Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Институт коррекционной педагогики рао, Москва⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23
Обобщены наиболее актуальные для отечественной дефектологии мультидисциплинарные исследования в русле идей А.Р.Лурия о комплексном изучении ребенка с нарушениями развития, проводимые на протяжении ряда лет в Институте коррекционной педагогики РАО (и ранее в Институте дефектологии АПН). The authors generalize the most actual for the Russian defectology long-term multidisciplinary studies which were carried out ih the Institute of Special Education RAE (and earlier in the Institute of Defectology APS) in the light of A.R. Luriya's ideas about complex investigation of a child with development disorders. В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ чрезвычайно актуальны проблемы ранней комплексной реабилитации детей с хроническими заболеваниями и детей-инвалидов. По данным Министерства здравоохранения РФ, в последние годы число детей-инвалидов значительно увеличилось. Заболевания нервной системы занимают первое место среди причин инвалидности. Количество врожденных аномалий, часто приводящих к инвалидности, увеличилось на 41,8%. Инвалидность как физическое ограничение взаимодействия ребенка с внешней средой может сочетаться с психической полноценностью в системе социальныx отношений. Следовательно, важнейшая задача комплексной реабилитации — облегчение процесса интеграции детей-инвалидов в систему социальных отношений «индивид — общество». Эта задача решается нами в русле идей А.Р.Лурия, который утверждал, что комплексные исследования, объединяющие клинические, физиологические и психолого-педагогические данные, необходимы для «естественнонаучного обоснования целой большой области педагогических наук — дефектологии» (А.Р.Лурия, 1956, с. 8.). В 1952 г. в Институте дефектологии АПН РСФСР под руководством А.Р.Лурия был создан отдел клинического и патофизиологического изучения учащихся спецшкол, на базе которого в 1967 г. Л.А.Новиковой была организована лаборатория нейрофизиологического изучения аномальных детей. «Создание научно обоснованного учения о развитии аномального... ребенка, правильного распознавания и оценки его дефектов, нахождения рациональных путей его обучения — все это невозможно без применения целой системы клинических, экспериментально-психологических и патофизиологических исследований» (А.Р.Лурия, 1956, с. 3). Предмет исследований лаборатории нейропсихофизиологического изучения детей и диагностики, организованной в Институте коррекционной педагогики РАО в 1992 г. на базе лаборатории нейрофизиологии, — научный анализ особенностей и нарушений психофизиологического развития, а также поиск путей компенсации выявленных нарушений у детей с различными заболеваниями центральной нервной системы (ЦНС). Это направление исследований также было намечено в трудах А.Р.Лурия: «...тщательное клиническое изучение аномальных детей и столь же
тщательный психологический эксперимент, помогающий установить природу дефектов, которые имеют место у аномального ребенка, и найти пути их компенсации, — являются необходимыми условиями для того, чтобы превратить дефектологию в научно обоснованную систему знаний» (А.Р.Лурия, 1956, с. 3). Компенсация нарушений психофизиологического развития детей представляет собой актуальную и трудную проблему из-за недостаточной разработанности арсенала средств и методов. Используемые в медицине методы лечения и профилактики ориентированы в основном на фармакологические средства и физиотерапевтические процедуры. Возможности применения методов психофизиологической компенсации нарушений развития исследованы недостаточно. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема разработки фундаментальных основ дифференциальной диагностики нарушений психофизиологического развития и реабилитационной психофизиологии. Методологической основой разработки этой проблемы послужила концепция А.Р.Лурия (1963, 1978) о структурно-функциональной организации интегративной деятельности мозга как единой системы. В соответствии с этой концепцией в психофизиологическом развитии ведущую роль играют «три основных функциональных блока мозга» (А.Р.Лурия, 1978, с. 120): «...регуляции тонуса и бодрствования»; «...получения, переработки и хранения информации»; «программирования, регуляции и контроля». Предполагается, что сведения о закономерностях и механизмах взаимодействия трех блоков при разных формах патологии ЦНС послужат основой для разработки новых и совершенствования имеющихся методов нейропсихофизиологи-ческой диагностики, а также для создания моделей и методов компенсации нарушений психофизиологического развития детей.
