Э.М.П.А.Т.И.Я. в работе учителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Э.М.П.А.Т.И.Я. в работе учителя



Если преподаватель не использует эмпатию, он может придавать значение исключительно производительности и измеримым показателям, не обращая внимания на причины результатов группы.

Сосредоточение внимания исключительно на знаниях, без учета эмоциональных факторов, которые способствуют обучению, лишает нас возможности по-настоящему вдохновлять студентов, не дает понять, почему кто-то из них хуже справляется с предметом, чем остальные. В моей практике это явление называется противопоставлением «основной жалобы» и «главной проблемы». Основная жалоба может заключаться в том, что ребенок получает плохие оценки. Главная проблема – причина, которая привела к низкой успеваемости. Если рассматривать ситуацию в контексте аббревиатуры Э.М.П.А.Т.И.Я., то здесь нам понадобится буква «И» – истинное слушание.

Возможно, одним из лучших примеров применения этой концепции на практике является школа Epiphany School, в которой работают моя подруга Кэролайн Абернети и ее дочь Фрэнни Абернети Армстронг. Epiphany School – средняя школа, расположенная на территории бедной общины, недалеко от Бостона. Она была основана в 1997 году. Она предоставляет детям из материально неблагополучных и социально незащищенных семей возможность полностью реализовать свой потенциал.

На начальном этапе сотрудники школы понимали – если они хотят, чтобы здесь учились дети, им придется организовать трехразовое питание. Подобное заключение может показаться не совсем типичным для образовательного учреждения, ориентированного на академические результаты, но когда Кэролайн и Фрэнни побывали у учеников дома, то увидели, что многим семьям элементарно не хватало денег, чтобы накормить детей, не говоря уже о сбалансированном и здоровом питании. Не нужно обладать ученой степенью, чтобы понять – голодное брюхо к учению глухо… На сегодняшний день школа открывается достаточно рано и предлагает детям здоровый завтрак. Потом начинаются занятия в ясельной, дошкольной и школьной группах, которые идут весь день, с перерывами на обед и ужин.

С чисто академической точки зрения, подобная целостная концепция, ориентированная на ребенка, была успешной. В эту школу приходят ученики с подготовкой на уровень «ниже среднего», но к восьмому классу результат уже на два-три уровня «выше среднего». В национальном масштабе всего у 8,3 % студентов из «низшего класса» получается окончить колледж, но более 60 % выпускников Epiphany School поступают в колледжи и успешно их оканчивают. Впечатляет тот факт, что некоторые выпускники, окончив колледжи, возвращаются в родную школу и становятся учителями. Таким образом, инвестиции начинают приносить дивиденды.

Фрэнни видит прямую зависимость между успеваемостью, сытостью и эмпатией: «Мы считаем, что если ученик пришел на урок, не выполнив домашнее задание, а в ответ слышит – «Все в порядке!», – это не проявление эмпатии, – рассуждает она. – Мы спрашиваем, почему ты не готов? Если дома было нечего есть и он просто не мог работать – это как раз та проблема, к решению которой мы стремимся. Мне кажется, что мы в этом случае как раз проявляем эмпатию по отношению к его успеваемости».

Я могу согласиться с такой точкой зрения. Подобное отношение позволяет понять, почему в образовании так важно «услышать всего человека», не относиться к ученику как к очередному пустому сосуду, который должен быть наполнен знаниями. Школы не преподают математику, английский и естественные науки – они учат детей. Подход Epiphany School принимает во внимание жизнь ребенка за стенами школы, а затем обеспечивает «структуру», которую большинство из нас принимает как должное. Эта школа – намного больше, чем бесплатная столовая. У многих учеников нет родителей или опекунов – кто вдохновит их на успех? В распорядке школы даже выделено время на выполнение домашних заданий, поскольку дома такой возможности может просто не быть.

В Дорчестере, штат Массачусетс, вниз по улице от Epiphany School, расположилась кухня новой некоммерческой сети продуктовых магазинов под названием Daily Table. Там можно приобрести недорогие, полезные для здоровья продукты – вот еще одна форма эмпатического образования. Основатель фирмы Даг Раух, бывший президент компании Trader Joe’s, отмечает: «У людей с ограниченными финансовым возможностями обычно нет достойного выбора, который дает чувство свободы действий в обеспечении семьи и подразумевает желание научиться готовить полезные для здоровья блюда».

