Федеральные законы как источники конкурентного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федеральные законы как источники конкурентного права



 

Закон "О защите конкуренции" занимает центральное место в системе источников конкурентного права. Но нормы конкурентного права содержатся не только в этом Законе, но и в целом ряде других законов.

Прежде всего, стоит выделить Гражданский кодекс РФ.

Гражданский кодекс РФ содержит ряд норм, которые можно отнести к нормам конкурентного права.

Основные положения гражданского законодательства в ст. 10 ГК РФ предусматривают пределы осуществления гражданских прав. Указанной нормой предусмотрен запрет на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Эта норма должна быть отнесена к нормам конкурентного права, несмотря на ее расположение в кодифицированном акте гражданского права. Суть этой нормы в том, что она устанавливает определенные пределы осуществления гражданских прав. По нашему мнению, здесь корректнее говорить не о пределах осуществления прав, а о пределах самих прав, поскольку поведение участника гражданских отношений, которое приводит к ограничению конкуренции или к злоупотреблению доминирующим положением, является незаконным с точки зрения антимонопольного права, а потому не может быть признано поведением в рамках права гражданского.

К нормам конкурентного права можно отнести положения п. 3 ст. 1033 ГК РФ, согласно которым ограничительные условия договоров коммерческой концессии могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти условия с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству. К таким ограничительным условия ГК относит, в частности, отказ пользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов правообладателя; обязательство пользователя не реализовывать товары под товарными знаками конкурента правообладателя; обязательство пользователя реализовывать товары лишь на строго определенной территории. Не вызывает сомнения возможность ограничения конкуренции как последствие включения в договор коммерческой концессии подобного рода условий.

Вместе с тем следует отметить некоторую непоследовательность законодательного регулирования отношений из договора коммерческой концессии, которая заключается в следующем. Если нормы ГК РФ в п. 3 ст. 1033 допускают возможность признания ограничительных условий договора коммерческой концессии недействительными в случае их противоречия антимонопольному законодательству, то само это законодательство, как уже упоминалось ранее, выводит договоры коммерческой концессии из-под каких-либо антимонопольных запретов.

ГК РФ содержит ряд норм, которые могут иметь значение для регулирования конкурентных отношений либо связаны с конкурентными отношениями. Но ни те, ни другие нормы не относятся к источникам конкурентного права.

Так, например, ст. 447, 448 ГК РФ, рассматривающие порядок заключения договоров на торгах, также исходя из правовой природы регулируемых ими отношений, имеют значение для регулирования конкурентных отношений, поскольку торги являются способом конкурентного отбора контрагентов. Вместе с тем эти нормы сами по себе не относятся к нормам конкурентного права, поскольку регулируют лишь отношения частных субъектов в процессе заключения гражданско-правовых договоров.

В качестве примера нормы, которая регулирует отношения, связанные с конкурентными отношениями, можно привести ст. 1222 ГК. Эта статья говорит о том, что к обязательствам, возникающим вследствие недобросовестной конкуренции или ограничения конкуренции, применяется право страны, рынок которой затронут такой конкуренцией, если иное не вытекает из закона или существа обязательства. Законодатель имел в виду урегулировать коллизионные вопросы применительно к гражданско-правовым обязательствам, которые возникают вследствие антимонопольных правонарушений. Так, например, если акт недобросовестной конкуренции явился причиной возникновения убытков, то потерпевший вправе предъявить к причинителю вреда гражданский иск о возмещении этих убытков. Деликтные отношения причинителя и потерпевшего в данном случае будут регулироваться правом страны, рынок которой был затронут недобросовестной конкуренции.

К подобным нормам могут быть отнесены и положения ГК, в силу которых предоставление правовой охраны товарному знаку может быть признано недействительным, если действия правообладателя, связанные с предоставлением правовой охраны товарного знака, признаны недобросовестной конкуренцией (п. 6 ч. 2 ст. 1512 ГК РФ). Здесь, как и в приведенном выше примере, законодатель урегулировал гражданско-правовые последствия нарушения антимонопольного законодательства.

К кодифицированным актам, содержащим нормы конкурентного права, следует отнести также и Кодекс РФ об административных правонарушениях, в той его части, в которой содержатся нормы, регулирующие привлечение к антимонопольной ответственности.

Как уже упоминалось выше, оборотные штрафы следует отнести к особой антимонопольной ответственности, которая по своей правовой природе отличается от административной ответственности. Поэтому нормы КоАП, регулирующие привлечение к этой ответственности, следует отнести к нормам конкурентного права.

