Взаимоотношения со взрослыми. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимоотношения со взрослыми.



Сложно складываются отношения со взрослыми. Старшеклассники считают важным для себя общение со взрослыми, с родителями.

Среди тем, которые называются желательными в общении с ними:

  • выбор будущей профессии,
  • взаимоотношения с окружающими,
  • учебные дела,
  • вопросы морали,
  • о себе и своем прошлом, настоящем и будущем (различные аспекты самоопределения).

Однако есть одна поправка - общение со взрослым ценится только в том случае, если оно имеет доверительную форму. Реальность такова: общение со сверстниками имеет доверительный характер в 88% случаев, с родителями - в 29%, преимущественно с матерями.

Отсутствие доверительных отношений со взрослым, в том числе с учителем, в этом возрасте - одна из главных причин той тревожности, которую испытывают старшие школьники. Для них невыносимо вмешательство в личные дела извне, тем более - принуждение, однако за тактичную помощь они будут благодарны. Доверительность, поддержка со стороны взрослого понимается как доверие к развитию личности, вера в её потенциальные возможности.

Известно три типа ситуаций, являющихся источниками тревожности в данном возрасте:

  1. ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
  2. ситуации, актуализирующие представления о себе;
  3. ситуации общения.

Исследования показывают, что существует зависимость личностной тревожности от возраста: к 10 и 11 классам уровень тревожности возрастает. Кроме того, выявлена прямая зависимость между стилем родительского воспитания и уровнем тревожности. Так, наиболее стрессогенными стилями родительского воспитания являются:

· отсутствие позитивного интереса со стороны матери;

· директивность матери при навязывании чувства вины ребенку;

· враждебность отца;

· крайняя его непоследовательность в воспитании.

 

Таким образом, при ярко выраженном в поведении стремлении к независимости, сохраняется глубинная связь с родителями и потребность психологической поддержки с их стороны.

Отношения с родителями и другими членами семьи нередко сопровождаются самыми противоречивыми чувствами: страстное стремление к независимости переплетается с желанием продлить зависимость, любовь переплетается с ненавистью, возникают конфликты, связанные с различной оценкой социальных форм поведения и духовных ценностей. Проблемой в этом возрасте является не только конфликтные отношения с родителями, но и просто отсутствие достаточного тепла, душевной близости («Мы не ссоримся, но у нас нет настоящей близости. У них своя работа, у меня свои школьные дела. Их просто не интересует, чем я занимаюсь»). Тем более - проявление равнодушия, жестокости.

Поэтому актуальной является работа с родителями по следующим направлениям:

  1. формирование у родителей отношения к личности ребенка как имеющей сильные стороны и все необходимые возможности для достойной жизни;
  2. повышение в глазах родителей ценности общения со своими детьми, осуществление заинтересованного взаимодействия;
  3. формирование системы навыков, обеспечивающих партнерское взаимодействие с детьми. Столь же актуальна и работа со школьниками по проблемам их взаимоотношений с родителями и формированию навыков конструктивного общения.

Возникает проблема коммуникативной компетентности. Наиболее сложными для данного возраста являются:

· ситуации, в которых: нужно самому оказать поддержку, а также принять поддержку и сочувствие от других людей;

· ситуации, связанные с умением реагировать на задевающее, провоцирующее поведение и умением отвечать на несправедливую критику.

 

Конструктивное общение создает отношения между людьми, которые необходимы для развития личности и сохранения здоровья. Поэтому умение общаться следует целенаправленно формировать.

 

Отношение к себе.

Многие причины, объясняющие то или иное поведение растущего человека, коренятся в своеобразии складывающегося у него «Я-образа» - системы представлений о самом себе.

Образ «Я» строится путем постоянного сравнивания его с откладывающимся в сознании представлением о некотором идеале, эталоне представителя своего пола, образа женственности. В мироощущении девушки появляются такие понятия как «девичья краса», привлекательность. Сложившееся представление о себе, независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания.

Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Это ощущение точно выразила девушка, которая на вопрос психолога: «Какая вещь кажется тебе наиболее реальной?» ответила: «Я сама» (Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989).

