Общая характеристика возрастных психологических 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика возрастных психологических



 особенностей подростка:

  1. Общая мотивация смещается на общение. Здесь возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и стремление к самоутверждению. Доминантная потребность в общении формулируется следующим образом: "Научиться общаться", "Научиться •лучше понимать друг друга".
  2. Подросток подвержен сильнейшим переживаниям, вызванным и чувством наступающей взрослости, формированием образа "Л" и идентификацией с образом пола.
  3. Интенсивное развитие абстрактного мышления приводит к изменению способов мышления, его социализации. В результате изменяются взгляды на окружающую действительность и на самого себя. Поведение подростка становится для него той реальностью, в которой он начинает оценивать себя как то, что он есть на самом деле.
  4. Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. Постоянное беспокойство "Какой я?" вынуждает подростка искать резервы своих возможностей.
  5. Движущей силой развития становятся интересы, которые являются внутренним составным моментом личности. Появляется ярко выраженная реакция эмансипации и потребность в самоактуализации.

Развитие речи.

В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой - за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир (Мухина В.С. Возрастная психология. М, 1997).

Подростка интересуют правила употребления сложных форм и оборотов речи. «Как правильно написать?», «Как лучше сказать?» - эти вопросы подросток постоянно задает себе. Однако это не означает, что он не знает родного языка.

Подросток легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей, находит нарушение несомненных правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. Нормально развивающиеся подростки упорно обращаются к словарям и справочникам, чтобы уточнить значение слова, его правильное произнесение, выяснить для себя те вопросы стилистики, относительно которых существуют ясные указания, устойчивые правила.

Подросток, погружаясь в языковое пространство, в котором накоплены архаизмы, провинциализмы, неологизмы, а также масса других - определенных и ускользающих - значений и смыслов, должен обрести культуру языка и научиться использовать слово как в открытом тексте, так и в контексте реальных отношении с людьми.

Подросток к силу возрастных особенностей (ориентировка на сверстника, конформизм и др.) способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. Таким образом, не только родной «язык навязывает себя» подростку через письменные источники, но и каждый собеседник как носитель языка предлагает свой состав употребляемых слов, значений и смыслов.

Для подростков важен авторитет культурного носителя языка. Огромное значение для культурного развития имеет письменная речь, которая вводит ученика в особую реальность. Персональное постижение языка, его значений и смыслов индивидуализирует самосознание подростка. Именно в индивидуализации самосознания через язык состоит высший смысл развития.

Особый смысл для подростковой субкультуры имеет сленг. Сленг в подростковых объединениях - языковая игра, отход от языковой нормы; маска, «вторая жизнь» - которая выражает потребность и возможность уйти от социального контроля, обособиться, придав особый смысл своему объединению. Здесь вырабатываются особые формы сленговой речи, которые не только стирают индивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни.

В подростковой культуре помимо сленга появляется также мат. Использование матерных слов для подростка - это способ преодолеть социальные запреты на табуированные культурой слова. Подросток, использующий мат, чувствует себя освобожденным.

Осваивая языковую культуру, подросток проходит определенный путь в развитии своего самосознания, либо очищая себя от реальности «отходов производства языка», либо, напротив, нагружая себя этой массой (Мухина В.С., 1997).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.006 с.)