Как субъекты конкурентного права 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как субъекты конкурентного права



 

К сфере применения Закона "О защите конкуренции" в ст. 3 законодатель относит в том числе отношения, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные осуществляющие функции указанных органов органы и организации.

Таким образом, к субъектам конкурентного права относятся в том числе:

- федеральные органы исполнительной власти;

- органы государственной власти субъектов РФ;

- органы местного самоуправления;

- иные органы и организации, осуществляющие функции указанных органов.

В отдельную категорию субъектов конкурентного права также выделены государственные внебюджетные фонды и Центральный банк Российской Федерации.

Перечень федеральных органов исполнительной власти определен Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти".

Согласно Указу Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Функции, полномочия и статус Центрального банка Российской Федерации определяются Конституцией РФ, Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами.

Статус негосударственных внебюджетных фондов регламентируется соответствующими законодательными и подзаконными актами. Так, согласно ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ " Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации " обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим <53>. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации утверждено Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1.

 

На уровне субъектов РФ к субъектам конкурентного права относятся:

- органы законодательной власти субъектов РФ;

- исполнительные органы субъектов РФ.

На муниципальном уровне субъектами конкурентного права являются:

- исполнительно-распорядительные органы, включая

главу муниципального образования;

представительные органы местного самоуправления;

контрольно-счетный орган;

- иные органы и должностные лица.

К иным осуществляющим функции указанных органов органам и организациям относятся те органы и организации, которым переданы отдельные полномочия федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Органы власти приобретают статус субъекта конкурентного права в силу возможности административного воздействия на конкуренцию, а не ведения предпринимательской деятельности. Даже если хозяйствующий субъект может влиять на конкуренцию на товарном рынке, такая возможность существенно отличается от возможностей органов власти по своей природе.

Например, ст. 15 Закона "О защите конкуренции" установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

Нарушением антимонопольного законодательства является и заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, а также нарушение порядка предоставления государственных и муниципальных преференций.

Ярким примером выявления нарушений антимонопольного законодательства федеральным органом исполнительной власти служит решение ФАС России по делу N 1-16-228/0022-13, которым установлено, что ООО "Акваресурс-ДВ", ООО "Тайфун" и ООО "Комета" заключили антиконкурентное соглашение (картель), которое привело в 2012 году к поддержанию цен на торгах Приморского управления Росрыболовства по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи водных биологических ресурсов (краба волосатого четырехугольного, краба синего, краба камчатского) в подзоне Приморье. Картель создал препятствия другим хозсубъектам к доступу на рынок добычи и реализации водных биологических ресурсов, реализация картельного соглашения могла привести к разделу данного товарного рынка между участниками картеля по составу продавцов и объему продажи товара.

Кроме того, ООО " Акваресурс-ДВ", ООО "Тайфун", ООО "Комета" заключили с Приморским территориальным управлением Росрыболовства антиконкурентное соглашение, которое привело к ограничению конкуренции на указанных аукционах <54>.

--------------------------------

<54> Решение ФАС России по делу N 1-16-228/00-22-13 от 19.02.2013.

 

ФАС России также были выявлены нарушения ст. 15 Закона о защите конкуренции Росрыболовством, которое неправомерно наделило членов НО "Ассоциация отечественных рыбопромышленников, ведущих промысел в зонах стран Западного побережья Африки" и ФГУП "Нацрыбресурс" полномочиями по распределению квот на вылов водных биоресурсов в атлантической рыболовной зоне Королевства Марокко, что привело к ограничению конкуренции.

Так, в рамках дела N 1-00-278/00-04-13 рассматривались действия Росрыболовства по наделению в период 2012 - 2013 годов компаний, являющихся членами НО "Ассоциация отечественных рыбопромышленников, ведущих промысел в зонах стран Западного побережья Африки", функциями органа исполнительной власти в области рыболовства по распределению и определению долей квот на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в атлантической части исключительной экономической зоны Королевства Марокко для Российской Федерации.

