Положительные эмоции, получающие развитие в учебной деятельности: радость, удовлетворение, уверенность, гордость, достоинство, удача. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Положительные эмоции, получающие развитие в учебной деятельности: радость, удовлетворение, уверенность, гордость, достоинство, удача.



Отрицательные: страх, обида, досада, скука, беспокойство, чувство унижения.

Отметка. Отметка особенно осложняет жизнь детям. Начав понимать зависимость своего положения в классе от отметки, ребенок превращает ее в фетиш - в знак, который определяет его место в жизни. Поэтому низкая отметка травмирует психику, создает комплексы неполноценности, а высокая отметка дает повод малышу к зазнайству и высокомерию. Нередко учителя пытаются заменить отметки звездочками, флажками, а также цветными шариками и всевозможными изображениями. Это не спасает положения: зависимость ребенка от отметки в любой форме сохраняется. Любые знаки, как только они приобретают значение отметки, вызывают у ребенка соответствующие реакции: если ребенок получает знак своего неуспеха, он огорчается, если успеха - ликует. Все виды знаков в качестве отметки создают ту же психологическую ситуацию, что и отметка.

Познавательные процессы.

Развитие познавательных психических процессов в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что из действий непроизвольных, совершающихся непреднамеренно в контексте игровой или практической деятельности, они превращаются в самостоятельные виды психической деятельности, имеющие свою цель, мотив и способы выполнения.

Ощущения.

  • Зрительные ощущения: у детей в возрасте от 6 до 14-15 лет острота зрения неуклонно повышается, увеличиваясь почти на 60%. Между 7 и 10 годами (I-III классы) она повышается на 45%, а в возрасте от 10 до 12 лет она дает еще более резкий подъем - на 60%, по сравнению с данными, полученными у первоклассников.
  • Суставно-мускульные ощущения, которые играют особенно важную роль в выработке двигательных навыков. Тонкость этих ощущений повышается между 8 и 14 годами более чем на 50%.
  • Цветоощущения.

Известно, что дети 6-7 лет:

1) хорошо различают основные хроматические цвета (красный, желтый, синий) и ахроматические цвета (черный, белый и промежуточные между ними серые цвета),

2) могут правильно указать и подобрать цвет по образцу,

3) различают оттенки цветовых тонов (школьники 1-ого класса различают в среднем 3 оттенка красного цвета, 2 оттенка -желтого, совсем не различают оттенков зеленого и синего цветов),

4) знают названия многих цветовых тонов и их оттенков,

5) точно называют различные оттенки малонасыщенных цветовых тонов.

Затрудняются:

· назвать цветовой фон,

· правильно обозначить словом его оттенок,

· подобрать цветовые тона на основе слова.

Если с учениками проводить специальные упражнения по различению оттенков всех основных цветовых тонов, то качество восприятия улучшается. Пример. В течение 4-х дней дети ежедневно по пять раз раскладывали моточки шерсти "от самого светлого к темному". После выполнения каждой задачи детям объясняли ошибки и правильно раскладывали перед ними мотки. После 20 занятий была произведена проверка результатов обучения: дети стали различать в среднем красного цвета - 12 оттенков, желтого - 10, зеленого - 6, синего - 4.

  • Возрастает острота слуха, наибольшая острота слуха - в возрасте 14-19 лет.
  • Развитие фонематического слуха происходит в условиях систематической работы на уроках чтения, письма, развития речи. Тонкость и точность фонематического слуха возрастает, что помогает правильному письму.

В процессе чтения и письма большое значение имеет проговаривание - речевые кинестезии (А.Р.Лурия, Н.И.Жинкин, Л.К.Назарова, Л.Н.Кадочкин, Р.М.Боскис, Р.Е.Левина). Речевые кинестезии играют важную роль в тонком и точном восприятии звуковой речи, в уточнении процессов анализа и синтеза. Поэтому в процессе обучения ребенка грамоте предметом специальной работы должен быть слуховой и артикуляционный анализ слова.

  • В процессе обучения детей грамоте важное значение имеют кинестетические ощущения (связанные с деятельностью органов речи), двигательные и зрительные ощущения, возникающие в процессе письма. Происходит значительное развитие тонкости и точности движений руки в процессе обучения детей письму (Е.В.Гурьянов).

Восприятие.

Дети точно воспринимают отрезки времени, связанные с повседневным режимом дня, с систематическим выполнением учебной работы. Уже в начальных классах школы у учащихся появляется довольно точное восприятие длительности урока. Режим имеет большое значение для выработки у детей точного восприятия:

  • различных отрезков времени,
  • правильной ориентировки во времени,
  • понимания реального значения различных единиц времени.

Характерным является то, что к концу первого класса дети умеют определять время по количеству: день, ночь, сутки, могут правильно подсчитать, сколько часов пройдет, пока они спят ночью, знают, сколько часов в сутках, сколько в часе минут, в минуте - секунд и т.п. Вся система обучения детей в I классе на уроках арифметики, чтения и др. предметов включает в себя обучение правильному восприятию, представлению и знанию времени.