Обретая способность погружаться в свой мир, свои переживания девушка открывает целый мир новых эмоций. Открытие своего внутреннего мира - радостное, волнующее, вместе с тем драматическое событие. Осознание своей уникальности, неповторимости, непохожести на других вызывает к жизни обостренное чувство одиночества.

Девушки и юноши остро переживают замечаемые у себя признаки реального или мнимого избыточного веса, слишком большого или слишком маленького, как им кажется, роста, «недостатки» кожи и другие элементы внешности. В основе повышенного внимания к одежде, прическам лежит тревога за свою «несовершенную» внешность, а отнюдь не легкомыслие. В процессе приобретения жизненного опыта представления о себе пополняются, уточняются, перестраиваются. Они являются основой самоконтроля, саморегуляции поведения, самовоспитания, планирования деятельности и жизненной перспективы.

Девушка и юноша не просто держат в уме какое-то знание о себе, о своих личных качествах, возможностях, ограничениях, но как бы располагают, ставят себя в ряду других людей с учетом большей выраженности у себя определенных качеств (Климов Е.А., 1997).

Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своем характере, своих чувствах, действиях, поступках. Они часто задаются вопросами: "Как узнать свой характер?", "Как освободиться от дурных привычек?", "Может ли человек со слабым здоровьем иметь сильный характер?", "Какой я человек?" и т.п.

Актуальной становится проблема самовоспитания.

Требования к себе значительно возрастают и становятся

более устойчивыми.

Так, в специально проведенном исследовании были выделены личностные качества, которыми хотят обладать наши российские современницы па пороге взросления (Ветрова В.В. Я справлюсь!..М., 1996):

  1. Узнать себя и научиться понимать себя.
  2. Быть привлекательной внешне.
  3. Быть женой и матерью - быть в полной мере женщиной.
  4. Понимать и поддерживать других людей.
  5. Быть сильной, спокойной, здоровой - научиться владеть своими чувствами.
  6. Быть реалистичной.
  7. Уметь решать жизненные проблемы.
  8. Уметь учиться на своем жизненном опыте. Ч. Уметь оценить опыт других людей.
  9. Проявить себя как индивидуальность.
  10. Уметь планировать свое время и свою жизнь.
  11. Развить все свои способности.
  12. Полно ощущать жизнь.
  13. Достичь внутренней гармонии.
  14. Уметь принять вызов, который посылает мне жизнь.
  15. Быть позитивной в общении и в делах.

 

В юности каждому приходится неизбежно приспосабливаться и к физиологическим переменам. Гормональная перестройка, сопровождающая половое созревание, приводит к усилению сексуальных переживаний. Для большинства юношей характерен резкий рост сексуального возбуждения. У девушек в этом плане довольно значительны индивидуальные различия. Одни из них испытывают сексуальные ощущения, сходные по интенсивности с теми, что испытывают юноши. У других эти ощущения носят более диффузный характер и тесно связаны с удовлетворением других потребностей, например, в самоуважении, поддержке, привязанности, любви. Наблюдается существенный рост сексуальных форм поведения и интереса к сексуальным вопросам.

Исследование моральных аспектов сексуальных вопросов выявили у девушек более консервативное к ним отношение, чем у юношей.

Отношение к ценностям.

Изменяется и отношение к ценностям. Так, для старшеклассников, по данным опроса 1997 года (Подросток на перекрестке эпох. Под редакцией Кривцовой С.В., М., 1997), ценности распределяются следующим образом:

Класс.

1. Наличие хороших и верных друзей.

2. Материально обеспеченная жизнь.

3. Свобода как независимость в действиях и поступках.

4. Счастливая семейная жизнь.

5. Здоровье.

6. Уверенность в себе.

7. Любовь.

8. Интересная работа.

9. Красота природы и искусства.

10. Познание.

11. Творчество.

12. Активная деятельная жизнь.

Класс.

1. Счастливая семейная жизнь.

2. Наличие хороших и верных друзей.

3. Свобода как независимость в действиях и поступках.

4. Любовь.

5. Материально-обеспеченная жизнь.

6. Здоровье.

7. Уверенность в себе.

8. Интересная работа.

9. Познание.

10. Активная деятельная жизнь.

