Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как научить ребенка эмпатии до окончания школы.
До сих пор мы говорили о создании учебной среды, основанной на эмпатии. А как насчет воспитания эмпатии в самих учениках? Ученики, к которым проявляют эмпатию, естественным образом будут склонны проявлять ее в ответ. У таких людей больше шансов развить социальный и эмоциональный интеллект, если их обучают те, кто уже развил в себе эти качества. Учитывая, что к семи годам дети проводят в школе от шести до семи часов в день, а иногда и больше, опыт пребывания в образовательном учреждении окажет большое влияние на их эмпатические способности. Если говорить о развитии когнитивной и эмоциональной эмпатии, школа стоит в одном ряду с родителями и сверстниками. Способ развития эмпатии, о котором вы узнали из первой главы, предполагает, что школьники должны научиться: а) признавать свои собственные эмоции и эмоции других людей, б) делать глубокие вдохи, если они ощущают эмоциональное возбуждение и в) проявлять любопытство, если им не понятна реакция другого человека, – так они получат возможность больше узнать о ситуации и устранить противоречия. У подавляющего большинства известных мне людей, которые счастливы в своей профессии, был учитель, побудивший их развивать внутренний потенциал, человек, который помог им осознать, в чем их талант. У многих из нас были учителя, которые помогли нам стать теми, кем мы хотели стать. А как насчет вас? Можете ли вы сказать, что кто-то из учителей проявлял к вам эмпатию? Эти люди приложили усилия, чтобы наладить с вами контакт? Мы помним своих учителей, потому что они заботились о нас – не только об успеваемости, но и повседневной жизни. Они помогли нам увидеть общую картину, наш потенциал и способности. Найдите минутку и подумайте о том, чем вы занимаетесь по жизни, попытайтесь найти учителя, который поможет вам стать на правильный путь или разобраться, что нужно делать. В этом и заключается сила эмпатического обучения – нет ничего более важного, чем наполнить нашу жизнь целью и смыслом. Учитель средней школы из Денвилла, штат Нью-Джерси, наглядно показал ученикам, что такое эмпатия, – предложил им сыграть в цифровую симуляционную игру, в которой каждому игроку было присвоено имя и предыстория – например, мигрант, пытающийся пересечь границу США, или солдат пограничного патруля, останавливающий нелегальных мигрантов. «Мигранты» подготовились к путешествию и спланировали свой путь через пустыню Аризоны. Перейти через пустыню им помогали коварные «гиды», которые иногда грабили «мигрантов» или оставляли их в затруднительном положении. Если кто-то в группе заболевал или получал травму, всем приходилось принимать непростое решение: должны ли они нести раненого или оставить его в пустыне? Между тем игроки, стоявшие на страже закона, отслеживали нелегальных мигрантов – не только чтобы не допустить нарушения границы, но и для оказания первой помощи и сбора останков погибших.
Что касается «мигрантов», игра заставила всех задуматься о том, что значит быть частью группы, отчаянно пытающейся начать все с начала. Исходя из смоделированной ситуации, они пытались выжить и пробиться к лучшей жизни. С другой стороны, ученики поняли точку зрения пограничного патруля. Целью пограничников было не только защитить страну от нелегальной иммиграции, но и предложить помощь брошенным в пустыне людям. Подобные темы проверяют нашу способность к эмпатии и пониманию действий взрослых людей. Когда учеников просят принять обе точки зрения, то есть понять мигранта, который хочет получить шанс на лучшую жизнь, и пограничника, которому приходится оказывать помощь огромному количеству людей, – им приходят на ум творческие решения проблемы. Опасность выбора в рамках «все или ничего» заключается в том, что он может привести как к самым простым, так и к самым сложным решениям. Такое мышление лишено мудрости, нюансов, оно исключает дополнительные варианты, которые позволили бы решать гуманистические проблемы и гарантировать, что ни одна сторона не будет перегружена. Если попросить учеников разобраться со сложными проблемами, подобными этой, у них появляется возможность интегрировать несколько точек зрения. Они запомнят урок. Возможно, во взрослой жизни он поможет им принимать взвешенные и справедливые решения. Посеяв семена эмпатии в дошкольнике, мы помогаем ему стать объективным и справедливым взрослым, который разбирается в человеческих эмоциях.