Временные ориентиры, которыми пользуются дети, носят различный характер. Их можно разделить на 4 группы:

1) явления природы, изменения, связанные с временами года,

2) события в семье ребенка, в семье его друзей, знакомых,

3) события в жизни детского сада, школы,

4) события большого общественного значения, представляющие собой крупные календарные даты.

С возрастом ребенка, по мере того, как он в процессе воспитания и обучения овладевает основами наук, чаще наблюдается пользование временными ориентирами, и изменяются их особенности: они приобретают все в большей степени характер крупных исторических событий, больших исторических дат (Д.Б.Эльконин).

Наиболее характерной чертой восприятия учащихся 1-ого и отчасти 2-ого класса является его малая дифференцированность. Начиная со второго класса, у школьников процесс восприятия понемногу усложняется, все в большей степени в нем начинает принимать участие анализ. В отдельных случаях восприятие приобретает характер наблюдения.

Восприятие формы: увеличивается точность различения формы. Отмечается следующая динамика: в 4-5 лет -23,8%, в 5-7 - 58,8%, в 6-7 - 63,8%, в 7-8 - 78,8%, в 8-9 -82,5%, в 9-10 - 85,0% всех детей этого возраста правильно различают форму.

В первые дни учебы первоклассники испытывают трудности и допускают ошибки при восприятии формы предметов или их изображений, не учитывают положения предмета в пространстве. Одной из наиболее распространенных ошибок при этом является "перевертывание" при изображении детьми фигуры, буквы или цифры. Примеры таких ошибок отмечаются на уроках письма, арифметики, рисования По мере того как дети осваиваются со школьной -работой и приобретают некоторые умения, ошибки в размещении в пространстве написанных или нарисованных фигур постепенно исчезают, и большинство первоклассников при списывании с образца (на доске или в книге) таких ошибок уже не делает (М.Н. Волокитина).

Восприятие пространства. В процессе обучения дети усваивают систематизированные знания о единицах измерения пространства, учатся точному словесному обозначению пространственных свойств и отношений предметов, получают практические навыки и умения ориентировки в пространстве ("век", "эра" и т.д.).

Память.

Благодаря учебной деятельности интенсивно развиваются все процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение информации. А также - все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.

Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Соответственно, активно формируется произвольное запоминание. Важным становится не только то, что запомнить, но и как запомнить. Возникает необходимость освоения специальных целенаправленных действий по запоминанию - усвоение мнемотехнических приемов.

Недостаточно развит самоконтроль при заучивании. Младший школьник не умеет проверить себя. Иногда не отдает себе отчета в том, выучил заданное или нет. Пример 1. Ученик на вопрос учителя, почему он не выучил урок, ответил: "А я думал, что знаю". Пример 2. Первоклассник сам был удивлен, что не знает стихотворения. Он искренне уверял учителя: "Я хорошо старался, читал, читал, даже надоело" (Божович Л.И., Морозова Н.Г.).

Способность к систематическому планомерному заучиванию учебного материала возрастает на протяжении всего младшего школьного возраста. При этом в начале младшего школьного возраста (7-8 лет) способность к заучиванию еще мало чем отличается от способности к заучиванию у дошкольников, и лишь в 9-11 лет (т.е. в III - V классах) школьники обнаруживают явное превосходство.

Взрослый должен организовывать следующие условия для развития произвольного запоминания:

  • давать ребенку способы запоминания и воспроизведения того, что нужно выучить,
  • обсуждать содержание и объем материала,
  • распределять материал на части (по смыслу, по трудности запоминания и др.),
  • учить контролировать процесс запоминания,
  • фиксировать внимание ребенка на необходимости понимания,
  • учить ребенка понимать то, что он должен запомнить,
  • задавать мотивацию.

Мышление.

Мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Образное мышление - основной вид мышления в младшем школьном возрасте.

Начинают активно формироваться мышление в понятиях и мыслительные операции, которые необходимы для соответствующей переработки теоретического содержания.

Формирование мышления в понятиях происходит внутри учебной деятельности через следующие способы деятельности:

  • изучают существенные признаки предметов и явлений,
  • овладевают их существенными свойствами,
  • овладевают законами их возникновения и развития.

Основным источником развития понятий и процессов мышления являются знания.

Мышление в понятиях нуждается в помощи представлений и на них строится. Чем точнее и шире круг представлений, тем полнее и глубже строящиеся на их основе понятия.

Большое значение в усвоении понятий имеют специально организованные наблюдения. В основе лежит восприятие предмета. Рассказ ребенка, строящийся на основе ряда вопросов, задаваемых взрослым в определенном порядке, приводит к тому, что восприятие систематизируется, становится более целенаправленным и планомерным. Пример. Понятие "плод" имеется у ребенка до начала школьного обучения. В нем объединены представления "яблоко", "груша", "слива" -то, что едят люди. Школьное обучение включает в это понятие новые предметы - огурец, орех, но этим еще не изменяется содержание обобщения, оно лишь расширяется. Но когда в это понятие включаются желудь, шишка хвойного дерева, а морковь, редиска, картофель исключаются, оно преобразуется. Таким образом, важнейшей особенностью мышления, формирующегося в ходе обучения, является возникновение системы понятий, в которой ясно разделены и соотнесены друг с другом более общие и более частные понятия.