Недостаток продовольствия является проблемой, затрагивающей каждого шестого американца: 17 миллионов детей не получают необходимые продукты. Даг прекрасно осознавал пользу здорового питания, поэтому его проект стал частью нового движения, известного как «Upstream medicine»[18], где основное внимание уделяется профилактике заболеваний, а не их лечению.

Укрепляя привычку к здоровому питанию, мы снижаем вероятность развития диабета, ожирения, гипертонии и других проблем со здоровьем, которым особенно сильно подвержены малоимущие семьи. Команда преподавателей Дага помогает покупателям выбрать продукты и научиться их готовить. Один из клиентов с гордостью воскликнул: «С тех пор как я стал покупать продукты в этом магазине, удалось похудеть на 34 килограмма, теперь мне не нужны лекарства от диабета!»

Переходя непосредственно к опыту работы в классе, мы видим, что ключевые компоненты метода Э.М.П.А.Т.И.Я. способствуют созданию стимулирующей учебной среды, но более простым способом. Хороший учитель использует определенные подходы, чтобы ученикам было интересно работать с материалом. Даже самый прогрессивный учебный план не позволит достичь цели, если в него не включены основные эмпатические компоненты. Учитель, лишенный эмпатии, обычно сосредоточен на себе самом. Он проводит большую часть своего времени, механически передавая информацию. Педагог, развивший навыки эмпатии, передает знание через призму опыта ученика, обращая внимание на состояние его души и эмоции.

Лучшие учителя, независимо от того, кого и чему учат, устанавливают с учениками зрительный контакт и внимательно следят за выражением их лица, позой и языком тела.

Они знают, что, если класс полон нахмуренных бровей и прищуренных глаз, ученики, скорее всего, растеряны. А если стулья начинают использоваться в качестве опоры для ссутулившихся тел, а на лицах читается безразличие, связь с классом потеряна – всем стало скучно и неинтересно.

С точки зрения учеников, если педагог излагает материал монотонно, не делая в речи никаких акцентов, на уроке можно помереть со скуки. Исследования показали, что учащиеся могут за пятнадцать секунд определить, насколько им интересен учитель, основываясь на его интонации. Тот, кто обращает на это внимание, всегда знает, как возвратить внимание аудитории или изменить тактику урока, чтобы вызвать интерес учеников. Наш учитель математики знал, что дети не любят этот предмет, поэтому пытался подавать материал иначе, выискивая примеры из повседневной жизни. Он мог попросить нас найти квадратный корень из числа цветов, которые росли у кого-то в саду, мог использовать наши имена вместо переменных. Прошло уже столько лет, а я до сих пор помню, как решать уравнения!

Если вы увлечены своей работой и действительно заботитесь о стремлении учащихся к обучению – то проявляете эмпатическую заботу. Это настоящий подарок для школьников! Полная вовлеченность со стороны преподавателей, скорее всего, вызовет максимальное участие со стороны студентов. Когда я преподаю или выступаю с речью, то воспринимаю ситуации своих учеников как личный вызов и принимаю в них участие. На небольших семинарах, которые проводятся в более узком кругу, я обращаю внимание на цвет глаз каждого студента, называю каждого из них по имени как можно чаще. Я постоянно сканирую комнату, оцениваю выражение лица и язык тела учеников, чтобы понять, слушает ли меня группа. Также я оставляю время для небольшого обсуждения – мои занятия не превращаются в монолог. Мне нравится слушать студентов, предоставив им возможность высказать свое мнение и задать вопросы.

Будущее образования

По мере того как преподаватели осознают ценность методик, основанных на практическом опыте, они постепенно начинают отходить от цифрового обучения. Судя по всему, «занятия по интернету» подразумевают отход от человеческих отношений и нивелируют ключевые компоненты эмпатии между учениками и учителем.

Массовые открытые дистанционные курсы, или MOOCS[19], как их обычно называют, предоставляются такими организациями, как Coursera, edX или Canvas Network. Подобная форма обучения получила широкое распространение в начале XXI века. В настоящее время более семисот университетов по всему миру, включая такие престижные учебные заведения, как Гарвард, Оксфорд и Принстон, запустили бесплатные или бюджетные онлайн-курсы. На них записалось уже почти 60 миллионов студентов, некоторые до сих пор привлекают сотни и тысячи…

Уроки, предоставленные в открытом доступе, могут демократизировать обучение. Подобная форма предлагает миллионам людей возможность изучить предмет, общаясь с лучшими в мире преподавателями. Высокомотивированным и самодостаточным людям онлайн-курсы могут помочь начать новую карьеру и изменить жизнь.

