Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сознание как предмет психологии
Значение реактологической дискуссии (как и дискуссий по основным методологическим проблемам рефлексологии в Ленинграде) выходит далеко за рамки тех задач, которые ставили их инициаторы. В условиях начавшегося развернутого наступления социализма философская дискуссия, завершающая борьбу на два фронта (против механицизма,и против идеализма), и тесно связанная с ней дискуссия в психологии означали решительный поворот в самой основе научной психологической теории: советская психология в результате дискуссии порывает с остатками идеализма и механицизмом в понимании (Предмета психологии. Опыт этих широких дискуссий был опытом развития принципиальной марксистско-ленинской критики и самокритики, уровень которой неизмеримо поднимается. В теоретических выступлениях тех лет отчетливо осознается ошибочность методологических позиций, которые еще недавно защищали рефлексологи и реактологи. Пересмотру подвергает- 133 ся и предмет психологии – в этом важнейшая черта этого периода. И хотя дискуссия в психологии в 1930-1931 гг. осталась в истории под названием «реактологической», однако она становится фактором окончательного преодоления рефлексологии. Это объяснялось тем, что реактологическая психология, внешне выглядевшая противником рефлексологии, в действительности лишь подкрепляла последнюю своим эклектизмом и механицизмом. Реактология не могла обеспечить непримиримой критики рефлексологии и потому, что разделяла с ней многие методологические грехи («поведенчество», непреодоленный позитивизм, гиперболизирование роли лабораторных методов исследования психики человека и др.). Реактологическая дискуссия стала плацдармом, с которого был нанесен последний уничтожающий удар по поведенческой психологии. Пафос теоретических выступлений 1930-1932 гг. заключался главным образом в утверждении сознания предметом марксистской психологии. «Психолог-марксист может понимать свой предмет только как психические процессы. Но психолог-марксист подходит к психическим процессам, понимает их совершенно иначе, чем понимает их буржуазная идеалистическая или механистическая психология. Психолог-марксист в противоположность буржуазному психологу-идеалисту, понимающему психические процессы, душевные явления, явления сознания как проявления единой или особой духовной субстанции, считает, что психические процессы являются свойством материи, появляющимся на особом этапе развития материи, и как свойство психические процессы являются функцией материи, продуктом материи. Психолог-марксист, в противоположность психологу-механисту, не отождествляет психические процессы с материальными, а устанавливает единство тех и других»[209]. Так подводился итог борьбе на два фронта в психологии.
Как выше было отмечено, представители поведенческой психологии (рефлексологи и тем более реактологи), объявляя предметом психологии поведение человека, тем не менее не отбрасывали полностью психику, отводя ей вспомогательную и второстепенную роль, считая, что она лишь как сопровождающий элемент входит в состав изучаемого психологией объекта. Становилось очевидным, что необходимо, с одной стороны, найти правильную трактовку сознания, дав ему диалектико-материалистическую характеристику, с другой стороны, раскритиковать те концепции психики, которые имели хождение среди рефлексологов и реактологов. С этой задачей марксисты-психологи успешно справляются. 134 Резкой критике подвергается распространенное во второй половине 20-х годов понимание психики в качестве «интроспективного (или субъективного) выражения объективных физиологических процессов». В теоретических статьях начала 30-х годов мы находим правильное указание на то, что подобное понимание ведет к отождествлению психических процессов с процессами материальными (физиологическими). Подобный взгляд, как подчеркивалось в критических выступлениях, являлся извращением марксистско-ленинского решения вопроса о взаимоотношении психического и физического. Апологеты «поведенчества» фактически выбрасывали психическое из предмета психологии. Видя объект психологии в поведении отдельного человека или коллектива (класса), они захватывали предмет другой науки – социологии, науки об обществе. Сводя же психику к физиологическим процессам, они вторгались в области другой науки – физиологии. «То, что психологи не занимались своим предметом, объясняет и то неустойчивое положение психологии, которое она занимала десять лет и которое еще не изжито и сейчас»[210], – писал в 1932 г. А.В. Веденов.