Решение указанной проблемы может быть достигнуто только в комплексных исследованиях, включающих несколько аспектов: — клиническое обследование ребенка; — психологическое исследование с целью выявления вторичных изменений в психическом развитии, которые являются следствием основного заболевания ЦНС; — психофизиологическое исследование, направленное на изучение состояния нейрофизиологических механизмов психических процессов; — разработка методов психофизиологической компенсации на основе полученных данных, которые могли бы быть включены в комплексную систему реабилитации детей с отклонениями в развитии. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ Клиническое обследование. Проводилось неврологическое исследование детей с помощью стандартных общепринятых методик. Особенности мозгового кровообращения изучались с помощью методов функциональной диагностики — эхоэнцефалографии (ЭХОЭГ) и реоэнцефалографии (РЭГ). Аудиологическое исследование слуха включало отоакустическую эмиссию, анализ ориентировочных реакций на звуковые стимулы, импедансометрию. Офтальмологическое обследование включало биомикроскопию, исследование глазного дна, скиаскопию, сканирование глазного яблока, определение остроты зрения. Психологическое исследование. У недоношенных детей младенческого и раннего возраста исследовали психомоторное и эмоциональное развитие. Использовалась шкала интеллектуального развития теста «Шкалы развития младенцев и детей раннего возраста» Н.Бэйли (1993). Она содержит задания, направленные на изучение сенсорно-перцептивного различения,способностей к усвоению, к решению проблемных ситуаций, ранних представлений о числе, импрессивной и экспрессивной речи, социальных навыков, начальных стадий формирования обобщения и классификации. У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) младшего школьного возраста исследовали способность к решению прогностических задач, что позволяло судить о состоянии внимания и памяти (методика «Угадайка» Л.И.Переслени и В.Л.Подобеда, 1982). У младших школьников со сложными сенсорными нарушениями с помощью набора методик исследовали восприятие, зрительную рабочую память, наглядно-действенное и на глядно-образное мышление (Л.П.Григорьева, 1988; Л.П.Григорьева, С.В.Сташевский, 1990). Психофизиологическое исследование. Регистрировались слуховые вызванные потенциалы (СВП) в ответ на звуковые стимулы периферического (коротколатентные СВП) и коркового (длиннолатентные СВП) отделов слухового анализатора. Зрительные вызванные потенциалы (ЗВП) регистрировались в ответ на вспышки света, решетки и реверсию шахматных полей в проекционной корковой зоне зрительной системы. При анализе ВП учитывались пороги их появления, компонентный состав и динамика амплитудно-временных параметров в зависимости от возраста детей и характеристик стимуляции. Регистрировалась электроэнцефалограмма (ЭЭГ) в 16 отведениях от проекционных и ассоциативных областей коры полушарий мозга в ситуациях спокойного бодрствования, при предъявлении световых и звуковых стимулов, в условиях ненаправленного и направленного внимания, при опознании сложных изображений. Анализ ЭЭГ производился по показателям спектральной плотности мощности ритмических составляющих и по показателям функции когерентности (КОГ), характеризующим активность и степень взаимодействия той или иной области коры с другими областями в различных экспериментальных ситуациях. Для обработки полученных данных применялся дисперсионный анализ (ANOVA/MANOVA, пакет программ Statistica). Результаты психофизиологического исследования сопоставлялись с клиническими данными и с выявленными с помощью психологических методик характеристиками внимания, восприятия, памяти и мышления.