В рамках дела N 1-15-109/00-04-14 рассматривались действия Росрыболовства по наделению в 2014 году хозяйствующего субъекта - ФГУП "Нацрыбресурс" - функцией государственного органа исполнительной власти по проведению отбора по определению хозяйствующих субъектов, допускаемых к осуществлению рыбопромысловой деятельности, и по заключению с ними договоров, предоставляющих право на осуществление рыбопромысловой деятельности <55>.

--------------------------------

<55> Решения ФАС России N 1-00-278/00-04-13 от 17.02.2014 (решения судов по делу N А40-41297/14) и N 1-15-109/00-04-14 от 29.08.2014 (решения судов по делу N А40-148355/14).

 

§ 5. Антимонопольный орган

 

Центральным звеном в системе субъектов конкурентного права является государство, которое действует в лице Федеральной антимонопольной службы как органа, уполномоченного на осуществление контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Следует особо подчеркнуть, что федеральный антимонопольный орган самостоятельным участником конкурентных отношений не является. Таким участником является государство, которое действует в конкурентных отношениях через федеральный антимонопольный орган.

Впервые антимонопольный орган был образован в 1990 году. Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики от 14.07.1990 "О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР" учрежден Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.08.1992 N 915 "О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур" утверждено новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции).

В соответствии с этим Положением Комитет признавался центральным республиканским органом по проведению антимонопольной политики, развитию и регулированию рынка, конкуренции и предпринимательства. Его главные задачи заключались:

- в создании благоприятных условий для развития всех видов предпринимательства в различных сферах экономики и прежде всего в области производства товаров народного потребления, переработки сельхозпродуктов, сервиса, торговли, деятельности коммерческих банков, рекламы, информатики, научно-технического прогресса;

- в формировании экономических, организационных и правовых условий, обеспечивающих развитие конкуренции на рынке товаров и услуг и пресечении злоупотреблений монопольным положением со стороны участников хозяйственного оборота.

Основными направлениями деятельности Комитета были:

- участие в разработке министерствами, ведомствами и другими организациями РСФСР программ и мероприятий по совершенствованию рынка и развитию конкуренции;

- анализ состояния республиканского и внешних рынков, структур и пропорций в экономике Республики;

- внесение предложений по вопросам разукрупнения предприятий, объединений и других организаций, сохраняющих монопольное положение на рынке, и создания новых производств;

- анализ зарубежного опыта государственного антимонопольного регулирования и государственной поддержки предпринимательской деятельности;

- контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, рассмотрение фактов его нарушения и принятие необходимых мер к устранению этих нарушений.

Закон РСФСР о конкуренции содержал положения, относящиеся к федеральному антимонопольному органу.

В частности, данный Закон возложил на антимонопольный орган следующие задачи:

- содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

- предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Кроме того, Закон РСФСР о конкуренции предоставил антимонопольному органу право выдавать хозяйствующим субъектам, а также государственным органам предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и налагать штрафы, предусмотренные антимонопольным законодательством.

Таким образом, в 1990 - 1992 годах была сформирована система российских антимонопольных органов.

В 1995 году Указом Президента РФ антимонопольный Комитет был возведен в ранг федерального министерства, однако в 1997 году данный Указ был отменен.

Указом Президента Российской Федерации от 17.03.1997 N 249 "О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти" Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации.

22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации N 1142 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" были упразднены комитеты и образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому переданы функции упраздненных органов.

9 марта 2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе.

В настоящее время к функциям антимонопольных органов относятся, в частности:

- развитие предпринимательства и конкуренции на товарных рынках Российской Федерации;

- контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, пресечение недобросовестной конкуренции, монополистической деятельности, ограничений конкуренции;

- контроль за соблюдением законодательства о рекламе;

- надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;

- контроль в сфере размещения государственных заказов;

- контроль иностранных инвестиций;

- контроль за экономической концентрацией;

- контроль за соблюдением антимонопольных требований при проведении торгов.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона "О защите конкуренции" ФАС России осуществляет такие полномочия, как:

- возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства;

- выдача обязательных для исполнения предписаний, направленных на прекращение нарушений и устранение их последствий;

- привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;

- выдача предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;

- направление в Центральный банк предложения о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых им актов и прекращении действий, в случае если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство;

- проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства;

- направление предостережений о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства;

- привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Система антимонопольных органов включает федеральный антимонопольный орган - ФАС России (центральный аппарат) и территориальные антимонопольные органы, осуществляющие антимонопольный контроль в каждом субъекте РФ.