Один из моих друзей наглядно показал, как можно привнести эмпатический компонент в обучение взрослых людей. Авиад Харамати, для друзей просто – Ади, возглавляет Центр инноваций и лидерства в образовании «CENTILE» при Медицинской школе Джорджтаунского университета. Центр занимается повышением квалификации преподавателей вуза. Ади изменил программу обучения студентов-медиков с учетом физиологии тела и разума, включив в нее инструменты самопомощи, такие как медитация на развитие осознанности и йога. Это очень прогрессивные идеи в подготовке врачей. Цель программы – научить студентов-медиков разбираться в собственных эмоциях. Студенты учатся снижать предвзятость своего восприятия и действий с помощью упражнений на рефлексию и смоделированных ситуаций. Умение работать с эмоциями повышает не только качество жизни врача, но и его работоспособность. Центр «CENTILE» презентует свою программу на международных конференциях, стараясь увеличить охват аудитории. На курсах, которые я посещала в Гарвардском институте Мэйси, были организованы особые «сообщества» – детище Элизабет Армстронг, осознававшей, что преподавателям медицинских специальностей необходимо чувство принадлежности. Наличие постоянной группы товарищей, готовых оказать вам поддержку, способствует расширению сотрудничества и появлению инноваций. Раньше у преподавателей не было такой возможности. Теперь, когда они получили поддержку, это благотворно отразилось на их студентах и пациентах. По мнению Армстронг, преподавателям нужно усвоить правильные методики обучения, они должны получать обратную связь, за особые заслуги их следует обязательно премировать – наградами и признанием. Все это вдохновляет преподавательский состав, стимулирует проводить занятия на высочайшем уровне, возводит качество занятия в профессиональный приоритет. Эмпатию можно включить в учебный план при помощи разных хитростей. Возможно, вы не помните деталей своих любимых детских историй, но наверняка не забыли любимых персонажей. Может быть, вы увидели себя в малыше из стихотворения Доктора Сьюза[20] про сничей[21], который очень хотел, чтобы у него на животе была звездочка. Или, будучи школьником, вы прочитали «Гарри Поттера» и посочувствовали этому мальчику, потерявшему родителей? А может быть, в старшей школе вас потрясла печальная история любви Ромео и Джульетты? В большинстве историй вы не всегда знаете, что на уме того или иного персонажа, и движетесь от мысли к мысли, от момента к моменту, от ситуации к ситуации. Вы полагаетесь на воображение, заполняете пробелы, чтобы понять намерения и мотивы персонажа. Когда вы «сливаетесь» с ним, понимаете его психическое состояние, приходит осознание, которое вы незаметно для себя переносите в жизнь, – появляются какие-то ожидания, заставляющие противостоять предрассудкам и стереотипам, побуждающие глубже понимать других людей. Кто-то может думать иначе, но вы способны понять его мысли и чувства. Теперь, когда вы сталкиваетесь с незнакомым или сложным человеком, общаться с ним стало легче, потому что персонаж романа помог вам развить эмпатические навыки. Мы рассмотрим результаты исследования, подтверждающие эту мысль, в девятой главе, посвященной эмпатии в искусстве и литературе.
По роду деятельности мне часто приходится слышать от студентов-медиков комментарии в духе: «В детском саду это актуально, а сейчас зачем?» Я отвечаю так – очень многие не научились эмпатии в детском саду. К счастью, ситуация начинает меняться. В детских садах вводятся новые учебные курсы, например «Open circle»[22], где малышей учат выражать свои чувства и прислушиваться к чувствам других. Этот метод приняли во многих начальных школах США. Программы, подобные «Открытому кругу», учат детей внимательно относиться к чувствам, осознавать и выражать их. Постепенно дети начинают чувствовать себя более уверенно и спокойно. Одна бабушка, чья внучка прошла такую программу, поделилась со мной: «Я стояла у раковины, мыла посуду, а пятилетняя внучка что-то рассказывала. Она нежно взяла меня за руку и сказала: «Бабушка, учитель говорит, что когда люди разговаривают, нужно смотреть им в глаза вот так». Внучка попросила бабушку присесть, чтобы их глаза были на одном уровне, и добавила, что это помогает лучше понять человека. Она узнала об этом на «Открытом круге». Бабушка говорит, что теперь ее разговоры с внучкой приняли совершенно новый оборот. Они слушают друг друга ушами, глазами и сердцем. Я считаю, что никогда не поздно освоить эти навыки. Мне интересно: каким мог бы стать мир, если бы все научились слушать друг друга и реагировать на чувства других людей еще в детском саду? Помощь нуждающимся также способствует развитию эмпатических способностей детей. Некоммерческая организация Cradles to Crayons заботится о бездомных детях и малышах из малоимущих семей, обеспечивая их одеждой и всем необходимым. Основатель организации Линн Маргерио отмечает, что семьи, которые привлекают детей к волонтерской деятельности, дают им возможность задуматься о сверстниках, нуждающихся в помощи. Дети из обеспеченных семей часто не имеют представления, как живут бедняки. Маргерио поделилась примером: «Десятилетний мальчик-аутист вызвался помочь чистить и сортировать обувь, которую должны были отправить нуждающимся. Раньше он почти не говорил, но, по дороге домой, сказал маме: «Это было мощно!» Мама была ошеломлена – она и не думала, что он поймет всю глубину ситуации. Но было совершенно ясно – он понимает. Дома мальчик собрал всю свою обувь, которую мог пожертвовать. В этой куче была пара совершенно новых «найков». Когда-то он очень просил, чтобы их купили. Мама спросила: «Ты уверен, что хочешь отдать кроссовки?» – и тот настоял, чтобы у другого мальчика была возможность носить их. В Cradles to Crayons каждый день видят, как маленькие дети проявляют эмпатию, потому что родители дают им возможность в ней поупражняться».
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.80.187 (0.007 с.) |