Особенности психофизиологического развития недоношенных детей Электрофизиологические и психологические методы использовались в систематических комплексных исследованиях психофизиологического развития недоношенных детей со сложными нарушениями в младенческом, раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте. В работе З.С.Алиевой исследовались недоношенные дети (гестаци-онный возраст 29 — 52 нед., масса тела при рождении 680 — 2100 г) с подозрением на неиросенсорное нарушение слуха, в возрасте от 1 до 12 мес. У большинства детей имели место гипоксиче-ское травматическое поражение 1ДНС, перинатальная энцефалопатия, задержка психомоторного и эмоционального развития. Анализ амплитудно-временных характеристик СВП не выявил нарушений слухового анализатора у 22 из 78 детей. У остальных обследованных в 18% случаев отмечалась незрелость слуховой системы в сочетании с гипоксически-травматическим поражением ЦНС. В ходе динамического наблюдения этих детей установлено снижение порогов появления СВП, закономерное уменьшение латентных периодов и повышение амплитуды компонентов СВП. Это свидетельствует о функциональных нарушениях в психофизиологическом развитии. В 72% случаев стойкое неиросенсорное нарушение слуха сочеталось с гипоксически-травматическим поражением ЦНС. По данным анализа амплитудно-временных характеристик стволовых КСВП и корковых ДСВЦ, отсутствовала положительная динамика в созревании разных уровней слухового анализатора, что, видимо, обусловлено грубыми морфофункциональными нарушениями. Наиболее значительные отклонения от нормы параметров КСВП и ДСВП наблюдались у детей с глубокой степенью недоношенности и длительной гипоксией ЦНС. Увеличение межпиковых интервалов компонентов СВП, отражающие замедление проведения нервных импульсов на уровне ствола мозга, возможно, указывает на снижение темпов миелинизации слухового пути. Полученные результаты свидетельствуют о том, что созревание слуховой системы зависит от степени недоношенности и глубины перинатальной патологии ЦНС.
Л.И.Фильчикова исследовала недоношенных младенцев (гестационный возраст 28 — 35 нед., масса тела при рождении 750 — 2000 г) с ретинопатией, гипоксически-ишемическим поражением ЦНС, задержкой психомоторного развития. Анализ ЗВП проекционной области коры на реверсию шахматных полей выявил в зависимости от стадии ретинопатии разное по степени снижение амплитуды и увеличение латентности его компонентов. Острота зрения, определяемая по пороговому ЗВП, была снижена до 0,1 у детей с 1 — 2 стадиями ретинопатии; до 0,05 — 0,06 — при 3 стадии и до 0,01 — светоощущение у детей с 4 — 5 стадиями ретинопатии. Предполагается, что у недоношенных с ретинопатией нарушается созревание механизмов подсистем пространственного зрения, обеспечивающих формирование целостности зрительного восприятия. Возможно, что нарушение механизмов связано с гипоксически-ише-мическим поражением ЦНС, влияющим отрицательно на морфофункцио-нальное созревание структур не только сетчатки и зрительного нерва, но и постгеникулярных зрительных путей. В работе М.Э.Вернадской, Л.В.Грачевой и М.И.Фроловой (1999) показано, что значительные различия в уровне перцептивно-когнитивного развития доношенных и недоношенных младенцев (по шкале теста Н.Бейли, 1993) с перинатальным поражением ЦНС выявляются тогда, когда не учитывается срок недоношенности. У недоношенных младенцев наблюдается значительная задержка интеллектуального развития. Срок гестации, масса тела при рождении, одна и та же степень перинатальной энцефалопатии оказывают более сильное негативное влияние на перцептивно-когнитивное развитие недоношенных младенцев по сравнению с доношенными при отсутствии коррекции хронологического возраста. В случае учета срока недоношенности различия средних индексов интеллектуального развития недоношенных и доношенных младенцев нивелируются. В исследованиях Т.Ф.Костиной установлено, что отрицательное влияние фактора недоношенности на детей может проявляться на более поздних этапах онтогенеза. У дошкольников (в анамнезе у которых отмечена недоношенность) методами ЭХОЭГ и РЭГ выявлена в 67% случаев выраженная венозная недостаточность в виде внутричерепной гипертензии, которая часто сочеталась с тугоухостью. Ликворная дистония выявлена в 28% случаев. У младших школьников чаще, чем у дошкольников, наблюдалась венозная недостаточность в виде ликворной дистонии (50% случаев) на фоне умеренно сниженного кровенаполнения сосудов. Внутричерепная гипертензия обнаружена у 30% младших школьников. У всех обследованных детей наблюдалась разная по степени задержка речевого развития. На основе литературных и собственных данных Т.Ф.Костина отмечает увеличение числа недоношенных детей со сложной сочетанной патологией развития (внутричерепная гипертензия + тугоухость + ДЦП + + умственная отсталость).