11. Красота природы и искусства.

12. Творчество.

 

Как показывают материалы приведенного исследования, провозглашаемые школой ценности - познание, творчество, интересная работа -фактически не представлены в сознании современного выпускника как значимые. Из чего следует вывод о том, что традиционно используемые в образовательном процессе методы педагогического стимулирования работают и реальности обратным образом.

Симптоматичным является и тот факт, что Сфера «Здоровье» занимает довольно высокий уровень в рейтинге ценностей. Это нетипично для данного возраста. Возможно, такая ситуация является следствием напряженности и жесткости современной социальной жизни. Наблюдая за «спартанскими» нравами общества, в котором может выжить только сильнейший, юное поколение испытывает страхи по поводу своего будущего в связи с этим: «А хватит ли у меня сил?», «Достаточно ли я здоров для такой жизни?»

 

Любовь.

В юности любовь - сильное, но не очень продолжительное эмоциональное переживание, хотя иногда оно переходит в серьезную, постоянную привязанность. Способность радоваться и отчаиваться на почве любви велика. Взрослые, которые не воспринимают всерьез «детскую» любовь, обнаруживают нечуткость. Разрыв, разлука с любимым человеком в этом возрасте нередко приводит к глубокой депрессии («Мне кажется, жизнь кончена, и я никогда ничему не смогу улыбнуться»). В большинстве случаев боль постепенно утихает, и очень важно, чтобы в это время рядом оказался друг, с которым можно поделиться своим переживанием.

Довольно часто девушки поддерживают отношения с представителями противоположного пола из чувства самозащиты: из страха одиночества, страха знакомства с новыми людьми, страха быть отвергнутой. Приятно сознавать, что есть с кем провести выходные, пойти на дискотеку. Девушка самоутверждается в мыслях о том, что есть реальный претендент, который ищет встречи, желает заботиться, проявляет знаки внимания. Есть три интересных факта в психологии в связи с этим.

  1. Девушки с высокой самооценкой не стремятся сделать первую любовь последней, их взаимоотношения с мужчиной менее продолжительны и не столь серьезны. Обратная картина - у их сверстниц с пониженной самооценкой.
  2. Девушки, для которых взаимоотношения между родителями являются образцом их будущего супружества, гораздо реже влюбляются в школьные годы и реже стремятся к супружеству до 21 года. Девушки, которые не хотят подражать своим родителям, значительно чаще влюбляются в это время.
  3. Старшеклассницы, живущие в полной семье, обычно более реалистично относятся к любви, чем те, чьи родители разведены или одного из них нет в живых (Развитие личности ребенка. М., 1987).

 

Взаимоотношения девушек с юношами сталкиваются с множеством моральных проблем, одна из которых - оградить свой интимный мир от бесцеремонного вторжения и подглядывания. Другая проблема - ритуальная сторона ухаживания. Несмотря на упрощение взаимоотношений между современными девушками и юношами, они не так элементарны, как кажется взрослым. Нормативная неопределенность современных ритуалов ухаживания порождает беспокойство, тревогу и озабоченность до такой степени, что эти переживания заслоняют любовные чувства. Здесь важную роль играют представления о том, каким должен быть любимый человек.

Самоценность и трепетность интимных переживаний в данный период столь велики, что девушки часто скрывают «предмет» своего увлечения, оберегая свое достоинство и репутацию. И взрослым нужно хорошо понимать, что они имеют на это право.

 

Взаимоотношения со школой.

Старшеклассники - это люди, обращенные в будущее. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится для них тем эмоциональным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся их деятельность, все их интересы (Божович Л.И.). И на школу они смотрят уже как на учреждение, подготавливающее их к жизни. Несмотря на сохраняющуюся привязанность к своей школе, они готовы даже сменить её, если в другой школе будут лучшие условия подготовиться к будущей деятельности.

В старшем школьном возрасте связь между учебными и профессиональными интересами становится постоянной и прочной. Изменяется отношение и к отметке. Отметка как непосредственный побуждающий мотив учения, имеющий решающее значение в подростковом возрасте, теперь утрачивает свою побудительную силу - старший школьник перестает учиться «за отметку», ему важны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее. Отсюда ярко проявляющаяся избирательность по отношению к учебным предметам: какие-то из них начинают изучаться тщательно и с азартом, другие вызывают раздражение.