Территориальные органы подведомственны ФАС России и функционируют на основании положения, утверждаемого федеральным антимонопольным органом.

Полномочия территориальных органов уже, чем полномочия центрального аппарата.

 

Глава 4. ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ

 

§ 1. Понятие "доминирующее положение хозяйствующего

субъекта на товарном рынке"

 

"Доминирующее положение" является одним из основополагающих понятий конкурентного права. Ввиду значимости данного понятия законодатель выделил его в отдельную норму Закона о защите конкуренции. В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких субъектов на рынке определенного товара, дающее ему или им возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке, и устранять с этого рынка других субъектов, и затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

 

Таким образом, основными признаками понятия доминирующего положения являются следующие.

1. Доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, группы лиц или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц).

2. Доминирующее положение существует на конкретном товарном рынке.

3. В силу такого положения субъект имеет возможность: (а) оказывать решающее влияние на условия обращения товара на рынке, или (б) устранять с рынка субъектов, или (в) затруднять доступ на рынок.

Рассмотрим вышеуказанные признаки более подробно.

Прежде всего, доминирующим субъектом может быть отдельный хозяйствующий субъект.

Но закон говорит о том, что доминирующим субъектом может быть признан не только один хозяйствующим субъект, но все субъекты, входящие в одну группу лиц. В этом случае каждый из входящих в эту группу лиц хозяйствующих субъектов будет считаться доминирующим независимо от наличия или отсутствия признаков доминирования применительно к каждому отдельно взятому субъекту.

Более того, закон идет еще дальше и позволяет признать доминирующими нескольких субъектов, не входящих в одну группу лиц, а также несколько групп лиц, не связанных друг с другом. В этом случае доминирующим будет считаться и каждый из входящих в эти группы лиц субъектов. В этом случае речь идет о так называемом коллективном доминировании. При этом следует особо подчеркнуть, что если речь идет о признании доминирующими нескольких субъектов, входящих в одну группу лиц, то в этом случае доминирование будет индивидуальным, а не коллективным, и определяться оно будет по правилам определения индивидуального, а не коллективного доминирования. Подробнее о критериях индивидуального и коллективного доминирования будет сказано ниже.

Доминирующее положение устанавливается не вообще, а только на строго определенном рынке товаров. Иными словами, выводу о доминировании всегда предшествует вывод о том, о каком же рынке идет речь.

При этом для признания положения хозяйствующего субъекта доминирующим достаточно лишь наличия объективной возможности реализовывать одну из трех вышеприведенных моделей поведения на рынке. При этом не важно, была ли одна из этих возможностей реализована или нет.

Доминирующее положение определяется тогда, когда хозяйствующий субъект имеет такую рыночную власть, которая позволяет ему самостоятельно определять условия обращения на рынке товара. Не случайно закон говорит о том, что любой возможности влиять на рынок недостаточно для признания субъекта доминирующим. Такая возможность должна заключаться в способности субъекта оказать решающее влияние на условия обращения товара на рынке. Под этим понимается возможность хозяйствующего субъекта выбирать модели поведения на рынке, невзирая на объективные рыночные закономерности, существующие на этом рынке; возможность вести себя вопреки рынку. Или, например, доминирующий субъект может установить нерыночные, несправедливые условия договора для конкретного потребителя, не опасаясь того, что этот потребитель перейдет к другому поставщику.