Итак, установлено отрицательное влияние фактора недоношенности на гемодинамику мозга и психофизиологическое развитие на разных этапах онтогенеза. Недоношенные дети составляют группу высокого риска возникновения у них неврологических заболеваний и нарушения психофизиологического развития. В критические периоды при поступлении в детский сад и в школу у детей группы риска возникают адаптационные срывы, что и наблюдается у недоношенных. ВЛИЯНИЕ РАННЕЙ СЕНСОРНОЙ ДЕПРИВАЦИИ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ Возникшее в раннем онтогенезе существенное ограничение средовых воздействий изменяет нормальное взаимоотношение биологических, психологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Характерное для нормы взаимодействие между внешней средой и развивающимся мозгом нарушается, что отрицательно влияет на сенсомоторное и эмоциональное развитие, формирование когнитивных функций, поведение и обучение детей. В многочисленных морфологических, биохимических, нейро- и психофизиологических исследованиях, проведенных на животных и человеке, установлено, что созревание структурной и функциональной организации ЦНС зависит не только от генетического фактора, но также и от внешней аф-ферентации. При ее отсутствии или грубом ограничении генетические предпосылки созревания в значительной мере утрачивают свою силу. Мор-фофункциональное созревание ЦНС существенно страдает в условиях сенсорной депривации, которую можно рассматривать как дефицит активации мозга. Ограничение сенсорного притока, нарушение механизмов анализа внешних воздействий отрицательно влияют на созревание и деятельность активирующей системы мозга. Установлено, что результаты анализа и оценки внешних воздействий как бы управляют активирующей системой, регулируя при этом функциональное состояние коры и уровень внимания (Е.Н.Соколов, 1964). Полное или частичное ограничение сенсорного опыта в раннем онтогенезе приостанавливает или замедляет созревание нейронных структур. Так, ограничение притока зрительной афферентации в раннем онтогенезе приводит к отрицательным последствиям в зрительной проекционной системе. При отсутствии световой стимуляции (полная депривация) развиваются аномалии сетчатки глаза, которая или не созревает или же полностью деградирует. Воздействие на глаз только диффузного света (частичная депривация при отсутствии структурированных стимулов) сопровождается отсутствием грубых патологических изменений в сетчатке, но оказывает значительное отрицательное влияние на зрительную кору. При этом могут иметь место гибель одних нервных элементов, функциональное снижение активности других и эффективности проведения возбуждения через соединения между нервными клетками (синапсы). Последствия зрительной депривации. В лаборатории нейрофизиологии Института дефектологии АПН РСФСР разработка проблемы сенсорной де-привации была начата в 60-е гг. Л.А.Новиковой в сотрудничестве с Н.Н.Зисли-ной, Л.П.Григорьевой, В.А.Толстовой, Л.И.Фильчиковой (Л.А.Новикова, 1966; Особенности приема и переработки зрительной информации..., 1978). Для исследования состояния ЦНС слепых и слепоглухих был применен метод ЭЭГ (Л.А.Новикова, 1966). Автором было установлено, что визуальный анализ ЭЭГ позволяет не только выявить органическое заболевание мозга, но также оценить степень зрительной депривации. Был сделан вывод о том, что характер изменений корковой ритмики зависит от степени ограничения притока в мозг зрительной афферентации. В психофизиологических исследованиях Л.П.Григорьевой (1964, 1983, 1984, 1985) показано, что врожденное или возникшее на ранних стадиях онтогенеза значительное снижение зре- ния (острота зрения 0,01—0,2) приво дит к развитию частичной сенсорной депривации, оказывающей отрицательное влияние на формирование основных зрительных функций: абсолютной и контрастной чувствительности, цветоразличения, пространственной и временной разрешающей способности. Снижение функций зрения, обусловленное нарушениями сенсорно-специфических механизмов анализа зрительной информации, существенно ухудшает качество, скорость и симультанность различения признаков объектов (яркости, контраста, цвета, формы и т.