Институт коррекционной педагогики рао, Москва 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт коррекционной педагогики рао, Москва



Обобщены наиболее актуальные для отечественной дефектологии мультидисциплинарные исследования в русле идей А.Р.Лурия о комплексном изучении ребенка с нарушениями раз­вития, проводимые на протяжении ряда лет в Институте коррекционной педагогики РАО (и ранее в Институте дефектологии АПН).

The authors generalize the most actual for the Russian defectology long-term multidisciplinary studies which were carried out ih the Institute of Special Education RAE (and earlier in the Institute of Defectology APS) in the light of A.R. Luriya's ideas about complex investigation of a child with development disorders.

В СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ чрезвычайно актуальны про­блемы ранней комплексной ре­абилитации детей с хроничес­кими заболеваниями и детей-инвали­дов. По данным Министерства здраво­охранения РФ, в последние годы число детей-инвалидов значительно увеличи­лось. Заболевания нервной системы за­нимают первое место среди причин ин­валидности. Количество врожденных аномалий, часто приводящих к инва­лидности, увеличилось на 41,8%.

Инвалидность как физическое огра­ничение взаимодействия ребенка с внешней средой может сочетаться с психической полноценностью в системе социальныx отношений. Следова­тельно, важнейшая задача комплекс­ной реабилитации — облегчение про­цесса интеграции детей-инвалидов в систему социальных отношений «ин­дивид — общество». Эта задача реша­ется нами в русле идей А.Р.Лурия, кото­рый утверждал, что комплексные ис­следования, объединяющие клиничес­кие, физиологические и психолого-педагогические данные, необходимы для «естественнонаучного обоснования це­лой большой области педагогических наук — дефектологии» (А.Р.Лурия, 1956, с. 8.).

В 1952 г. в Институте дефектологии АПН РСФСР под руководством А.Р.Лу­рия был создан отдел клинического и патофизиологического изучения уча­щихся спецшкол, на базе которого в 1967 г. Л.А.Новиковой была организо­вана лаборатория нейрофизиологичес­кого изучения аномальных детей. «Со­здание научно обоснованного учения о развитии аномального... ребенка, пра­вильного распознавания и оценки его дефектов, нахождения рациональных путей его обучения — все это невоз­можно без применения целой системы клинических, экспериментально-пси­хологических и патофизиологических исследований» (А.Р.Лурия, 1956, с. 3).

Предмет исследований лаборатории нейропсихофизиологического изуче­ния детей и диагностики, организован­ной в Институте коррекционной педа­гогики РАО в 1992 г. на базе лаборато­рии нейрофизиологии, — научный ана­лиз особенностей и нарушений психо­физиологического развития, а также поиск путей компенсации выявленных нарушений у детей с различными забо­леваниями центральной нервной сис­темы (ЦНС). Это направление исследо­ваний также было намечено в трудах А.Р.Лурия: «...тщательное клиническое изучение аномальных детей и столь же

тщательный психологический экспери­мент, помогающий установить природу дефектов, которые имеют место у ано­мального ребенка, и найти пути их ком­пенсации, — являются необходимыми условиями для того, чтобы превратить дефектологию в научно обоснованную систему знаний» (А.Р.Лурия, 1956, с. 3).

Компенсация нарушений психофи­зиологического развития детей пред­ставляет собой актуальную и трудную проблему из-за недостаточной разра­ботанности арсенала средств и мето­дов. Используемые в медицине методы лечения и профилактики ориентирова­ны в основном на фармакологические средства и физиотерапевтические про­цедуры. Возможности применения ме­тодов психофизиологической компен­сации нарушений развития исследова­ны недостаточно. В связи с этим осо­бую актуальность приобретает пробле­ма разработки фундаментальных основ дифференциальной диагностики нару­шений психофизиологического разви­тия и реабилитационной психофизио­логии. Методологической основой раз­работки этой проблемы послужила концепция А.Р.Лурия (1963, 1978) о структурно-функциональной органи­зации интегративной деятельности мозга как единой системы. В соответст­вии с этой концепцией в психофизио­логическом развитии ведущую роль иг­рают «три основных функциональных блока мозга» (А.Р.Лурия, 1978, с. 120): «...регуляции тонуса и бодрствования»; «...получения, переработки и хранения информации»; «программирования, регуляции и контроля». Предполагает­ся, что сведения о закономерностях и механизмах взаимодействия трех бло­ков при разных формах патологии ЦНС послужат основой для разработки новых и совершенствования имею­щихся методов нейропсихофизиологи-ческой диагностики, а также для созда­ния моделей и методов компенсации нарушений психофизиологического развития детей.

