Черных Александр Владимирович 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Черных Александр Владимирович



студенты 3 курса

Юридического факультета им. А. А. Хмырова

Кубанского государственного университета, г. Краснодар

 

Научный руководитель: Дагуф Ю.А.,

Преподаватель кафедры уголовного процесса

Юридического факультета

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

 

Уголовно-процессуальное взаимодействие прокурора и органов предварительного расследования

Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема особенностей взаимодействия следователя, руководителя следственного органа и прокурора в досудебном производстве по уголовному делу, регламентированные нормами уголовно- процессуального законодательства, а также содержание и практика их применения. Предложена разработка механизма взаимодействия органов публичного уголовного преследования на основе цифровых технологий, позволяющих обеспечить высокий уровень ускоренности и эффективности взаимодействия.

Ключевые слова: прокурор, система функций прокурора, следователь, процессуальное руководство, надзор, уголовное преследование, направления процессуальной деятельности, уголовно–процессуальные функции, досудебное уголовное судопроизводство, закон.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью пересмотра традиционного правового механизма противодействия преступности, включая современную организацию взаимодействия прокурора с органами, осуществляющими раскрытие и расследование преступлений.

Несмотря на ряд статистических данных, свидетельствующих о некотором улучшении состояния законности при производстве предварительного следствия, другие статистические данные настораживают.

Так, не снижается доля уголовных дел, возвращаемых судом прокурору в порядке ст. 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) и прокурором - следователю для дополнительного расследования. По уголовным делам, расследованным следователями органов внутренних дел, показатель качества составляет соответственно, 0,5 % и 4 % от общего количества направленных в суд уголовных дел.

Возрастает количество жалоб в суд на действия должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование (на протяжении последних лет - в пределах 130 тыс. ежегодно). Увеличивается количество нарушений в деятельности следователей, выявляемых прокурорами (возросло до 5,2 млн. в год).

Интерес к теме сейчас особенно высок, поскольку Россия, как и многие страны, развивается в эпоху цифровых технологий. Таким образом, разработка путей совершенствования правовой формы взаимодействия следователя, руководителя следственного органа и прокурора отвечает актуальным потребностям уголовного судопроизводства.

Несогласованность взаимодействия прокурора, руководителя следственного органа, следователя к настоящему времени в юридической литературе освещена в достаточной степени, однако пути разрешения этой проблемы как учеными, так и практикующими юристами предлагаются различные[543].

Традиционные средства уголовно-процессуального доказывания, равно как и система следственных действий, будут последовательно заменяться новыми, основанными на цифровых технологиях средствами: глобальным использованием «больших данных», применением компьютерных программ (ботов) для анализа этих данных и выработки на их основе проектов процессуальных документов, в которых сформулировано обвинение лица в совершении уголовно наказуемого деяния, а также иные решения по результатам расследования.

Функция прокурора свелась к последующему надзору за законностью и обоснованностью обвинения и разрешению вопроса о направлении дела в суд[544]. А потому ведущим в системе обвинения сегодня является скорее руководитель следственного органа, а не прокурор, который ограничен в возможностях непосредственного участия в деятельности органа предварительного следствия. В целом сформировалась достаточно сложная конфигурация отношений между следователем, руководителем следственного органа и прокурором, что определяет характер их взаимодействия.

Одновременно анализ современной формы досудебного производства и взаимодействия следователя, руководителя следственного органа и прокурора показал, что тактические, организационные, управленческие средства повышения эффективности существующей системы не дают ожидаемых результатов. 

Полномасштабное внедрение цифровых технологий должна повлечь за собой реорганизацию уголовно-процессуального взаимодействия прокуратуры и органов предварительного расследования. Уже сегодня наметился тренд в сторону глобального мониторинга органами прокуратуры информационного пространства в сфере уголовного процесса и выстраивание новых технологий управления поднадзорными объектами, то есть централизация системы досудебного производств[545].

Современная цифровая эпоха ставит под вопрос существование действующей технологии всей системы следственных действий, на проведение которых уполномочен следователь, формируя таким образом уголовно-процессуальное доказательство, представляемое суду в виде протокола или иного документа. Тем самым может быть осуществлен переход к технологии доказывания с использованием цифровой информации о преступлениях, в которой правовой статус субъекта доказывания и способ получения информации не имеет принципиального значения для оценки допустимости этой информации в качестве средства доказывания выдвинутого обвинения.

Качественно изменится информационно-правовая основа взаимодействия прокурора с другими правоохранительными органами, уполномоченными осуществлять борьбу с преступностью.

В предлагаемом варианте уголовного судопроизводства прокурор как основной участник стороны обвинения формирует обвинительные доказательства. В этой связи он может руководить уголовным преследованием и должен организовывать информационное взаимодействие всех субъектов доказывания – «интеллектуальных агентов», в том числе на социально-медийной платформе-агрегаторе, с целью подготовки основания для выдвижения обвинения или альтернативного разрешения вопроса о применении уголовного закона.

Взаимодействие следователя, руководителя следственного органа и прокурора может приобрести совершенно новый формат и выйти на самый современный уровень функционирования правоохранительной системы в целом.

В системе управления досудебным производством прокуратурой с помощью цифровых технологий может контролироваться:

– регистрация сообщений о преступлениях (ведение соответствующего Реестра);

– предъявление обвинения;

Тем самым, организация досудебного производства с максимальным использованием информационных технологий может дать совершенно новый вектор направления в развитии уголовно-процессуальной системы.

 

 


Багдасарян Ануш Давидовна

студентка 2 курса

Юридического факультета им. А.А. Хмырова

Кубанского государственного университета, г. Краснодар

Научный руководитель: Долгов А.М.,

доцент кафедры уголовного процесса

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

кандидат юридических наук, доцент



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.009 с.)