Социальная ситуация развития. Как известно, каждый из возрастных этапов характеризуется особой совокупностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная ситуация развития. Как известно, каждый из возрастных этапов характеризуется особой совокупностью



Как известно, каждый из возрастных этапов характеризуется особой совокупностью условий жизни и деятельности детей и структурой тех психологических особенностей, которые формируются под влиянием этих условий.

С одной стороны, переход к новым условиям жизни подготавливается всем предшествующим ходом развития ребенка и становится возможным только благодаря тем успехам, которых он в этом развитии достигает.

С другой стороны, требования, предъявляемые жизнью к ребенку на новом этапе его развития, обуславливают дальнейшее формирование его психики.

Психическое развитие ребенка имеет свою логику, свои собственные закономерности, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой это развитие совершается.

Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему общественных отношений и всего его образа жизни.

Ребенок-дошкольник начинает осознавать свое положение как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который дает ему игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба - как ответственное дело, к которому все относятся с уважением (Мухина В.С., 1986).

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками.

Отличительная особенность положения школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил (Мухина В.С., 1985).

Главное, что изменяется во взаимоотношениях ребенка - это новая система требований, предъявляемых к ребенку и связанных с его новыми обязанностями, важными не только для него самого и его семьи, но и для общества. Его начинают рассматривать как человека, вступившего на первую ступень лестницы, ведущей к гражданской зрелости.

Соответственно изменившемуся положению ребенка и появлению у него новой ведущей деятельности - учения - перестраивается весь повседневный ход его жизни: беспечное времяпрепровождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности: он должен ходить в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, делать на уроке то, чего требует учитель; он должен неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков.

Качество учебной работы школьника, а также все его поведение оценивается школой, и эта оценка влияет на отношение к нему окружающих: учителей, родителей, товарищей. К ребенку, небрежно относящемуся к учебным обязанностям, не желающему учиться, окружающие относятся с осуждением - его упрекают, наказывают, что вносит напряженность в его жизнь, создает атмосферу неблагополучия и вызывает у него неприятные, а иногда и очень тяжелые эмоциональные переживания.

Таким образом, ребенок, став школьником, занимает новое по сравнению с дошкольником место в обществе. Он получает обязанности, которые накладывает на него общество, и несет за свою учебную деятельность серьезную ответственность перед школой и родителями.

Вместе с новыми обязанностями школьник получает и новые права. Он может претендовать на серьезное отношение со стороны взрослых к своему учебному труду; он имеет право на свое рабочее место, на необходимое для его занятий время, тишину; он имеет право на отдых, на досуг. Получая за свой труд хорошую оценку, он имеет право на одобрение со стороны окружающих, он может требовать от них уважения к себе и своим занятиям.

Исследования показывают, что маленькие школьники в огромном большинстве случаев очень любят учиться. При этом их привлекают именно серьезные занятия, и значительно холоднее они относятся к тем видам работы, которые им напоминают занятия дошкольного типа. Экспериментальные беседы с учащимися 1-2 классов показывают, что они больше любят уроки чтения, письма, арифметики, чем уроки физкультуры, рукоделия, пения.

Социальный смысл учения отчетливо виден из отношения маленьких школьников к отметкам. Они долгое время воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы.

Они любят и уважают учителя прежде всего за то, что он учитель, за то, что он учит; кроме того, они хотят, чтобы он был требователен и строг, так как это подчеркивает серьезность и значительность их деятельности.

При этом социальная мотивация учения у младшего школьника настолько сильна, что он не всегда стремится даже понять, для чего нужно делать то или другое задание - раз оно исходит от учителя, дано в форме урока, значит, это нужно, и он это задание будет выполнять как можно более тщательно.

Такое отношение детей к школьным занятиям имеет очень большое значение для организации учебной работы с маленькими школьниками. Было бы трудно всякий раз объяснить учащимся значение того или иного вида работы для их общего образования. А если бы это даже было возможно, то вряд ли ученик I или II класса мог бы понять, что, например, расставляя ударения в слове, он учится правильно писать и говорить и что изучение грамматики необходимо ему для сознательного и свободного пользования своей речью (Л.И. Божович, 1968).

Итак, переход к школьному обучению означает кардинальное изменение положения ребенка в системе общественных отношений. Он теперь не просто ребенок, он - ученик.

Учеба является не только обязательным делом, но определяет его отношения с миром взрослых и положение в группе детей. Мерой выполнения им учебных обязанностей является оценка, которую нельзя исправить ни послушанием, ни раскаянием /В.С. Мухина, 1985/.

Ребенок заинтересованно относится к совершенно новым для него правилам: пытается разобраться в правилах, хочет выяснить, какие правила действительно обязательны, какие можно обойти, обсуждает правила со своими одноклассниками и дома.

Все дети испытывают трудности при адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Они напряжены психологически - эффект неопределенности, связанный с совершенно новой жизнью в школе, вызывает тревогу и ощущение дискомфорта. Они напряжены физически - новый режим ломает прежние стереотипы. Это приводит к тому, что даже у хорошо воспитанного ребенка, который умеет соблюдать правила и живет в условиях твердого режима, изменяется поведение, ухудшается качество сна. Некоторые дети реагируют чрезвычайно остро на новую ситуацию своей жизни. У них серьезно нарушается сон, аппетит, ухудшается состояние здоровья. У иных появляется возбудимость, раздражительность. Они начинают мочиться в постель во время сна и даже когда бодрствуют.

Перегрузки, которые испытывает ребенок, приводят к утомлению. Утомление - состояние, характеризующееся снижением работоспособности.