Решение указанной проблемы мо­жет быть достигнуто только в ком­плексных исследованиях, включающих несколько аспектов:

— клиническое обследование ре­бенка;

— психологическое исследование с целью выявления вторичных измене­ний в психическом развитии, которые

являются следствием основного забо­левания ЦНС;

— психофизиологическое исследо­вание, направленное на изучение со­стояния нейрофизиологических меха­низмов психических процессов;

— разработка методов психофизио­логической компенсации на основе по­лученных данных, которые могли бы быть включены в комплексную систе­му реабилитации детей с отклонениями в развитии.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Клиническое обследование. Прово­дилось неврологическое исследование детей с помощью стандартных обще­принятых методик. Особенности моз­гового кровообращения изучались с помощью методов функциональной ди­агностики — эхоэнцефалографии (ЭХОЭГ) и реоэнцефалографии (РЭГ). Аудиологическое исследование слуха включало отоакустическую эмиссию, анализ ориентировочных реакций на звуковые стимулы, импедансометрию. Офтальмологическое обследование включало биомикроскопию, исследо­вание глазного дна, скиаскопию, ска­нирование глазного яблока, определе­ние остроты зрения.

Психологическое исследование. У недоношенных детей младенческого и раннего возраста исследовали психо­моторное и эмоциональное развитие. Использовалась шкала интеллектуаль­ного развития теста «Шкалы развития младенцев и детей раннего возраста» Н.Бэйли (1993). Она содержит задания, направленные на изучение сенсорно-перцептивного различения,способнос­тей к усвоению, к решению проблем­ных ситуаций, ранних представлений о числе, импрессивной и экспрессивной речи, социальных навыков, начальных стадий формирования обобщения и классификации. У детей с общим недо­развитием речи (ОНР) младшего школьного возраста исследовали спо­собность к решению прогностических задач, что позволяло судить о состоя­нии внимания и памяти (методика «Угадайка» Л.И.Переслени и В.Л.Подобеда, 1982). У младших школьников со сложными сенсорными нарушениями с помощью набора методик исследова­ли восприятие, зрительную рабочую память, наглядно-действенное и на глядно-образное мышление (Л.П.Гри­горьева, 1988; Л.П.Григорьева, С.В.Сташевский, 1990).

Психофизиологическое исследова­ние. Регистрировались слуховые вы­званные потенциалы (СВП) в ответ на звуковые стимулы периферического (коротколатентные СВП) и коркового (длиннолатентные СВП) отделов слухо­вого анализатора. Зрительные вызван­ные потенциалы (ЗВП) регистрирова­лись в ответ на вспышки света, решет­ки и реверсию шахматных полей в про­екционной корковой зоне зрительной системы. При анализе ВП учитывались пороги их появления, компонентный состав и динамика амплитудно-времен­ных параметров в зависимости от воз­раста детей и характеристик стимуля­ции. Регистрировалась электроэнцефа­лограмма (ЭЭГ) в 16 отведениях от про­екционных и ассоциативных областей коры полушарий мозга в ситуациях спокойного бодрствования, при предъ­явлении световых и звуковых стиму­лов, в условиях ненаправленного и на­правленного внимания, при опознании сложных изображений. Анализ ЭЭГ производился по показателям спект­ральной плотности мощности ритмиче­ских составляющих и по показателям функции когерентности (КОГ), харак­теризующим активность и степень вза­имодействия той или иной области ко­ры с другими областями в различных экспериментальных ситуациях. Для об­работки полученных данных приме­нялся дисперсионный анализ (ANOVA/MANOVA, пакет программ Statistica). Результаты психофизиоло­гического исследования сопоставля­лись с клиническими данными и с вы­явленными с помощью психологичес­ких методик характеристиками внима­ния, восприятия, памяти и мышления.

