Аланы и асы В этнической истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аланы и асы В этнической истории



РЕГИОНОВ ЕВРАЗИИ

 

Материалы Всероссийской

научной конференции

с международным участием

 

 

Редактор                                       Н.В. Ефрюкова

Корректор                                    Е.Н. Плуговая

Компьютерная верстка                Р.М. Бегеулов

 

 

Подписано в печать 03.06.2010

Формат 60×80/8

Бумага типографская. Ризопечать.

Объем 16,7 п.л.

Тираж 150 экз.

 

 

Издательство Карачаево-Черкесского
государственного университета им. У.Д. Алиева:

369202, г. Карачаевск, ул. Ленина, 29

Лицензия ЛР № 040310 от 21.10.1997.

 

 

Отпечатано в типографии

Карачаево-Черкесского
государственного университета им. У.Д. Алиева

 
369202, г. Карачаевск, ул. Ленина, 46


[1] Абаев Н.В. Ранние формы религии и этнокультурогенез тюрко-монгольских народов. Кызыл, 2005. С.13-35; 57-82.

[2] Абаев Н.В., Опей-оол У.П. Тэнгрианство, буддизм и экологические культы в Центральной Азии и Транс-Саянии. Кызыл, 2009. С. 38-44

[3] Абаев Н.В., Аюпов Н.Г. Тэнгрианская цивилизация в духовно-культурном и геополитическом пространстве Центральной Азии. Часть 1. Тэнгрианство и этноэкологические традиции тюрко-монгольских народов Внутренней Азии. Абакан, 2009. С. 51.

[4] Абаев Н.В., Опей-оол У.П. Тэнгрианство, буддизм и экологические культы в Центральной Азии и Транс-Саянии. Кызыл, 2009. С. 26-37.

[5] Сухбаатар Г. Монгол нирун улс. Уланбаатар, 1992. С. 174.

[6] Хертек Л. К. Гидрографические аппелятивы хем/кем, кан и антропоморфная модель мира // Мир Центральной Азии. Т. IV. Ч. I. Языки. Фольклор. Литература: Материалы международной научной конференции. Улан-Удэ, 2002. С. 137-139.

[7] Равдоникас Т.Д. Очерки по истории одежды населения Северо-Западного Кавказа (V в. до н.э. - конец XVII в.). Л., 1990.

[8] Доде З.В. Средневековый костюм народов Северного Кавказа. М., 2001.

[9] История Чечни с древнейших времен до наших дней: В 2 т. Грозный, 2006. Т.1. С. 79.

[10] Ахмадов Я.З. История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века. М., 2001. С. 144.

[11] Там же.

[12] Доде З.В. Указ. соч. С. 40.

[13] Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М.1960; Багаев М.Х. Культура горной Чечни и Дагестана в древности и в средневековье (VI в до н.э. – XII н.э.). М., 2008.

[14] Доде З.В. Указ. соч. С. 13.

[15] Абдулвахабова Б.Б.-А. Одежда чеченцев // История науки и техники. 2008. № 3. С. 106-107.

[16] Там же. С. 107.

[17] Доде З.В. Указ. соч. С. 15.

[18] Доде З.В. Указ. соч. С. 13.

[19] Там же. С. 105.

[20] Абдулвахабова Б.Б.-А. Одежда чеченцев // История науки и техники. С. 109.

[21] Калоев Б.А. Чеченцы // Народы Кавказа. М.,1960. Т.1. С.150; Яценко С.А. О древних прототипах одежды осетин // Археология и традиционная этнография Северной Осетии. Орджоникидзе, 1985. С. 25-26.

[22] См. История завоевателя мира // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. М.-Л., 1941. Т. 2 С. 91.

[23] Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. 1941. Т. 2. С. 91.

[24] Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. 1941. Т. 2. С. 35-36.

[25] Ebu’l-Hasan Ali b.Musa b. Sa’id el-Magribi, Kitab el-cografya, nsr. Ismail el-Arabi. Beyrut.1970. S.196; İslam cografyaçılarına gore Türkler ve Türk ülkeleri. Hazarlayan Dr. Ramazan Şeşen. Ankara.1985. S. 203. Это сообщение приводим дословно в турецком переводе: «Gürcistanın dogusunda Alan ülkesi bulunur. Bunlar hristiyanlaşan Türklerdir... Alanlardan sonra Türklerden As denen kavım bulunur (S. 196).

[26] Гаглойти Ю.С. Аланика. Сведения греко-латинских, византийских, древнерусских и восточных источников об аланах-ясах // Дарьял. 2000/3: 220-221.

[27] Кузнецов В.А. Аланские племена Северного Кавказа. М., 1962. С. 123-128.

[28] Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М., 2003. С. 328, 341, 359.

[29] История татар с древнейших времен: В семи томах. Казань,.2006. Т.2. С. 779.

[30] Алемань А. Указ. соч. С. 348-349, 333.

[31] Мещерский Н. А. История иудейской войны в древнерусском переводе. М.-Л. 1958. С. 454.

[32] Баскаков Н. А. Введение в изучение тюркских языков. М. 1969. С. 71.

[33] Гукасян В. Значение диалектных данных в изучении истории языка // Вопросы диалектологии тюркских языков. Уфа. 1985; перепечатано в  КНКО: Вести. Вып.1. Махачкала,.2000. С. 20, 22.

