Преподаватели Кораблева Е.Н., Новикова Н.И. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преподаватели Кораблева Е.Н., Новикова Н.И.



Преподаватели Кораблева Е.Н., Новикова Н.И.

Теория ФК

1. «Теория и история физической культуры» как учебная дисциплина.

2. Основные термины и понятия в теории физической культуры.

3. Основные правила техники безопасности на занятиях по физической культуре.

4. Понятие «Культура», «Физическая культура».

5. Мировые тенденции развития физической культуры и спорта.

6. Социальные ценности и функции физической культуры.

7. Роль двигательной активности в жизни человека.

8. Гиподинамия и гипокинезия.

9. Формирование физической культуры личности.

10. Средства, ценности и социальные функции физической культуры.

11. Структура физической культуры.

12. Средства физической культуры.

13. Классификация физических упражнений.

14. Принципы физической культуры.

15. Характеристика форм занятий физическими упражнениями.

16. Урочные формы занятий и их классификация.

17. Неурочные формы занятий.

18. Техника физических упражнений.

19. Двигательные умения и навыки.

20. Сила и ее виды. Основы методики развития силы. Особенности методики развития скоростно-силовых способностей.

21. Быстрота и ее виды. Основы методики развития быстроты. Перечислите факторы, обеспечивающие проявление скоростных способностей.

22. Выносливость и ее виды. Основы методики развития выносливости. Перечислите факторы, обеспечивающие проявление выносливости.

23. Гибкость и ее виды. Основы методики развития гибкости. Перечислите факторы, обеспечивающие проявление гибкости.

23. Ловкость и ее виды. Основы методики развития ловкости.

24. Дайте определение понятий «координационные способности». Перечислите и кратко охарактеризуйте виды координационных способностей.

26. Организация процесса физического воспитания в школе.
  27. Средства физического воспитания детей школьного возраста. Формы занятий физическими упражнениями со школьниками.

28. Организация и методические основы проведения урока физической культуры.

 Структура урока и характеристика отдельных его частей. Анализ урока.

29. Формы проведения занятий физическими упражнениями в системе внешкольных организаций. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем.

30. Спортивная подготовка – как педагогическое явление. Планирование спортивной тренировки.

31. Мезоциклы, макроциклы, микроциклы и особенности их построения в спортивной подготовке.

32. Основные виды подготовки спортсмена.

33. Соревнования в системе подготовки спортсменов. Функции соревнований. Спортивные результаты.

33. Правила (регламент) проведения и судейство соревнований.

34. Способы проведения и виды соревнований.

Определение результата и условия соревнований.

36. Основные правила оздоровительной тренировки, программа, методика оздоровительной тренировки.

37. Методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом, формы, организация самостоятельных занятий.

38. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом. Характеристика форм и средств оздоровительной направленности (по выбору).

 

 

История ФК

Источники познания истории физической культуры и спорта. Свидетельства материальной и нематериальной культуры.

40. Возникновение и развитие физической культуры в первобытном обществе.

41. Древняя Греция. Системы физического воспитания в Спарте, Афинах. Древнегреческая гимнастика и агонистика.

Возникновение современного Олимпийского движения. Символика и атрибутика Игр. История создания Международного Олимпийского комитета (МОК) и участие России в МОК.

Вопрос 3. Основные правила техники безопасности на занятиях

По физическому воспитанию

1. При подготовке к организации занятий ФК и С необходимо ознакомиться с медицинским допуском врача каждого занимающегося.

Перед началом занятий:

2. Надеть спортивную форму и спортивную обувь с нескользкой подошвой.

3. Проверить надежность установки и крепления стоек и перекладин, футбольных и гандбольных ворот, баскетбольных щитов и другого спортивного оборудования.

4. Проверить состояние и отсутствие посторонних предметов на полу или спортивной площадке.

5. Провести разминку.

Во время занятий:

6. Начинать занятия или игру, делать остановки и заканчивать игру следует только по команде руководителя занятий.

