Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование основ психологической наукиСтр 1 из 30Следующая ⇒
Издательство Просвещение Москва 1967 [ 2 ]
[пустая]
[ 3 ]
Посвящается Профессору Сергею Николаевичу Синельникову
[ 4 ]
[пустая]
5 Предисловие
Вступая в пятидесятый год своего существования, Советская страна, весь советский народ глубже, чем когда-либо, осознают тот исключительный по своему значению переломный момент в истории, который произошел полвека назад. Октябрьская революция освободила и выявила исполинскую силу народных масс и направила ее на созидание нового, невиданного ранее в истории, коммунистического общества. В этот же период огромные изменения происходят в области научного знания. И дело не только в том, что наука, впервые в истории человечества поставленная на службу народа, накапливает грандиозный материал и теснейшим образом объединяется с практикой социалистического, коммунистического строительства, но и в том, что в эту эпоху осуществляется перестройка самых основ научного знания. Фундамент этой перестройки образует марксистско-ленинское учение, которым успешно овладевают советские ученые и которое органически входит во все научные теории, разрабатываемые в нашей стране. Коренные изменения происходят и в психологии, науке, в которой на протяжении столетий, быть может, острее, чем где-либо еще, противоборствовали материализм и идеализм. Для всех направлений психологии, возникших на границе XIX и XX вв., как в России, так и за рубежом, характерна неспособность охватить добываемые в исследовании данные с единой точки зрения, бессилие теоретической мысли объяснить новые научные факты. Противоречие между развивающейся стихийно-материалистической экспериментальной практикой и субъективистской концеп- 6 цией сознания оставалось неустранимым. И, однако, именно в первые десятилетия XX в. происходит решающий поворот в истории психологии – в СССР осуществляется перестройка основ психологии на базе марксистско-ленинской теории. В настоящее время советская психологическая наука приобретает особое значение в связи с осуществлением задач развернутого строительства коммунистического общества, требующих всемерного развития тех наук, которые занимаются изучением человека. Она призвана сыграть важную роль в решении теоретических и практических задач воспитания всесторонне развитых строителей коммунизма, повышения производительности труда, охраны здоровья народа. В этой связи значительный интерес представляет изучение того пути, которым шла советская психология, знакомство с ее историей.
Настоящая книга является первым опытом монографического исследования истории советской психологии[1]. До сих пор этому важному вопросу были посвящены лишь отдельные статьи (Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, Г.С. Костюк и др.), освещающие некоторые знаменательные события в истории психологии, характеризующие воззрения видных советских психологов, дающие историко-психологические обзоры в связи с различными юбилейными датами. Вместе с тем нельзя не отметить, что за последнее время история советской психологии становится объектом специального изучения за рубежом, превращаясь в арену столкновения советской и буржуазной идеологии (Р. Бауер, Д. Разран, И. Лондон и др.). В этом отношении характерна книга Р. Бауера «Новый человек в советской психологии»[2], изданная в США в 1952 г., в которой излагается история советской психологии, начиная с момента ее возникновения и до первых послевоенных лет. Автор хорошо ориентируется в материале, книга снабжена научным аппаратом. Однако концепция истории советской психологии, которая формулируется на страницах его книги, далека от адекватного отражения исторического развития психологической науки в СССР. Бауер стремится доказать, что проникновение марксизма в психологию в 20-е и 30-е годы было якобы лишь административным нажимом, что перестройка психологии на основе диалектического материализма была только 7 «изменением терминологии» и т.д. Лучшее средство борьбы против всевозможных попыток извращения и фальсификации истории советской психологии – создание трудов, дающих исторически достоверную картину формирования психологической науки. Задача, поставленная автором, состояла не в том, чтобы дать историю конкретных исследований, проводившихся советским и психологами, как это сделано, например, в коллективной монографии «Психологическая наука в СССР» (т. 1 и 2, М., изд. АПН РСФСР, 1959-1960), а в том, чтобы показать, как формировались некоторые общие методологические принципы психологии, вытекающие из теории диалектического материализма, те основы психологии, которые становились предпосылкой и результатом конкретных психологических исследований.