[34] Плано Карпини и др. 1997 - Плано Карпини Дж. дель. История монголов / Рубрук Г. Путешествие в Восточные страны / Книга Марко Поло / Вступ. ст., коммент. М. Б. Горнунга. М., 1997.

[35] Общепринятым является мнение, что Плано Карпини имел в виду кумыков, племена тюркского происхождения, населявший Прикаспийские степи, входившие в Дешт-и Кипчак (совр. Территории Приморского Дагестана, Чечни, Ингушетии, Осетии, вплоть до р. Кума.

[36] Giovanni di Pian di Carpine.Storia dei Mongoli. Spoleto, 1989. VII.9.

[37] Бутков П. О браках князей русских с грузинками и ясынями в XII в. // Северный архив. IV. отд. I. СПб., 1825.

[38] См. Осетины глазами русских и иностранных путешественников. Орджоникидзе, 1967. С.112.

[39] История монголов по армянским источникам. 1. С. 62-63.

[40] Мизиев И. М. Шаги к этнической истории Центрального Кавказа. Нальчик, 1986. С. 89.

[41] Аталиков В.М. Страницы истории. Нальчик, 1987. С. 12-13.

[42] Галонифонтибус И. Сведения о народах Кавказа (1404 г.). // Из сочинений «Книга познания мира» / Пер. с англ.акад. М. Буниятова. Баку, 1980. С. 16-17.

[43] Барбаро И. Путешествие в Тану // Барбаро и Контарини о России. К истории итало-русских связей в XV в. Л.,1971. С. 128; Barbaro I. Iter in Persium. In: Bizzarri P. Rerum persicarum histora. Francoforurti, 1601, PP.47, 64, 78.

[44] Аталиков В.М. Указ. соч. С. 12-13.

[45] Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий. СПб., 1883. Т.1. Ч. 1. С. 538.

[46] Бахтиев Ш. З. Буртасы и чуваши // Советская тюркология. Баку, 1990. №2. С. 62.

[47] Бариев Р.Х. История булгаро-татар: основные вехи. СПб., 1992. С. 76.

[48] Плетнева С. А. Половцы. М., 1990. С. 178.

[49] Ахмедов Б.А. Государство кочевых узбеков. М., 1965. С. 163; Кляшторный С.Г. Султанов Т.И. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. СПб., 2000. С. 197, 208.

[50] Отметим, что Н. Аристов приводит данный этноним в форме «кунук» (см.: Аристов Н. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // Живая старина. Вып. III-IV. СПб., 1896. С. 367), что, по мнению С. Аманжолова, «соответствует этнониму современных кумыков» (Аманжолов С. Вопросы диалектологии и истории казахского языка. Алматы, 1997. С. 98, 99).

[51] Золотая Орда в источниках (арабские и персидские сочинения). М., 2003. Т. I. С. 173.

[52] Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар (III – середина XVI в.). Казань, 2007. С. 154.

[53] Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. 1941. Т. 2. С.181.

[54] Название это, по мнению историка И. Мизиева, восходит к названию племенного объединения Дуло, из которого выходили все цари ясов-булгаров.

[55] Гребенец Ф. Борга-каш // Терские ведомости. 1913. № 234.

[56] Тунманн. Крымское ханство. С. 26.

[57] Laszlo Rasonyi. Tuna kopruleri. Ankara, 1984. S. 81.

[58] Немет Ю. Список слов на языке ясов венгерских алан. Орджоникидзе. 1960. С. 4.

[59] Немет. Ю.. Специальные проблемы тюркского языкознания в Венгрии // Вопросы языкознания. М., 1982. С. 4, 23.

[60] Алиев К. Дорогой тысячелетий. Кумыки и их этнородственные связи. Махачкала, 2004. С. 42-43.

[61] Казы-Кумыки должны быть древнейшие пришельцы, потому что они, перемещавшись с лезгинами вовсе почти оставили татарский язык и употребляют лезгинское наречие (прим.)

[62] Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М., 1823. С. 190-191.

[63] Документы по истории Волгоуральского региона из древлехранилищ Турции. Казань. 2008. С. 124.

 

[64] Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов XIII-XVIIIвв. Махачкала, 1992. С. 272.

[65] Некоторые авторы эти сведения ошибочно приписывают кавказоязычным лакцам (авт.)

[66] Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов XIII-XVIIIвв. Махачкала, 1992. С. 264.

[67] Идрисов Ю. Ногайцы в Терско-Сулакском междуречье // De Caucaso: историко-этнографический альманах. Карачаевск, 2009. С. 51-60. См. также: Дагестан вчера и сегодня страницы истории: межвузовский сборник статей. Махачкала, 2010. С. 32-40.

[68] Къумукъланы йыр хазнасы (Сокровища песен кумыков). Магьачкъала, 1959. С. 78, 79.

[69] См.: «Анжи-наме» (в переводе Абдулхакима Аджиева). Прим. 18. // Ёлдаш /  Времена. 23 марта 2007.

[70] Абрамова М. П. Центральное Предкавказье в сарматское время (III в. до н. э. – III в. н. э.). М., 1993. С. 5-14, 191-201; Агусти Алемань. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М., 2003, (там же, послесловие В. Б. Ковалевской. С. 596-604); Шнирельман В. А. Быть аланами: Интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке. М., 2006; Багаев М.Х. Культура горной Чечни и Дагестана в древности и средневековье. VI в. до н. э. – XII н. э. М., 2008.

[71] Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. М.-Л., 1949. С. 111-115; Абрамова М. П. Указ. соч. С. 191-192.