Особенности психофизиологичес­кого развития недоношенных детей

Электрофизиологические и психо­логические методы использовались в систематических комплексных иссле­дованиях психофизиологического раз­вития недоношенных детей со сложны­ми нарушениями в младенческом, ран­нем, дошкольном и младшем школьном возрасте. В работе З.С.Алиевой иссле­довались недоношенные дети (гестаци-онный возраст 29 — 52 нед., масса тела при рождении 680 — 2100 г) с подозрением на неиросенсорное нарушение слуха, в возрасте от 1 до 12 мес. У боль­шинства детей имели место гипоксиче-ское травматическое поражение 1ДНС, перинатальная энцефалопатия, за­держка психомоторного и эмоциональ­ного развития. Анализ амплитудно-вре­менных характеристик СВП не выявил нарушений слухового анализатора у 22 из 78 детей. У остальных обследован­ных в 18% случаев отмечалась незре­лость слуховой системы в сочетании с гипоксически-травматическим пора­жением ЦНС. В ходе динамического наблюдения этих детей установлено снижение порогов появления СВП, за­кономерное уменьшение латентных периодов и повышение амплитуды компонентов СВП. Это свидетельству­ет о функциональных нарушениях в психофизиологическом развитии. В 72% случаев стойкое неиросенсорное нарушение слуха сочеталось с гипокси­чески-травматическим поражением ЦНС. По данным анализа амплитудно-временных характеристик стволовых КСВП и корковых ДСВЦ, отсутствовала положительная динамика в созревании разных уровней слухового анализато­ра, что, видимо, обусловлено грубыми морфофункциональными нарушения­ми. Наиболее значительные отклоне­ния от нормы параметров КСВП и ДСВП наблюдались у детей с глубокой степенью недоношенности и длитель­ной гипоксией ЦНС. Увеличение меж­пиковых интервалов компонентов СВП, отражающие замедление прове­дения нервных импульсов на уровне ствола мозга, возможно, указывает на снижение темпов миелинизации слу­хового пути. Полученные результаты свидетельствуют о том, что созревание слуховой системы зависит от степени недоношенности и глубины перина­тальной патологии ЦНС.

Л.И.Фильчикова исследовала недо­ношенных младенцев (гестационный возраст 28 — 35 нед., масса тела при рождении 750 — 2000 г) с ретинопатией, гипоксически-ишемическим пораже­нием ЦНС, задержкой психомоторного развития. Анализ ЗВП проекционной области коры на реверсию шахматных полей выявил в зависимости от стадии ретинопатии разное по степени сниже­ние амплитуды и увеличение латентности его компонентов. Острота зрения, определяемая по пороговому ЗВП, была снижена до 0,1 у детей с 1 — 2 стадия­ми ретинопатии; до 0,05 — 0,06 — при 3 стадии и до 0,01 — светоощущение у детей с 4 — 5 стадиями ретинопатии. Предполагается, что у недоношенных с ретинопатией нарушается созревание механизмов подсистем пространствен­ного зрения, обеспечивающих форми­рование целостности зрительного вос­приятия. Возможно, что нарушение ме­ханизмов связано с гипоксически-ише-мическим поражением ЦНС, влияю­щим отрицательно на морфофункцио-нальное созревание структур не только сетчатки и зрительного нерва, но и постгеникулярных зрительных путей.

В работе М.Э.Вернадской, Л.В.Гра­чевой и М.И.Фроловой (1999) показано, что значительные различия в уровне перцептивно-когнитивного развития доношенных и недоношенных младен­цев (по шкале теста Н.Бейли, 1993) с пе­ринатальным поражением ЦНС выяв­ляются тогда, когда не учитывается срок недоношенности. У недоношен­ных младенцев наблюдается значитель­ная задержка интеллектуального раз­вития. Срок гестации, масса тела при рождении, одна и та же степень пери­натальной энцефалопатии оказывают более сильное негативное влияние на перцептивно-когнитивное развитие недоношенных младенцев по сравне­нию с доношенными при отсутствии коррекции хронологического возраста. В случае учета срока недоношенности различия средних индексов интеллек­туального развития недоношенных и доношенных младенцев нивелируются.

В исследованиях Т.Ф.Костиной ус­тановлено, что отрицательное влияние фактора недоношенности на детей мо­жет проявляться на более поздних эта­пах онтогенеза. У дошкольников (в анамнезе у которых отмечена недоно­шенность) методами ЭХОЭГ и РЭГ вы­явлена в 67% случаев выраженная ве­нозная недостаточность в виде внутри­черепной гипертензии, которая часто сочеталась с тугоухостью. Ликворная дистония выявлена в 28% случаев. У младших школьников чаще, чем у до­школьников, наблюдалась венозная не­достаточность в виде ликворной дистонии (50% случаев) на фоне умеренно сниженного кровенаполнения сосудов. Внутричерепная гипертензия обнару­жена у 30% младших школьников. У всех обследованных детей наблюдалась разная по степени задержка рече­вого развития. На основе литератур­ных и собственных данных Т.Ф.Кости­на отмечает увеличение числа недоно­шенных детей со сложной сочетанной патологией развития (внутричерепная гипертензия + тугоухость + ДЦП + + умственная отсталость).