д.). При этом формирование и опознание зрительных образов имеют особую специфику. Интегрирование сенсорной информации в целостный образ затруднено. Увеличивается удельный вес последовательных операций за счет сокращения параллельных. Образ обеднен информацией и часто деформирован, что затрудняет сличение его с эталонами, хранимыми в памяти; часто нарушается механизм симультанного опознания. В каждом конкретном случае слабовидения сложная картина нарушений зрительного восприятия, внимания, памяти, образного мышления определяется взаимодействием депривационного фактора с органическим, связанным с первичным соматическим дефектом в зрительной системе (Л.П.Григорьева, 1990, 1995). На основе сопоставления психофизиологических и нейрофизиологических данных, полученных в исследованиях слабовидящих, слепых, а также деафферентированных животных (Н.Н.Зислина, 1978, 1987), было высказано предположение, что в условиях зрительной депривации наблюдаются сложные изменения в зрительной коре. Депривация, возникшая в раннем возрасте, вызывает уменьшение числа нейронов, реагирующих на специфическую стимуляцию. В ряде работ было установлено, что ограничение зрительного опыта в раннем онтогенезе оказывает губительное влияние на созревание нейрофизиологических механизмов зрительного восприятия. Это наблюдалось у детей с врожденной катарактой, препятствующей естественным воздействиям на сетчатку глаза. Вследствие раннего и длительного неупотребления нервных элементов развивается амблиопия — оптически некорригируемая слабость зрения. При разных видах амблиопии (вследствие врожденной или ранней травматической катаракты, врожденных аномалий рефракции, косоглазия) анализ амплитудно-временных характеристик ЗВП на диффузные и структурированные стимулы выявил недоразвитие и функциональный дефицит систем сенсорного анализа зрительной информации (Н.Н.Зислина, В.А.Тол-стова, Л.А.Новикова, И.Г.Куман, Л.И.Фильчикова, 1982; Н.Н.Зислина, 1987; И.Г.Куман, С.Н.Федоров, Л.А.Новикова, 1983). Анализ ЗВП у младенцев с различными заболеваниями органа зрения показал, что возрастной период со 2 по 6 мес. жизни ребенка является сензитивным периодом формирования зрительной проекционной системы (Л.И.Фильчикова, 1999, 2001). У слабовидящих детей с заболеваниями ретино-геникуло-стриарного пути наблюдались разные по степени отклонения от нормы характеристик фото-пической волны Ь 1 электроретино-граммы (ЭРГ), что отражает редукцию зрительных входов и нарушения механизмов сенсорного анализа в сетчатке глаза. Это приводит к ослаблению и дезорганизации афферентной посылки в стриарную кору, что подтверждается результатами анализа ЗВП (Л.П.Григорьева, 1983, 1985, 1990, 1995). Конфигурация и амплитудно-временные характеристики ЗВП в ответ на вспышку света, черно-белые и цветные решетки были грубо изменены. Эти особенности ЗВП связаны с такой дезорганизацией афферентной посылки, которая обусловливает уменьшение числа реагирующих корковых нейронов, ассинхронность вовлечения их в реакцию, структурно-функциональные изменения нейронных ансамблей в проекционной коре. Можно предположить, что часть нейронов и синаптических контактов гибнет, у других нервных клеток снижается уровень функционирования. В результате взаимосвязи в сети нарушаются, и в ответ на стимул не формируется такой профиль нейронного ансамбля, как в норме при аналогичных условиях стимуляции. Грубое снижение амплитуды ЗВП на вспышки света, черно-белые и хроматические решетки отражает существенное обеднение сети реагирующих нейронных ансамблей, обусловливающее уменьшение и упрощение реакций на стимулы. В многочисленных морфологических исследованиях установлено, что у животных, которых выращивали в условиях длительной сенсорной депривации, наблюдаются структурные изменения аппарата вставочных нейронов, обеспечивающих ансамблевую иерархическую организацию церебральной коры. Эти данные могут свидетельствовать об изменении свойств нейронов, участвующих в формировании межструктурных связей. Образование нервных связей на всех уровнях зрительного анализатора зависит от сенсорного опыта (Д. Хью-бел, 1990). В условиях нормальной сенсорной стимуляции устанавливаются конвергентные связи и появляются специальные нейроны, реагирующие на сложные комбинации ощущений. При