Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обеспечение информационной безопасности в современной России
Аннотация: В данной статье исследуются такие понятия, как информация, информационная безопасность, информационная угроза; рассматривается актуальность обеспечения информационной безопасности. Также анализируются основные информационные угрозы, система правоохранительных органов, обеспечивающих информационную безопасность. По мнению автора, невозможно внедрять информационные технологии, совершенствовать экономическую и политическую сферы государства, не обеспечив информационную безопасность, потому как отсутствие защищённости сильно повышает вероятность проявления информационных угроз. Ключевые слова: информация, информационная безопасность, угроза информационной безопасности, информационная защита, оборона. Сегодня без информационных технологий крайне трудно представить нормальное функционирование большинства сфер жизни и деятельности как отдельного человека, так и всего общества и целого государства. Именно информационная сфера дает возможности для успешной реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Следует отметить и важность для российских граждан электронных информационных систем, социальных сетей, которыми можно пользоваться благодаря доступу к глобальной сети «Интернет», тем самым упрощая выполнение задач в быту, образовательной и трудовой деятельности. Информационные и коммуникационные технологии важное значение имеют для развития экономических отношений, сегодня без них практически невозможно и обеспечение обороны государства, поддержание правопорядка. Обеспечение информационной защищенности предполагает создание безопасности сферы оборота достоверной информации, потому что именно это способствует реализации главной конституционной цели - обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также стабильного развития и национальной безопасности Российской Федерации. Как известно, информация всегда представляет собой какие-либо сведения. Законодательно закрепленная формулировка понимает под информацией «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления»[546]. Следует отметить, что расширение сфер использования информационных технологий, являясь важнейшим условием развития экономики и политики современности, приводит, в то же время, к появлению новых информационных угроз, то есть суммы таких условий, которые создают опасность нанесения ущерба национальным интересам в информационной сфере. Информационную безопасность, в свою очередь, следует понимать как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства»[547]. Информационная безопасность Российской Федерации преследует следующие цели:
а) обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина, провозглашённых в Конституции[548] Российской Федерации, в части, касающейся получения и использования информации, неприкосновенности личной жизни при использовании информационных технологий; б) обеспечение постоянной работы всех компонентов информационной системы в мирное время, во время угрозы агрессии, во время войны; в) активное развитие отрасли информационных технологий и электронной промышленности, а также организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению национальной безопасности и оказанию услуг в данной сфере; г) доведение как до российского, так и до международного общества правдивых сведений касательно государственной политики, проводимой Россией, а также официальной точкой зрения государства на происходящие в мире события; д) совершенствование системы международной информационной безопасности. Так как из совокупности видов национальной безопасности Российской Федерации выделяется информационная, предполагается и разработка ряда мер, направленных на обеспечение такой безопасности. Для выполнения столь важных задач объединяются различные средства обеспечения безопасности: правовые, организационные, оперативно-розыскные, разведывательные, научно-технические, экономические меры «по прогнозированию, обнаружению, предотвращению, отражению информационных угроз и ликвидации последствий их проявления»[549]. Каждый из инструментов целого комплекса по противостоянию информационным угрозам призван защищать государство от подобных опасностей.
Сегодня именно информация активно используется государствами в целях достижения ими геополитических и иных, не совпадающих с международными принципами общениям между странами, задач: террористических, экстремистских, криминальных, которые приводят к подрыву национальной безопасности одного или сразу нескольких противоборствующих государств. Что касается видов отрицательных факторов, подрывающих российскую информационную безопасность, следует выделить следующие: а) наращивание зарубежными странами потенциала информационно-технического воздействия в военных целях; б) учащение использования специальными службами зарубежных стран способов оказания информационно-психологического воздействия с целью подрыва политической, социальной стабильности, в том числе путем вовлечения религиозных, этнических организаций и распространения в зарубежных средствах информации неправдивой информации о политике России; в) использование террористическими и экстремистским организациями инструментов информационного влияния на сознание людей в целях разжигания и усиления межнациональной, этнической и религиозной вражды; г) распространение компьютерной преступности; д) усиление разведывательной деятельности иностранных государств в отношении России, учащение случаев компьютерных атак; е) сильная зависимость российской промышленности от зарубежных информационных технологий: средств связи, программного обеспечения; ж) слабый уровень внедрения отечественных разработок в области информационной безопасности, низкая осведомленность граждан об обеспечении личной информационной безопасности; з) желание зарубежных стран применить технологическое совершенство в целях доминирования в информационном пространстве. Как известно, система обеспечения информационной безопасности – это часть системы обеспечения национальной безопасности России. Следовательно, для решения столь важных задач необходима совместная деятельность законодательных, правоохранительных, судебных, контрольных органов, взаимодействующих с гражданами, организациями, муниципальными органами. Что касается правоохранительных органов, призванных обеспечивать информационную безопасность, следует отметить министерство внутренних дел; федеральную службу безопасности[550]; федеральную таможенную службу; федеральную службу охраны; службу внешней разведки; прокуратуру; суд – при нарушении конституционно-правовых режимов информационной безопасности. Все они в своей деятельности руководствуются такими принципами, как сочетание гласности и служебной тайны, конспирации. Безусловно, это необходимо, потому как наиболее важной из функций каждого из указанных органов является обеспечение безопасности, в том числе информационной. Основываясь на всем, что указано выше, можно сделать вывод: в целях оптимального функционирования всех сторон общественной и государственной жизни необходимо обеспечивать информационную безопасность. Кроме того, каждый вид безопасности будет эффективно реализовываться только при условии обеспечения информационной безопасности, в чем и проявляется её значимость. Другими словами, политическая, экономическая, военная, правовая, социальная, энергетическая, экологическая, интеллектуальная, культурная и иные виды безопасности очень тесно взаимосвязаны с информационной безопасностью. Для реализации задач в данной области принимается большое число нормативных актов, а органы государственной власти наделяются рядом особенных полномочий, позволяющих им слаженно работать и защищать общество и государство от информационных угроз. В Российской Федерации состав системы обеспечения информационной безопасности определяет Президент, а перечень приоритетных направлений обеспечения информационной безопасности на среднесрочную перспективу – Совет Безопасности.
Лебедев Виктор Александрович студенты 3 курса Юридического факультета им. А. А. Хмырова Кубанского государственного университета, г. Краснодар Научный руководитель: Дагуф Ю.А., преподаватель кафедры уголовного процесса Кубанский государственный университет, г. Краснодар
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.007 с.) |