Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Г.В.Гуровец, АХМосковкина // Дефектология, 2002, № 3, С. 39-44
Московский педагогический государственный университет Работа отражает современный уровень знаний по изучению генетических расстройств, лежащих в основе задержки психомоторного и речевого развития ребенка. Представлен пример клинического наблюдения, генетического исследования, педагогических занятий с ребенком, у которого был диагностирован синдром ломкой Х-хромосомы. Подчеркивается необходимость раннего выявления причин отклонения в развитии ребенка с характерными неврологическими и соматическими нарушениями. The article reflects contemporary level of knowledge in studying genetic disorders which are the basis of a child's psychomotor and speech development. Presented is an example of clinical investigation, genetic research, pedagogical studies with a child in whom syndrome of fragile X-chro-mosome was diagnosed. Stressed is the necessity of early revealing deviation causes in development of a child with typical neurologic and somatic didorders. В медико-психолого-педагогическую консультацию обращаются по поводу тех или иных вызывающих у них беспокойство отклонений в развитии ребенка. Задачей клинико-психолого-педагогического консультирования является установление структуры аномального развития, выявление этиологии и патогенеза данного расстройства с учетом генетических факторов в их формировании, а также выяснение особенностей воспитания, обучения ребенка в домашних условиях и в коллективе, его взаимоотношений с окружающей средой. При этом возрастает роль медико-генетической диагностики, имеющей свою методологию, позволяющую выявить причины нервно-психических и соматических нарушений по этиопатогенетическим и нозологическим параметрам, в постановке комплексного клинико-психолого-педагогического диагноза. Такой комплексный подход к обследованию ребенка, а в ряде случаев и его ближайших родственников дает возможность рекомендовать родителям и педагогам тот или иной вариант обучения и воспитания. При необходимости создаются индивидуальные коррекционные программы и назначается медикаментозное лечение. Наиболее заметной для родителей является задержка психомоторного и речевого развития ребенка, что и побуждает их обратиться к специалистам. Психомоторное развитие ребенка представляет собой сложный процесс, характеризующийся определенной последовательностью и неравномерностью созревания отдельных структур головного мозга, качественным их преобразованием на каждом возрастном этапе. При этом качественная характеристика каждой последующей стадии развития зависит от полноценности предыдущей. В основе психомоторного развития ребенка лежит генетическая программа, реализующаяся под влиянием различных эндогенных и экзогенных факторов. Поэтому в тех случаях, когда ребенок отстает в психомоторном и речевом развитии, несмотря на наличие благоприятных средовых условий, прежде всего необходимо выявить роль наследственности в этом отставании. Педагог и воспитатель, медицинские работники, отметив специфические особенности развития ребенка, а также характерные черты его внешности, должны направить его на медико-генетическое консультирование.
Одной из наиболее распространенных форм генетической патологии, при которой сочетаются психомоторные, речевые и интеллектуальные расстройства, является синдром Мартина — Белла (синдром ломкой Х-хромосомы). Предполагается, что его частота среди умственно отсталых мальчиков колеблется от 1,9 до 5,9%, а среди мальчиков с выраженной олигофренией она составляет около 8%. Среди всех новорожденных мальчиков частота синдрома составляет 1: 1250, среди девочек— 1: 200. Интеллектуальный дефект имеет место не только у лиц мужского пола, но и у 1/3 женщин, гетерозиготных носительниц. Название данного синдрома связано с наличием разрыва на длинном плече Х-хромосомы. Диагноз устанавливается с помощью цитогенетических и мо-лекулярно-генетических методов по наличию сайта ломкости на длинном плече Х-хромосомы и обнаружению три-нуклеотидных повторов различной протяженности в гене MR-1. Эти методы позволяют уточнить диагностику синдрома ребенка, получить точные данные при внутриутробной диагностике плода, а также выявить гетерозиготных женщин-носительниц с повышенным риском рождения аномального ребенка. Широкая фенотипическая вариабельность синдрома описывается в трех известных нозологических формах: синдрома Мартина — Белла (наиболее частый фенотип) и более редких фенотипов, сходных с теми, которые наблюдаются при синдроме Прадера — Вилли и Сотоса. Однако фенотипические проявления обычно недостаточно специфичны, и во всех случаях необходима лабораторная диагностика.
