Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологические итоги реактологической дискуссии
В 1931 г. в Институте психологии проходит дискуссия по основным вопросам «реактологической психологии», организованная ячейкой ВКП(б) института. С резкой критикой серьезных ошибок руководства института выступили А.А. Таланкин, Ф.Н. Шемякин, Т.В. Коган, А.В. Веденов и другие молодые научные работники. Они подчеркивали в своих выступлениях, что новый этап развития философии требует от психологов выполнения задачи изучения ленинского наследства, что, только овладев марксистской методологией, психологи сумеют включиться в практику социалистического строительства. Участники дискуссии дали правильную марксистскую характеристику буржуазной психологии эпохи ее упадка и кризиса: оперирование человеком «вообще», игнорирование противоречий психического развития, физикализм и биологизм либо другая крайность – отрыв психики от физиологических процессов, усиление реакционных идеалистических теорий (психология духа Шпрангера, персонализм Штерна и т.п.). Вместе с тем напоминалось, что марксизм не считает возможным отбрасывать завоевания буржуазной эпохи, а напротив, усваивает и перерабатывает все, что представляет ценность. В центре внимания критики оказались серьезные ошибки ведущих психологов, возглавлявших институт. Участники дискуссии резко критиковали реактологические заблуждения К.Н. Корнилова, бихевиоризм В.М. Боровского, штернианские ошибки П.Н. Шпильрейна и другие серьезные принципиальные пороки в теоретических основах психологии. Есть основания считать справедливым вывод, который делался в критических выступлениях, о том, что до 1931 г. реактология не встречала развернутой принципиальной марксистской критики и самокритики и что, возникнув как эклектическое сочетание совершенно различных психологических школ, она нередко некритически переносила к нам идеологически чуждые учения. Однако явно тенденциозным было изображение Корнилова едва ли не сознательным противником марксистской теории, попытки сделать его единолично ответственным за отрыв психологии от практики, обвинение руководителей института и журнала «Психология» в явном оппортунизме, утверждение, что журнал «по содержанию ничем не отличался от буржуазных психологических журналов» и т.п. Эти и подобные им другие тяжелые обвинения свидетельствовали, как мы сумеем убедиться, об односторонности критики и ее недостаточной объективности.
Что же представляла собой реактология или «марксистская психология Корнилова», оказавшаяся основным объектом критики в этот период? 123 Группировка, возглавляемая К.Н. Корниловым, объединялась, главным образом, вокруг Московского психологического института и включала сотрудников института и преподавателей ряда высших учебных заведений Москвы (факультет общественных наук 1-го МГУ, 2-го МГУ и др.). В нее входили В.А. Артемов, Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский[198], А.Р. Лурия, З.И. Чучмарев, Б.В. Беляев и другие. С 1928 г. под редакцией К.Н. Корнилова и при ближайшем участии указанных выше психологов выходил журнал «Психология» (до 1932 г.). По существу ядро «марксистской психологии» составила группа психологов, которая выступила на стороне К.Н. Корнилова в период полемики последнего с Г.И. Челпановым (1923-1925 гг.) и поддержала идею реорганизации Московского психологического института. В пашей количественно небогатой историко-психологической литературе по советскому периоду психологическая система К.Н. Корнилова освещена лучше, чем другие течения. Мы имеем в виду небольшую, но содержательную статью Б.М. Теплова «Борьба К.Н. Корнилова в 1923-1925 гг. за перестройку психологии на основе марксизма»[199]. Анализируя программные статьи и доклады Корнилова 1922-1923 гг., Б.М. Теплов делает вывод, что в этих работах Корнилов выступил как первый из советских психологов, осознавший, что научная психология должна строиться на основах философии марксизма, и сумевший взять из философии марксизма те исходные положения, касающиеся предмета и метода психологии, которые с тех пор прочно вошли в нашу психологическую науку. В статье отмечается, что Корнилов первый вступил в борьбу с представителями как идеалистической психологии, так и вульгарно-материалистических взглядов и сплотил основное ядро молодых работников, сыгравших важнейшую роль в дальнейшей истории советской психологии. Вместе с тем Б.М. Теплов подчеркивал, что реактология Корнилова строилась подобно бехтеревской рефлексологии путем эклектического сочетания марксистских принципов с некоторыми механистическими и энергетическими идеями, впервые нашедшими выражение в работе «Учение о реакциях». В результате наметилось и вскоре выявилось огромное противоречие между правильно поставленными задачами новой психологии (перестройка на основе марксизма, помощь социалистическому строительству) и скуднейшей программой ее конкретного содержания (изучение скорости и силы реакции). Сущность этих противоречий была вскрыта в психологических дискуссиях конца
