Вопрос 10. Структура физической культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 10. Структура физической культуры



Физическая культура имеет свою структуру. Основными ее видами являются:

1- физическое воспитание,

2- спорт,

3- физическая рекреация,

4- двигательная реабилитация,

5- адаптивная физическая культура.

Физическое воспитание - это процесс целенаправленного развития физических качеств, двигательных способностей и формирования специальных знаний человека.

Его основная цель - воспитание физической культуры личности, гармоничное развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также специальных знаний, необходимых для успешного овладения учебной программой и создание оптимальных условий для профессиональной подготовки будущих специалистов.

Спорт – исторически сложившийся в форме соревновательной деятельности и специальной подготовки человека к соревнованиям. Спорт имеет свою структуру. Это:

1- спорт высших достижений,

2- профессиональный спорт,

3- массовый спорт,

4- студенческий спорт,

5- школьный спорт. 

 ФЗ о физической культуре и спорте дает следующее формировки разновидностям спорта.

Спорт высших достижений - часть спорта, направленная на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских спортивных соревнованиях и официальных международных спортивных соревнованиях;

Профессиональный спорт - часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие и подготовку к которым спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату;

Массовый спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях;

Студенческий спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в образовательных организациях высшего образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях.

Школьный спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в общеобразовательных организациях, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях.

Спортивная деятельность направлена на развитие специальных способностей человека, выявление его резервных возможностей.

Цель – достижение рекордных результатов. Обязательный и основной компонент спорта – соревнование, которое требует максимальных физических и психических напряжений во время его проведения. Спорт носит добровольный характер.

Результативность в спорте во многом зависит от интереса, увлеченности, непосредственных мотивов, уровня притязаний занимающегося. Спорт является специфической сферой деятельности человека. Он имеет свой творческий характер, определяется образом жизни и направлен на удовлетворение как общественных, так и личных потребностей людей.

Формируются в процессе спортивной деятельности психика, сознание человека, личность. Можно сказать, что человек создает то, что он делает. Ежедневные тренировочные занятия, участия в соревнованиях развивают те функции (физические и психические), которые лежат в основе спортивной деятельности. Спорт входит в систему видов деятельности, имеет большое значение для развития и совершенствования личности в целом.

Физическая рекреация - комплекс физкультурных и развлекательных мероприятий, направленных на поддержание и восстановление физических и духовных сил, профилактику утомления, отдых, развлечение. Удовлетворение социальных и биологических потребностей в двигательной деятельности, формирование здорового образа и стиля жизни.

Двигательная реабилитация использование физических упражнений для восстановления или компенсации временно утраченных или сниженных физических способностей, лечение травм, различных заболеваний, полученных в процессе трудовой, бытовой, физкультурной деятельности, а также умственных и физических перенапряжений. В этот раздел физической культуры входит и лечебная физическая культура.

Лечебная физическая культура (ЛФК) - система физических упражнений, используемая с лечебной и профилактической целями в связи с той или иной патологией. Правильное применение ЛФК ускоряет выздоровление, способствует восстановлению нарушений трудоспособности и возвращению больных к труду. ЛФК применяют в форме лечебной гимнастики, утренней гигиенической гимнастики, дозированной ходьбы, игр, строго дозированных спортивных упражнений - плавания, ходьбы на лыжах, гребли.

Адаптивная физическая культура – это целое направление в физической культуре, которое направлено на контингент людей, имеющие ограниченные возможности здоровья от рождения до пожилого возраста, а также людей, имеющих ту или иную степень инвалидности. В адаптивной физической культуре выделяют пять ее видов – адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, физическая реабилитация, адаптивные экстремальные и креативные (художественно-музыкальные) виды двигательной деятельности.