К истории науки может быть с полным правом отнесено указание В.И. Ленина, что сумму многообразных «изменений во всех их разветвлениях не могли бы охватить в капиталистическом мировом хозяйстве и 70 Марксов. Самое большее, что открыты законы этих изменений, показана в главном и основном объективная логика этих изменений и их исторического развития»[3]. Историк науки должен осуществлять отбор фактов в соответствии с объективной взаимосвязью исторических явлений. Чем глубже и полнее он сумеет отобразить существенные связи изучаемых им явлений, тем будет ближе его труд к истине. Верное понимание самых сложных проблем современной науки с необходимостью включает в себя знание того, что В.И. Ленин называл «основной исторической связью», понимание, как и почему развивались те или иные научные концепции, которые, став слагаемыми сегодняшней научной проблематики, сохраняют в себе отзвук прежних споров, печать тех исторических условий, в которых они первоначально оформились. Являясь итогом научного опыта, история конкретной области знания – в нашей книги история психологии – освещает не только прошлое, но и в какой-то мере может способствовать правильному пониманию ее настоящего. Как это подчеркивается и самим названием книги – «История советской психологии (Формирование основ психологической науки)», мы не ставили перед собой задачу осветить в равной степени обстоятельно и детально все периоды исторического развития психологической науки в СССР в годы Советской власти, ограничившись возможно полной характеристикой важнейших особенностей советской психологии в 20-е и 30-е годы, а также в начале 40-х годов. Причиной этому послужили следующие обстоятельства. Во-первых, наша книга является первым опытом разработки истории советской психологии и имеет главным об- [ 8 ] разом исследовательский, а не обзорный характер. Не приходится сомневаться, что в будущем будет опубликован труд, который обобщит ряд историко-психологических исследований (в том числе, быть может, и настоящую книгу), и на этом основании будет дан глубокий анализ всех периодов истории психологии в СССР в XX в. Во-вторых, особый научный интерес имеет вопрос о том, как и под влиянием каких объективных исторических условий сложились диалектико-материалистические основы советской психологии, марксистский фундамент ее теории и практики. Этим объясняется преимущественное внимание автора к 20-м и 30-м годам, на протяжении которых развернулся процесс перестройки самих основ психологической науки и происходила борьба за марксизм в психологии. Что касается последнего периода (начиная со второй половины 40-х годов и по настоящее время), то он коротко освещается в заключительных разделах последней главы. Предлагая эту книгу вниманию читателя, автор далек от убеждения, что она свободна от недостатков, и отчетливо понимает, что не охватил все существенные проблемы развития основ советской психологии и не использовал все возможные аспекты рассмотрения. Однако, памятуя о том, что человек, который пытается сказать все, рискует ничего не сказать или сказать очень мало, автор стремился отразить в книге главное: определенную логику процесса формирования психологической науки на основе принципов материалистической диалектики, показать исторический путь, который прошла советская психология.
В ходе подготовки книги к печати автор имел возможность получить ряд ценных советов и в связи с этим пользуется случаем, чтобы выразить искреннюю признательность действительному члену АПН РСФСР Б.Г. Ананьеву, профессорам С.Г. Геллерштейну, Н.Ф. Добрынину, К.К. Платонову и М.Г. Ярошевскому, старшему научному сотруднику Института философии АН СССР Е.А. Будиловой. Автор особенно благодарен кандидату педагогических наук Г.А. Фортунатову за дружеское участие и интерес к настоящей работе. Автор с глубокой благодарностью вспоминает действительного члена АПН РСФСР Б.М. Теплова, общение с которым явилось неоценимым стимулом научно-исследовательской работы в области истории психологии.
9 Глава I
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.008 с.) |