124 20-х годов, что привело к отказу от реактологических установок и переходу К.Н. Корнилова и его сотрудников на позиции диалектического материализма. Вместе с тем в период так называемой реактологической дискуссии наряду с принципиальной и правильной критикой по адресу Корнилова прозвучали обвинения, которые не вскрывали указанные противоречия, а смазывали их, не различали правильные марксистские положения и идеалистические и механистические ошибки Корнилова и его школы, равно именуя их «реактологическими извращениями». Деятельность К.Н. Корнилова в период между 1923 г., когда он впервые выступил со страстной пропагандой внедрения марксизма в психологию, и 1931 г., когда он по существу отошел от руководства в психологии, носила двойственный характер, отражая противоречивые условия развития психологической науки в этот период. Было бы неправильным стремиться дать его деятельности однозначную характеристику, ставя акцент на ее неудачных и методологически ошибочных сторонах, как это делали некоторые оппоненты Корнилова в начале 30-х годов (Таланкин и др.). Вместе с тем нельзя допустить, чтобы на этом основании стал возможен пересмотр общей оценки реактологии как одного из течений поведенческой психологии, реформированной Корниловым на основе идеи «органического синтеза» последней и субъективной психологии. Как это признавал сам К.Н. Корнилов, преодолеть недостатки, которые были присущи как поведенческой, так и субъективной психологии, при такой попытке не удалось, и все им свойственные ошибки, остались присущими реактологии[200]. В 1921 г. К.Н. Корнилов, как уже было сказано, издает книгу, названную им «Учение о реакциях человека». В ней обобщались результаты большого экспериментального исследования, которое осуществлялось в Московском психологическом институте. «Учение о реакциях» в том виде, в котором оно формулируется в первом издании книги, во многом сходно с бехтеревской объективной психологией, отличаясь от последней главным образом более широким толкованием человеческого поведения. В центре этого психологического учения оказался не «рефлекс», как у Бехтерева, а «реакция». Понятие «реакция» включало следующие отличия от понятия «рефлекс»: а) универсальность (все ответные движения организмов, включая одноклеточные); б) целостный ответ организма, а не одного органа и в) наличие психической стороны (у высших представителей животного мира). По мысли К.Н. Корнилова, переработка понятия «рефлекс» и расширение его до категории «реакция» способна была дать 125 синтез двух основных противоборствующих в психологии направлений- субъективного и объективного. Субъективная психология брала психическое, субъективное, игнорируя движения, поведение. Объективная психология, игнорируя субъективную сторону, занималась исключительно ответными движениями. Б.М. Теплов, давая характеристику роли К.Н. Корнилова в теоретической борьбе начала 20-х годов, приводит следующее его высказывание: «Надо ли говорить, что с точки зрения диалектического материализма оба эти направления (объективная и субъективная психология. – Б.Т.) являются односторонними: одни игнорируют субъективную сторону, другие –объективную, тогда как только оба эти ряда в своем единстве (но не тождестве) дают действительно цельного человека. И не физиологический рефлекс, и не психическое переживание лежат каждое порознь в основе поведения человека, а лишь то и другое вместе, неразрывно слитое в акте реакции, как основном проявлении живого организма на раздражения окружающей среды»[201]. Это высказывание следующим образом комментируется Б.М. Тепловым: «Едва ли имеются основания видеть какой-либо принципиальный порок в этих теоретических соображениях Корнилова. Другое дело, что ни он, ни кто-либо другой из советских психологов тех лет не обладал достаточной марксистской подготовкой и теоретической зрелостью, чтобы сделать из этих соображений правильные выводы для построения конкретной системы научной психологии»[202].