Возникает потребность разобраться в себе и окружающем, найти смысл происходящего и собственного существования. Они не просто с интересом познают мир, но стремятся выработать о нем свое мнение. Поэтому учащиеся этого возраста редко слушают учителя равнодушно. Они либо вообще перестают слушать, если занятие им кажется неинтересным, либо слушают эмоционально, напряженно. Если то, что сказал учитель, «замкнуло» его на собственные рассуждения, он «хватается за перо», или наоборот, отказывается вести запись урока, аргументируя это тем, что «не хочется разбивать впечатление», или тем, что «этого и так нельзя забыть» (Конникова Т.Е.).

Таким образом, в старших классах мышление учащихся приобретает личностный эмоциональный характер. Не случайно в этом возрасте развивается повышенный интерес к художественной и философской литературе. Причем они не просто читают книги, а выписывают из них «любимые мысли», делают пометки на полях и свои замечания.

Личностный характер мышления старшего школьника связан с тем, что в этот период формируется обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимание и переживание своего «Я», своей индивидуальности, своей личности.

Познавательная деятельность протекает как в процессе обучения на уроке и вне его, так и во внеучебной работе.

В 16 лет уже определяется свой собственный (далекий от идеала, но реально действующий) стиль учебной работы. Поэтому учителю не следует навязывать однозначные представления о процессе учения, напротив - предоставить возможность развивать собственный способ работы в изучении предмета, который для конкретного человека целесообразен и важен. Формирование учебных умений и навыков должно быть ориентировано на личность ученика. Знания, как известно, нужны не зазубренные, а самостоятельно приобретенные, осознанные, которые давали бы возможность включаться в практику. Важен не объем знаний, а выбор материала и метод, с помощью которого будут приобретаться знания (Талызина Н.Ф.).

Учебная деятельность побуждается не каким-то одним мотивом, а многими мотивами:

  • мотивы широкого общественного плана (завоевать себе место в жизни, получить одобрение окружающих, подготовиться к выбираемой профессии);
  • мотивы, идущие от самой учебной деятельности интерес к знаниям, удовольствие от сделанной работы, интеллектуального труда);
  • мотивы, прямо не связанные с учением, но имеющие к нему некоторое отношение (награда, наказание, конкурирующие потребности и желания),
  • мотивы отрицательного порядка (утомление, скука, трудности материала, отсутствие комфорта в отношениях с учителем или учениками).

 

В старших классах отношения между учителями и учениками положительны и продуктивны тогда, когда они строятся на основе уважения друг к другу. Во взаимоотношениях с учителем ценится адекватность и соблюдение ролевых позиций: панибратство, так же как и авторитарность, неприемлемо. Ожидания учеников связаны с поиском в учителе старшего друга и наставника.

 

Юношеская депрессия.

В ранней юности отмечается появление депрессивного состояния, которое продуцируется часто возникающим чувством печали, безнадежности, самоуничижения. Юношеская депрессия скрывается за показной скукой, агрессивностью, беспокойным поведением, ипохондрией, капризами или недозволенным поведением вплоть до преступлений. Депрессия в этом возрасте бывает двух видов. Первый - это безразличие и чувство пустоты. При этом самочувствие таково, что возникает ощущение, что детство уже кончилось, а взрослым человек себя еще не чувствует. Этот вакуум и порождает повышенную возбудимость. Такое состояние напоминает чувство скорби по утраченному человеку, близкому настолько, что его воспринимают как часть самого себя. Данный вид депрессии наименее продолжителен и имеет благоприятный исход.

Второй вид депрессии возникает вследствие полосы жизненных поражений. Старшеклассник изо всех сил старается решить поставленные задачи и возникшие проблемы, добиться значимых целей, но безуспешно. Возможно, окружающие не могут или не хотят понять, чего он хочет, в какой поддержке он нуждается. Тогда приходит осознание, что его, или ее, потенциальные возможности ограничены, а вместе с ним -мысль о самоубийстве. Примерно 20% людей в этом возрасте думают о самоубийстве. Причем значительное большинство самоубийств в юности происходит вследствие мгновенного порыва, а не после длительно поиска альтернативных решений сложной проблемы. Часто последней каплей становится потеря ощущения собственной ценности для родителей, друга, любимого человека и даже значимого учителя, что фиксируется в формуле: «Я никому не нужна(ен)!» (Развитие личности ребенка. М, 1987.).