отсутствии сенсорного опыта такие связи не образуются или же исчезают. Вследствие этого могут изменяться реакции макроструктурного уровня, сложных функциональных объединений более высокого порядка, в которые включен первичный нейронный ансамбль. Это предположение согласуется с данными исследования обезьян, у которых было обнаружено грубое подавление нейронной активности в ассоциативных корковых областях после ранней и длительной зрительной депривации (G.Hyvainen, L.Hyvarinen, L.Linnankosti, 1981; и др.). Существенное снижение активности нейронов в ассоциативных областях наблюдалось даже при относительной сохранности нервных клеток зрительной проекционной коры. В работе Н.Н.Зислиной и Л.А.Новиковой (Л.А.Новикова, 1986) было показано, что после длительной депривации у детей ЗВП в ответ на предъявление синусоидальных решеток больше отличались от нормы в ви-сочно-теменно-затылочной области, чем в зрительной проекционной коре. В исследовании В.А.Толстовой (2000) установлены меньшая вероятность выделения, меньшая устойчивость в ряду стимулов и снижение амплитуды ЗВП височно-теменно-затылочной области коры, полученного от худшего глаза у детей с амблиопией. На основе этих данных был сделан вывод о значительном отрицательном влиянии ограничения сенсорной афферентации на ассоциативные зоны каудального отдела коры мозга. В.А.Толстовой (1996, 2000) показано, что у частичновидящих (острота зрения 0,02 — 0,06) наблюдалось грубое уменьшение сравнительно с нормой плотности распределения в зрительной коре эквивалентных источников ритмов альфа-1 и альфа-2, которые, возможно, связаны со зрительным восприятием и памятью (А.Н.Лебедев, 1985). Снижение плотности распределения источников альфа-ритма обусловливало значительное уменьшение спектральной плотности мощности (СПМ) частотных компонентов ЭЭГ, особенно в полосе альфа-2 в каудальном отделе коры. Наряду с этим имело место снижение степени синхронизации электрической активности в альфа-полосе внутри зон каудального отдела, а также снижение дистантной синхронизации ассоциативных зон с другими областями коры (в полосе альфа-2). Эти результаты свидетельствуют о значительной чувствительности корковых структур генерации альфа-поддиапазонов ЭЭГ к зрительной депривации при преимущественной чувствительности источников альфа-2. В исследовании Н.Н.Зислиной (Л.П.Григорьева, Н.Н.Зислина, В.А.Тол-стова, 1996) установлено, что у слабовидящих детей в отличие от нормы в теменных областях регистрировались не негативные, а позитивные сдвиги потенциала, что свидетельствует о недостаточной активации этих зон коры при действии целевых и нецелевых стимулов. Учитывая имеющиеся в литературе сведения (В.Д.Глезер, 1985) о роли теменных областей в обеспечении процессов селективного внимания, можно думать, что эти результаты отражают функциональную незрелость систем локальной активации вследствие ограничения сенсорного притока при слабовидении. В.А.Толстова (1996, 2000) исследовала динамику внутриполушар-ной когерентности (КОГ) ритмических составляющих тета-2, альфа-1 и альфа-2 ЭЭГ затылочной области и ассоциативных зон коры при переходе от состояния спокойного бодрствования к ориентировочной реакции. Выявлено, что в норме ОР чаще сопровождается снижением показателей КОГ, т.е. десинхронизацией активности в значительно большем числе зон, чем у частичновидящих. Увеличение когерентности биопотенциалов различных зон коры при ОР у частичновидящих отражает большую степень синхронизации электрической активности. Возможно, что это определяется незрелостью активаци-онных механизмов, реализующих процессы непроизвольного внимания. Функционально зрелое внимание вы-ражается в появлении на активированном фоне локальных фокусов взаимосвязанной активности (Н.В.Дубровинская, 1985). Последствия слуховой депривации. В психологических исследованиях выявлено отставание в развитии зрительного внимания, восприятия и памяти у глухих детей (И.М.Соловьев, 1966; Т.В.Розанова, 1971, 1978). Нейропсихо-физиологические исследования ранней слуховой депривации были начаты Л.А.Новиковой и Н.В.Рыбалко (1979, 1982, 1987), а затем продолжены З.С.