[72] Абаев В. И. О языковом субстрате // Докл. сообщ. Института языкознания АН СССР. М., 1956. № 9. С. 58.

[73] Алексеев В. П. Антропологические данные к происхождению осетинского народа // Происхождение осетинского народа. Орджоникидзе, 1967. С. 170.

[74] Абрамова М. П. Указ. соч. С. 198.

[75] Там же. С. 199-200.

[76] Абрамова М. П. Указ. соч. С. 201.

[77] Багаев М.Х. Некоторые черты материальной культуры вайнахских племен в раннем средневековье // Материалы по археологии и древней истории Северной Осетии. Орджоникидзе, 1975. Т. III. С. 50-57.

[78] Абадиев И. У. Эздел. Формула земной и вечной жизни. Назрань, 2002. С. 61.

[79] Там же. С. 62.

[80] Там же.

[81] Там же.

[82] Абадиев И. У.  Указ. соч. С. 64.

[83] Багаев М. Х., Гапаев А. С. Об ингушах, шумерах и других сновидениях (о книге: И. У. Абадиев. Эздел. Формула земной и вечной жизни. Назрань, 2002. 96 с.) // Проблемы древней истории и культуры Северного Кавказа: Сборник статей. М., 2004. С. 171-192.

[84] Мусаев З. Обитатели Приречья: к вопросу о происхождении термина «алан» // Чеченский архив (Сборник материалов по истории чеченского народа). Выпуск 1. Грозный, 2008. С. 326-332.

[85] Мусаев З. Указ. соч. С. 332.

[86] Хизриев Х. А. Аланы в истории Чечни // Материалы региональной научной конференции в Чеченском государственном университете «Вузовская наука – народному хозяйству». Грозный, 2003. С. 169-170. Он же. О расшифровке старочеченского Зеленчукского памятника письма // Чеченский архив. Вып. 1. С. 301-311. Он же. К вопросу о чеченцах в древности и средневековье // Чеченский архив. Вып. 1. С. 312-319.

[87] Муртазалиев Г. Из истории чеченской государственности // Чеченское общество. 15 августа 2007.

[88] Демельханов С. Алан-нахи в истории Кавказа // Вести Республики. 9 апреля 2010. №65.

[89] Закиев Мирфатых. Аланы: кто они? // Чеченский архив. Вып. I. С. 348-366.

[90] Ковалевская В. Б. Послесловие к изданию на русском языке // Агусти Алемань. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М., 2003, с. 596-597.

 

[91] История Осетии в документах и материалах (с древнейших времен до конца XVIII века). / Составители: Г.Д. Тогошвили и И.Н. Цховребов. Т.1. Цхинвали, 1962. С. 215.  

[92] Гюльденштедт И.А. Путешествия господина академика И. А. Гюльденштедта через Россию и по Кавказским горам в 1770, 1771, 1772 и 1773 годах // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974. С. 207.

[93] Центральный государственный архив КБР (ЦГА КБР). Ф. 16. Оп. 1. Д. 604. Л. 26об.

[94] Там же. Д. 520. Л. 30.

[95] Там же. Д. 3. Л.121.

[96] Сафарян С.Н. Султанбек Абаев. Нальчик, 1988. С. 10,11.

[97] ЦГА КБР. Ф. 16. Оп. 1. Д. 1568. Л. 1, 1об.

[98] Там же. Л. 4об.

[99] ЦГА КБР. Ф. 16. Оп. 1. Д. 1825. Л. 17об.

[100] ЦГА КБР. Ф. 16. Оп. 1. Д. 209. Л. 19.

[101] ЦГА КБР. Ф. 2. Оп. 1. Д. 540. Л. 1.

[102] Там же. Л. 24.

[103] ЦГА КБР. Ф. 3. Оп. 1. Д. 178. Л. 241.

[104] Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов / Сост., ст. об авторах, прим. и коммент. Т. Ш. Биттировой. Нальчик, 2007. С. 17.

 

[105] Марковин В.И. Византийская ткань с золотым шитьем из Сентинского храма // Проблемы археологии и этнографии Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1983. С. 67.

[106] Белецкий Д.В., Виноградов А.Ю. Фрески Сентинского храма и проблемы истории аланского христианства в X в // Российская археология. – 2005. - №1. С.41.

[107] Кузнецов В.А. В верховьях Большого Зеленчука. М., 1977. С. 63.

[108] Алиев К.-М.И. Аланский мир - 2. Храмы и башни. Черкесск, 2005. С. 8.

[109] Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе до XV в. Владикавказ, 2002. С. 72.

[110] Владимиров И.А. Древний христианский храм близ аула Сенты в Кубанской области. // ИАК. Вып. 4. СПб, 1902. С. 13.

[111] Отчет гг. Нарышкиных, совершивших путешествие на Кавказ (Сванетию) с археологической целью в 1867 г. // ИРАО. 1876. № VIII. Вып. 4.

[112] Белецкий Д.В., Виноградов А.Ю. Фрески Сентинского храма и проблемы истории аланского христианства в X в. // Российская археология. – 2005. - №1. С.43.

[113] Владимиров И.А. Древний христианский храм близ аула Сенты в Кубанской области // ИАК. Вып. 4. СПб., 1902. С. 234.

[114] Кузнецов В.А. В верховьях Большого Зеленчука. М., 1977. С. 61.

[115] Кузнецов В.А. В верховьях Большого Зеленчука. М., 1977. С. 64.