Иные статьи КоАП, регулирующие административную ответственность за антимонопольные правонарушения, не являются источниками конкурентного права. В частности, Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за следующие нарушения:

- нарушения законодательства РФ о рекламе (ст. 14.3);

- ограничение конкуренции органами государственной власти (ст. 14.9);

- злоупотребление доминирующим положением (ст. 14.31 - 14.31.2);

- заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координацию экономической деятельности (ст. 14.32);

- недобросовестную конкуренцию (ст. 14.33);

- нарушение антимонопольных правил, установленных ФЗ, при осуществлении торговой деятельности (ст. 14.40);

- невыполнение предписаний ФАС (ст. 19.5);

- непредставление информации, ходатайств и уведомлений в антимонопольный орган (ст. 19.8).

Статьей 178 Уголовного кодекса РФ преступлением признается заключение хозяйствующими субъектами - конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля). В данном случае урегулированы уголовно-правовые отношения, которые возникают в случае совершения преступления.

Федеральным законом, непосредственно регулирующим правоотношения в сфере защиты конкуренции, является Закон "О защите конкуренции".

Закон "О защите конкуренции" вместил в себя наработанную за время осуществления антимонопольного регулирования правоприменительную практику как антимонопольных, так и судебных органов, установил единый понятийный аппарат, определил полномочия и функции антимонопольного органа, конкретизировал перечень антиконкурентных актов.

После принятия этого Закона современное антимонопольное законодательство прошло три этапа внесения масштабных поправок и изменений. Речь идет о принятии "второго антимонопольного пакета" в 2009 г., "третьего антимонопольного пакета" в 2011 г., "четвертного антимонопольного пакета" в 2015 г.

"Второй антимонопольный пакет" регламентировал порядок проведения проверок соблюдения антимонопольного законодательства, разграничил "горизонтальные" и "вертикальные" антиконкурентные соглашения, определил возможность определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, если его доля на рынке составляет менее 35 %, уточнил критерии определения монопольно высокой цены.

"Третьим антимонопольным пакетом" были внесены следующие изменения:

- уточнена сфера применения Закона, в том числе в части антимонопольного контроля сделок по экономической концентрации с участием иностранных компаний;

- расширено понятие хозяйствующего субъекта путем отнесения к ним также физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющих профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;

- уточнены понятия "вертикального" соглашения и координации экономической деятельности, критерии определения согласованных действий;

- введены запреты на злоупотребление доминирующим положением и заключение антиконкурентных соглашений, направленных на манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности);

- в отдельную норму выделен безусловный (per se) запрет на создание картеля;

- введено исключение из сферы распространения ст. 11 (антиконкурентные соглашения) соглашений между подконтрольными друг другу лицами;

- введены критерии допустимости соглашений о совместной деятельности;

- введены новые институты предупреждения и предостережения;

- установлена возможность пересмотра антимонопольным органом по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам решений и предписаний по делам о нарушении антимонопольного законодательства, а также предписаний, выданных в рамках осуществления государственного контроля за экономической концентрацией.

" Четвертый антимонопольный пакет " внес в законодательство следующие основные изменения:

- исключена возможность признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого не превышает 35%, кроме случаев коллективного доминирования;

- уточнены положения ст. 10 Закона "О защите конкуренции" (злоупотребление доминирующим положением);

- отменен реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке выше 30%;

- расширены полномочия Правительства РФ устанавливать правила недискриминационного доступа;

- уточнено понятие "вертикальных" соглашений;

- уточнено понятие "картель покупателей";

- уточнены антимонопольные требования к торгам;

- уточнены положения по контролю за экономической концентрацией;

- детализированы запреты на недобросовестную конкуренцию;

- расширены институты предостережений и предупреждений;

- детализированы процессуальные нормы.

В рамках "четвертого антимонопольного пакета" внесены изменения в КоАП РФ и ряд других нормативно-правовых актов.

Помимо Закона "О защите конкуренции" нормы конкурентного права содержатся в значительном количестве иных федеральных законов, к которым, в частности, можно отнести:

- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <21>, устанавливающий процедуру и порядок осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд;

- Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <22>;

- Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". Законом установлены требования, ограничения и запреты в отношении определенных видов рекламной информации, а также требования к порядку, способам и иным особенностям ее размещения и распространения. Незаконная реклама при определенных обстоятельства может быть признана формой недобросовестной конкуренции;

- Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", установивший: антимонопольные требования к торговым сетям и лицам, осуществляющим поставки товаров в торговые сети (ст. 13); ограничения на приобретение, аренду хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов в целях недопущения монополизации (ст. 14); антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления;

- Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" <25>, определяющий правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в России.

Помимо указанных Законов, имеющих непосредственное отношение к антимонопольному регулированию, в России действует большое количество и других отраслевых законов, содержащих отдельные антимонопольные требования:

- Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" <26>, ст. 25 которого установлены правила антимонопольного регулирования и контроля на оптовом и розничных рынках электроэнергетики;

- Федеральные законы от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" <28>, которые относят к полномочиям федерального антимонопольного органа антимонопольное регулирование и контроль в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;

- Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" <29>;

- Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" <30>;

- Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <31>, в котором содержатся антимонопольные правила для кредитных организаций (ст. 32).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.02 с.)