Алиевой (1988, 1996, 1998, 2001). На основе анализа слуховых вызванных потенциалов (КСВП и ДСВП) обнаружено, что у детей с нейросенсорными нарушениями слуха созревание механизмов слухового анализатора замедлено или же практически приостановлено. Пороги слуховой чувствительности были тем выше, чем больше длительность слуховой депривации (при отсутствии специальной коррекционной работы). Получены данные о различии уровня порогов, определяемых методом регистрации ДСВП и по поведенческим реакциям. В большом числе случаев (85%) пороги слуховой чувствительности по ДСВП оказались ниже, чем пороги слуховых ощущений по поведенческим реакциям. Предполагается, что приход редуцированного афферентного сигнала в первичную проекционную зону коры (а это отражает ДСВП) недостаточен для его осознания. Более того, существенные изменения сравнительно с нормой амплитудно-временных характеристик ДСВП могут быть обусловлены морфофункциональной незрелостью первичной зоны. Для осознания сигнала необходимы также сформированные связи между первичными и вторичными (гностическими) корковыми зонами, в которых осуществляется сличение поступающей афферентации со следами памяти. Возможно, что морфофункциональ-ная незрелость первичной зоны вследствие сенсорной депривации обусловливает недоразвитие вторичной зоны и связей в слуховой системе. В исследовании В.А.Толстовой (2000) анализировалась ЭЭГ детей с нейросенсорной тугоухостью в ситуациях спокойного бодрствования, ожидания стимула и зрительного опознания неполных изображений (тест Э.Голлина). Анализ производился на основе показателей КОГ, характеризующих степень межзональной синхронизации ритмов альфа-1 и альфа-2, которая отражает функциональные взаимосвязи различных зон коры. При затруднениях опознания неполных изображений выявлена слабая выраженность функциональных связей в правой каудальной области коры мозга. Это, видимо, обусловлено недостаточной сформированностью связей между первичными проекционными и ассоциативными корковыми зонами, что проявляется в нарушениях зрительного восприятия у части глухих детей (Т.В.Розанова, 1971). Последствия бисенсорной депривации. Грубые нарушения зрения и слуха, в большой степени изолирующие ребенка от внешнего мира, сопровождаются вторичными отклонениями в его психическом развитии, которое зависит от времени наступления бисенсорной депривации (В.Н.Чулков, 1986; А.А.Катаева, Т.А.Басилова, Е.Л.Гончарова, 1990). Указанные авторы подчеркивали, что слепоглухота не является результатом простого суммирования нарушений зрения и слуха, а представляет собой качественно иное сложное нарушение психического развития. У детей с бисенсорной депривацией наблюдаются нарушения сенсомотор-ного развития, восприятия, памяти, мышления, речи, эмоциональных процессов, адаптивности и т.д. В связи с этим А.И.Мещеряков (1974) подчеркивал необходимость биологически значимых для ребенка внешних воздействий в процессе становления его поведения и усвоения им общественного опыта. В исследованиях Л.П.Григорьевой (1997) установлено, что при сочетанном снижении зрения (до 0,1 и ниже) и слуха внимание детей развито очень плохо вследствие значительного уменьшения физиологической интенсивности сенсорных воздействий. Наряду с этим не были сформированы основные сенсорные эталоны, что затрудняло различение признаков объектов и их опознание; отсутствовали умения синтезировать части объекта в целостный образ, сравнивать предметы, изображения; наблюдался дефицит сформированных зрительных представлений. Зрительная память и наглядно-образное мышление были неразвиты. Предполагается, что бисенсорная депривация в первую очередь обусловливает недостаточность анализирующей системы мозга. Это связано с тем, что в условиях грубого ограничения сенсорной афферентации недостаточно формируются межнейронные связи в первичных (проекционных) корковых полях; вследствие этого нарушается развитие внутрикорковых связей между первичными, вторичными и третичными (ассоциативными) корковыми зонами, что затрудняет опознание объектов. Недостаточность анализирующей системы мозга влечет за собой отклонения в развитии регулирующей и активирующей систем, в особенности механизмов локальной активации коры, что определяло незрелость произвольного внимания. Это, в свою очередь, затрудняло формирование у детей перцептивно-когнитивных операций, необходимых для опознания объектов в условиях значительного сенсорного дефицита. Итак, анализ полученных данных выявил общие закономерности развития и взаимодействия основных функциональных систем мозга («блоков», согласно терминологии А.