Итак, установлено отрицательное влияние фактора недоношенности на гемодинамику мозга и психофизиоло­гическое развитие на разных этапах онтогенеза. Недоношенные дети со­ставляют группу высокого риска воз­никновения у них неврологических за­болеваний и нарушения психофизио­логического развития. В критические периоды при поступлении в детский сад и в школу у детей группы риска воз­никают адаптационные срывы, что и наблюдается у недоношенных.

ВЛИЯНИЕ РАННЕЙ СЕНСОРНОЙ ДЕПРИВАЦИИ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Возникшее в раннем онтогенезе су­щественное ограничение средовых воздействий изменяет нормальное вза­имоотношение биологических, психо­логических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Харак­терное для нормы взаимодействие между внешней средой и развиваю­щимся мозгом нарушается, что отрица­тельно влияет на сенсомоторное и эмо­циональное развитие, формирование когнитивных функций, поведение и обучение детей.

В многочисленных морфологичес­ких, биохимических, нейро- и психо­физиологических исследованиях, про­веденных на животных и человеке, ус­тановлено, что созревание структур­ной и функциональной организации ЦНС зависит не только от генетическо­го фактора, но также и от внешней аф-ферентации. При ее отсутствии или грубом ограничении генетические предпосылки созревания в значитель­ной мере утрачивают свою силу. Мор-фофункциональное созревание ЦНС существенно страдает в условиях сен­сорной депривации, которую можно рассматривать как дефицит активации мозга.

Ограничение сенсорного притока, нарушение механизмов анализа внешних воздействий отрицательно влияют на созревание и деятельность активи­рующей системы мозга. Установлено, что результаты анализа и оценки внеш­них воздействий как бы управляют ак­тивирующей системой, регулируя при этом функциональное состояние коры и уровень внимания (Е.Н.Соколов, 1964). Полное или частичное ограниче­ние сенсорного опыта в раннем онтоге­незе приостанавливает или замедляет созревание нейронных структур. Так, ограничение притока зрительной афферентации в раннем онтогенезе при­водит к отрицательным последствиям в зрительной проекционной системе. При отсутствии световой стимуляции (полная депривация) развиваются ано­малии сетчатки глаза, которая или не созревает или же полностью дегради­рует. Воздействие на глаз только диф­фузного света (частичная депривация при отсутствии структурированных стимулов) сопровождается отсутстви­ем грубых патологических изменений в сетчатке, но оказывает значительное отрицательное влияние на зрительную кору. При этом могут иметь место ги­бель одних нервных элементов, функ­циональное снижение активности дру­гих и эффективности проведения воз­буждения через соединения между нервными клетками (синапсы).

Последствия зрительной депривации. В лаборатории нейрофизиологии Института дефектологии АПН РСФСР разработка проблемы сенсорной де-привации была начата в 60-е гг. Л.А.Но­виковой в сотрудничестве с Н.Н.Зисли-ной, Л.П.Григорьевой, В.А.Толстовой, Л.И.Фильчиковой (Л.А.Новикова, 1966; Особенности приема и переработки зрительной информации..., 1978). Для исследования состояния ЦНС слепых и слепоглухих был применен метод ЭЭГ (Л.А.Новикова, 1966). Автором было ус­тановлено, что визуальный анализ ЭЭГ позволяет не только выявить органиче­ское заболевание мозга, но также оце­нить степень зрительной депривации. Был сделан вывод о том, что характер изменений корковой ритмики зависит от степени ограничения притока в мозг зрительной афферентации.

В психофизиологических исследо­ваниях Л.П.Григорьевой (1964, 1983, 1984, 1985) показано, что врожденное или возникшее на ранних стадиях он­тогенеза значительное снижение зре-

ния (острота зрения 0,01—0,2) приво дит к развитию частичной сенсорной депривации, оказывающей отрица­тельное влияние на формирование ос­новных зрительных функций: абсолют­ной и контрастной чувствительности, цветоразличения, пространственной и временной разрешающей способнос­ти. Снижение функций зрения, обус­ловленное нарушениями сенсорно-специфических механизмов анализа зрительной информации, существенно ухудшает качество, скорость и симультанность различения признаков объек­тов (яркости, контраста, цвета, формы и т.д.). При этом формирование и опо­знание зрительных образов имеют осо­бую специфику. Интегрирование сен­сорной информации в целостный об­раз затруднено. Увеличивается удель­ный вес последовательных операций за счет сокращения параллельных.