При фенотипе, характерном для синдрома Мартина — Белла, наиболее часто наблюдаются такие признаки: увеличение размеров головы, кистей, стоп, большие оттопыренные уши, своеобразная форма носа с широким основанием и закругленным кончиком, высокий, выступающий лоб, долихоцефальной формы череп (преобладание продольных размеров над поперечными), удлиненное лицо с уплощением его средней части и увеличенным подбородком. Часто отмечаются высокое арковидное нёбо, прогения, расширение концевых фаланг кистей рук, редкие зубы. Характерна повышенная раз-гибаемость суставов, различные дефекты скелета. Одним из характерных признаков является макроорхизм, выявляющийся либо при рождении, либо позднее и не связанный с изменением эндокринной системы. Наблюдение за детьми показало определенную динамику симптомов. Так, новорожденные дети с этим заболеванием, по словам родителей, похожи на «китайчонка»: пухлое личико с узкими глазными щелями и отечными веками. Через несколько месяцев из-за плохого роста волос на голове и «острых» ушей голова ребенка приобретает сходство с птичьей. Глаза, по выражению родителей, делаются похожими на глаза ящерицы. К году брови становятся шире, глазные щели приобретают полулунную форму. Голова кажется непомерно большой. В отличие от детей с гидроцефалией имеет место равномерное увеличение как мозговой, так и лицевой части черепа: «взрослая голова» у маленького ребенка. К 2 — 3 годам лицо ребенка вытягивается, становится продолго-ватей. Вначале увеличивается лоб, затем средняя часть лица и челюсти. Увеличиваются ушные раковины. К этому же возрасту все более отчетливо проявляются общая моторная неловкость, неуклюжесть, обусловленные недостаточностью координации движений. В этот период происходит постепенное увеличение кистей и стоп, коленных и локтевых суставов. При этом особенно большими выглядят колени. Дети с синдромом Мартина — Белла чаще имеют светлую радужку, светлые волосы и кожу с повышенной эластичностью. Все перечисленные внешние признаки обычно сочетаются с отставанием в психическом и речевом развитии и своеобразным нарушением поведения. С возрастом моторная неловкость и нарушение координации движений становятся более явными. В анамнезе таких детей отмечается задержка локомоторного развития. Обычно дети начинают позже садиться и ходить. Овладев навыком прямостоя-ния, ребенок длительное время не начинает переступать ногами. Для этих детей характерно также отставание в развитии речи. В среднем первые слова появляются к 2 годам, фразовая речь — к 3 — 3,5 годам, т.е. наблюдается значительный разрыв между появлением первых слов и фразовой речи. Типичны выраженные нарушения звукопроизношения за счет оральной диспраксии. Обращает на себя внимание частота клаттеринга и заикания, иногда отмечаются нарушения голоса с преобладанием его низкой или высокой тональности. Умственная отсталость при данном синдроме чаще имеет умеренную или глубокую степени. Имеется тенденция к снижению IQ с возрастом. Однако синдром ломкой Х-хромосомы может наблюдаться не только у детей с нарушенным интеллектом, но и у детей с аутизмом, трудностями обучения, расстройствами речи, гиперактивным поведением, шизофреноподобными психозами и депрессией.