Вопрос 11. Средства физической культуры Средства физической культуры: физические упражнения, естественные силы (факторы) природы и гигиенические факторы. Физические упражнения - основное средство физического воспитания. Это двигательные действия, выполняемые сознательно и в соответствии с закономерностями физического воспитания. Физические упражнения - это основное и специфическое средство физического совершенствования, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающегося. Виды эффектов, которые возникают в организме и психике человека в результате применения физических упражнений: 1- образовательный, оз доровительный, воспитательный, функционально-развивающий, рекреационный, реабилитационный эффекты; 2 - специфический и неспецифический (общий) в зависимости от характера упражнений; 3 - сило вой, скоростной, скоростно-силовой, аэробный, анаэробный эффект в зависимости от направленности на развитие и совершенствование способностей; 4- положительный, отрицательный или нейтральный эффект в зависимости от достигнутых результатов; 5 - срочный, который возникает после выполнения одного или серии упражнений в одном занятии; отставленный, появляющийся после нескольких занятий; кумулятивный (суммарный), кото­рый проявляется после какого-то длительного этапа занятий. Физические упражнения -- это метод обучения и воспитания. Повторяемость их применения, важнейший признак физических упражнений, что позволяет педагогу оказывать необходимое воздействие на занимающихся. Б иологическое воздействие упражнений на организм человека, изменяет его физическое состояние, и происходит передача общественно-исторического опыта одного из видов физической деятельности, осуществляется социальное воздействие. Активная, сознательная двигательная деятельность людей - характерная черта физических упражнений. Физические упражнения - это единство физической и психической деятельности человека. Они влияют не только на организм, но и на личность занимающихся. Естественные физические упражнения - выделились из трудовой, боевой и бытовой деятельности (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метания, переноска тяжестей, плавание и т.д.). Специальные физические упражнения - специально созданные в процессе развития теории и практики физического воспитания. Это аналитические упражнения, применяемые для обучения основам движения. Физические упраж нения можно определить, как двигательную деятельность, для физического совершенствования личности. Естественные воздействия природы, имея вспомогательное значение, используются для того, чтобы изменить влияние физических упражнений путем выполнения их в определенных географических или климатических условиях (в высокогорье при различных температурах и влажности окружающей среды и т.п.). Они также могут иметь и относительно самостоятельное значение, например, закаливание организма.  В физическом воспитании естественные силы природы применяются в сочетании с занятия физическими упражнениями на воздухе, при облучении солнечными лучами в воде, а также в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.). Они могут быть использованы в двух направлениях: 1 - для создания условий успешной организации и проведения занятий физическими упражнениями; 2 - для закаливания организма занимающихся, Закаливание - это создание устойчивости организма к действию неблагоприятных природных факторов: холода, жары, повышенной солнечной радиации (особенно при их резких колебаниях). Закаливание дает возможность сохранять здоровье и работоспособность. Закали­вание помогает проявлению волевых качеств занимающихся, особенно при неблагоприятных внешних условиях занятий. С помощью физических уп ражнений и естественных сил природы можно развить сопротивляемость организма к неспецифическим воздействиям (укачиванию, вибрации, перегрузкам, состоянию невесомости и др.). Гигиенические факторы выступают также в качестве вспомогательных средств физического воспитания. Это: личная гигиена, гигиена мест занятий, режим жизни, питание и т.п. Гигиенические факторы усиливают общее положительное воздействие на организм. Одна из главных задач физического воспитания — формирование основных знаний о влиянии на организм естественных сил природы и гигиенических факторов, а также практических навыков их использования в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и в повседневной жизни. Педагогически правильное применение физических упражнений, ес тественных сил природы и гигиенических факторов позволяет успешно развивать физические и духовные способности людей.   Вопрос 12. Классификация физических упражнений Классификация физических упражнений — это разделение их на группы (классы) в соответствии с определенным классификационным признаком. Известно более 300 классификаций физических упражнений, они не остаются неизменными. Каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Основные, наиболее распространенные классификации. 1. Классификация по преимущественной целевой направ ленности использования. Упражнения подразделяются на общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстановительные, рекреационные, лечебные, профилактические. Они имеют и свои разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные. 2.  Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека. Выделяют упражнения для развития скоростных, силовых, скорост но-силовых и координационных способностей, выносливости, гибкости, сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, эстетических и волевых способностей. 3. Классификация упражнений по преимущественному проявлению определенных двигательных умений и навыков. Различают акро бтические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные. 4.  Классификация упражнений по структуре движения. Подразделяются на циклические, ациклические и смешан ные. В группу циклических упражнений входят: ходьба, бег, плавание, гребля, передвижение на велосипеде и на лыжах, бег на коньках и др. Характерный признак - закономерная последовательность, повторяемость и связь самих циклов. К ациклическим упражнениям относятся: метание диска, толкание ядра, метание молота, прыжки с места, гимнастические упражнения на снарядах, рывок и толчок штанги и др. Каждое упражнение - это законченное действие. К смешанным уп ражнениям относятся такие, в которых сочетаются действия циклического и ациклического типа. В эту группу входят прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, метание копья с разбега и т.д. 5. Классификация упражнений по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп. Выделяют упражнения для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени и стопы. Такая классификация применяется при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведения занятий по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и в других видах спорта. 6. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц. Выделяют динамические упражнения, если в процессе выполнения какого-либо действия мышцы, сокращаясь, укорачиваются или удлиняются; статические (изометрические), при выполнении которых длина мышцы при сокращении остается неизменной; комбинированные, т.е. одновременно сочетающие оба режима работы мышц.  7. Классификация упражнений по ме ханизмам энергообеспечения мышечной деятельности. Различают упражнения: аэробные, когда энергообеспечение мышечной работы осуществляется в основном за счет процессов окисления с участием кислорода; анаэробные, выполнение которых происходит в бескислородных условиях; аэробно-анаэробные, т.е. упражнения смешанного характера. 8. Классификация упражнений по интенсивности работы. Они подразделяются на упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, малой и умеренной интенсивности.   Вопрос 13. Принципы физической культуры Принцип - это наиболее общие теоретические положения, объективно отражающие сущность и фундаментальные закономерности обучения, воспитания и всестороннего развития личности.  Принцип оздоровительной направленности физической культуры. Физическая культура должна содействовать укреплению здоровья. С помощью физической культуры необходимо: 1 -компенсировать недостаток двигательной активности; 2 - совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям. Методические рекомендации при реализации этого принципа. 1- Оздоровительная ценность применяемых средств и методов физического воспитания должна быть научно обоснована. 2 - Соответствие величины физических нагрузок возможностям занимающихся. 3 - Сопровождение учебно-воспитательного процесса врачебно- педагогическим контролем. 4 - Сочетание физкультурной двигательной активности с другими компонентами здорового образа жизни.  Принцип гармоничного (целостного) развития личности в процессе занятий физической культурой Процесс физического воспитания необходимо строить таким образом, чтобы он не ограничивался совершенствованием только двигательно-телесной сферы, а распространялся на духовную сущность человека. Этот принцип предусматривает выполнение 2-х основных рекомендаций: 1. В процессе физического воспитания необходим комплексный подход в решении задач физического, умственного, трудового, нравственного, эстетического и экологического воспитания; 2. Содержание физического воспитания рекомендуется планировать так, чтобы обеспечить согласованное и соразмерное развитие всех физических способностей, разностороннее формирование двигательных умений и получение специальных знаний.