Настоящая оценка, на наш взгляд, может быть признана справедливой, поскольку в высказывании Корнилова действительно содержался протест против субъективной психологии и бихевиоризма. Но так как в статье Б.М. Теплова это по существу единственная характеристика теоретического содержания понятия «реакция» и эта характеристика является едва ли не первой после дискуссии конца 20-х – начала 30-х годов, то она не может быть признана достаточной. Это тем более очевидно, что в очерке А. А. Смирнова, помещенном в том же сборнике «Экспериментальное изучение психологических реакций в работах К.Н. Корнилова», нет специального теоретического анализа понятия «реакция». Против основного понятия «марксистской психологии» Корнилова-понятия реакции – в период «реактологической дискуссии» был выдвинут ряд принципиальных возражений методологического порядка, его воззрения подверглись тогда резкой и во многом, но отнюдь не во всем справедливой и объективной 126 критике. В резолюции общего собрания ячейки ВКП(б) Государственного института психологии, педологии и психотехники подчеркивалось, что для «марксистской психологии» одинаково неприемлемо сведение психических процессов ни к понятиям реакций, ни рефлексов, так как оба эти понятия: а) основаны на теории равновесия и совершенно игнорируют проблему самодвижения; б) трактуют о процессах поведения вообще, поведения абстрактного, а не исторического человека; в) предполагают механическое сведение всех сложнейших психических процессов к простейшим ответам на раздражения окружающей среды. Понятно, что, возвращаясь к оценке корниловской «реакции», необходимо, не ограничиваясь общими соображениями об ошибочности реактологии, высказать мнение по поводу всех этих тяжелых обвинений и конкретно указать, в чем был прав Корнилов, а в чем – его оппоненты. Все это тем более существенно, потому что и в статье Б.М. Теплова и в статье А.А. Смирнова (в последней особенно) отчетливо показывается, что сама по себе реактологическая методика (изучение простых и сложных реакций) и психическая реакция как предмет исследования имеют большую историю и восходят к работам Вундта и Титченера. Тем новым, что внес Корнилов и его сотрудники в изучение реакций, было выяснение зависимости быстроты реакции от задачи и силы реакции, от характера деятельности, выполняемой испытуемым. Новой была и теоретическая концепция психической реакции как предмет психологии или реактологии. Последняя требует специального рассмотрения.
Следует с само-го начала указать, что понятие «реакция» у Корнилова (как и «рефлекс» у рефлексологов) было внеисторичным. Реактивность рассматривалась в качестве свойства как неорганического, так и органического мира, как примитивно организованного животного, так и современного человека. Корнилов устанавливал «простой» критерий различий в реакциях – зависимость от различий в раздражителях (биологических или социальных). Но для характеристики поведения человека мало установить, что на человека, помимо биологических раздражителей, действуют социальные и что его поведение «биосоциально», необходимо было найти качественную специфику поведения разных людей и ее причины в разных общественно-исторических условиях. Выполнить это в рамках реактологической концепции оказывалось невозможным. Корнилов стремился найти в поведении человека соотношение биологических и социальных моментов, соответствующее наличию врожденных и приобретенных реакций. Однако в реактологии биологическое и социальное по существу оказывались дуалистически противопоставленными друг другу. Не сумев уйти от традиционной схемы эмпирической индивидуальной психологии с ее различением «эндопсихики» и «экзопсихики» и ме- 127 ханически объединяя их друг с другом, Корнилов не увидел диалектического единства врожденного и приобретенного, биологического и социального в поведении человека. Следует, правда, отметить, что им неоднократно подчеркивался примат социального над биологическим. Однако, как известно, предпочтение социального биологическому и признание его доминирующим нисколько не меняет сути дела. В этом легко убедиться, познакомившись, например, с разделами «Учебника психологии, изложенной с точки зрения диалектического материализма», посвященными инстинктивным реакциям. Корнилов писал, что у человека хотя имеется, по-видимому, не менее инстинктов, нежели у животного, но эти его инстинктивные реакции сплошь и рядом носят скрытый характер, будучи затемнены приобретенными реакциями. Это говорит о том, что для реактолога наследуемое и приобретенное механически соседствовало друг с другом и социальное лишь затеняло биологическое, внутренне его не преобразуя и не опосредствуя.