 

 

Словарь

 

· Автоматизм - действие, реализуемое без непосредственного участия сознания. Различаются "первичные" автоматизмы, представляющие собой функционирование врожденных, безусловно-рефлекторных программ, и "вторичные" автоматизмы, образующиеся прижизненно. В норме автоматизм является компонентом сознательно регулируемого действия.

· Агрессия - индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда либо на уничтожение другого человека либо группы людей.

· Аутизм - крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний.

· Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта.

· Влечение - психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта. Влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и др.

· Воля - форма активности личности, выраженная в сознательной организации и саморегуляции человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных задач.

· Воображение - познавательный психический процесс, выражающийся в построении образов продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуации характеризуется неопределенностью.

· Восприятие - познавательный психический процесс, выражающийся в целостном отражении предметов и явлений окружающего мира, возникающем при непосредственном воздействии на органы чувств.

· Высшие психические функции - сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению.

· Деятельность - внутренняя (психическая) или внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью.

· Личность - индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

· Мотив - побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.

· Мышление - познавательный психический процесс, выражающийся в обобщенном и опосредованном отражении действительности.

· Обобщение - мыслительная операция, заключающаяся в объединении объектов на основе одного или нескольких признаков.

· Общение - осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов.

· Онтогенез - процесс развития индивидуального организма.

· Опыт — чувственно-эмпирическое отражение внешнего мира.

· Отражение - всеобщее свойство материи воспроизводить признаки, структурные характеристики и отношения других объектов.

· Ощущение - простейший познавательный психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии на органы чувств.

· Память - познавательный психический процесс сохранения и воспроизведения информации. В памяти различают следующие процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, узнавание.

· Переживание - эмоциональное состояние отражения внутреннего отношения человека к явлениям действительности.

· Поведение - взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней или внутренней активностью субъекта.

· Половая идентификация - уподобление, отождествление поведения и сознания индивида с эталоном определенного пола и ориентация на требования соответствующей половой роли.

· Потребность - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, выступающее источником его активности.

· Притязание на признание - активное поведение индивида по отношению к другому индивиду, направленное на удовлетворение потребности быть признанным.

· Рефлексия - процесс самосознания, выражающийся в осознании себя в системе отношений с другими людьми, взгляд на себя глазами других людей.

· Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или деятельности.

· Эмоции — психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуации, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

 

Рекомендуемая литература:

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М: Педагогика, 1986.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968.

3. Выготский Л.С. Собрание соч.- М.: Педагогика, 1982.

4. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1986.

5. Кон И.С. Психология ранней юности.- М.: Просвещение, 1989.

6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.: Изд-во МГУ, 1981.

7. Мухина В.С. Возрастная психология.- М.: Академия, 1997.

8. Психология развивающейся личности. Под ред. Петровского А.В.- М.: Просвещение, 1987.

9. Развитие личности ребенка. Под редакцией Фонаре-ва А.М.- М.: Прогресс, 1987.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М., 1946; 1998.

11. Формирование личности старшеклассника. Под ред. Дубровиной И. В.-М.: 1989.

12. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: Владос, 1999.

13. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.- М.: 1996.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

(по книге)

 

  1. Основные понятия возрастной психологии 3
  2. Возрастная периодизация 11
  3. Развитие ребенка в период новорожденности и младенчества 13
  4. Кризис одного года 18
  5. Ранее детство 19
  6. Кризис трех лет 22
  7. Дошкольное детство 23
  8. Кризис семи лет 36
  9. Готовность ребенка к школьному обучению 39
  10. Младший школьный возраст 43
  11. Подростковый возраст 69
  12. Юношеский возраст 82
  13. Словарь 101
  14. Рекомендуемая литература 104

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.073 с.)