У всех детей, страдающих олигофренией, обусловленной ломкой Х-хромо-сомой, наблюдается атипичная осложненная структура интеллектуального дефекта. Атипичность проявляется неравномерностью психического недоразвития с асинхронной задержкой созревания высших психических функций. Даже при нерезко выраженной интеллектуальной недостаточности у детей с большим трудом формируются право-левая ориентация, пространственные представления, конструктивная деятельность. В дальнейшем они с трудом овладевают навыками счета и письма. При нейропсихологическом обследовании часто выявляются локальные нарушения высших психических функций (дискалькулия, дисграфия, пальцевая агнозия, конструктивная апраксия). Серьезными проблемами, с которыми сталкивается педагог при работе с этими детьми, являются нарушения внимания и гиперактивность. В психическом статусе на первый план выступают такие признаки психоорганического синдрома, как психомоторная растормо-женность, постоянное двигательное возбуждение, склонность к «застреваниям», психическая истощаемость; в неврологическом статусе — органические стигмы, дисплазии; в двигательной сфере — потряхивание и потирание рук, периодическое напряжение тела, легкие гримасы; в речи — невнятность и торопливость (хотя при желании речь может быть и более внятной и разборчивой), вычурность интонаций, склонность к безудержной необращенной вербализации, наличие персеверации и эхолалии. Во время беседы со специалистом такие дети могут стараться отвлечь внимание матери от разговора с врачом (педагогом), например, ладонями отворачивать ее лицо от собеседника, собирать ее вещи, показывать, что надо уходить. Эти признаки близки к аутическим, однако ребенок может быть эмо- ционально теплым, контактным, что не характерно для детей с РДА, так же как и то, что по мере привыкания к новому окружению он становится более раскованным, хорошо общается с детьми и взрослыми, правильно ориентируется в ситуации, адаптирован в быту, адекватен эмоционально. Такие наблюдения ставят вопрос о связи периферических (парааутистических) аутистических признаков в моторике и речи с самим фактором ломкой Х-хромосомы. Наиболее выраженными парааутистические проявления бывают в возрасте до 7 лет, к подростковому возрасту они сглаживаются либо полностью исчезают.
В течение многих лет ведутся исследования, направленные на разработку методов эффективной терапии детей с синдромом ломкой Х-хромосомы. В связи с тем, что у больных были выявлены нарушения обмена фолатов, первоначальные попытки лечения этого заболевания были связаны с использованием препаратов фолиевой кислоты. Первые сообщения о результатах такого лечения были весьма обнадеживающие: сообщалось об улучшении общего состояния детей, их поведения и познавательной деятельности. Однако дальнейшие исследования и наблюдения не подтвердили значительного положительного влияния этих препаратов на здоровье и поведение детей с синдромом ломкой Х-хромосомы. Под нашим наблюдением находились несколько детей с синдромом Мартина — Белла. Приводим выписку из истории наблюдения за одним из них. Костя Б., 4 года. Родители обратились в психолого-медико-педагогическую консультацию при дефектологическом факультете МПГУ по поводу задержки речевого развития. Из анамнеза стало известно, что мальчик от I беременности, протекавшей тяжело, на 4 месяце была угроза выкидыша, мать лежала в стационаре на сохранении. Роды наступили на 37 —38 неделе, тяжелые, длительные. Ребенок родился в условиях асфиксии, находился в реанимации, а затем в детской клинической больнице с диагнозом: последствия ги-поксическо-травматического поражения 1ДНС, судорожный синдром, синдром двигательной расторможенности. В последующем отмечалась задержка психофизического и речевого развития. В связи с моторными нарушениями был поставлен диагноз ДЦП, мальчик наблюдался в специальной детской больнице, получал массаж, ЛФК, медикаментозное лечение. После трех лет диагноз ДЦП был снят. Родителей беспокоило отсутствие речи у ребенка, недостаточный контакте окружающими, неумение себя обслуживать, играть с игрушками, чем-либо заниматься. Родители пытались устроить мальчика в ясли-сад, но в детском коллективе он не удержался. Индивидуальные логопедические занятия, которые были начаты с ребенком, прекратились из-за недостаточного контакта с педагогом. При первом знакомстве установить с мальчиком контакт не удалось. Студенты, в присутствии которых проходило первичное знакомство с Костей, позднее посещали его на дому, общались с родителями, занимались с ним, вели дальнейшее наблюдение. Обращало на себя внимание то обстоятельство, что мальчик, находясь дома с родными, слушался только того, кто в данный момент занимался с ним, остальные оказывались вне поля зрения и вызывали резкую реакции, если с их стороны следовало какое-либо замечание. Малыш видел в качестве примера для подражания действия только одного из своих близких. Так, с отцом, если они были вдвоем, ребенок мог целенаправленно заниматься, играть с игрушками по замыслу взрослого. За матерью, когда не было отца, мог повторять действия бытового характера: подметать пол, принести по ее просьбе какую-то вещь. Он слушал стихи и сказки, которые рассказывала ему бабушка; находясь возле нее, подражал ее действиям. И вместе с тем привить ребенку определенные знания, навыки, умения не удавалось.
