Проведение тифлопедагогом специальных коррекционных занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проведение тифлопедагогом специальных коррекционных занятий



На основании полученных о детях данных, тифлопедагог комплектует их в подгруппы для коррекционных заня­тий с учетом возраста, диагноза зри­тельного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболева­ний, уровня познавательной деятельно­сти и выявленных вторичных отклоне­ний в развитии.

Подгрупповые занятия тифлопеда­гог проводит ежедневно, планируя их по коррекционным программам [9, 15, 21]. Длительность каждого подгруппового занятия составляет 15 мин — в младшей и средней группах, 25 мин — в старшей и 30 мин — в подготовительной группе.

С детьми, которые в силу ряда при­чин в начале учебного года не могут участвовать в общеобразовательных и подгрупповых коррекционных заняти­ях (например, дети с тяжелой зритель­ной патологией, сопровождающейся слепотой или глубоким слабовидением; с сопутствующими заболеваниями — такими, как ЗПР, нарушение опорно-двигательного аппарата и др.), тифло­педагог также ежедневно проводит ин­дивидуальные коррещионные занятия по разработанным им индивидуальным программам обучения. Такая програм­ма предполагает учет тифлопедагогом зоны ближайшего развития ребенка. Целесообразно составлять индивиду­альную программу обучения на недли­тельные сроки, например на одну-две недели. Связано это с тем, что дети дан­ной категории не сразу вступают в кон­такт с тифлопедагогом, очень долго и трудно включаются в процесс коррек­ционного обучения. Постепенно, по мере развития коммуникативных воз­можностей детей, овладения ими ком­пенсаторными способами познания окружающего, они привлекаются к учас­тию сначала в подгрупповых занятиях тифлопедагога, а затем и в общеобразо­вательных занятиях воспитателей.

С детьми, не имеющими тяжелой зрительной патологии и сопутствующих заболеваний, но испытывающими на данном этапе обучения значительные трудности в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками (на об­щеобразовательных и подгрупповых коррекционных занятиях), тифлопеда­гог проводит индивидуальные коррек-ционные занятия один-два раза в неде­лю (дополнительно к подгрутшовым).

Длительность каждого индивиду­ального занятия от 10 (в младшей и средней) до 20 мин. (в старшей и подго­товительных группах).

Особый вид индивидуаль­ных коррекционных занятий тифлопедагога — подготовка детей к проверке остроты зрения, определе­нию характера зрения, к лечению на ортопепических аппаратах (например, на синоптофоре). Эти занятия тифлопеда­гог планирует, опираясь на рекоменда­ции врача-офтальмолога. Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате. Подобные занятия в ряде слу­чаев можно проводить и с небольшими подгруппами детей. Следует отметить, что по заданиям тифлопедагога воспита­тели групп также проводят с детьми (ин­дивидуально и с подгруппами) специ­альные игры и упражнения, направлен­ные на подготовку к участию в лечебно-восстановительном процессе и на за­крепление результатов лечения зрения.

Индивидуальную коррекционную работу тифлопедагог осуществляет не только в специально созданных услови­ях своего кабинета, но и включаясь в об­щеобразовательные занятия (например, на лепке, аппликации, конструировании и т.д.). В этом случае он садится рядом с ребенком, испытывающим трудности, и, используя метод совместного выпол­нения действий, оказывает ему индиви­дуальную коррекционную помощь. Во время прогулки тифлопедагог проводит индивидуальную работу, например, по обучению ориентировке на участке. В повседневной жизни детей в детском саду он индивидуально работает с деть­ми, нуждающимися в формировании навыков самообслуживания, умений

вступать в контакт с другими детьми и воспитателями и т.д. Как правило, это дети с глубокой зрительной патологией или имеющие такое сопутствующее за­болевание, как ЗПР. Занимаясь индиви­дуально с трудными детьми, тифлопеда­гог показывает воспитателям приемы коррекционного воздействия.

Основная цель, которую ставит пе­ред собой тифлопедагог в коррекционной работе с детьми, — подготовить их к восприятию того материала, который преподносится на общеобразователь­ных занятиях, к самостоятельному уча­стию в других видах деятельности (в иг­ре, в элементарном труде, в лечении зрения на аппаратах).

Тифлопедагог на своих занятиях в рамках общеразвивающего обучения решает следующие коррекционные задачи:

• формирование у детей представле­ний о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;

• формирование умений получать ин­формацию об окружающем мире с по­мощью всех сохранных анализаторов;

• обучение использованию получае­мой полисенсорной информации в предметно-практической, познаватель­ной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

Важнейшая задача, которую тифло­педагог решает на коррекционных за­нятиях всех видов, — формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения. Это такое поведение, кото­рое позволяет дошкольнику со зритель­ной патологией быть адекватным и са­мостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях, а также в общении со сверстниками и взрослыми.

В соответствии с Программами спе­циальных (коррекционных) образова­тельных учреждений IV вида (для сла­бовидящих детей) / Под ред. Л.И.Плак-синой. М., 1997/ тифлопедагог прово­дит специальные коррекционные за­нятия следующих видов:

• развитие зрительного восприятия;

• развитие осязания и мелкой мото­рики;

• ориентировка в пространстве;

• социально-бытовая ориентировка.

Выделение названных видов специ­альных коррекционных занятий обус­ловлено необходимостью формирования у детей компенсаторных способов познания окружающего. Тифлопедагог проводит также комплексные коррек­ционные занятия. Они носят уточняю­щий, закрепляющий, обобщающий ха­рактер. Их содержание предполагает использование детьми определенных навыков по всем видам коррекционных занятий.

Другой вид комплексных занятий, — в которых одновременно могут принять участие, например, тифлопедагог, вос­питатель, логопед.

Тифлопедагог строит свои занятия по следующей схеме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.006 с.)