Развитие зрительного восприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие зрительного восприятия



Специальные коррекционные заня­тия тифлопедагога по развитию зри-

тельного восприятия проводятся по ме­тодикам, разработанным АП.Григорь-евой и С.В.Сташевским; Л.И.Плакси-ной; Л.П.Григорьевой, М.Э.Вернад­ской, И.В.Блинниковой, О.Г.Солнце­вой; Л.В.Рудаковой.

Курс специальных коррекционных занятий тифлопедагога по развитию зрительного восприятия состоит из не­скольких этапов. На каждом этапе обу­чения решаются свои задачи, детям предлагаются задания определенного уровня сложности. Так, на начальном этапе тифлопедагог учит детей фикси­ровать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением; выделять основные зрительно воспри­нимаемые признаки (такие, как цвет, форма, величина). Постепенно с разви­тием зрительных возможностей детей усложняются задачи, которые ставит перед ними тифлопедагог (см. Коррек­ционные программы по развитию зри­тельного восприятия).

Занятия тифлопедагога по разви­тию зрительного восприятия у до­школьников с косоглазием и амблиопией теснейшим образом взаимосвя­заны с лечебно-восстановительным процессом. Так, на каждом этапе лече­ния ребенка (плеоптическом,ортопти-ческом, стереоскопическом) на кор­рекционных занятиях используется соответствующий дидактический ма­териал, проводятся специальные игры и упражнения, способствующие за­креплению результатов аппаратного лечения зрения [2, 7, 8, 11].

В период плеоптического лечения тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, способствующие акти­визации деятельности амблиопичного глаза. Так, предлагает детям задания, в которых учит их выделять с помощью зрения цвет, форму, величину предме­тов и изображений; задания, связан­ные с обводкой по контуру через каль­ку, упражнения с мелкой мозаикой, конструктором и т.п.

В период ортоптического лечения с детьми проводят специальные упраж­нения по подготовке к лечению на синоптофоре, упражнения, закрепляю­щие результаты лечения на этом аппа-

"Примечание. В зависимости от сложности заданий, от интенсивности зрительной нагрузки проводят не од­ну, а две физкультминутки.

рате. С этой целью детей учат, напри­мер, накладывать одно изображение на другое, подбирать цветное изображе­ние к контурному или силуэтному, точ­но совмещая их.

На этапе стереоскопического лече­ния тифлопедагог проводит с детьми игры и упражнения на зрительное со­измерение величины предметов, опре­деление их удаленности, расстояния между ними и т.п. Например, такие иг­ры, как «Распредели игрушки по вели­чине», «Разложи по величине геомет­рические фигуры», «Прокати мяч в во-ротики», «Набрось кольцо», «Поймай рыбку», «Попади в мишень», «Загони шарик в ячейку» и т.д.

Со слепыми дошкольниками, имею­щими остаточное зрение (0,01—0,04), тифлопедагог проводит индивидуаль­ные занятия по развитию остаточного зрения [3]. Комплекс упражнений для занятий с этими детьми подбирается для каждого ребенка с учетом рекомен­даций врача-офтальмолога. Дети вы­полняют упражнения, развивающие умение сосредотачивать зрительное внимание на заданном объекте, форми­рующие навыки нахождения их в поле восприятия и узнавания. Проводят так­же игры и упражнения, в которых по­вышается световая и цветовая чувстви­тельность глаз, точность узнавания иг­рушек и предметов.

Большое внимание на занятиях тиф­лопедагога по развитию зрительного восприятия уделяется формированию у детей понимания роли зрения в жизне­деятельности человека. Это связывает­ся с конкретными ситуациями из жиз­ни. Так, например, тифлопедагог пред­лагает детям рассмотреть игрушку, со­брать пирамидку или построить домик из кубиков (сначала с помощью зрения, а затем — с закрытыми глазами).посмо­треть вокруг себя, рассмотреть другого ребенка, найти дорогу из группы на участок детского сада и т.д. Тифлопеда­гог объясняет детям, что именно глаза помогают им увидеть и узнать все окру­жающее, правильно выполнить задание с игрушкой, выбрать направление, в ко­тором надо идти. Постепенно дети на­чинают понимать, что такое «зрение», и осознавать его роль в их жизни.

Необходимо также дать детям пред­ставление об их собственных зритель­ных возможностях (как они видят без очков и в очках). Например, тифлопедагог предлагает ребенку рассмотреть игрушку, посмотреть в окно и т.д. сна­чала без очков, а затем в очках. Внима­ние ребенка обращается на то, что он увидел в первом и во втором случаях, ему предлагают рассказать об этом. Ти­флопедагог помогает ребенку осознать то, что без очков он не может увидеть целый ряд признаков предметов, неко­торые детали, особенности строения предметов и т.д. Детей подводят к пони­манию необходимости ношения очков и лечения на аппаратах.

На занятиях по развитию зрительно­го восприятия тифлопедагог знакомит детей с основными правилами охраны зрения (например, соблюдение правиль­ной позы при выполнении графических упражнений, рассматривании картинок; умение правильно пользоваться допол­нительным освещением и т.д.).

Важнейшая задача — обучение де­тей приемам правильного использова­ния своего зрения и оказания ему по­мощи. Так, тифлопедагог учит детей быть внимательными при зрительном рассматривании игрушек, предметов и изображений; формирует алгоритм зрительного восприятия (учит рассмат­ривать их в определенной последова­тельности, по плану); внимательно слу­шать словесные описания тифлопеда­гога и сопоставлять с ними зрительно воспринимаемые объекты; вырабаты­вает у детей согласованные движения глаз и руки (умение сопровождать дви­жения глаз движениями руки). Детям дают также представление о том, что зрительную информацию об окружаю­щем мире необходимо дополнять той, которую можно получить с помощью слуха, осязания, двигательно-тактильной чувствительностью и т.д.

Необходимо отметить роль словес­ной регуляции тифлопедагогом зри­тельного восприятия детей. Он направ­ляет рассматривание детьми игрушки или предмета по определенному плану, последовательно, корригирует и акти­визирует его. С этой целью тифлопеда­гог задает детям вопросы, использует словесные инструкции: «Как называет­ся эта игрушка (предмет)?», «Какого цвета игрушка?», «Фассм«;кри игрушку внимательно», «Обведи взором контур игрушки», «Найти глазами части этой игрушки; назови их», «Какой формы игрушка?» и т.д.

Непременное условие успешности

работы тифлопедагога по развитию зрительного восприятия — активное включение в процесс зрительного об­следования речи самих детей (обуче­ние их словесному описанию своих зрительных впечатлений). Это необхо­димо для осмысления детьми информа­ции, получаемой с помощью зрения, анализа ее и осознанного использова­ния в различных видах самостоятель­ной деятельности.

Таким образом, на специальных коррекционных занятиях по развитию зри­тельного восприятия у детей формиру­ют умение рационально пользоваться нарушенным зрением; получать с его по­мощью информацию об окружающем; зрительное восприятие сопровождать восприятиями других модальностей; развивают мыслительную деятельность и познавательную активность. Это поз­воляет детям получать адекватные пред­ставления об окружающем их мире.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.015 с.)