Образ обеднен информацией и час­то деформирован, что затрудняет сли­чение его с эталонами, хранимыми в памяти; часто нарушается механизм симультанного опознания. В каждом конкретном случае слабовидения сложная картина нарушений зритель­ного восприятия, внимания, памяти, образного мышления определяется взаимодействием депривационного фактора с органическим, связанным с первичным соматическим дефектом в зрительной системе (Л.П.Григорьева, 1990, 1995).

На основе сопоставления психофи­зиологических и нейрофизиологичес­ких данных, полученных в исследова­ниях слабовидящих, слепых, а также деафферентированных животных (Н.Н.Зислина, 1978, 1987), было выска­зано предположение, что в условиях зрительной депривации наблюдаются сложные изменения в зрительной ко­ре. Депривация, возникшая в раннем возрасте, вызывает уменьшение числа нейронов, реагирующих на специфи­ческую стимуляцию.

В ряде работ было установлено, что ограничение зрительного опыта в ран­нем онтогенезе оказывает губительное влияние на созревание нейрофизиоло­гических механизмов зрительного вос­приятия. Это наблюдалось у детей с врожденной катарактой, препятствую­щей естественным воздействиям на сетчатку глаза. Вследствие раннего и длительного неупотребления нервных элементов развивается амблиопия — оптически некорригируемая слабость зрения. При разных видах амблиопии (вследствие врожденной или ранней травматической катаракты, врожден­ных аномалий рефракции, косоглазия) анализ амплитудно-временных харак­теристик ЗВП на диффузные и струк­турированные стимулы выявил недо­развитие и функциональный дефицит систем сенсорного анализа зрительной информации (Н.Н.Зислина, В.А.Тол-стова, Л.А.Новикова, И.Г.Куман, Л.И.Фильчикова, 1982; Н.Н.Зислина, 1987; И.Г.Куман, С.Н.Федоров, Л.А.Но­викова, 1983). Анализ ЗВП у младенцев с различными заболеваниями органа зрения показал, что возрастной период со 2 по 6 мес. жизни ребенка является сензитивным периодом формирования зрительной проекционной системы (Л.И.Фильчикова, 1999, 2001).

У слабовидящих детей с заболевани­ями ретино-геникуло-стриарного пути наблюдались разные по степени откло­нения от нормы характеристик фото-пической волны Ь 1 электроретино-граммы (ЭРГ), что отражает редукцию зрительных входов и нарушения меха­низмов сенсорного анализа в сетчатке глаза. Это приводит к ослаблению и дезорганизации афферентной посылки в стриарную кору, что подтверждается результатами анализа ЗВП (Л.П.Григо­рьева, 1983, 1985, 1990, 1995). Конфигу­рация и амплитудно-временные харак­теристики ЗВП в ответ на вспышку све­та, черно-белые и цветные решетки бы­ли грубо изменены. Эти особенности ЗВП связаны с такой дезорганизацией афферентной посылки, которая обус­ловливает уменьшение числа реагиру­ющих корковых нейронов, ассинхронность вовлечения их в реакцию, струк­турно-функциональные изменения нейронных ансамблей в проекционной коре. Можно предположить, что часть нейронов и синаптических контактов гибнет, у других нервных клеток сни­жается уровень функционирования. В результате взаимосвязи в сети наруша­ются, и в ответ на стимул не формиру­ется такой профиль нейронного ансам­бля, как в норме при аналогичных усло­виях стимуляции. Грубое снижение амплитуды ЗВП на вспышки света, чер­но-белые и хроматические решетки от­ражает существенное обеднение сети реагирующих нейронных ансамблей, обусловливающее уменьшение и упро­щение реакций на стимулы. В много­численных морфологических исследо­ваниях установлено, что у животных, которых выращивали в условиях дли­тельной сенсорной депривации, на­блюдаются структурные изменения ап­парата вставочных нейронов, обеспе­чивающих ансамблевую иерархичес­кую организацию церебральной коры. Эти данные могут свидетельствовать об изменении свойств нейронов, участву­ющих в формировании межструктур­ных связей.