В процессе наблюдения за ребенком были отмечены его недостаточная ориентировка в пространстве, отсутствие интереса к игрушкам, моторная неловкость, мальчик самостоятельно себя не обслуживал, нуждался в постоянной опеке. Речевой контакт был ограничен, самостоятельно речью не пользовался, иногда произносил лепетные слова или звукоподражания, связанные с ситуацией общения. Медицинское обследование выявило: череп гидроцефальной формы с выраженными буграми в лобной области, широкое переносье, массивная нижняя челюсть, высокое твердое нёбо. Двустороннее косоглазие, артикуляционная мускулатура слабо развита. Объем общих движений ограничен, мелкая моторика не сформирована, мышечный тонус повышен, сухожильные рефлексы оживлены, тургор тканей снижен, развернуты края грудной клетки. Мальчик ходит неустойчиво, координационные пробы выполняет слабо. Отмечается двусторонняя косолапость. Учитывая анамнестические данные и сложную структуру дефекта, родителям было предложено провести дополнительное обследование, в том числе и генетическое. На эхограмме было выявлено расширение мозговых желудочков (гипертензионно-гидроцефальный синдром), обусловленное пренатальной и натальной патологией. Генетический анамнез и обследование родственников выявили следующее (см. рис.): I-1. Бабушка — достаточно культурный человек, имеет высшее образова- ние, практически здорова. Внешние особенности: вздернутый кончик носа, ускоренная по темпу речь, импульсивность. У нее две дочери. И-2. Мать нашего обследуемого: удлиненное лицо, массивный подбородок, страдает заболеванием костно-мышечной системы, имеет светлые радужки. Считается практически здоровой, имеет высшее техническое образование. Н-3. Тетка (сестра матери) имеет высшее образование, очень похожа на свою сестру. Так же, как и бабушка, говорит очень быстро, вспыльчива. III-1. Наш обследуемый (пробанд). III-2. Двоюродный брат отстает в развитии, ЗПР. При цитогенетическом исследовании было выявлено наличие ломкой Х-хромо-сомы, что в сочетании с характерным фенотипом позволяет отнести данные нарушения к синдрому Мартина — Белла. У матери, тетки (сестры матери) и бабушки (гетерозиготных носительниц мутантного гена) можно обнаружить субклинические проявления. Дальнейшее наблюдение и занятия проводились в домашних условиях в присутствии родителей. Отмечалось, что контакт с мальчиком легче устанавливался в присутствии родственников. Мальчик проявлял интерес к игрушкам, отмечались процессуальные действия, но при попытках переключить внимание он давал негативные реакции, никаких других заданий не принимал. Обращала на себя внимание симбиотическая связь с близкими взрослыми, однако поставленная взрослыми цель, речевая инструкция, просьба не регулировали поведение ребенка, он не мог отвлечься от непосредственных впечатлений окружающей среды, и это разрушало организующее влияние взрослого. Мальчик мог сосредоточиться только наочень короткий период, а затем наступало перевозбуждение. Такие задания, как «Спрячь шарики», «Разбери матрешку», «Сложи матрешку», выполнить не мог. После обучения к самостоятельному выполнению перейти не сумел. В этот период ребенок был обследован психиатром по месту жительства, установлен диагноз: умственная отсталость и ОНР, в связи с чем он был направлен в специальный детский сад. На первых этапах пребывания в детском саду для детей с интеллектуальными нарушениями обращала на себя внимание ограниченность его контактов с детьми и педагогом, в играх не участвовал, речевое развитие значительно отставало от возрастной нормы. Индивидуальные занятия были возможны, однако мальчик был неусидчив, истощаем, внимание удавалось привлечь с трудом, контакт был ограничен. Продвижение в общем развитии проходило медленно; игровой процесс