[116] Музеи Карачаево-Черкесии / Под ред. Шаповаловой И.А. Черкесск, 2005. С. 56.

[117] Например, «Шегемские асетинцы» (т.е. чегемцы) неоднократно упоминаются в материалах архивного дела, содержащем переписку за 1839-1848 гг. (См.: Российский государственный исторический архив (РГВИА). Ф. 13454. Оп. 2. Д. 296. Л. 1, 9 и др.

[118] Бейтуганов С.Н. Кабарда и Ермолов. Очерки истории. Нальчик, 1993. С. 114.

[119] РГВИА. Ф. ВУА. Т. 3. Д. 19247. Л. 31об. Отметим еще раз, что в описываемое время ни один из народов в качестве самоназвания этноним «осетин» не употреблял.

[120] См.: Тебуев Р.С., Хатуев Р.Т. Очерки истории карачаево-балкарцев. М.-Ставрополь, 2002. С. 44.

[121] Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской республики (ЦГА КБР). Ф. 1. Оп. 1. Д. 31. Л. 144.

[122] РГВИА. Ф. 482. Оп. 1. Д. 94. Л. 15.

[123] См., например: Карты Кавказа. Составил Вахушти Вахтангеевич, грузинский царевич (первая половина XVIII в.) // Собрание рукописных карт библиотеки Российской Академии наук.

[124] См.: Тебуев Р.С., Хатуев Р.Т. Очерки истории карачаево-балкарцев. М.-Ставрополь, 2002. С. 44.

[125] См., например: РГВИА. Ф. ВУА. Т. 3. Д. 19247. Л. 31об; Тебуев Р.С., Хатуев Р.Т. Очерки истории карачаево-балкарцев. М.-Ставрополь, 2002. С. 45 и др.

[126] РГВИА. Ф. 482. Оп. 1. Д. 192. Л. 103, 142, 137.

[127] РГВИА. Ф. ВУА. Д. 20479.

[128] РГВИА. Ф. 13454. Оп. 13. Д. 70. Л. 3.

[129] Медовеевцы (так называли их адыги) обитали на южных склонах Главного Кавказского хребта, на территории Абхазии. Но часть исследователей относит их к абазинам. (См., например: Тхайцуков М.С. Абазинское зарубежье. Черкесск, 2003. С. 22-26.).

[130] Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 13454. Оп. 2. Д. 101. Л. 1.

[131] РГВИА. Ф. 52. Оп. 1/194. Д. 481. Л. 44.

[132] Часть этих переселенцев, позднее, переселилась в селение Хасаут (Схауат). (См.: ЦГА КБР. Ф. 40. Оп. 1. Д. 8. Т. I. Л. 2об).

[133] Митрополит Гедеон. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.-Пятигорск, 1992. С. 23 и 35, помещенные чуть ниже, последующие две цитаты этого абзаца см. С. 46 и С. 60, а цитату в следующем абзаце см. С. 17.

[134] Православная энциклопедия. Том II. М., 2001. С. 372. Там же см. карту географического воссоздания путей миссионерской деятельности апостола Андрея Первозванного.

[135] Архиепископ Макарий. История христианства в России до равноапостольного Князья Владимира. 2-е изд. СПб., 1868. С. 88; Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Книга первая. М., 1994. С. 131.

[136] Митрополит Гедеон. Указ. соч. С. 35- 44, 46, 49 и 161. Следует отметить удивительную емкость мысли и всевидящий проницательный взгляд Высокопреосвященнейшего митрополита Гедеона – Человека аналитического ума и редкой эрудиции.

[137] См.: Генко А.Н. Из культурного прошлого ингушей // Записки коллегии востоковедов (ЗКВ). Л., 1930. Т.V. С. 721. Мнение известного кавказоведа основано на совокупности культурно-исторических фактов и глубоком знании идеологии и культуры средневекового аланского общества и государства.

[138] О времени и процессе христианизации народов Кавказа см. соответствующие статьи в отдельных томах следующих изданий: «Православная энциклопедия» (Том I. М., 2000), «Полный православный богословский энциклопедический словарь» (В 2-х томах. М., 1992), «Христианство. Энциклопедический словарь» (В 3-х томах. М., 1995-1997) и др.

Ничего нового в проблему формирования и развития христианской идеологии и культуры в аланском обществе и государстве, кроме непонимания предмета исследования и непозволительных элементарных оплошностей, не вносит статья московского искусствоведа Л.А. Перфильевой, см.: Аланская епархия // Православная энциклопедия. Том I. М., 2000. С. 440-444: ил.

[139] Судя по непозволительно низкому научному уровню докторских диссертаций для некоторых архитекторов из города Ростов-на-Дону, в частности, для супружеской пары Сулименко Сергея Дмитриевича и Пищулиной Виктории Владимировны архитектурное наследие горских народностей Северного Кавказа превращено в средство для достижения научной цели. См. авторефераты диссертаций на соискание ученой степени доктора архитектуры: Сулименко С.Д. Архитектура в традиционной культуре горских народов Северного Кавказа. М., 2000. - 51с.; Пищулина В.В. Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа VI-XVII вв. М., 2007. – 56с.

По столь же низкому научному уровню к ним примыкает и диссертация Кишкиновой Е.М. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, см. автореферат: «Византийский стиль» в архитектуре России середины XIX – начала ХХ вв. и его памятники на территории Южного региона. СПб., 2002. – 24с.