Образование нервных связей на всех уровнях зрительного анализатора зависит от сенсорного опыта (Д. Хью-бел, 1990). В условиях нормальной сен­сорной стимуляции устанавливаются конвергентные связи и появляются специальные нейроны, реагирующие на сложные комбинации ощущений. При отсутствии сенсорного опыта та­кие связи не образуются или же исче­зают. Вследствие этого могут изменять­ся реакции макроструктурного уровня, сложных функциональных объедине­ний более высокого порядка, в которые включен первичный нейронный ан­самбль. Это предположение согласует­ся с данными исследования обезьян, у которых было обнаружено грубое по­давление нейронной активности в ас­социативных корковых областях после ранней и длительной зрительной де­привации (G.Hyvainen, L.Hyvarinen, L.Linnankosti, 1981; и др.). Существен­ное снижение активности нейронов в ассоциативных областях наблюдалось даже при относительной сохранности нервных клеток зрительной проекци­онной коры. В работе Н.Н.Зислиной и Л.А.Новиковой (Л.А.Новикова, 1986) было показано, что после длительной депривации у детей ЗВП в ответ на предъявление синусоидальных реше­ток больше отличались от нормы в ви-сочно-теменно-затылочной области, чем в зрительной проекционной коре. В исследовании В.А.Толстовой (2000) установлены меньшая вероятность вы­деления, меньшая устойчивость в ряду стимулов и снижение амплитуды ЗВП височно-теменно-затылочной области коры, полученного от худшего глаза у детей с амблиопией. На основе этих данных был сделан вывод о значитель­ном отрицательном влиянии ограниче­ния сенсорной афферентации на ассоциативные зоны каудального отдела коры мозга.

В.А.Толстовой (1996, 2000) показано, что у частичновидящих (острота зре­ния 0,02 — 0,06) наблюдалось грубое уменьшение сравнительно с нормой плотности распределения в зрительной коре эквивалентных источников рит­мов альфа-1 и альфа-2, которые, воз­можно, связаны со зрительным воспри­ятием и памятью (А.Н.Лебедев, 1985).

Снижение плотности распределе­ния источников альфа-ритма обуслов­ливало значительное уменьшение спе­ктральной плотности мощности (СПМ) частотных компонентов ЭЭГ, особенно в полосе альфа-2 в каудальном отделе коры. Наряду с этим имело место сни­жение степени синхронизации элект­рической активности в альфа-полосе внутри зон каудального отдела, а также снижение дистантной синхронизации ассоциативных зон с другими областя­ми коры (в полосе альфа-2). Эти резуль­таты свидетельствуют о значительной чувствительности корковых структур генерации альфа-поддиапазонов ЭЭГ к зрительной депривации при преиму­щественной чувствительности источ­ников альфа-2.

В исследовании Н.Н.Зислиной (Л.П.Григорьева, Н.Н.Зислина, В.А.Тол-стова, 1996) установлено, что у слабови­дящих детей в отличие от нормы в те­менных областях регистрировались не негативные, а позитивные сдвиги по­тенциала, что свидетельствует о недо­статочной активации этих зон коры при действии целевых и нецелевых стиму­лов. Учитывая имеющиеся в литературе сведения (В.Д.Глезер, 1985) о роли те­менных областей в обеспечении про­цессов селективного внимания, можно думать, что эти результаты отражают функциональную незрелость систем локальной активации вследствие огра­ничения сенсорного притока при слабовидении. В.А.Толстова (1996, 2000) ис­следовала динамику внутриполушар-ной когерентности (КОГ) ритмических составляющих тета-2, альфа-1 и альфа-2 ЭЭГ затылочной области и ассоциатив­ных зон коры при переходе от состоя­ния спокойного бодрствования к ори­ентировочной реакции. Выявлено, что в норме ОР чаще сопровождается сниже­нием показателей КОГ, т.е. десинхронизацией активности в значительно большем числе зон, чем у частичновидящих. Увеличение когерентности био­потенциалов различных зон коры при ОР у частичновидящих отражает боль­шую степень синхронизации электри­ческой активности. Возможно, что это определяется незрелостью активаци-онных механизмов, реализующих про­цессы непроизвольного внимания. Функционально зрелое внимание вы-ражается в появлении на активирован­ном фоне локальных фокусов взаимо­связанной активности (Н.В.Дубровинская, 1985).