отсутствовал; мог долго ходить с игрушкой в руке или однообразно возить машинку по полу. Однако наблюдения, продолжавшиеся в течение трех лет пребывания мальчика в детском саду, показали, что ребенок за прошедший период подрос и окреп физически, стал лучше ходить, улучшились моторные функции и координация движений. Мелкая моторика оставалась недостаточной. Ведущая рука правая, но карандаш и кисточку держит рукой, зажатой в кулачок. Самостоятельно не рисует, сделать рисунок по обводке затрудняется. В перерыве между занятиями ходит по комнате, потряхивает руками, выполняет какие-то навязчивые действия. На занятиях физкультурой или музыкальной ритмикой отмечаются затруднения при выполнении движений по инструкции, затрудняется переступить через веревочку, не может прыгать и т.д. На логопедических занятиях педагог отмечает ограниченный словарь, аграмматизмы, несформиро-ванность речевой моторики и нарушение звукопроизношения с элементами назализации; темп речи ускорен, отмечаются элементы персеверации, повторы слов и слогов, напоминающие заикание или «спотыкание». Смазанность произношения при ускоренном темпе делает ее непонятной для окружающих. Под влиянием медицинского и психолого-педагогического воздействия имело место продвижение в общей и речевой моторике, в общем развитии, улучшился контакт с детьми и педагогом, но значительные трудности в плане психического, речевого и моторного развития остаются, в связи с чем мальчик нуждается в длительных специальных занятиях. Описанный нами случай интересен тем, что в течение длительного времени психомоторные и речевые нарушения ребенка рассматривались как дизонто-гении экзогенной этиологии. При тщательном изучении анамнеза и клинических проявлений была установлена генетическая этиология нарушения. В сложной структуре дефекта обращает на себя внимание недоразвитие высших психических функций, двигательной системы (пирамидной и экстрапирамидной), координации движений. Отмечаются недостаточность гностических и практических функций, программирования речи и деятельности, повышенная утомляемость и истощаемость клеток коры головного мозга, обусловливающая нестойкость активного внимания и памяти. Несформированность моторных функций характеризовалась задержкой локомоций, развития координации движений, общей и мелкой моторики, наличием гиперкинезов. Большое значение для диагностики приобретает своеобразие развития речи: позднее появление и медленное накопление словаря, нарушение структуры слова, малая речевая активность, нарушение звукопроизношения с элементами назализации, нарушение голоса, с преобладанием то высокой, то низкой тональности. У мальчика была установлена значительная степень интеллектуального недоразвития. Отмечались пространственные нарушения, плохая право-левая ориентация, затруднения конструктивной деятельности, особые трудности испытывал ребенок при необходимости выполнить ряд последовательных действий. Соматические признаки, соответствовавшие описанным выше, специфическая психопатологическая симптоматика (нарушение поведения, двигательное возбуждение, аутистическое поведение, эхолалия, персеверации), аномальная ЭЭГ и эхография, данные генетических исследований позволили диагностировать отклонение в психомоторном развитии нашего обследуемого как дифференцированную форму умственной отсталости — синдром ломкой Х-хромосомы с фенотипом, характер ным для синдрома Мартина — Белла. В связи с тем, что признаки, характерные для синдрома ломкой Х-хромо-сомы (психомоторная расторможен-ность, склонность к «застреваемости», психическая истощаемость, органические стигмы в неврологическом статусе, различные дисплазии, потряхивание и потирание кистей рук, периодически наступающее напряжение тела, легкие гримасы, особенности речи, такие, как