7. Строго выполнять правила проведения занятий и игры.

8. Избегать столкновений с игроками, толчков и ударов по рукам и ногам игроков.

9.При падениях необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы.

10.Внимательно слушать и выполнять все команды учителя, руководителя занятий.

11.При возникновении неисправности спортивного оборудования и инвентаря прекратить занятия. Занятия продолжать только после

устранения неисправности или замены спортивного оборудования

и инвентаря.

12.При получении травмы обучающимся, немедленно оказать первую помощь, при необходимости — отправить его в ближайшее лечебное учреждение.

После окончания занятий:

13. Убрать в отведенное место спортивный инвентарь.

14. Снять спортивную одежду и спортивную обувь и принять душ или вымыть лицо и руки с мылом.

 

Культуры и спорта

Объединяющая сила и национальная идея, заключается в том, что здоровый образ жизни, физическая культура и спорт, становятся социальным феноменом, способствующей развитию сильного государства и здорового общества.

Общемировая тенденция - это рост интереса к спорту высших достижений, который отражает фундаментальные сдвиги в современной культуре. Процессы глобализации были стимулированы и развитием современного спорта, особенно олимпийского.

Система ценностей современной культуры. Мировое спортивное движение, составной частью которого является и российский спорт, стало одним из самых мощных и массовых международных движений. К олимпийскому спортивному обществу принадлежат более 200 стран.

В мире повышается социальная роль физической культуры и спорта.

 

Метод формирования физической культуры личности – это система действий педагога, которая позволяет организовать теоретическую и практическую деятельность обучаемых, для обеспечения освоение ими двигательных действий и направленное развитие их физических способностей.

Принцип систематичности

Принцип систематичности это означает, что физическое воспитание надо осуществлять регулярно, при оптимальном чередовании допустимых нагрузок с необходимым отдыхом. Он базируется на одной из существенных биологических закономерностей, известной под названием «фазового изменения работоспособности».

Сущность фазового изменения работоспособности: при выполнении физической работы (физических упражнений) в организме человека постепенно наступает утомление. Эта первая фаза - снижения работоспособности. После прекращения работы, во время отдыха, обязательно наступает вторая фаза - восстановление работоспособности. И если выполняемая работа была достаточно значительной (т.е. в соответствии с принципом доступности), то проявляется третья фазафаза сверхвосстановления (суперкомпенсации).

Уроки с лечебной целью,

Методические уроки.

-Уроки общей физической подготовки (ОФП) направлены на обеспечение всестороннего физического развития. Они проводятся со всеми возрастными группами (детский сад, школа, вуз, группы здоровья и т.д.). Для этих уроков характерны разнообразие учебного материала и умеренные физические нагрузки. Они также имеют место в учебно-тренировочном процессе спортсменов, но носят специфичный характер с преобладанием упражнения, направленных на развитие двигательных способностей.

Тренировочные занятия по видам спорта используются в работе с занимающимися избранным видом спорта. В каждом отдельном случае они требуют специфической методики, повышенного внимания к дозировке нагрузки.

Уроки профессионально-прикладной направленности проводятся с подростками, юношами, взрослыми. Характерной особенностью является обучение двигательным действиям, имеющим сходство с профессиональной деятельностью, и обеспечение необходимой физической и волевой подготовки.

Уроки с лечебной целью проводятся для восстановления здоровья и функциональной полноценности организма. Они, в свою очередь, делятся на уроки лечебной физической культуры (ЛФК), профилактические, реабилитационные, компенсаторные (или рекреационные) и проводятся по специально разработанным методикам.

Методические уроки имеют место в системе подготовки и переподготовки физкультурных кадров. Они проводятся для обучения методике, разработки и проведения уроков физического воспитания, формирования методических умений будущих педагогов, а также повышения квалификации специалистов.

Уроки по характеру решаемых задач подразделяются на:

1. Вводные проводятся перед началом прохождения нового раздела программы, этапа в обучении или тренировочного цикла.