Р.Лурия, 1978) у слабовидящих, частичновидящих, детей с нейросенсорными нарушениями слуха и частичновидящих глухих дошкольного и младшего школьного возраста. При депривации разной модальности наблюдалась зависимость амплитудно-временных характеристик СВП и ЗВП, а также систем генерации основных частотных компонентов ЭЭГ от сенсорного притока. Его ограничение у частичновидящих и глухих приводит к изменениям энергетических показателей и модификациям пространственно-временной организации ритмогенных систем, к замедлению темпов созревания альфа-ритма и анализирующей системы мозга в целом. Выявлена системность нарушений, вызываемых разномодальной депривацией, которая проявляется в изменениях характеристик ВП и спектрально-когерентных показателей ЭЭГ не только в проекционных, но и в ассоциативных областях коры. Специфика функциональной организации активирующей системы мозга, по данным анализа ЭЭГ, при ОР и направленном внимании состояла в преобладании механизмов диффузной неспецифической активации и в незрелости механизмов избирательной управляемой активации. Полученные результаты согласуются с данными психологических исследований, в которых показана несформиро-ванность основных качеств внимания, восприятия и памяти вследствие ограничения сенсорного опыта слабовидящих, частичновидящих, слабослышащих и глухих с резидуальным зрением. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ КОГНИТИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В работах М.Н.Фишман (1989, 1992, 2001) исследовалась функциональная организация мозга детей с разными формами нарушений речевого развития. Сопоставление нейропсихологи-ческих и психофизиологических данных позволило установить снижение функциональных возможностей как левого, так и правого полушарий мозга, рассогласование механизмов межполу-шарного взаимодействия в процессе восприятия невербальной и вербальной информации у детей с ОНР («Функциональная асимметрия...», 1992). Структурный анализ ЭЭГ детей с ОНР выявил разную по степени (в зависимости от тяжести патологии) незрелость коры в сочетании с незрелостью регуляторных структур ствола мозга, что оказывало отрицательное влияние на развитие внимания и памяти (М.Н.Фишман, 2001). У детей с дисграфией, дислексией, заиканием, алалией, ринолалией установлено преимущественное поражение структур левого полушария, сочетающееся, в зависимости от формы нарушения речевого развития, с вовлечением симметричных отделов правого полушария. Общим для всех указанных форм речевых нарушений явилась значительная представленность отклонений в состоянии подкорковых регуляторных структур в виде дисфункции или функциональной незрелости фронтоталамической регуляторной системы или дефицита неспецифической активации. Это в значительной мере обусловливает нарушения внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы детей с отклонениями в речевом развитии (М.Н.Фишман, 2001). Л.И.Переслени и Л.А.Рожкова (1984, 1991, 1993, 2001) исследовали специфику когнитивной деятельности детей с трудностями в обучении (ЗПР и ОНР). В соответствии с результатами выполнения прогностических задач дети с ОНР были разделены на две группы — с преимущественным дефицитом внимания (ДВ) и с дефицитом преимущественно процессов памяти (ДП). Выявленная в группе с ДВ ослабленная выраженность компонентов ориентировочного рефлекса (ОР) и ЗВП на иррелевантные стимулы, несколько возрастающая при повышении уровня внимания, может быть следствием (с учетом сохранности сенсорных функций) недостаточности восходящих активирующих влияний и процессов регулируемой корковой активации. Это подкрепляется результатами анализа ЭЭГ, указывающими на некоторую незрелость коры и дисфункцию стволовых (преимущественно нижних, включающих ретикулярную формацию среднего мозга) структур. Такие особенности корково-подкоркового взаимодействия, не препятствуя формированию адекватного прогноза, очевидно, обусловливают слабый (асинхронный и, возможно, опережающий) отклик ней-рональной системы при восприятии очередного сигнала. Это коррелирует с такими поведенческими характеристиками детей, как быстрое угасание интереса к текущей деятельности, повышенная отвлекаемость, часто в сочетании с гиперактивностью, импульсивностью.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.026 с.) |