Последствия слуховой депривации. В психологических исследованиях вы­явлено отставание в развитии зритель­ного внимания, восприятия и памяти у глухих детей (И.М.Соловьев, 1966; Т.В.Розанова, 1971, 1978). Нейропсихо-физиологические исследования ран­ней слуховой депривации были начаты Л.А.Новиковой и Н.В.Рыбалко (1979, 1982, 1987), а затем продолжены З.С.Алиевой (1988, 1996, 1998, 2001). На основе анализа слуховых вызванных потенциалов (КСВП и ДСВП) обнару­жено, что у детей с нейросенсорными нарушениями слуха созревание меха­низмов слухового анализатора замед­лено или же практически приостанов­лено. Пороги слуховой чувствительнос­ти были тем выше, чем больше длитель­ность слуховой депривации (при отсут­ствии специальной коррекционной ра­боты). Получены данные о различии уровня порогов, определяемых мето­дом регистрации ДСВП и по поведенче­ским реакциям. В большом числе слу­чаев (85%) пороги слуховой чувстви­тельности по ДСВП оказались ниже, чем пороги слуховых ощущений по по­веденческим реакциям. Предполагает­ся, что приход редуцированного аффе­рентного сигнала в первичную проек­ционную зону коры (а это отражает ДСВП) недостаточен для его осозна­ния. Более того, существенные измене­ния сравнительно с нормой амплитуд­но-временных характеристик ДСВП могут быть обусловлены морфофункциональной незрелостью первичной зоны. Для осознания сигнала необходи­мы также сформированные связи меж­ду первичными и вторичными (гности­ческими) корковыми зонами, в кото­рых осуществляется сличение поступа­ющей афферентации со следами памя­ти. Возможно, что морфофункциональ-ная незрелость первичной зоны вследствие сенсорной депривации обуслов­ливает недоразвитие вторичной зоны и связей в слуховой системе.

В исследовании В.А.Толстовой (2000) анализировалась ЭЭГ детей с нейросенсорной тугоухостью в ситуа­циях спокойного бодрствования, ожи­дания стимула и зрительного опозна­ния неполных изображений (тест Э.Голлина). Анализ производился на основе показателей КОГ, характеризу­ющих степень межзональной синхро­низации ритмов альфа-1 и альфа-2, ко­торая отражает функциональные взаи­мосвязи различных зон коры. При за­труднениях опознания неполных изоб­ражений выявлена слабая выражен­ность функциональных связей в пра­вой каудальной области коры мозга. Это, видимо, обусловлено недостаточ­ной сформированностью связей между первичными проекционными и ассоци­ативными корковыми зонами, что про­является в нарушениях зрительного восприятия у части глухих детей (Т.В.Розанова, 1971).

Последствия бисенсорной деприва­ции. Грубые нарушения зрения и слу­ха, в большой степени изолирующие ребенка от внешнего мира, сопровож­даются вторичными отклонениями в его психическом развитии, которое за­висит от времени наступления бисен­сорной депривации (В.Н.Чулков, 1986; А.А.Катаева, Т.А.Басилова, Е.Л.Гонча­рова, 1990). Указанные авторы подчер­кивали, что слепоглухота не является результатом простого суммирования нарушений зрения и слуха, а представ­ляет собой качественно иное сложное нарушение психического развития.

У детей с бисенсорной депривацией наблюдаются нарушения сенсомотор-ного развития, восприятия, памяти, мышления, речи, эмоциональных про­цессов, адаптивности и т.д. В связи с этим А.И.Мещеряков (1974) подчерки­вал необходимость биологически зна­чимых для ребенка внешних воздейст­вий в процессе становления его пове­дения и усвоения им общественного опыта.

В исследованиях Л.П.Григорьевой (1997) установлено, что при сочетанном снижении зрения (до 0,1 и ниже) и слу­ха внимание детей развито очень плохо вследствие значительного уменьшения физиологической интенсивности сен­сорных воздействий. Наряду с этим не были сформированы основные сенсор­ные эталоны, что затрудняло различе­ние признаков объектов и их опозна­ние; отсутствовали умения синтезиро­вать части объекта в целостный образ, сравнивать предметы, изображения; наблюдался дефицит сформированных зрительных представлений. Зритель­ная память и наглядно-образное мыш­ление были неразвиты.

Предполагается, что бисенсорная депривация в первую очередь обуслов­ливает недостаточность анализирую­щей системы мозга. Это связано с тем, что в условиях грубого ограничения сенсорной афферентации недостаточ­но формируются межнейронные связи в первичных (проекционных) корко­вых полях; вследствие этого нарушает­ся развитие внутрикорковых связей между первичными, вторичными и тре­тичными (ассоциативными) корковы­ми зонами, что затрудняет опознание объектов. Недостаточность анализиру­ющей системы мозга влечет за собой отклонения в развитии регулирующей и активирующей систем, в особеннос­ти механизмов локальной активации коры, что определяло незрелость про­извольного внимания. Это, в свою оче­редь, затрудняло формирование у де­тей перцептивно-когнитивных опера­ций, необходимых для опознания объ­ектов в условиях значительного сен­сорного дефицита.