Однако доминирующее положение может быть установлено и в том случае, когда рассмотренной только что рыночной властью хозяйствующий субъект не обладает. Доминирующее положение может существовать и тогда, когда рыночная власть субъекта выражается в том, что он имеет возможность своими односторонними действиями устранить конкурента с рынка либо не допустить выхода на рынок нового игрока.

Понятия общих условий обращения товаров, устранения с рынка и затруднения доступа на рынок не раскрываются в Законе о защите конкуренции. Они являются оценочными, определяются доктриной и практикой судов и антимонопольных органов.

При квалификации вышеуказанных обстоятельств необходимо соотносить их с признаками ограничения конкуренции, содержащимися в п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции.

В этом смысле они могут быть названы качественными признаками доминирующего положения.

Одних только качественных признаков доминирующего положения недостаточно для того, чтобы признать субъекта доминирующим на рынке. Для этого положение субъекта на рынке должно отвечать еще формальным признакам в виде определенного законом размера рыночной доли. Таким образом, лишь совпадение качественных и формальных критериев доминирующего положения способно привести к выводу о наличии у определенного субъекта доминирующего положения на рынке.

Стоит отметить, что само по себе наличие у хозяйствующего субъекта доминирующего положения на товарном рынке не может рассматриваться в качестве правонарушения.

Такое положение может возникнуть вследствие получения лицом контроля над уникальными объектами инфраструктуры, что характерно для отраслей связи, электроэнергетики, железнодорожного и трубопроводного транспорта и т.д., либо в результате неразвитости определенного рынка или эффективного осуществления субъектом добросовестной конкуренции и победы в конкурентной борьбе и т.п.

Зачастую доминирующее положение субъекта на рынке возникает вследствие обладания субъектом объектами интеллектуальной собственности в отношении уникального, не имеющего заменителей товара, например изобретения.

Поскольку доминирующее положение само по себе никакого вреда рынку не наносит, то закон и не считает доминирующее положение правонарушением. Доминирующее положение допустимо по нашему антимонопольному праву. Такой подход законодателя совершенно оправдан. Ведь, как только что говорилось, получение доминирующего положения зачастую является результатом нормальной конкурентной борьбы, в которой побеждает самый опытный и грамотный предприниматель, либо результатом иной социально полезной деятельности, как в случае с изобретением.

Таким образом, законодатель не запрещает доминирующее положение само по себе. Однако такое положение субъекта дает ему дополнительные возможности, в том числе поступать так, что пострадают другие участники рынка. По указанной причине поведение доминирующего на рынке субъекта, которое вредно для конкуренции либо вредит интересам иных участников рынка, запрещено антимонопольным законодательством как злоупотребление доминирующим положением.

 

§ 2. Установление доминирующего положения хозяйствующего

Субъекта на товарном рынке

 

Как говорилось выше, доминирующее положение определяется качественными и формальными признаками.

Качественные признаки доминирующего положения были рассмотрены в предыдущем параграфе.

Формальным признаком доминирующего положения является доля на рынке, превышающая 35%. О том, как рассчитывается эта доля, будет сказано ниже. Если у субъекта доля на рынке менее 35%, то такой субъект может быть признан доминирующим только в том случае, если на это прямо указано в законе. При этом, чем больше доля, тем вероятнее наличие такой власти.

По этой причине законодатель ввел опровержимые презумпции доминирования исходя из размера доли.

Так, если доля субъекта на рынке составляет более 35%, но менее 50%, то презюмируется, что доминирующее положение такого субъекта отсутствует.

Если доля субъекта на рынке превышает 50%, то доминирующее положение такого субъекта предполагается.

Теоретически наличие рыночной власти возможно и у субъекта, доля которого на рынке составляет менее 35%. И в ранее действовавшей редакции Закона о защите конкуренции антимонопольный орган был вправе при определенных условиях установить доминирующее положение и у субъекта, доля которого на рынке составляет менее 35%. Однако в ходе совершенствования антимонопольного законодательства в целях создания более благоприятного делового климата в стране, а также учитывая, что наличие рыночной власти у лица с долей менее 35% случается редко и редко продолжается длительное время, что делает маловероятным причинение вреда конкуренции, было принято решение ввести запрет за установление доминирующего положения лиц, доля которых на рынке менее 35%.