Более осторожны по отношению к архитектурному и градостроительному наследию национальных республик Северного Кавказа эпохи древности, средних веков и нового времени другие архитекторы из Ростова-на-Дону, которые приводят его в качестве исходного культурно-исторического фона. См. авторефераты диссертаций на соискание ученой степени доктора архитектуры, как успешно защищенной: Есаулов Г.В. Архитектурно-градостроительное наследие Юга России: его формирование и культурный потенциал. М., 2004. - 57с., так и подготовленной к защите: Лазарев А.Г. Зодчество Юга России (Подонье, Восточное Приазовье, Степное Предкавказье). М., 2004. - 68с.

[140] Скитский Б.В. Очерки по истории осетинского народа с древнейших времен до 1867 года// Известия Северо-Осетинского НИИ. Дзауджикау, 1947. Том Х. С. 59.

[141] Автор этих строк начал кратковременно в 1977 году и более обстоятельно на протяжении трех летне-осенних сезонов (1998, 1999 и 2000 гг.), в первые две-три недели занимаясь со студентами архитектурной специальности СКГМИ, а в остальное время – самостоятельно продолжал расчистку и натурное обследование Зругского храма раннесредневековой Алании. Несмотря на погодные условия, не прекращался повседневный тяжелый труд по расчистке от завалов и историко-архитектуроведческому обследованию уникального храма, даже, несмотря на то, что, по сей день, за столь кропотливый труд не было выплачено ни одного рубля. Хотя для оплаты за выполненные нами работы и подготовку проекта воссоздания архитектурного облика Зругского храма в Министерство культуры РСО-Алания было выделено 300 тысяч рублей, о чем автор этих строк был информирован официальным лицом – председателем Комитета по бюджету Парламента РСО-Алания Кодзаевым Г.С., выходцем из Зругского ущелья.

[142] Опубликованная информация о памятниках средневековой мемориальной и культовой архитектуры и монументальной живописи сознательно не приводится в примечаниях из-за ограниченности объема статьи, предлагаемой вниманию читателя. Вместе с тем, пользуясь возможностью, позвольте сообщить о том, что автор этих строк намерен подготовить и опубликовать историографическое исследование по истории архитектуры и монументальной живописи народов и стран северокавказского историко-культурного региона.

[143] РНБ. Ф. 941. Собрание рукописей царевича Иоанна (Грузинского). Опись II. №№ 7, 8, 10, 11, 12, 13, 16, 23, 28, 29, 31, 32, 47, 65 и 66.

[144] РНБ. Ф. 941. Собрание рукописей царевича Иоанна (Грузинского). Опись II. № 6. Устав и список личного состава мориге (регулярных войск). 01.01.1774. 1 свиток (9 составов).

[145] Агеева Р.И. Происхождение имен рек и озер. М., 1985. C. 87.

[146] Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М.-Л., 1949. Т.1. С. 177.

[147] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1973.

[148] Пужулис В.Г. Обозначение рельефа местности в древних германских языках. Дис. … канд. филол. наук. М., 1985. С. 195.

[149] Федосюк Ю.А. Русские фамилии. М., 1972. С. 141.

[150] Баскаков Н.А. Тюркская лексика в «Слову о полку Игореве». М., 1985. С. 48.

[151] Из того же корня, видимо, названия некоторых рек Чечни: Ясси «Аксай», I асс «река Асса» (= «Быстрая»); a также кавказский возглас при танце «асса!», означающий «быстро! больше огня и страсти!».

[152] Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Л., 1979. Т. III. С. 319.

[153] Баскаков Н.А. Тюркская лексика в «Слову о полку Игореве». М., 1985. С. 136.

[154] Баскаков Н.А. Тюркская лексика… С. 19.

[155] Баскаков Н.А. Тюркская лексика… С. 136.

[156] Баскаков Н.А. Тюркская лексика… С. 136.

[157] ОАК за 1890 г. Санкт-Петербург, 1893. С.87-96.

[158] Там же. С. 87, 90.

[159] ОАК за 1890 г. Санкт-Петербург, 1893. С. 87, 90, 91.

[160] Мамаев Х.М. Население Среднего Притеречья в раннесредневековую эпоху. Автореф дисс. … к.и.н.. М., 1985.

[161] ОАК за 1890 г. Санкт-Петербург, 1893. С. 87-96.

[162] ОАК за 1890 г. Санкт-Петербург, 1893. С. 89.

[163] Мамаев Х.М. Население Среднего Притеречья в раннесредневековую эпоху. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1985.

[164] Багаев М.Х. Фуртуогская катакомба // Новые археологические материалы по средневековой истории Чечено-Ингушетии. Грозный, 1983. С. 5-8; Мужухоев М.Б. Исследования в Чечено-Ингушетии и Северной Осетии // АО-1983. М., 1985. С. 127; Его же. Раскопки средневековых могильников горной Ингушетии в 1983 г. // Новые материалы по археологии и этнографии Чечено-Ингушетии. Грозный, 1987. С. 35-44.

[165] Чахкиев Д.Ю. Древности горной Ингушетии. Назрань, 2003. С. 11.

[166] См. историографию: Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. М., 1980. 

[167] Юнусов А.С. Поэма Низами «Искандер-намэ» как источник по политической истории Азербайджана и Грузии в X в. (поход руссов на Берду в 943-945 гг.) // Источниковедческие разыскания. Тбилиси, 1985. С. 149.

[168] Там же.

[169] Там же. С. 150.