Широкое использование в ходе полемики трудов основоположников марксизма («Философских тетрадей», «Материализма и эмпириокритицизма» В.И. Ленина, «Немецкой идеологии» и «Святого семейства» Маркса и Энгельса, «Диалектики природы» и «Анти-Дюринга» Энгельса) позволило психологам-марксистам вложить новое значение в термины «психика» и «сознание», совершенно отличное от того, которое было с ним связано в трудах философов и психологов, стоящих на точке зрения идеализма. Это свидетельствовало о серьезном идейном росте кадров советских научных работников в области психологии. Не отбросив понятия, с которыми, бесспорно, были связаны определенные традиции субъективной психологии и которые сторонники объективизма превращали в жупел, психологи-марксисты поставили перед собой четкую задачу: освободить психологические понятия от идеалистических наслоений и под углом зрения диалектического материализма пересмотреть эти понятия, не отказываясь от них. Разоблачению теоретической платформы рефлексологии и реактологии послужила складывающаяся историко-психологическая концепция «поведенчества» как разновидности буржуазной идеологии. Сформулированная в 1925 г. в работе Т.И. Райнова «Отчуждение действия»[211], она находит продолжение в книге Ю. Малиса «Пути психологии» (Л., 1929) и получает развитие в ряде теоретических работ периода реактологической дискуссии. 135 Советские психологи все более осознают, что незнание истории науки приводит не только к излишним повторениям, но и к глубоким ошибкам в определении предмета и метода науки, ее исторического места в системе других наук. Глубокий анализ истории современного этапа психологии был осуществлен Л. С. Выготским в нескольких исследованиях, начиная с его работы «Исторический смысл психологического кризиса» (1927) и кончая докладом, прочитанным в июне 1932 г., «Современные течения в психологии». Обе эти работы пронизывает одна мысль: до последнего времени предполагалось, что к психической жизни можно подойти двояким путем: путем физиологического объяснения или путем психологического описания, однако оба пути приводили в тупик. Какой же должен быть найден выход? По Выготскому, уже в начале века произошло разделение психологии на две разные науки: «объяснительную» и «описательную» психологию. Первая прослеживает, как связываются между собой явления психической жизни, как они связаны с явлениями, лежащими за пределами этого круга, каким образом они обусловлены, какова их структура, законы и т. д. Эта психология должна строиться в основном по тому же типу, по которому строятся естественнонаучные дисциплины, и неизбежно становится физиологической наукой, ибо, говоря о причинах психических явлений, исследователь волей-неволей обращается к материальным процессам. Этой науке недоступно проникновение в сложность состояний сознания. Вторая имеет целью не столько объяснить, сколько понять другого человека, перенестись в его переживания, «вчувствоваться» в него. Такую психологию можно назвать понимающей или описательной по своим задачам и виталистической (идеалистической) в своей методологии. Кризис современной психологии, нашедший свое воплощение в этом дуализме, в своей сущности есть кризис ее методологических основ и является выражением того факта, что психология как наука в свете требований, предъявляемых ей практикой, переросла в своем фактическом продвижении вперед возможности, допускавшиеся теми методологическими основаниями, на которых она начинала строиться в конце XVIII и начале XIX в.
Как показывает далее Выготский, попытка преодолеть этот дуализм физиологического объяснения и духовного понимания, которая была предпринята гештальтпсихологами Вертгеймером, Келером, Коффкой, была заранее обречена на неудачу, ввиду того что последние хотели встать «над схваткой» механицизма и витализма, оставаясь в плену ограниченных недиалектических представлений о сущности того и другого философского направления. Критика механицизма «объяснительной» психологии представителями структурной психологии (так Выготский предпочитал называть гештальтпсихологов) давала возможность Вы- 136 готскому в форме критики критиков механицизма вскрыть не только слабость методологических принципов гештальтизма, но и показать вместе с тем органическую порочность объективизма, присущего «объяснительной» психологии. Более того, Выготский показывает – и очень убедительно, что структурная психология вбирает в себя и механицизм объяснительной и витализм описательной психологии, фактически не преодолевая дуализм, а перемещая его извне во внутреннюю среду научной системы. Вся критика механицизма у Коффки и Келера – в протесте против сведения поведения человека к работе живой машины. «Только это и есть тот механицизм, против которого возражают гештальтпсихологи. Сведение же поведения взрослого человека к поведению ребенка, мышления человека к мышлению обезьян, сведение поведения обезьян к поведению наиболее близкостоящих животных, сведение мышления к жизненным процессам простого порядка и сведение этих процессов к процессам электрическим не является с точки зрения представителей гештальтпсихологии незакономерным»[212]. Нет сомнений, что у Выготского понимание механицизма, присущего объективной объяснительной психологии (и гештальтизму), гораздо более глубокое и гибкое, чем у Коффки и Келера. Здесь определенно сказалась та борьба с механистами, через которую прошла советская философия и психология (формы, которые принимало механистическое мировоззрение, были предметом специального обсуждения в марксистской печати во второй половине 20-х годов). Правомерен и вывод, который делает Выготский: вся структурная психология строится на теории равновесия. «Типичным для всякого движения, для всякого изменения физической структуры является то, что она из покоящегося состояния через нарушение равновесия переходит в новое покоящееся состояние. Исходя из этого положения, и психическая структура рассматривается, прежде всего, как нечто находящееся в равновесии»[213]. Выготский успешно доказал, что, борясь с механицизмом, гештальтпсихологи борются только с одной из возможных форм механицизма и пытаются ее преодолеть не тем, чтобы показать ложность самой идеи механицизма, а тем, чтобы заменить одну устаревшую механистическую идею другой, более современной.