 Принцип сознательности и активности

Сознательность основана на познании законов, на понимании их значения, на предвидении результатов своей деятельности, постановке и решении реальных задач.

Активность – это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность обучаемого является главным показателем меры его сознательного отношения к учебному процессу. Важнейшими признаками активности являются инициатива, самостоятельность и творчество.

Назначение принципа сознательности и активности в физическом воспитании состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности, а также побуждать их к оптимальной активности.

 Принцип наглядности

Основными формами принципа наглядности являются ощущения, восприятия и представления. Значение принципа наглядности в физическом воспитании заключается в следующем:

1. Создание зрительного и двигательного представления изучаемых двигательных действий, комбинаций и тактических приемов.

2. Содействие разностороннему глубокому пониманию сущности физкультурно-спортивной деятельности и связанных с нею нравственных и эстетических образцов поведения.

3. Облегчение и ускорение процесса обучения движениям. Установлено, что чем шире у занимающегося чувственный образ и богаче его впечатления, тем быстрее и легче формируется на этой базе полноценная ориентировочная основа действия.

4. Создание достаточного запаса чувственных, зрительных, кинестезических впечатлений и ощущений у занимающихся в качестве своеобразного «строительного материала» для анализа и обобщения своей физкультурно-спортивной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.018 с.)