[170] Григорьев В. О походе древних русских на Восток // Россия и Азия. СПб., 1876. С. 120.

[171] Полное собрание русских летописей. М., 1926. Т.1. Ч. 1. С.66.

[172] Василевский В.Г. Записка греческого топарха // Труды. СПб.. 1902. Т. 2.

[173] Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962. С. 363.

[174] Багрянородный Константин. Об управлении государством // ИГАМИМК. М.;Л., 1934. Вып. 91. С.10.

[175] Кузнецов В.А. Очерки истории алан. Орджоникидзе, 1984. С. 117.

[176] Там же.

[177] Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. М.. 1982. С. 127.

[178] Татищев В.Н. История Российская с самых древнейших времен. М., 1966. С. 48.

[179] Ногмов Ш.Б. История адыгского народа, составленная по преданиям кабардинцев. Нальчик, 1947.

[180] Там же. С. 45-46.

[181] Бутков П. Вести черкеса о князьях русских Святославе и Мстиславе // Северная пчела. 1850. № 99. С.595-596; Кокиев Г.А. Некоторые исторические сведения о древних городищах Татартуп и Дзиката // Записки Ростовского научно-исследовательского института. Ростов-на-Дону, 1929. Т.3; Алексеева Е.П. Материалы к древнейшей и средневековой истории адыгов (черкесов) // Труды Черкесского научно-исследовательского института. Черкесск, 1954. Т.2. С. 199-261.

[182] Ногмов Ш.Б. Указ соч. С. 57-58.

[183] Гаркави Ф.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и руссах. СПб., 1870. С. 127.

[184] Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава... С. 98-99.

[185] Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава... С. 98.

[186] Там же.

[187] Татищев В.Н. Указ соч. С. 49.

[188] Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава... С. 100.

[189] Кузнецов В.А. Указ. соч. С. 118.

[190] Цукерман К. Аланы и асы в раннем средневековье // Краткие сообщения института археологии. Вып. 218. 2005. С. 65-84.

[191] Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды (извлечения из персидских сочинений) / под. ред. В.Г. Тизенгаузена. Т.-II. М. - Л., 1941. С. 37.

[192] Там же. с.23.

[193] Там же. с. 37, 147.

[194] История народов Северного Кавказа (с древнейших времён до конца XVIII в.). М., 1988. Т. 1. С. 194.

[195] Там же. с. 194.

[196] Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа X-XIII вв. СПб., 1994. С. 179-180.

[197] Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента X-XI вв. М., 1963. С. 205.

[198] Кузнецов В.А. Алания в X - XIII вв. Орджоникидзе, 1971. С. 38-46; Кузнецов В.А. Очерки истории алан. 2-е изд. Владикавказ, 1992. С. 332.

[199] Цукерман К. Аланы и асы… С. 65-84.

[200] Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды (извлечения из арабских источников) / под. ред. В.Г. Тизенгаузена. Т. I. СПб., 1884. С. 116-117, 149, 160, 231, 306.

[201] Сборник материалов, …. 1941. С. 21, 24; 91.

[202] Бубенок О.Б. Аланы в Золотой Орде. Киев, 2004. С. 77.

[203] Герасимова М.М. К проблеме этногенеза и этнической истории балкарского народа // Отражение цивилизациионных процессов в археологических культурах Северного Кавказа и сопредельных территорий (юбилейные XXV «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа). Владикавказ, 2008. С. 125-127.

[204] Там же. С. 127.

[205] Горелик М.В. Черкесские воины золотой орды (по археологическим материалам) // Вестник института гуманитарных исследований правительства КБР и КБНЦ РАН. Вып. 15. Нальчик, 2008. С. 159.

[206] Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана. Махачкала, 1996. С. 238, 251.

[207] Шихсаидов А.Р.Эпиграфические памятники Дагестана. М., 1984. С. 372-373.

[208] Cм. Гусейнов Г.-Р. А.-К. Г̣умик̣~ Г̣умук̣~ К̣умук̣ средневековых источников: опыт историко-этимологической и ареальной интерпретации // Дагестанский востоковедческий сборник. Махачкала, 2008. Вып.1.

[209] Шихсаидов А.Р.Указ. раб. С. 372-373.

[210] Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993. С. 48. прим.63.

[211] См.:Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. - М.,1984.- С.336.

[212]См.:Гусейнов Г.-Р.А.-К. Шавхал//Вести Кумыкского научно-культурного общества (КНКО).Махачкала, 2001. Вып.6-7.С.42-43; Этимологический словарь тюркских языков. М.,1997. С. 268-269).

[213]Здесь и далее форма al-Lān арабских авторов, заимствованная из новоперсидского, является неправомочной попыткой вычленения артикля из этнонима alān (Августи Алемань. Аланы в древних и средневековых источниках. М., 2003. С. 28-29.)

[214] Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. Указ. раб.- С.168,201,204,206,239.

[215] Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Указ. раб. С. 47 прим.47.

[216] Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. Указ. раб. С. 237.

[217] Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. Указ. раб. С. 237-239; История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца ХVIII в. М.,1988. С. 150.

[218] См. Алиев К.М. Шаухалы Тарковские. Страницы кумыкской родословной. Махачкала, 2008. С. 22.

[219] См. Кёстлер Артур. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие.-СПб., 2001. С. 226. Соответствующему историко-лингвистическому анализу хоронима Т-д-лу, как и другим топонимам из письме кагана Иосифа, которые могут локализованы в пределах Дагестана, посвящено наше специальное исследование, подготовленное к печати.