«Самый фундамент психологии должен быть перестроен»[214] – таков конечный вывод Выготского. Только в этом он видит выход из кризиса, отказав новейшим течениям буржуазной психологии, к числу которых относился структурализм, в праве под- 137 визаться в роли поводырей, способных вывести психологическую науку, запутавшуюся в тенетах механицизма и витализма, на торную дорогу научного знания. И объяснительная психология во всех ее разновидностях (физиологическая психология В. Вундта, функциональная психология В. Джемса, бихевиоризм, рефлексология и т. д.), и различные школы описательной психологии («математика духа» В. Дильтея, интуитивизм А. Бергсона, гуссерлианство, «психология народов» Вундта и т.д.), и их синтез у гештальтистов – все это вырастает на почве буржуазной идеологии и по самому своему существу не способно преодолеть свою историческую ограниченность. История психологии свидетельствует о неизбежности коренной ломки самых основ научной теории. «Сосуществование» марксизма с остатками буржуазного объективизма, с которым вынужденно мирились на предыдущем этапе, становилось невозможным. В указанных работах Л. С. Выготский не касается вопроса о том, каким образом следует перестраивать психологическую науку (это не входило в его задачу), однако он выражал решительное несогласие с тем, как понимают западноевропейские и американские ученые пересмотр психологии. Той же цели – критическому рассмотрению материала, который дает буржуазная наука, под углом зрения его социально-политического смысла и методологических основ – посвящена статья А.Р. Лурия «Кризис буржуазной психологии»[215], где четко формулируется вопрос о недопустимости некритического усвоения буржуазных психологических теорий без всякого представления о том, какие философские концепции за ними скрываются и с какими социальными течениями они связаны. До начала «поворота» на психологическом фронте советские психологи стремились увидеть «союзников» и «попутчиков» в различных научных системах на Западе, поправив и усовершенствовав которые они надеялись приспособить для своих нужд. В новых условиях оценка этих учений принципиально иная. Анализируя многочисленные теории буржуазной психологии, советские психологи приходят к выводу, что эти учения, обещая каждое своим путем вскрыть основные закономерности психической жизни личности, неизбежно обращаются как к конечному двигателю психического развития к имманентным «силам духа», к «факторам целостности» и т.п., тем самым переходя к построению сложных метафизических систем, фактически отрезающих все пути действительно научного исследования.
Осуждение механицизма и биологизации, свойственных «поведенчеству», способствовало и разрушению рефлексологической и реактологической практики главным образом в области педагогической и детской психологии, а также педологии. В 1931- 138 1932 гг. публикуется ряд статей, в которых разоблачаются грубо механистические тенденции в трудах А.С. Залужного, С.С. Моложавого, И.А. Арямова, Е.А. Аркина и других психологов и педологов, тяготевших к рефлексологии, реактологии, бихевиоризму. В этих критических статьях подчеркивалось, что последние, исходя из механистической теории равновесия и стирая качественные различия между животными и людьми, а также между взрослыми и детьми, в высшей степени упрощенно представляют взаимоотношение человека со средой и пути формирования человека, утверждая, что каково непосредственное окружение ребенка, такова его конституция и все автоматически складывающиеся приспособительные механизмы поведения. При этом все важнейшие факторы общественного развития и формирования отдельного человека (противоречия общественных отношений, классовая борьба) смазывались и изображались несущественными. Начиная с 1931 г. в психологии утверждается новая трактовка предмета психологии. Эта новая формулировка (психология- наука о психике, сознании как свойстве мозга, являющемся отражением объективной реальности) стала возможной в ходе развернутой критики и самокритики и в результате всестороннего, неформального преодоления всех видов поведенческой психологии как проявлений вульгарного объективизма и механицизма. На путь самокритики становится подавляющее большинство советских психологов (Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, Н.Ф. Добрынин и др.), начиная бок о бок с молодыми, недавно пришедшими в науку кадрами (Б.В. Беляев, А.В. Веденов, В.Н. Колбановский[216], П.И. Размыслов, Ф.Н. Шемякин и др.) строить методологический фундамент психологии на основе ленинской теории отражения. Реактологическая дискуссия проходила в условиях острой политической обстановки и ожесточенной борьбы с многообразными буржуазными влияниями, идеалистическими и механистическими извращениями марксистско-ленинской теории, борьбы, нашедшей отражение в известном постановлении ЦК партии о журнале «Под знаменем марксизма». Ее участники, правильно избрав направление главного удара, – задача разгрома поведенческой психологии, – вместе с тем не были свободны от субъективизма в оценке отдельных фактов и деятелей психологической науки (выше это было показано в отношении Корнилова) и, случалось, подменяли конкретный анализ теоретических воззрений приклеиванием того или другого политического «ярлыка». Но, даже не закрывая глаза на полемические резкости, допускавшиеся в ходе дискуссии, можно с полным основанием ут- [ 139 ] верждать, что этот большой разговор о судьбах психологической науки способствовал коренному перелому в ее историческом развитии. Дискуссия, несомненно, развязала творческую активность работников в области психоневрологии и еще теснее сплотила их вокруг марксистско-ленинского учения. Подводя черту под эпохой господства идей объективизма и поведенчества, период реактологической дискуссии вместе с тем открывает собой эпоху диалектико-материалистической перестройки психологии. Характер этой перестройки на основе марксизма-ленинизма наиболее выпукло обнаруживается при рассмотрении специальных ее отраслей, развивавшихся в связи с конкретными задачами, поставленными перед психологической наукой социалистическим строительством.
140
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.015 с.) |