2. Базовые уроки – направлены на решение основных задач физического воспитания. В зависимости от преимущественно направленности в них одной из сторон учебного процесса разделяют:

- уроки изучения (повторения) учебного материала;

- развивающие (поддерживающие) уроки.

3. Контрольные – проводятся для периодического подведения итогов. Они могут носить характер индивидуальной проверки, прикидок, соревнований.

4. Комплексные (смешанные) – сочетают в себе задачи вышеперечисленных уроков.

 

Неурочные формы занятий

Физическое воспитание осуществляется и в форме неурочных занятий. Распространены: утренняя гимнастика, гимнастика до занятий в школе, физкультурные паузы и минутки, развлечения, игры, туристские походы, соревнования и др. Они могут быть эпизодическими (например, походы, спортивные развлечения, соревнования) и систематическими (утренняя и вводная гимнастика, физкультурные минутки и паузы, прогулки и др.).

Неурочные формы играют вспомогательную роль в решении задач физического воспитания и дополняют уроки. Неурочные формы занятий являются вариативными, а потому и более доступными. Их могут использовать в виде индивидуальных самостоятельных занятий физическими упражнениями, а также групповых.

Они характеризуются относительно ограниченным содержанием и упрощенной структурой (оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультминутки и т.п.), но требуют проявления личной инициативы и самостоятельности.

Основная цель таких занятий — активный отдых, восстановление и укрепление здоровья, сохранение или повышение работоспособности, развитие двигательных способностей, совершенствование в спортивных движениях.

Они относятся к сфере оздоровительной физической культуры.

 

Собственно силовые качества

А) Абсолютная сила человека — это его способность преодолевать наибольшее сопротивление или противодействовать ему произвольным мышечным напряжением.

Б) Относительная сила - это мера абсолютной силы человека, которое приходится на один килограмм массы его тела. Относительная сила имеет решающее значение в двигательных действиях, которые связаны с перемещением собственного тела в пространстве.

В) Скоростная сила - это способность человека с возможно большей скоростью преодолевать умеренное сопротивление. Скоростная сила является доминирующей в обеспечении эффективной двигательной деятельности на спринтерских дистанциях в циклических упраж­нениях.

Г) Взрывная сила - это способность человека проявить наибольшее

усилие за наименьшее время.

Д) Силовая выносливость — это способность человека преодолевать умеренное внешнее сопротивление в течение длительного времени с наибольшей эффективностью.

В зависимости от режима работы мышц различают также статическую и динамическую силу:

А) Статическая сила проявляется, когда мышцы напрягаются, а перемещения тела, его звеньев или предметов, с которыми взаимодействует человек, отсутствуют (например, удержание отягощения).

Б) Динамическая сила проявляется, когда преодоление сопротивления сопровождается перемещением тела или отдельных его звеньев в пространстве (например, поднимание отягощения).

В проявлении силы имеют значение эмоциональные и волевые качества человека, мобилизующие его усилия.

Средства развития силы. Для развития силы применяются физические упражнения, выполнение которых требует большего напряжения мышц, чем в обычных условиях. Они называются силовыми. Подразделяются на пять групп:

1-я группа – упражнения с внешними отягощениями.

2-я группа – упражнения, отягощенные весом собственного тела.

Метод динамических усилий.

Скоростно-силовые возможности.

Два направления развития скоростно-силовых способностей: одно развитие в преодолевающем режиме работы, другое – в уступающем режиме.

1. Отягощения должны быть непредельными и каждое повторение выполняется с максимально возможной в этих условиях скоростью. При этом величина отягощении может увеличиваться до такого уровня, чтобы, во-первых, не произошло замедление быстроты выполнения по отношению к скорости целевого (соревновательного) упражнения, во-вторых, чтобы существенно не нарушалась техника его выполнения.

2. Величина отягощений зависит от удельного веса силового и скоростного компонентов.С увеличением доли силовых способностей возрастает диапазон повышенных отягощений. Чем выше скорость действий, тем меньше величины применяемых отягощений.