Психологическая напряженность проходит через полтора-два месяца. Если взрослый спокойно и планомерно осуществляют режимные моменты, ребенок усваивает обязательные правила режима и его напряженность падает. Режим и снятие психического напряжения стабилизируют и физическое самочувствие ребенка.

Есть ослабленные физически и психически дети, они быстрее утомляются. Начинаются капризы, плаксивость. Такие дети часто болеют. Недомогание проявляется в постоянной раздражительности, в плаче по самому незначительному

поводу.

Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми организует поведение ребенка: он начинает, считаться с их мнениями и оценками, старается выполнять устанавливаемые ими правила поведения.

Характеристика учебной деятельности (структура, мотивы, целеполагание, эмоции, умение учиться).

Учебная деятельность должна, с одной стороны, строиться с учетом возрастных возможностей детей, а с другой - должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний.

Ведущей становится учебная деятельность. Особенностями учебной деятельности является то, что:

  • содержание составляют научные понятия, законы науки и опирающиеся на них общие способы решения практических задач;
  • цель и результат совпадают.

В учебной деятельности усвоение научных знаний выступает как основная цель и главный результат деятельности.

Структура учебной деятельности (Эльконин Д.Б.):

  • учебная задача,
  • собственно учебные действия и операции,
  • самоконтроль и оценка.

Различаются понятия "учебная задача" и "практическая задача". Основное отличие учебной задачи заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта через овладение им определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект.

Основные учебные действия, которые формируются в учебной деятельности (Давыдов В.В.):

- подражание;

- повторение;

- тренировка;

- упражнение по готовым образцам и правилам;

- умение планировать работу;

- умение ставить (задавать) вопросы;

- поиск информации;

- поиск общих принципов;

- решение поставленных задач;

- умение оценивать результаты своей работы;

- применение общих способов действия;

- оперирование понятиями;

- постановка проблем и задач;

- обсуждение;

- дискуссия.

Самоконтроль осуществляется в несколько этапов:

1) сопоставление, соотнесение выполняемых действий с образцом, с поставленной целью, с предъявляемыми требованиями,

2) усвоение образца,

3) соотнесение выполняемых действий с образцом,

4) самооценка.

Умение контролировать себя может быть сформировано в разной степени:

- как знание того, как проконтролировать свою работу,

- как привычка контролировать себя во всякой учебной работе, (Маркова А.К.).

Различают контроль пооперационный (то есть пошаговый - какое действие и как выполнено в данный момент) и перспективный (корректирование деятельности на основе сопоставления предстоящей деятельности и своих возможностей выполнения).

Младшие школьники, зная, как следует контролировать себя, не всегда производят действия самоконтроля. Поэтому они нуждаются в специальном побуждении, чтобы самоконтроль имел место в их учебной работе, чтобы они обращались к способу действий и образцу действий.

Умение учиться. Начальная школа призвана давать детям не только определенный круг знаний, но и прививать им умение учиться, умение применять знания в решении жизненных задач.

Умение учиться тесно связано с мотивацией учения. Между двумя этими феноменами подмечена следующая взаимосвязь: "Если интерес к учению не подкрепляется знаниями, прочными умениями и навыками в учебной работе, то он угасает". И наоборот: "Успех в учебной деятельности развивает мотивацию учения" (Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., Просвещение, 1990).

То есть, чем лучше, успешнее учишься, тем больше хочется учиться; чем хуже учишься, тем меньше хочется учиться.

Типы отношения к учению. Различное соотношение двух этих компонентов определяет различные типы отношения к учению (Маркова А.К.).

1) Отрицательное. Характеризуется:

- бедностью и узостью мотивов,

- интересом только к результату,

- неумением ставить цель, преодолевать трудности,

- несформированностью учебной деятельности,

- отсутствием ориентации на поиск разных способов действия.

2) Нейтральное (безразличное).

3) Положительное:

а) положительное нерасчлененное:

- неустойчивые переживания новизны, непреднамеренные интересы в мотивации,

- возникновение первых предпочтений одних учебных предметов другим,

- преобладание социальных мотивов (долга),

- понимание и первичное осмысление целей, поставленных учителем;

б) положительное измененное, осознанное, инициативное. Характеризуется:

- переопределением и доопределением задач, поставленных учителем,

- постановкой новых целей,

- появляющейся на этой основе новой учебной мотивации,

- появлением инициативы в выполнении действий,

- появлением стремления к поиску новых, других способов действий,

- умением планировать и оценивать свою работу,

- умением корректировать себя на каждом этапе работы.

в) положительное личностное, ответственное, действенное. Характеризуется:

- соподчинением мотивов, -устойчивостью мотивационной сферы,

- умением ставить перспективные цели и реализовывать их,

- умением предвидеть социальные последствия своей учебной деятельности и поведения,

- умением преодолевать препятствия, при достижении цели,

- поиском нестандартных способов решения учебной задачи,

- гибкостью и мобильностью способов действий,

- появлением привычек культуры труда,

- переходом из учебной деятельности в самообразовательную,

- переходом к творческой деятельности,

- использованием результатов учения в практике.

Мотивы учения. В учебной деятельности наибольшее значение имеют две больших группы мотивов:

· познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний, приемами самостоятельной работы, приобретения дополнительных знаний, программы самосовершенствования);

· социальные (ответственности, понимания социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение).

Мотивы, даже самые положительные, создают условия для развития учебной деятельности, а реализация мотивов зависит от процессов целеполагания, т.е. умения ставить цель в обучении и достигать ее.

При несформированности целеполагания учащиеся не задерживаются на перемену, отбирают самые несложные задания, пропускают занятия в ситуации необязательного выполнения.

Эмоции играют в формировании учебной деятельности огромную роль. Эмоции тесно связаны с мотивами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.029 с.)