Итак, анализ полученных данных выявил общие закономерности разви­тия и взаимодействия основных функ­циональных систем мозга («блоков», согласно терминологии А.Р.Лурия, 1978) у слабовидящих, частичновидящих, детей с нейросенсорными нару­шениями слуха и частичновидящих глухих дошкольного и младшего школь­ного возраста. При депривации разной модальности наблюдалась зависимость амплитудно-временных характеристик СВП и ЗВП, а также систем генерации основных частотных компонентов ЭЭГ от сенсорного притока. Его ограниче­ние у частичновидящих и глухих при­водит к изменениям энергетических показателей и модификациям прост­ранственно-временной организации ритмогенных систем, к замедлению темпов созревания альфа-ритма и ана­лизирующей системы мозга в целом. Выявлена системность нарушений, вы­зываемых разномодальной депривацией, которая проявляется в изменениях характеристик ВП и спектрально-коге­рентных показателей ЭЭГ не только в проекционных, но и в ассоциативных областях коры. Специфика функцио­нальной организации активирующей системы мозга, по данным анализа ЭЭГ, при ОР и направленном внимании состояла в преобладании механизмов диффузной неспецифической актива­ции и в незрелости механизмов изби­рательной управляемой активации. По­лученные результаты согласуются с данными психологических исследова­ний, в которых показана несформиро-ванность основных качеств внимания, восприятия и памяти вследствие огра­ничения сенсорного опыта слабовидя­щих, частичновидящих, слабослыша­щих и глухих с резидуальным зрением.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ КОГНИТИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В работах М.Н.Фишман (1989, 1992, 2001) исследовалась функциональная организация мозга детей с разными формами нарушений речевого разви­тия. Сопоставление нейропсихологи-ческих и психофизиологических дан­ных позволило установить снижение функциональных возможностей как левого, так и правого полушарий мозга, рассогласование механизмов межполу-шарного взаимодействия в процессе восприятия невербальной и вербаль­ной информации у детей с ОНР («Функциональная асимметрия...», 1992). Структурный анализ ЭЭГ детей с ОНР выявил разную по степени (в за­висимости от тяжести патологии) не­зрелость коры в сочетании с незрелос­тью регуляторных структур ствола моз­га, что оказывало отрицательное влия­ние на развитие внимания и памяти (М.Н.Фишман, 2001). У детей с дисграфией, дислексией, заиканием, алалией, ринолалией установлено преимущест­венное поражение структур левого по­лушария, сочетающееся, в зависимос­ти от формы нарушения речевого раз­вития, с вовлечением симметричных отделов правого полушария. Общим для всех указанных форм речевых на­рушений явилась значительная представленность отклонений в состоянии

подкорковых регуляторных структур в виде дисфункции или функциональной незрелости фронтоталамической регуляторной системы или дефицита не­специфической активации. Это в зна­чительной мере обусловливает нару­шения внимания, памяти, эмоциональ­но-волевой сферы детей с отклонения­ми в речевом развитии (М.Н.Фишман, 2001).

Л.И.Переслени и Л.А.Рожкова (1984, 1991, 1993, 2001) исследовали специфи­ку когнитивной деятельности детей с трудностями в обучении (ЗПР и ОНР). В соответствии с результатами выпол­нения прогностических задач дети с ОНР были разделены на две группы — с преимущественным дефицитом вни­мания (ДВ) и с дефицитом преимущест­венно процессов памяти (ДП). Выяв­ленная в группе с ДВ ослабленная вы­раженность компонентов ориентиро­вочного рефлекса (ОР) и ЗВП на иррелевантные стимулы, несколько возрас­тающая при повышении уровня внима­ния, может быть следствием (с учетом сохранности сенсорных функций) не­достаточности восходящих активирую­щих влияний и процессов регулируе­мой корковой активации. Это подкреп­ляется результатами анализа ЭЭГ, ука­зывающими на некоторую незрелость коры и дисфункцию стволовых (пре­имущественно нижних, включающих ретикулярную формацию среднего мозга) структур. Такие особенности корково-подкоркового взаимодейст­вия, не препятствуя формированию адекватного прогноза, очевидно, обус­ловливают слабый (асинхронный и, возможно, опережающий) отклик ней-рональной системы при восприятии очередного сигнала. Это коррелирует с такими поведенческими характеристи­ками детей, как быстрое угасание инте­реса к текущей деятельности, повы­шенная отвлекаемость, часто в сочета­нии с гиперактивностью, импульсивно­стью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.026 с.)