3. Для увеличения скоростно-силовых способностей можно использовать методы отдельного развития только силы или только быстроты. В этом случае лучший эффект достигается при параллельном развитии этих качеств, а не при последовательном.

4. При скоростно-силовой тренировке нецелесообразно заниматься в состоянии, утомления. Оно вызывает замедление выполняемых движений. Поэтому общий объем скоростно-силовой нагрузки в одном занятии остается незначительным.

5. Число повторений лимитируется началом замедления движения.

Упражнениями

1. В процессе занятий силовые упражнения необходимо чередовать с упражнениями на расслабление.

2. Систематически выполнять упражнения, вызывающих растягивание (пружинистые наклоны, висы и т.п.).

3. Необходимо четко регламентировать дыхание.

4. Занятия на развитие силы планировать в начале основной части урока.

5. Для воспитания силовой выносливости нагрузки в конце основной части занятия, на фоне определенного утомления.

6. Соблюдать правила симметричного развития мышц антагонистов и синергистов.

7. Учитывать возрастные особенности.

Основными задачами совершенствования силовых способностей:

1. Обеспечить гармоническое развитие всех мышечных групп двигательного аппарата человека.

2. Обеспечить проявление силы во всех трех режимах работы мышц – в статическом, преодолевающем и уступающем.

3. Овладение основами техники выполнения разнообразных силовых упражнений

Все эти задачи необходимо решать в единстве на протяжении многолетнего процесса физического воспитания.

 

Игровой метод.

Силовая выносливость.

1. Общая выносливостьэто способность организма человека преодолевать наступающее утомление при выполнении продолжительной физической работы умеренной интенсивности с функционированием большей части мышечного аппарата (например, ходьба на лыжах, плавание, гребля).

Проявление общей выносливости обуславливается аэробными (дыхательными) возможностями организма, широкий перенос общей выносливости с одного вида деятельности на другой.

2. Скоростная выносливостьэто способность человека к продолжительному и эффективному выполнению мышечной работы с околопредельной и предельной для него интенсивностью (например, бег с максимальной скоростью).

3. Силовая выносливость — это способность человека преодолевать умеренное внешнее сопротивление в течение длительного времени с наибольшей эффективностью. Данный вид выносливости относится к силовым способностям, и он уже рассмотрен выше.

В спорте есть ещё один вид выносливости — специальная выносливость. Специальная выносливость – это способность организма человека преодолевать наступающее утомление при выполнении отдельных видов заданной работы. Т ипов специальной выносливости много: силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.

Факторы, влияющие на проявления физической выносливости:

1. Деятельность центральной нервной системы, в частности, такое её свойство как уравновешенность нервных процессов (возбуждение и торможение). ЦНС управляет деятельностью и согласованностью всех систем организма, обеспечивающих мышечную работу:функционирование ССС, дыхательной и мышечной систем, поступление кислорода к мышцам и удаление из организма углекислого газа, участвует в деятельности механизма энергообеспечения выполняемой работы.

2. Аэробная и анаэробная производительность организма.

3. Уровень развития двигательных способностей человека и его здоровье. Эти факторы могут ограничить продолжительную или интенсивную мышечную работу. Важна при этом также определенная гармония в развитии основных двигательных способностей.

4. Волевые качества человека. Роль данного фактора очень значительна.

5. Качество техники движений.

Задачи:

1. Способствовать повышению МПК как важнейшего фактора аэробной производительности.

2. Развивать способность поддерживать длительное время работу в условиях МПК.

3. Совершенствовать быстроту развития согласованной работы ССС, дыхательной и мышечной систем организма.

Средства развития выносливости. Общее требование к упражнениям на развитие выносливости - это преодоление утомления в ходе их выполнения. Для развития общей выносливости применяются разнообразные физические упражнения.

Для развития общей выносливости применяют циклические упражнения: ходьба, бег, плавание, бег на лыжах и т.п. При их выполнении в работе принимают участие почти все скелетные мышцы, и активизируется деятельность ведущих функциональных систем организма.

