Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Юношеский возраст /15 - 18 лет/
Социальная ситуация развития. Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду; к семейной жизни; к выполнению гражданских обязанностей /И.С. Кон, 1982/. В центре психологического развития старшего школьника стоит профессиональное самоопределение. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых всей ситуацией выбора /Божович Л.И., 1968/. Принципиальное отличие позиции старшего школьника в том, что он обращен вбудущее и все настоящее выступает для него в свете основной направленности его личности. Самоопределение становится тем аффективным центром, вокруг которого начинает вращаться деятельность старших школьников, все интересы /Там же/. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать их учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Вместе с тем у них появляется интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности. Мышление приобретает личностный эмоциональный характер. "Эмоциональность" мышления проявляется не только в том, что появляется страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам, но и в особенностях переживаний по поводу своих возможностей, способностей и личностных качеств. Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми. Большую роль в восприятии мира начинает играть то социальное пространство, в котором они живут. Здесь, в живом общении познается жизнь и деятельность взрослых. Огромное влияние оказывает общество в целом, его традиции. Общение с миром взрослых происходит не только тогда, когда старшеклассники вступают в коммуникативные взаимодействия с ними, но и тогда когда они наблюдают жизнь взрослых, их взаимоотношения, слышат их разговоры.
Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого, в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления.
Взаимоотношения с миром. Ранняя юность - это установление подлинно психологической независимости во всех сферах: в моральных суждениях, политических взглядах, поступках. Это своеобразный переворот в психологии человека юношеского возраста, связанный с осознанием недоступных еще подростку противоречий жизни:
Это период принятия ответственности за свою судьбу и близких, начало подлинно взрослой жизни, сложной как внутренне, так и внешне, адаптации к жизни, включая принятие многих условностей, социальных норм, ролей и форм поведения, не всегда соответствующих актуальным внутренним установкам человека в данный момент времени. Анализ своих чувств и интимных отношений, поиск смысла и образа жизни, переживание одиночества, выбор профессии - вот круг наиболее значимых и значительных в этом возрасте проблем. Выбор профессии - это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор известной жизненной дороги, поиск определенного места в обществе, окончательное включение себя в жизнь социального целого (Выготский Л.С.). В старших классах существует тесная взаимосвязь профессиональных намерений школьников и их межличностных взаимоотношений: переформировываются подгруппы среди учащихся класса по принципу одинаковой или сходной будущей профессии (Психология развивающейся личности. Под редакцией Петровского А.В., М., 1987). Формирование мировоззрения как обобщенного систематизированного представления о мире в целом, о его законах и требованиях приводит к появлению в сознании картины мира, в которой юное существо начинает мыслить и переживать себя «гражданином мира». Поэтому в этом возрасте человеку присущ романтизм, стремление решать свою судьбу в мировом масштабе, найти свое предназначение, а также желание утвердить свои взгляды в виде «особой» жизненной философии. Разрываются старые социальные связи в семье и школе.
Под влиянием потребности самоопределения и на основе возникших в подростковом возрасте психологических особенностей девушка и юноша начинают осознавать в общих нравственных категориях и свой опыт и опыт окружающих, вырабатывать свои собственные взгляды на мораль. Они становятся более свободными от императивности как внешних воздействий, так и собственных непосредственных внутренних побуждений, и действуют уже в соответствии с сознательно поставленными целями и сознательно принятыми решениями. Из человека, подчиненного обстоятельствам, они постепенно превращаются в руководителя этих обстоятельств, человека, который часто сам создает среду и направлен на её активное преобразование. Происходит осознание значения убеждений и нравственных принципов для самого человека, их роли в формировании сто личности. В качестве особой жизненной задачи ставится задача разобраться в моральных вопросах, понять сущность того или иного качества личности, его места среди других черт характера, его значения в общей моральной характеристике личности. Специфической формой отстаивания своих взглядов, в утверждении своей мысли является спор: спорят, чтобы объяснить себе самые трудные проблемы (Э. Штерн). В течение одного разговора старшеклассники могут радикально изменять свою позицию, одинаково пылко и категорично отстаивать прямо противоположные взгляды. Они часто оказываются в ситуации Алисы в стране чудес: «Ты...кто... такая? - спросила Синяя Гусеница. - Сейчас, право, не знаю, сударыня, - отвечала Алиса робко. - Я знаю, кем была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я же менялась несколько раз». В ходе поиска смысла жизни девушка и юноша хотели бы приобрести ответ, который бы объяснил им смысл собственного существования и перспективы развития человечества одновременно. Ранняя юность — это период формирования жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей и задач, которые ставит перед собой личность, как следствие построения пирамиды ее мотивов, становлений ценностных ориентации, которые подчиняют частные, преходящие стремления. С другой стороны, - это результат конкретизации целей и мотивов. Из мечты и идеала, как заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистичный, ориентированный на действительность план деятельности. Жизненный план появляется тогда, когда предметом размышления становится не только конечный результат, но и способы его достижения, объективные и субъективные ресурсы, которые для этого понадобятся. Для построения жизненного плана необходимо ответить на три вопроса:
Жизненные планы старшеклассников как по содержанию, так и по степени их зрелости, социального реализма и временной перспективе весьма различны (Кон И. С. Психология ранней юности. 1989).
Идеал. Показательными для характеристики того сдвига, который происходит в сознании школьников старшего возраста, являются изменения в развитии идеалов. Для всего психического развития ребенка решающее значение имеет характер идеала, который он принимает за образец для своего поведения. Идеал - это та эмоционально окрашенная модель, к которой человек сознательно или неосознанно стремится. Идеал, будучи осознанным, выступает в качестве эталона, по которому человек формирует самого себя, оценивает свои и чужие поступки. Вот почему содержание идеала и степень его устойчивости составляют важнейшую характеристику нравственного сознания школьника. В юности идеал выступает не столько в виде образа конкретного человека, сколько в виде определенной системы моральных требований, которые предъявляются к личности, исходя из общих представлений о том, «что такое хорошо, что такое плохо». Таким образом, идеал включает не одно какое-нибудь лицо, а несколько различных лиц, каждое из которых удовлетворяет тому или иному требованию к идеалу.
Общение старшеклассников. В ранней юности человеку присущ высокий уровень развития потребности в общении:
Общение в жизни старших школьников занимает не только огромное место, но и представляет для них самостоятельную ценность. Время на общение увеличивается - 3-4 часа в сутки в будни, 7-9 часов в выходные и праздничные дни. Расширяется география и социальное пространство: среди ближайших друзей старшеклассников - учащиеся из других школ, студенты, военнослужащие, работающие люди. Появляется феномен, получивший в психологии название «ожидание общения», выражающийся в самом поиске его, к постоянной готовности к контактам. При этом существует высокая избирательность в дружеских привязанностях и максимальная требовательность в диаде. Общение старшеклассников не только в диадах, но и в группах определяется такими мотивами, как поиск наиболее благоприятных психологических условий, ожидания сочувствия и сопереживания, потребность в искренности, в единстве взглядов, потребность в самоутверждении. Когда взрослым кажется, что на дискотеку старших школьников влечет развлекательная направленность; сами они считают, что встречаются там по более глубоким эмоциональным побуждениям (Снегирева Т.В.). Однако, при ярко выраженном стремлении к общению с другим человеком, главная потребность, которая удовлетворяется здесь, - поделиться собственными переживаниями. Интерес к переживаниям другого невелик. Отсюда - взаимная напряженность в отношениях, неудовлетворенность ими.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.128.243 (0.014 с.) |