В настоящее время, как уже упоминалось, признание доминирующего положения субъекта с долей рынка менее 35% возможно только в случаях, прямо предусмотренных законом.

В настоящее время действует ряд ФЗ, которые снижают нижний порог признания положения субъекта доминирующим на следующих товарных рынках:

1) оптовый и розничный рынок электрической энергии и мощности - до 20% и ниже в случае наличия доминирующего положения на рынках топлива (ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике");

2) рынок услуг подвижной радиотелефонной связи - до 25% (ст. 21 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"). Следует отметить, что оператор связи, доля которого на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи в географических границах Российской Федерации превышает 25%, признается занимающим доминирующее положение на этом рынке для целей применения Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства";

3) на рынках продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, нижний порог отсутствует (ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе"). Для признания положения субъекта доминирующим достаточно установить факт нахождения субъекта в реестре единственных поставщиков либо факт отсутствия иных производителей продукции, использование которой при выполнении ГОЗ предусмотрено конструкторской или иной нормативной документацией или требованиями государственного заказчика.

В отношении опровержимой презумпции отсутствия доминирующего положения закон устанавливает, что она может быть опровергнута лишь при наличии конкретных критериев, характеризующих товарный рынок, которые приводят к выводу, что, несмотря на размер доли, субъект тем не менее обладает качественными признаками доминирования, то есть обладает рыночной властью. Точный перечень таких критериев закон не дает, упоминая лишь три - неизменность или малозначительность изменений размера доли субъекта, неизменность или малозначительность изменения относительного размера долей конкурентов, возможность доступа на товарный рынок других конкурентов. Как правило, эти три критерия товарного рынка являются решающими при решении вопроса о наличии доминирующего положения лица, занимающего долю рынка менее 50%.

Говоря об установлении индивидуального доминирования, нельзя не упомянуть об особенностях установления доминирующего положения ряда субъектов рынка.

 

1. Доминирующее положение субъекта естественной монополии

 

В ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции констатируется, что субъект естественной монополии занимает доминирующее положение на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства этих товаров (услуг) и иных установленных законом причин (ст. 3 Закона о естественных монополиях).

Закон устанавливает следующие признаки (так называемые естественные основания) таких монополий:

1) существенное понижение издержек производства определенных товаров (услуг) на единицу товара по мере увеличения объема их производства;

2) товары (услуги), производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами;

3) спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Существование данного вида монополий объясняется тем, что в определенных сферах предпринимательской деятельности конкуренция по объективным экономическим причинам является неэффективной вследствие того, что один субъект предпринимательства может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имели бы несколько конкурентов. Однако для того, чтобы какая-либо сфера деятельности приобрела правовой статус естественной монополии, необходимо признание ее в качестве таковой со стороны государства.

Согласно ст. 3 Закона о естественных монополиях субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Поскольку естественная монополия - это состояние рынка при отсутствии конкуренции на нем, признание любого субъекта естественной монополии занимающим доминирующее положение вполне оправданно.

 

2. Доминирующее положение финансовых организаций

 

Признание доминирующего положения финансовой организации имеет особенности, указанные в ч. 7 ст. 5 Закона о защите конкуренции.

Условия признания доминирующим положения финансовой организации устанавливаются Правительством РФ, а финансовой организации, поднадзорной ЦБ РФ, - Правительством РФ по согласованию с последним.

Но Правительство РФ, принимая указанные акты, должно учитывать ограничения, предусмотренные Законом о защите конкуренции. Сейчас ограничений два: нельзя признать доминирующей финансовую организацию, доля которой на рынке не превышает 10%, если рынок такого товара является единственным в Российской Федерац ии, либо не превышает 20%, если в Российской Федерации существует несколько рынков данного товара.

В настоящее время действуют, в частности, следующие нормативные акты, определяющие условия признания доминирующего положения финансовых организаций.