Не приходится удивляться поэтому, что Корнилов допускал грубую биологизацию в трактовке психической жизни человека, превращая инстинкты в основу эмоционально-волевой сферы человеческой личности. Так, многие нравственные чувства, в том числе «коллективизм», он выводил из инстинкта «стадности» и видел только количественную разницу этих человеческих чувств и соответствующих эмоциональных реакций животных. Следующее обвинение в адрес реактологии заключалось в указании на то, что Корнилову не удалось преодолеть механистический подход к реакции как некоему «атому» душевной жизни и поведения, к которому последнее может быть до конца «сведено». Сведение к реакции всех «самых сложных», «высоких» и «тонких» форм поведения обнаруживало методологическое родство реактологии с другим направлением поведенческой психологии – рефлексологией. Как уже подчеркивалось, сводить все проявления психической деятельности к рефлексам или реакциям – это значит игнорировать специфическое в механизмах поведения человека. Одно дело – рефлекторный принцип как методологическое философское понятие, утверждающее детерминированность любых проявлений жизнедеятельности (в том числе и психических) воздействиями среды, другое – сведение сложных форм поведения общественного человека к простым элементам, будь то рефлексы, суперрефлексы или реакции. Объяснять поведение человека закономерностями реакции как единицы поведения – это значит стирать качественные различия между сложнейшими психическими процессами и простейшими ответами на раздражения окружающей среды. То, что последние составляют естественную основу первых, никак еще не дает основания сводить первые к последним. 128 Вместе с тем позицию Корнилова в этом вопросе никак нельзя отождествить с той откровенной воинствующе механистической концепцией рефлексологии, которая сводила влияния среды к разрозненным «атомизированным» социальным раздражителям, представляющим собой на поверку не что иное, как комплекс физических и биологических агентов, и не шла дальше голого констатирования, что все психические явления, как простые, так и сложнейшие, – это «рефлексы» или «суперрефлексы». Корниловым делаются первые робкие еще шаги на пути к освобождению от традиционных схем поведенчества. В разделе «Связь и течение реакций» («Учебник психологии, изложенной с точки зрения диалектического материализма», глава X) он стремится внести основы диалектики в характеристику поведения человека. Определяя поведение человека как «совокупность реакций», он подчеркивает, что «отдельные реакции нельзя мыслить существующими изолированно друг от друга». «С другой стороны, – продолжает Корнилов, – мы не должны эту связь реакций представлять себе как механическое сцепление одной реакции с другой, наподобие сцепления отдельных звеньев цепи, в результате чего и получается поведение человека. Нужно совершенно отчетливо себе усвоить, что всякое соединение реакций, а тем самым и цельное поведение человека, никогда не есть только просто арифметическая сумма всех реакций человека, а есть диалектическое, совершенно новое качественное образование»[203]. И наконец: «Поведение человека есть всегда результат чрезвычайно сложного взаимоотношения отдельных реакций, которые обычно возникают в массе, пересекаются, вступают в борьбу, оказывая друг другу помощь, сливаются, вытесняют, тормозят, парализуют друг друга и т.п. Жизнь человека, его поведение только при поверхностном взгляде является цепью отдельных реакций; по существу же это скорее клубок реакций, разобраться в котором до чрезвычайности трудно»[204]. Со всеми этими замечаниями нельзя не согласиться. Однако Корнилов странным образом отказывался замечать, что под тяжестью приведенных выше соображений падала сама реактологическая концепция, которая, устанавливая законы реакций – врожденных и приобретенных, игнорировала это самое им признаваемое «диалектическое, совершенно новое качественное своеобразие», которое не могло быть сведено на простые элементы – реакции. Здесь, как и во многих других местах, можно отчетливо видеть, как реактологическая догма умертвляла живую мысль ученого, вступая в непримиримое противоречие с диалектикой. К.