разума утилитарного имеет определен- ное назначение. Интуитивное же творчество не имеет утилитарного назначения. До сих пор в искусстве идут сзади творче- ских форм утилитарного порядка. Картины натурали- стов все имеют форму ту, что и в натуре. Интуитивная форма должна выйти из ничего. Так же, как и Разум, творящий вещи для обихода жизни, выводит из ничего и совершенствует. * * * Поэтому формы разума утилитарного выше всяких изображений на картинах. Выше уже потому, что они живые и вышли из мате- рии, которой дан новый вид, для новой жизни. Здесь Божество, повелевающее выйти кристаллам в другую форму существования. Здесь чудо… Чудо должно быть и в творчестве искусства. * * * Реалисты же, перенося на холст живые вещи, ли- шают их жизни движения. И наши академии не живописные, а мертвописные. До сих пор интуитивному чувству предписывалось,
что оно из каких-то бездонных пустот тащит в наш мир все новые и новые формы. Но в искусстве этого доказательства нет, а должно быть. И я чувствую, что оно уже есть в реальном виде и вполне сознательное. * * * Художник должен знать теперь, что и почему про- исходит в его картинах. Раньше он жил каким-то настроением. Ждал восхо- да луны, сумерек, надевал зеленые абажуры на лампы, и это все его настраивало, как скрипку. Но когда его спросишь, почему это лицо кривое или зеленое, он не мог дать точного ответа. «Я так хочу, мне так нравится…» В конце концов это желание приписали интуитив- ной воле. Следовательно, интуитивное чувство не говорило ясно. А раз так, то оно находилось не только в полу- сознательном состоянии, но было совсем бессозна- тельное. В картинах была путаница этих понятий. Картина была полуреальная, полууродливая. * * * Будучи живописцем, я должен сказать, почему в кар- тинах лица людей расписывались зеленым и красным. Живопись – краска, цвет, – она заложена внутри нашего организма. Ее вспышки бывают велики и тре- бовательны. Моя нервная система окрашена ими. Мозг мой горит от их цвета. Но краска находилась в угнетении здравого смысла, была порабощена им. И дух краски слабел и угасал. Но когда он побеждал здравый смысл, тогда краски лились на ненавистную им форму реальных вещей. Краски созрели, но их форма не созрела в сознании. Вот почему лица и тела были красными, зелеными и синими. Но это было предвестником, ведущим к творчеству самоцельных живописных форм. Теперь нужно оформить тело и дать ему живой вид в реальной жизни. А это будет тогда, когда формы выйдут из живо- писных масс, т. е. возникнут так же, как возникли ути- литарные формы. Такие формы не будут повторением живущих ве- щей в жизни, а будут сами живой вещью. Раскрашенная плоскость – есть живая реальная форма. Интуитивное чувство переходит теперь в сознание, больше оно не подсознательное. Даже скорее наобо- рот, – оно было всегда сознательным, но только ху- дожник не мог разобраться в требовании его. * * * Формы Супрематизма, нового живописного реа- лизма, есть доказательство уже постройки форм из ни- чего, найденных Интуитивным Разумом. Попытка изуродовать форму реальную и разлом вещей в кубизме – имеют в себе задачу выхода творче- ской воли в самостоятельную жизнь созданных ею форм.
Живопись в футуризме Если мы возьмем в картине футуристов любую точку, то найдем в ней уходящую или приходящую вещь или заключенное пространство. Но не найдем самостоятельную, индивидуальную живописную плоскость. Живопись здесь не что иное, как верхнее платье вещей. И каждая форма вещи была постолько живописна, посколько форма ее была нужна для своего существо- вания, а не наоборот. * * * Футуристы выдвигают как главное динамику живо- писной пластики. Но, не уничтожив предметность, до- стигают только динамики вещей. Поэтому футуристические и все картины прошлых художников могут быть сведены из 20-ти красок к од- ной, не потеряв своего впечатления. Картина Репина – Иоанн Грозный – может быть лишена краски и даст нам одинаковые впечатления ужаса, как и в красках. Сюжет всегда убьет краску, и мы ее не заметим. Тогда как расписанные лица в зеленую и красную краски убивают до некоторой степени сюжет, и краска заметна больше. А краска есть то, чем живет живопи- сец: значит, она есть главное. * * * И вот я пришел к чисто красочным формам. И Супрематизм есть чисто живописное искусство красок, самостоятельность которого не может быть све- дена к одной. Бег лошади можно передать однотонным каран- дашом. Но передать движение красных, зеленых, синих масс карандашом нельзя.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.109.141 (0.039 с.) |