Но есть одна проблема: люди записываются на курсы, но не заканчивают их. Компания Coursera и ее университетские партнеры зарегистрировали несколько миллионов заявок, но завершило обучение только 280 000 студентов – им выдали сертификаты об окончании. В целом уровень «завершаемости» таких курсов составляет около 15 %. По курсам Harvard X и MITx ситуация аналогична – до конца доходит только 5,5 % студентов.

Почему так происходит? Особенно странно это звучит на фоне заявлений большинства экспертов о замещении очного обучения цифровым.

Согласно результатам опросов студенты предпочитают общаться с преподавателем лично – в этом нет ничего удивительного.

Некоторые плохо умеют обращаться с компьютером, что ведет к затруднениям в процессе обучения. Часто люди не знают, что делать, когда сталкиваются с техническими проблемами. Кто-то не умеет планировать время, другим не хватает мотивации… Но в чем же заключается самая главная причина? Люди скучают по взаимодействию с учителем! Они находят личные занятия более полезными – можно задавать вопросы, учитель или одногруппники могут вас подбодрить. При онлайн-обучении такой роскоши никто не предоставит, здесь отсутствуют все семь ключевых компонентов эмпатии. Кажется, все сводится к тому, чтобы смотреть в бездушный экран.

Все-таки я считаю, что у MOOCS есть потенциал, и не хочу сбрасывать их со счетов. Во-первых, такие курсы обеспечивают возможность самостоятельного обучения – мы можем тратить на учебную программу столько времени, сколько нам нужно, не испытывая смущения. Во-вторых, мне кажется, что в цифровое обучение можно добавить «личные» элементы. Даже в моей собственной компании, Empathetics, некоторые курсы проходят в онлайн-формате. При этом мы учим людей эмпатии!

Многие компании, предоставлявшие услуги онлайн-образования, мудро сделали шаг назад, задавшись целью добавить человеческий фактор в опыт работы с MOOCS. Были придуманы «смешанные» решения, которые сочетают в себе лучшее из онлайн-курсов и «живых» занятий. Например, в курсах нашей компании много видеоматериалов, мы предлагаем обучающимся принять участие в групповых семинарах, чтобы углубить знания по конкретной теме. На некоторых платформах добавлены конференц-связь, видеочаты и доски обсуждений. При отсутствии прямого доступа к преподавателям студенты могут общаться друг с другом онлайн.

Недавно я разговаривала с женщиной, которая прошла онлайн-курс по искусству письменной речи: преподаватель создал чат и проводил видеоконференции, к ним подключилось более двадцати тысяч слушателей. Во время одной из лекций он выбрал ее эссе и прочитал вслух, отметив, что это одна из лучших работ, что он видел за последние годы. Моя знакомая ощутила гордость и была признательна преподавателю, называла его поступок огромным подарком. После этого она решила, что хочет стать писателем. Несмотря на то что преподаватель прочитал только одно эссе, он сделал что-то и для других учеников, показав, что на самом деле слушал их, что они были для него чем-то большим, чем безликая и безымянная масса. Я подозреваю, что признание эссе одного студента побудило некоторых слушателей стараться изо всех сил, чтобы тоже получить признание.

Создавая курсы для компании Empathetics, мы придерживались аналогичного подхода, но пошли дальше. Некоторые из наших материалов универсальны, их можно получить через интернет, другие подразумевают необходимость эмоциональной встречи, чтобы учитель и ученик могли посмотреть друг другу в глаза. У нас есть команда, «учащая учителей», которая выезжает на места – в другие больницы и клиники. Это позволяет нам оптимизировать и адаптировать аспекты электронного обучения наших курсов к потребностям учащихся, независимо от того, являются они хирургами, врачами общего профиля, фельдшерами неотложной помощи или служащими, которые работают непосредственно с посетителями. Такой смешанный подход кажется мне идеальным. Думаю, что цифровое обучение со временем наберет должную популярность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.163 (0.009 с.)