Н. Корнилову в результате суровой марксист- 129 ской критики удалось освободиться от реактологических заблуждений и продолжить плодотворную работу в советской психологии, в том числе и потому, что в его работах существовали предпосылки (правда, в скрытой, негативной форме) внутреннего отрицания его реактологического учения. Если нельзя не согласиться с оценкой понимания реакции как понятия внеисторического и не чуждого механистического атомизма, то несколько иное отношение вызывает сформулированное в 1931 г. А. Таланкиным и повторенное в упомянутой выше резолюции по итогам реактологической дискуссии утверждение, что понятие «реакция» основано на «теории равновесия и совершенно игнорирует проблему самодвижения». Корнилов понимал реакцию как форму взаимодействия организма и окружающей среды, имеющего в своей основе нарушение и восстановление равновесия между индивидом и окружающей средой. Понимание Корниловым взаимодействия организма и среды в общем близко к известным взглядам И.П. Павлова, который считал, что животный организм «как система» существует среди окружающей природы только благодаря непрерывному уравновешиванию этой системы с внешней средой, т. е. благодаря определенным реакциям живой системы на раздражители. Корнилов был прав, когда, возражая А. Таланкину, замечал: «Итак, выходит, равновесие равновесию рознь»[205], и цитировал Энгельса: «Равновесие неотделимо от движения... в живом организме мы наблюдаем... – живое единство движения и равновесия. Всякое равновесие лишь относительно и временно»[206]. Не обоснованы также обвинения в агностицизме и в кантианских извращениях марксистско-ленинской теории отражения, которые были против Корнилова выдвинуты А. Таланкиным и некоторыми другими критиками и повторены при подведении итогов реактологической дискуссии. Следует сразу сказать, что формулировки, которые употреблял Корнилов, характеризуя психическую деятельность, были не свободны от некоторых неточных, а иногда и просто ошибочных положений. Нельзя забывать, что теоретическое оформление советской психологии как науки, которая базируется на марксистско-ленинском понимании психики, приходится на более поздний период. Советские психологи в дальнейшем отказались, например, от определения психики, которое было в ходу в конце 20-х годов: психика как специфическое свойство нервной системы, составляющее субъективную сторону физиологических явлений. Эти и подобные им формулировки имеют своим источником высказывания Плеханова, который в работе «От обороны к нападению» (Спб., 1910) указывал, что всякое данное психи- 130 ческое состояние есть субъективная сторона процесса, другую сторону которого составляет физиологическое явление, или, вернее, целая совокупность явлений физиологических в собственном смысле этого слова. В приведенной корниловской формулировке не было одного важного звена – в ней отсутствовало указание на то, что составляет источник психических состояний и их основное содержание, – отсутствовал процесс отражения. Еще более справедливые возражения вызывало тогда определение психики как «интроспективного выражения физиологических процессов». Оно встречается на страницах теоретических статей и книг Корнилова среди многих, в противоположность этому определению верных дефиниций. Необходимо принять во внимание, что Корнилов находился под значительным влиянием деборинского направления в разработке философии, на ошибки которого было указано в постановлении ЦК ВКП(б) от 25 января 1931 г. о журнале «Под знаменем марксизма»[207]. Рассмотрение работ Корнилова, относящихся к этому периоду, не подтверждает многие обвинения, которые содержатся в высказываниях его оппонентов («скатывание к агностицизму» и «кантианское извращение марксистско-ленинской теории отражения»). Следует решительно отвергнуть и утверждение, что ошибки Корнилова представляли попытки «протащить под флагом марксизма идеалистические идеи в область психологии». Принципиально неверным было стремление некоторых философов и психологов изобразить Корнилова, который боролся за марксизм в психологии, иногда допуская при этом тяжелые просчеты и ошибки, каким-то скрытым врагом марксизма, тайно протаскивающим идеализм. Нет необходимости разбирать все обвинения по адресу Корнилова, которые были сделаны А. Таланкиным и повторены в резолюции «Итоги дискуссии по реактологической психологии», а также в редакционных комментариях журнала «Психология» к статье Корнилова «К итогам психологической дискуссии»[208]. Если они в отдельных пунктах и имели основания, то в целом их тенденция, берущая под сомнение общеметодологические воззрения Корнилова и инкриминирующая ему идеалистическую, кантианскую, механистическую ревизию марксизма, не может быть признана объективной и правильной. Ко времени реактологической дискуссии в психологической системе Корнилова созревают глубокие органические противоречия между методологическими