Для развития скоростной выносливости применяют циклические упражнения, спортивные и специально подобранные подвижные игры.

Методы развития выносливости. Для развития общей выносливости применяют: равномерный, переменный и интервальный методы,определяется уровнем подготовленности занимающихся. В этом плане с начинающими спортсменами наиболее подходящим будет равномерный метод, как достаточно простой, доступный и щадящий. Более подготовленным занимающимся можно рекомендовать переменный метод, в связи с его расширенными развивающими возможностями. Интервальный метод могут использовать люди уже обладающие хорошим уровнем общей выносливости, т.к. он предъявляет серьезные требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам.

Для развития выносливости важно нахождение оптимального сочетания продолжительности и интенсивности нагрузки.

При совершенствовании общей выносливости основными методами являются равномерный и переменный. Продолжительность нагрузки постепенно увеличивается, с 15-20 до 40 и более минут, предъявляя тем самым все более высокие требования к установлению согласованности в работе функционирующих систем организма.

Интенсивность на начальном этапе развития выносливости на невысоком уровне. Затем, она увеличивается и поддерживается на так называемых «критических скоростях»,при полной мобилизации аэробных возможностей, удовлетворяется кислородный запрос в процессе самой работы. Кислородный долг не образуетс я. Подъем интенсивности нагрузок сопровождается некоторым снижением продолжительности работы.

Развивающая интенсивность для начинающих здоровых людей находиться на уровне ЧСС не ниже 120–130 ударов в минуту. Оптимальная интенсивность для тренированных занимающихся находится в диапазоне 140–170 ударов в минуту.

Интервальный метод увеличения общей выносливости используется преимущественно в спортивной тренировке,путем выполнения анаэробной работы.

При недостаточной гибкости усложняется и замедляется процесс усвоения двигательных навыков, ограничивается уровень проявления силы, скоростных и координационных способностей, ухудшается внутримышечная и межмышечная координация, снижается экономичность работы, возрастает вероятность повреждения мышц, сухожилий и суставов.

Различают общую и специальную гибкость.Общая гибкость - это подвижность во всех суставах, которая позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость - предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность соревновательной или профессионально-прикладной деятельности.

Мерой измерения гибкости служит максимально возможная амплитуда.Единицы измерения сантиметры, угловые градусы. В практике нередко гибкость определяется по возможности достижения определенного положения или позы (например, достать ладонями пол при выпрямленных ногах и т.п.).

Координация и ее виды.

Разновидности координации. Слово «координация» латинского происхождения. Оно означает согласование, сочетание, приведение в порядок. Относительно двигательной дея­тельности человека этот термин употребляется для определения степени согласованности его движений с реальными требованиями окружающей среды.

Возрастная динамика естественного развития координации. Наиболее высокие темпы её естественного прироста приходятся на препубертатный возраст (с 6-7 до 10-12 лет). В подростковом возрасте координация значительно ухудшается. В юношеском возрасте (к 17-18 годам) - снова улучшается. В дальнейшем: сначала стабилизируется, а затем с 40-50 лет начинает ухудшаться.

Основы методики развития координации

Средства развития координации. Применяются ФУ, предъявляющие повышенные требования к согласованию и упорядочиванию движений. Соответствуют следующим условиям:

1.иметь необходимую координационную сложность для занимающихся;

2.содержать элементы новизны, необычности;

3.отличаться большим многообразием форм выполнения движений и неожиданностью решения двигательных задач;

4.включать задания по регулированию, контролю и самооценке различных параметров движений путём активизации работы отдельных анализаторов;

5.частичное или полное исключение одних анализаторов оказывает содействие активизации функции других, что положительно сказывается на координационных возможностях;

6.выполнение упражнений в условиях дефицита пространства и времени, а также в условиях недостаточной или чрезмерной информации.

Вопрос 25. Организация процесса физического воспитания в школе.
Физическая культура – обязательный учебный предмет в школе. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников, формирования физической культуры личности.

Главная задача: формирование мотивации и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.

В федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 04 декабря 2007 года № 129-ФЗ отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объеме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом, в пределах дополнительных образовательных программ.

Начиная с 20-х гг. 20 века «Физическая культура» входит в учебные планы общеобразовательных школ как обязательный учебный предмет.

Целевое назначение учебного предмета «Физическая культура» - оптимизация двигательной активности школьников, укрепление здоровья, поддержание здорового образа жизни и приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта.

Основные задачи физического воспитания в школе:

- укрепление здоровья, физическое развитие;

- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

- развитие двигательных способностей;

- приобретение необходимых знаний по ФК и спорту;

- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

Содержательная часть физического воспитания школьников включают в себя четыре основных раздела:

1) знания:теоретические;

2) способы двигательной деятельности;

3) способы физкультурно-оздоровительной деятельности;

4) способы спортивной деятельности.

Физическая культура в школе – это учебный предмет, способствующий разностороннему физическому развитию учащихся, укреплению их здоровья, выработке у учащихся сознательного отношения к себе и своему телу, физических (сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость) и нравственных (смелость, находчивость, дисциплинированность и др.) качеств личности.

 Организация процесса физического воспитания в школе

Организация и содержание физического воспитания в Российской Федерации регламентируются органами народного образования, инструктивно-методическими и нормативными документами Министерства просвещения. Они приняты совместно с Комитетом по физической культуре и спорту и Министерством здравоохранения, а также комплексными программами физического воспитания учащихся 1-11 классов, разрабатываемыми каждой общеобразовательной школой.

Документы: федеральные государственные образовательные стандарты; примерная учебная программа; школьная учебная программа по физической культуре и спорту; программы по внеклассной и внешкольной спортивной работе со школьниками; программа занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; положения о школьном коллективе физической культуры и о внешкольных учреждениях, а также инструктивно-методические письма по организации процесса физического воспитания и развитию массовой физкультуры и спорта.

В) Игры и физические упражнения на удлиненных переменах.

Г) Ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня (спортивный час).

3. Внеклассные формы организации занятий. К внеклассным формам физического воспитания школьников относятся:

1) спортивные секции по видам спорта;

2) секции общей физической подготовки;

3) секции ритмической и атлетической гимнастики;

4) школьные соревнования;

5) туристские походы и слеты;

6) праздники физической культуры;

7) дни здоровья, плавания и т.д.

 

 

Физической культуры

Требования к уроку. Урок физической культуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решения педагогических задач, местом каждого урока в ряду других общеобразовательных уроков и в режиме учебного дня. Все это указывает на необходимость соблюдения ряда требований к его организации и проведению. К основным из них относятся следующие.

1. Четкость постановки целей и задач.

2. Соответствие состава учебного материала учебной программе и характеру поставленных задач.

3. Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом дидактической цели и задачи урока.

4. Тесная связь уроков с предыдущими и последующими.

5. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

6. Постоянное видоизменение содержания урока, методики его организации и проведения.

7. Обеспечение травмобезопасности урока. 8. Постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности учащихся. На каждом уроке обеспечивается оперативное управление деятельностью учащихся. Оно осуществляется на основе анализа и оценки выполнения учебных заданий и реакции организма на нагрузки с учетом субъективных ощущений занимающихся.

 

Анализ урока.

Способ регистрации данных об уроке - составление хронокарты урока (протокола хронометрирования).

Планирование спортивной тренировки.

Планирование спортивной тренировки — это предвидение спортивных результатов, которые должны быть достигнуты спортсменами.

Планирование осуществляется в следующих формах: перспективное (многолетнее), текущее (годичное), оперативное.

Многолетнее планирование - это составление перспективного плана подготовки спортсменов. Перспективные планы разработаны на различные сроки, в зависимости от возраста, уровня подготовленности спортсменов, их спортивного ста жа.

Документами текущего (годичного) планирования являются групповые и индивидуальные годовые планы СТ. В основе годичного плана подготовки спортсменов теория периодизации СТ. Естественной основой периодизации тренировочного процесса является фазность развития спортивной формы, которая проходит в своем развитии три фазы: становления, стабилизации и временной утраты.