[220]См.: Левитская Л.С. Историческая морфология чувашского языка. М., 1976. С. 127; Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. М., 2006. С. 230; Щербак А.М. Очерки по сравнительной морфологии тюркских языков (Имя). Л.,1977. С. 57; Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. М., 1988. С. 105-106.

[221] Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. М., 1984. С. 329-330.

[222] Севортян Э.В.Этимологический словарь тюркских языков. М., 1974. С. 134-135.

[223] Августи Алемань. Аланы в древних и средневековых источниках. М.,2003. С.28, 469, 470.

[224] Там же. С. 516. С тюркологической точки зрения, первый аффикс (-liôg) может передавать суффикс –lyγ с первичным значением «множественность, концентрацию, совокупность предметов, выраженных производящей основой», второй (-lieu) - -ly. Последний не только образует относительные прилагательные (см.: Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. М., 1988. С. 141, 149), но и, как было отмечено выше, имеет местное (локативное) значение. Причем у Махмуда Кашгари первый аффикс может указывать на место жительства, ср.: qujaslyγ «житель селения Куяса», где qujas «название селения» (см. Древнетюркский словарь. Л., 1969. С. 464). Речь, таким образом, идет соответственно о «совокупности, множестве алан» и регионе, «относящемся к аланам».

[225]См. Баскаков Н.А. Тюркская лексика в «Слове о полку Игореве». М., 1985. С. 14-15.

[226] Августи Алемань. Указ. раб. С.509, 512. Известные попытки интерпретации его названия на иранском языковом материале, в частности, возможность передачи -ns->-rc-(см. Августи Алемань. Указ. раб. С. 514) позволяют предполагать отражение в данном названии тюркского источника, ср.: обще-, межтюрк. йа:н «бок, (боковая) сторона» (см. Этимологический словарь тюркских языков. М., 1989. С. 113) + сай, имеющее в целом ряде тюркских языков значение «река (обычно пересыхающая время от времени из-за недостатка воды осенью и зимой» (см. Этимологический словарь тюркских языков. М., 2003. С. 151). Возможно, под Яньцаем следует понимать соответствующую сторону древней долины Узбоя в северо-западной Туркмении, которая считалась античными (еще Геродот в У в. до н.э.) и средневековыми авторами протоком Аму-Дарьи, впадавшим в Каспийское море. (см. Большая советская энциклопедия. М., 1977. Т. 26. С. 519, 520). Это может свидетельствовать о возможном наличии в данном регионе еще во II в. до н.э. тюркоязычного населения.

[227] См. Августи Алемань. Указ. раб. С.27.

[228]История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца ХУIII века. С. 85.

[229] См. Августи Алемань. Указ. раб. С. 30-31, 30-31 прим.16.

[230] Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. М.-Л., 1958. Т.I. С. 47.

[231] Основы иранского языкознания. Древнеиранские языки. М., 1979. С. 13,323.

[232] Cм.Эдельман Дж.И. Сравнительная грамматика восточноиранских языков. Фонология. М., 1986. С. 71.

[233] Дыбо А.В. Лингвистические контакты ранних тюрков. Лексический фонд. Пратюркский период. М., 2007. С. 48-49.

[234] Ср.: «…И ЯСЫ ПОБЕДИ И КАСОГЫ» (поход Святослава на хазар в 965 г.); «ВЪ ЛЬТО 6537(1029 г.) ЯРОСЛАВ ХОДИ НА ЯСЫ, И ВЗЯТЬ ИХ»; «К РЕЦЕ, ЗОМОВЕЙ ДОН, И ТУ…ПРИВЕДЕ С СОБОЮ ЯСЫ, И ЖЕНУ ПОЛОНИ ЯСЫНЮ» (поход 1116 г. Ярополка на половцев); «АНБАЛЪ ЯСИНЪ КЛЮЧНИКЪ»(убийство Андрея Боголюбского, 1175 г.); «И МЫ СЛЫШАХОМЪ ЯКО МНОГИ СТРАНЫ ПОПЛЕНИША. ЯСЫ, ОБЕЗЫ, КАСОГИ И ПОЛОВЕЦЬ БЕЗБОЖНЫХ МНОЖЕСТВО ИЗБИША…» (о татаро-монгольском походе 1223 г.) (Полное собрание русских летописей. Л., 1926. Т. I. Вып.1(Лаврентьевская летопись). С. 65,291,446). Последним и в то же время выходящим за пределы древнерусской традиции упоминанием данного этнонима является его отражение у архиепископа персидского города Султания Иоанна де Галонифонтибуса (1404 г.), который наряду с известными ему кумыками (в тексте – Kumuch) и аварами называет йассов между леками (но в тексте – Livat, что исключает подобную идентификацию) и аланами (см. Махмуд из Хиналуга. События в Ширване и Дагестане.-Махачкала, 1997. С. 197). По другим данным, в этом источнике речь идет о народах Ivlati, Assi, Alani, Avari и Kuminqui (см. Августи Алемань. Указ. раб. С. 222).

[235] Последние вместе с другими подразделениями (лат. Jazyges и Jassones) куманов прибыли во главе с ханом Котяном, согласно синхронному источнику, в 1239г. в Венгрию, но впервые упоминаются в латинской форме Jazonice в 1318 г. (см. Августи Алемань. Указ. раб. С. 224, 224 прим.145).

[236] Августи Алемань. Указ. раб. С.33.