принципами диалектического материализма и реактологической схемой, выявляющей пресловутую гегелевскую триаду. К сожалению, оппоненты Корнилова на реактологической дис- 131 куссии, стремясь опротестовать все выдвинутые им методологические тезисы, не увидели этого назревающего противоречия и не в такой степени, как это было необходимо и можно, способствовали очищению воззрений Корнилова и его школы от формально понятого и принятого гегельянства. Наиболее серьезной теоретической ошибкой Корнилова во второй половине 20-х годов была упомянутая выше идея «органического синтеза» субъективной психологии и бихевиоризма. После I и в особенности после II съезда по психоневрологии, где Корнилов формулирует задачи построения психологии на основе материализма и диалектики, понятие «реакция» представлялось ему своего рода плацдармом борьбы на два фронта: против субъективизма идеалистической психологии и абстрагированного в объективной психологии поведения. Корнилов, как нами было показано, делает понятие «реакция» центральным для своей психологической системы. В этом он видел путь к «диалектизации» психологии (состояния души, субъективное как предмет психологии – тезис; рефлексы, акты поведения – антитезис; реакция – синтез). Здесь, несомненно, сказывалось увлечение гегелевской триадой, которое в этот период характерно для многих советских философов и психологов. Правильная оценка его «марксистской психологии» во многом зависит от решения вопроса о том, являлся ли этот, провозглашенный К.Н. Корниловым синтез диалектическим. Не следует упускать из виду, что эта триада служила основой понимания предмета и методов психологии и что производной от нее стала другая триада: субъективная психология – тезис, объективная психология – антитезис, «марксистская психология» – синтез. Можно понять и положительно оценить замысел Корнилова: он стремился определить место советской марксистской психологии в историческом процессе развития психологической научной мысли. Значение этого замысла выявляется в свете идеологической борьбы с Мининым, Енчменом, последователями Шулятикова, пролеткультовцами, которые отрицали какую-либо преемственность между старой и марксистской философией, между буржуазной и пролетарской культурой. Как известно, Ленин и другие марксисты высмеивали это вульгарное недиалектическое понимание отношений между старым и новым. Корнилов не остался в стороне от этой партийной борьбы. Можно согласиться и с тем, что домарксистский период характеризуется столкновением и противопоставлением субъективной психологии, абстрагировавшей не отделимую от материи психику и превратившей ее в самостоятельную сущность, и объективной психологии, игнорировавшей психическое. Корнилов прав, когда он отмечает односторонность обоих направлений и отвергает ее как бесплодную.; Очевидно и то, что подлинная марксистская психология может быть построена не на голом месте, не путем анархистского 132 пустого отрицания накопленного в прошлом опыта, а путем диалектического снятия, путем отрицания противоборствующих направлений буржуазной психологии. Однако верный абстрактной схеме «триады» Корнилов осуществлял «синтез» субъективной и объективной психологии искусственно, формально, на началах компромисса, а не на путях вскрытия противоречий развития науки. Основной порок «органического синтеза» в реактологии заключался не в том, что «субъективная», главным образом вундтовская, система признавалась «тезисом» современной психологии, бихевиоризм же «антитезисом», а в той форме, которую приобретал их синтез. Прежде чем осуществлять этот «синтез», Корнилов должен был позаботиться о том, чтобы глубоко вскрыть и преодолеть идеалистические и механистические предпосылки как субъективной, так и объективной психологии (отрицание отрицания), памятуя о том, что в противном случае он рисковал не столько преодолеть, сколько удвоить ошибки обоих направлений. Порочность буржуазного субъективизма и объективизма в психологии заключалась далеко не в одной лишь односторонности, как это получалось по Корнилову. Как мы могли убедиться, Корнилов и его сотрудники были еще во многом далеки от понимания органических пороков тех психологических школ и направлений, которые синтезировались ими при помощи понятия «реакция». Понадобилась огромная совместная методологическая работа всех советских психологов (среди которых были, разумеется, К.Н. Корнилов и его сотрудники), чтобы осуществить задачу марксистской перестройки в психологии.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.027 с.) |