В годичном цикле СТ, как правило, различают три периода: подготовительный (или период фундаментальной подготовки), соревновательный (период основных соревнований) и переходный.

Подготовительный период соответствует первой фазе развития спортивной формы, в течение которого создаются предпосылки для ее развития и становления. Соревновательный – второй фазе, во время которого обеспечивается ее сохранение и реализация в спортивных достижениях. Переходный период – относительным снижением тренированности и временной утратой спортивной формы.

Документы оперативного планирования — групповые и индивидуальные планы тренировки на месяц или недельный цикл.

Вопрос 31. Мезоциклы, макроциклы, микроциклы и особенности их построения в спортивной подготовке.

Основу текущего планирования составляют месячные и недельные циклы, называемые в теории спорта - мезо- и микроциклами.

В спортивной тренировке

Мезоцикл это относительно целостный этап тренировочного процесса продолжительностью от 3 до 6 недель.  

Существуют в тягивающий, базовый, контрольно-подготовительный, предсоревновательный и соревновательный мезоциклы.

Задачи:

1. всестороннее развитие организма спортсмена, укрепление его здоровья;

2.совершенствование двигательных качеств и способностей;

3. создание прочной функциональной базы для всех остальных видов подготовки.

По направленности и характеру воздействия применяемых средств физическую подготовку принято делить на общую (ОФП) и специальную (СФП).

Техническая подготовка. Определяет степень освоения спортсменом техники движений конкретного вида спорта.

В технической подготовке выделяют общую техническую подготовку и специальную техническую подготовку.

Задачи общей технической подготовки:

1.Максимальное расширение разнообразных и разносторонних навыков и умений, что позволяет правильнее выполнять новые движения и быстрее овладевать ими;

2.Овладение техникой общеразвивающих упражнений и упражнений из других видов спорта, применяемых в тренировке, главным образом, как средства ОФП.

Задача специальной технической подготовки - это овладение техникой соревновательного упражнения избранного вида спорта и постоянное совершенствование в ней.

Тактическая подготовка - формирование умения целесообразно использовать в условиях спортивной борьбы природные данные и выработанные навыки, правильно распределять свои силы, учитывать внешние условия, действия соперника.

Комплексные виды спорта.

К первой группе относятся виды спорта, в которых спортивный результат измеряется по времени, расстоянию, массе снарядов, точности. Сюда входят:

виды спорта с относительно постоянными условиями соревнований: легкая атлетика, плавание, тяжелая атлетика, велосипедный спорт (трек), стрелковый спорт, конькобежный спорт и др. Соревнования по перечисленным видам спорта проходят на стандартных спортивных аренах (стадионах, бассейнах, залах, тирах и т.д.) с относительным постоянством внешних условий;

виды спорта с непостоянными условиями проведения соревнований: лыжный, горнолыжный, парусный спорт, велосипедный (шоссе) и др. Отличительной характеристикой соревнований в этих видах спорта является изменчивость профиля трасс и условий, что предъявляет своеобразные требования к соревновательной деятельности, а значит, и подготовленности спортсменов.

Во вторую группу входят виды спорта, в которых спортивный результат определяется судьями субъективно в условных единицах по внешнему впечатлению о точности, сложности и красоте выполненных спортивных упражнений. К этой группе относятся:

• спортивная и художественная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, синхронное плавание, прыжки на лыжах с трамплина, фигурное катание на коньках и др.

Третья группа представлена следующими тремя подгруппами:

• виды спорта, в которых спортивный результат определяется достигнутым конечным эффектом за установленное правилами соревнований время, которое должно быть полностью исчерпано (футбол, хоккей, баскетбол, гандбол и др.);

• виды спорта, в которых, несмотря на лимитированное правилами время соревновательного поединка (борьба, бокс, фехтование), возможно ускоренное достижение победы в двух вариантах: 1) выполнение действ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.131 с.)