[237] При этом второй - kun- компонент данного названия, в котором конечное -ok может интерпретироваться как показатель мн.ч (см. Основы финно-угорского языкознания. М., 1976. С.384) упоминается в Венгрии в последний раз в 1201 г. и отождествляется с известными здесь же с ХIII в. ком-ан-ами (здесь -ан- - древний тюркский, известный со времен М.Кашгари (ХI в.) показатель множественности (см. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. М., 1988. С.15-16) и соответственно с кумыками (см. Алиев К.С. Куны на Кавказе и в Венгрии (Предварительные заметки) // Вести Кумыкского научно-культурного общества (в дальнейшем - КНКО). Махачкала, 2000. Вып. 4. С. 24-25). Точнее, протокумыками, если иметь в виду, что первоначальной корневой частью исходной формы этнонима *qomuq является qon- (Гусейнов Г.-Р.А.-К. К локализации Чунгарса и Вабандара, или еще раз о северо-западных и иных пределах «страны hонов»//Дагестанский этнографический сборник. Махачкала, 2006. С. 61-62), в котором могло иметь место присущее старовенгерскому (с Хв. до 1526 г.) языку сужение гласного о>u (см. Основы финно-угорского языкознания. М., 1976. С. 355, 376). Ее вокализм сохранился в ср.-греч.(У-ХУ вв.) Κόμανοι, в то время, как в древнерусском с 1096г. известен этноним КУМАНИ, КУМАНЕ, обозначавший тот же (булгаро-хазарский) этнос(см. Фасмер М.Этимологический словарь русского языка. М., 1967. Т. II. С. 415), вытесненный с приходом в 1054 г. половцев-кыпчаков на правый берег Днепра. Именно к этому времени, к 1050 г., происходит окончательное разрушение Хазарского каганата (Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. М., 2002. С. 736), и другая часть коман/куман/кумыков, отделенная кыпчаками, остается на Северном Кавказе и Дагестане, в т.ч. в горном и равнинном Гумике. По другим данным, переселение собственно команов (возможно, одного из кумыкских субэтнических подразделений) в Восточную Европу имело место в 1017 году, когда они оставили свои земли кыпчакам, которые надвигались с востока, и в дальнейшем оба племени стали именоваться кыпчаками (см. Камалов И.Х. Отношения Золотой Орды с Хулагуидами. Казань, 2007. С. 29).

[238] Августи Алемань. Указ. раб. С. 33, 224, 225.

[239] Основы финно-угорского языкознания. М., 1976. С. 364.

[240] Августи Алемань. Указ. раб. С. 226.

[241] Августи Алемань. Указ. раб. С. 35, 492, 493. Однако более убедительным представляется (при соотнесении последнего названия с аварским ойконимом Сугъра(-лъ)/Сугъул «Согратль») его возведение к субстантивированной причастной на –ыр/-ур/-ар форме (см. Щербак А.М. Очерки по сравнительной морфологии тюркских языков (Имя). Л.,1977.С.170) Сугр(ов)< обще-, межтюрк. сыгъ- «вмещать, вместиться» > азерб. сыгъы-на-къ «убежище, укрытие, пристанище». (см. Этимологический словарь тюркских языков. М., 2003. С. 382, 383),.

[242] Основы финно-угорского языкознания. С.354, 355, 358, 376,377.

[243] См. Этимологический словарь тюркских языков. М., 1989. С. 155-156.

[244] См. Этимологический словарь тюркских языков. М., 1989. С. 79.Отглагольный характер данного этнонима позволяет соотнести с ним и другой, более древний, обозначавший одно из сарматских племен, расселившихся во II в.до н.э.(на равнине -!) в Северном Приазовье (см. Большая советская энциклопедия. М., 1978. Т. 30. С. 464) - языг. (ср. вышупомянутое лат.-венг. Jazyges), где -ыг - тюркский аффикс имени действия (см. Щербак А.М. Указ. раб. С. 172-173).

[245] См. Алиев К.С. Таргу-наме. Махачкала,2001. С. 271.

[246] Къумукъланы йырлары. Магьачкъала, 2002. Т. I. С. 51.

[247] О других свидетельствах пребывания горных хазар в Дагестане см.: Гусейнов Г.-Р.А.-К. Древняя Русь, Дагестан и горные хазары. К этимологизации и ареальной интерпретации нескольких булгаризмов древнерусского, дагестанских и иных языков // Языкознание в Дагестане. Махачкала, 2005. № 8.

[248] Традиционное отождествление последних с упоминаемым Марвази племенем -частb киданей - маурка (по Ауфи, Marqa, Myrqa, Murqa), именуемом кун, которое ушло из страны Кита и изгнало племя каи (Qajy или Qaj- предки османов) с их пастбищ пришло между 1030 и 1049 гг. в Черноморско-Каспийские степи, представляется недостаточно убедительным не только ввиду предполагаемого его монгольского происхождения (см.: Менгес К.Г. Восточные элементы в «Слове о полку Игореве». М., 1979. С. 69-70; Ушницкий В.В. Средневековые народы Центральной Азии (Вопросы происхождения и этнической истории тюрко-монгольских племен). Казань, 2009. С. 43-44), но и возможности отождествления с одним из телесских племен, известных в УII-УIII вв.- Байегу- Байыргу (см. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1967. С. 62). При этом развитие в нем b->m- могло быть обусловлено кыпчакским влиянием (см. Дыбо А.В. Указ. раб. С. 40).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.124 с.)