невнятность, торопливость, вычурность интонации, склонность к безудержной необращенной вербализации, наличие персеверации и эхолалии, сходны с проявлениями синдрома раннего детского аутизма (РДА), требуется дифференциальная диагностика. В противоположность РДА при ломкой Х-хромосоме ребенок бывает контактным, эмоциональным. По мере привыкания к новому коллективу или взрослому этот ребенок становится более контактным, общается с детьми, ориентируется в ситуации, адаптируется в быту, проявляются эмоциональные реакции. С возрастом аутистические или параау-тистические симптомы сглаживаются либо вовсе исчезают. Особенностью психического состояния больных является диссоциация между степенью интеллектуального нарушения и уровнем развития эмоциональной сферы. Даже у детей с выраженной умственной отсталостью можно проследить довольно глубокие и стойкие привязанности. Примерно в половине случаев психопатологическая картина имеет выраженный шизофреноподобный характер, складывающийся из элементов аутизма, двигательной расторможенности, склонности к стереотипным вычурным позам. Необходимо различать своеобразное расстройство речи, характерное для описываемого синдрома, и речевые нарушения иной этиологии. У детей с ломкой Х-хромосомой наблюдается неразборчивая, поспешная, прерывистая речьс непреднамеренными паузами (т.е.клаттеринг-синдорм — патология речи, напоминающая заикание). Ускоренный темп речи сочетается с дизартрией, персеверациями (повторения, звуков, слогов, слов, фраз), добавлением слогов и слов, их пропусками и смешениями. Однако в отличие от дизартрии упомянутые нарушения артикуляции непостоянны, вариабельны. В отличие же от заикания все сходные с ним признаки проявляются у детей нестабильно, вариабельность их проявления не связана с усложнением ситуации речевого общения. Приведенный нами случай указывает на сложность диагностирования данного синдрома и в то же время на необходимость раннего выявления особенностей отклонения в развитии, поскольку это дает возможность правильно ориентироваться родителям и воспитателям дошкольных учреждений в выборе методов коррекции. Многие родители боятся обратиться к специалисту, чтобы не услышать неприятный для них диагноз об уровне интеллектуального развития ребенка; надеясь, что виной всему является отсутствие или недостаточное развитие речи, они обращаются к логопеду. Вместе с тем позднее речевое развитие указывает на необходимость получения консультации у психоневролога, который может установить причины отклонения. Педа-ror-дефектолог или психолог могут дать консультации по вопросам воспитания ребенка в домашних условиях. Родители и педагоги должны давать ребенку задания такого уровня, с которыми он может справиться, учитывая возможность ближайшего развития. Трудности обучения и воспитания аномального ребенка в семье связаны с недостатком сведений у родителей о методах лечебно-коррекционного воздействия. В связи с этим на первый план в работе с родителями следует выдвинуть задачу обучения их принципам воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии. Литература Дети с нарушением общения: ранний детский аутизм (Лебединская К.С., Никольская О.С., Ба-енская Е.Р. и др.). — М., 1989. Мариничева Г.С., Леденев Б.А. Дифференцированные формы умственной отсталости: Психиатрия детского возраста / Под ред. В.В.Ковалева. — М, 1955. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. — М., 1992. Мастюкова Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями в развитии //Дефектология, — 1996. — № 5. Стребелева ЕЛ. Ранняя диагностика умственной отсталости // Дефектология. — 1994. — № 1, Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста.— М., 1955, 1959.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.034 с.) |