1. Постановление Правительства РФ от 09.06.2007 N 359 "Об утверждении условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)" (далее - Постановление Правительства РФ N 359).

Этот нормативный акт определил основные показатели (в стоимостном выражении) в целях расчета объема разных финансовых услуг (к примеру, услуг по доверительному управлению ценными бумагами, лизинговых услуг, услуг, оказываемых фондовой и валютной биржей).

Одним из факторов, которые следует учитывать при определении доминирующего положения финансовых организаций, является то, что доля финансовой организации на рынке увеличивается в течение не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года.

2. Постановление Правительства РФ от 26.06.2007 N 409 "Об утверждении условий признания доминирующим положения кредитной организации и правил установления доминирующего положения кредитной организации" (далее - Постановление Правительства РФ N 409).

Данный акт применяется только в отношении кредитных организаций при осуществлении ими банковских операций. Установление доминирующего положения при осуществлении кредитными организациями иных финансовых услуг производится в соответствии с общим порядком установления доминирующего положения для финансовых организаций.

 

3. Особенности установления коллективного доминирования

 

Положения Закона о защите конкуренции предусматривают правовые основы коллективного доминирования.

Коллективным доминирующим положением следует признать такое положение нескольких хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц (либо нескольких групп лиц), при котором каждый из таких субъектов может проявлять рыночную власть, присущую индивидуальному доминированию, лишь в силу наличия на рынке других субъектов, также способных проявлять такую власть. Если индивидуально доминирующий субъект доминирует сам по себе, вне зависимости от наличия других доминирующих субъектов на рынке, то каждый из коллективно доминирующих субъектов способен проявлять рыночную власть лишь в силу того, что такую же рыночную власть могут проявлять другие субъекты рынка.

Для признания доминирующим положения каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации) необходима совокупность ряда условий, предусмотренных ч. 3 ст. 5 Закона о защите конкуренции.

При этом, подобно индивидуальному доминированию, закон выделяет формальные и качественные критерии доминирования, а также устанавливает определенные характеристики товарного рынка, лишь при наличии которых возможно установить коллективное доминирование даже при наличии качественных и формальных критериев.

Качественный критерий коллективного доминирования не отличается от качественного критерия индивидуального доминирования и сводится к наличию рыночной власти, подробно рассмотренной выше.

Что касается количественного критерия при установлении коллективного доминирования, то он заключается в следующем:

- совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50%, и при этом доля каждого субъекта на рынке равна или превышает 8 %; или

- совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70%, и при этом доля каждого субъекта на рынке равна или превышает 8%.

Характеристики товарного рынка, при наличии которых возможно коллективное доминирование, заключаются в следующем:

- если в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на товарный рынок новых конкурентов затруднен;

- если реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблени и (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Таким образом, коллективное доминирование возможно только при таком состоянии рынка, при котором размеры долей всех субъектов-конкурентов либо не меняются вообще, либо меняются незначительно, а выход на рынок нового участника маловероятен, при этом каждый из участников рынка знает об основных условиях реализации товара другими субъектами, а товар настолько нужен потребителям, что они не перестают его покупать даже при росте цены на товар.

С нашей точки зрения, анализ совокупности характеристик товарного рынка, которые делают возможным такое явление, как коллективное доминирование, приводит к выводу о том, что основной характеристикой такого рынка является добровольный отказ участников от конкуренции при наличии благоприятных условий для конкуренции. ТО ЕСТЬ ИМ САМИМ УДОБНО НЕ КОНКУРИРОВАТЬ ЯКОБЫ – ТАКОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ДЛЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОМИНИРОВАНИЯ.

Ведь если бы участники рынка конкурировали друг с другом, едва ли их доли на рынке оставались бы неизменными. То есть участники рынка знают о том, на каких условиях реализуют товар их конкуренты, а следовательно, имеют возможность так изменить условия реализации собственного товара, что получат конкурентные преимущества на рынке, но не делают этого.

 

§ 3. Порядок установления доминирующего положения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.007 с.)