Воображение.

Учебная деятельность способствует активному развитию воображения как воссоздающего, так и творческого. Развитие воображения идет в следующих направлениях:

  • увеличивается разнообразие сюжетов,
  • преобразуются качества и отдельные стороны предметов и персонажей,
  • создаются новые образы,
  • появляется способность предвосхищать последовательные моменты преобразования одного состояния в другое,
  • появляется способность управления сюжетом.

Формируется произвольность воображения.

Воображение развивается в условиях осуществления специальной деятельности: сочинение рассказов, сказок, стихов, историй.

Развитие воображения создает новые возможности ребенку:

  • способ выйти за пределы практического личного опыта,
  • преодоление нормативности социального пространства,
  • развитие качеств личности,
  • развитие образно-знаковых систем.

Воображение имеет и терапевтический эффект, когда он может себе позволить быть в своей фантазии кем и каким хочет и иметь то, что хочет. С другой стороны, воображение может увести ребенка от реального мира, создавая навязчивые образы.

Внимание.

Непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.

Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации.

Постепенно внимание младшего школьника приобретает выраженный произвольный, преднамеренный характер. Взрослый должен организовывать внимание ребенка следующим образом:

  • при помощи словесных указаний - напоминать о необходимости выполнять заданное действие,
  • указывать способы действия («Дети! Откроем альбомы. Возьмем красный карандаш и в верхнем левом углу - вот здесь - нарисуем кружок...» и т.д.),
  • учить ребенка проговаривать, что и в какой последовательности он должен будет исполнять.

Произвольность поведения и деятельности. Большие сдвиги происходят в сфере развития произвольных форм поведения и деятельности. Основным фактором развития произвольности у ребенка является появление в его жизни учебного труда, поскольку это труд не в виде отдельных поручений, а в виде постоянных обязанностей.

Следует учить детей управлять своим поведением.

Развитие произвольности идет по двум направлениям:

  • формируется умение ребенка руководствоваться целями, которые ставит взрослый,
  • умение ставить цели самому и в соответствии с ними самостоятельно контролировать свое поведение.

Известно, что цель имеет разную побудительную силу в зависимости от того, насколько велик объем намеченной работы. Если объем слишком велик, то деятельность снова начинает развертываться так, как если бы цели не было.

Между созданием у ребенка соответствующего намерения и выполнением этого намерения должно проходить немного времени, в противном случае намерение как бы "остывает", и его побудительная сила сводится к нулю.

В тех случаях, когда ребенку не хочется выполнять какое-либо задание, разделение этого задания на несколько небольших отдельных заданий, обозначаемых целью, побуждает его начать работу и довести ее до конца.

Факторы формирования произвольности психических процессов (Эльконин Д.Б.):

  • действия ребенка по образцу;
  • постоянный самоконтроль ребенка.

Речь. Словарь ребенка в начальных классах состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных союзов.

Развитие речи идет в следующих направлениях:

  • появляется чутье по отношению к языку;
  • ребенок прислушивается к звучанию слова;
  • дает оценку этого звучания (так, ребенок говорит: «Ива. Правда, красиво");
  • звуковая оболочка языка становится предметом активной, естественной деятельности для ребенка 6-8 лет.

 

Культурная речь характеризуется наличием:

  • правильной конструкции предложения,
  • ясности излагаемой мысли,
  • экспрессии - выразительности, отражающей эмоциональное состояние.

 

У детей 7-9 лет наблюдается особенность: уже достаточно освоив основы контекстной речи, ребенок позволяет себе говорить не только для того, чтобы выразить свои мысли, а просто лишь для того, чтобы удержать внимание собеседника. В этом случае, безусловно, нельзя допускать, чтобы ребенок эксплуатировал хорошее к нему отношение близких и позволял себе, по существу, пустую болтовню. Взрослые не должны принимать такую речь за допустимую.

Понятие правильность речи, означает ее соответствие литературной норме.

В устной речи различают правильность произносительную (дикция, отчетливое выговаривание звуков) и орфоэпическую (орфоэпия - система правил литературного произношения, умение говорить и читать выразительно (экспрессивно), ясно, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и пр.).

Возможные дефекты речи (плохое выговаривание отдельных звуков) должны вовремя исправляться. Выразительность и ясность речи предполагают также ее чистоту - избегание просторечья и слов-паразитов («вот», «значит», «как сказать», «понимаешь», «ну» и пр.).

В письменной речи различают правильность орфографическую (правильное написание слов), грамматическую (построение предложений, образование морфологических форм) и пунктуационную (расстановка знаков препинания).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.208.117 (0.035 с.)