Конкурентное и уголовное право. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкурентное и уголовное право.



Уголовное право криминализирует некоторые действия, которые представляют собой нарушение запретов, установленных конкурентным правом. В этом проявляется взаимодействие конкурентного и уголовного права. В настоящее время уголовно наказуемыми являются лишь действия по ограничению конкуренции путем заключения картеля. Эти действия представляют собой преступление, предусмотренное ст. 178 УК РФ при наступлении иных условий, закрепленных этой статьей.

 

§ 4. Принципы конкурентного права

 

Принципы права являются основой для любой правовой системы. Само слово "принцип" в переводе с латинского означает "основа", "первоначало".

Право, являясь основным регулятором общественных отношений, возникает и развивается на основе определенных идей, которые составляют основу системы правового регулирования. Эти основополагающие идеи, или начала, по сути и являются принципами права.

Принципы права - это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.

Правовые принципы могут быть основой как права в целом, тогда принято говорить об общеправовых принципах, так и его отраслей (отраслевые принципы). Отраслевые принципы представляют собой общие закономерности правового регулирования и характеризуют ту или иную отрасль права.

Принципы конкурентного права - это основные положения, отражающие сущность системы норм конкурентного права и политику государства в сфере поддержки конкуренции.

Анализ норм действующего законодательства позволяет выделить следующие принципы конкурентного права как особой отрасли права:

 

1. Принцип свободного перемещения товаров

 

Суть этого принципа заключается в том, что товары (в том числе работы и услуги) должны переходить от одного лица к другому или использоваться управомоченными субъектами по их собственной воле, на основе подчинения действию объективных законов рынка и нормам действующего законодательства. Участники отношений не должны своими действиями создавать помехи перемещению товаров.

Этот принцип является общеотраслевым принципом конкурентного права, поскольку определяет собой все регулирование общественных отношений нормами конкурентного права.

Так, например, в случае монополистической деятельности действие объективных рыночных законов блокируется либо сговором участников отношений, либо применением рыночной власти одним из участников отношений, который в силу занимаемого им на рынке положения имеет экономические возможности действовать вопреки законам рынка, извлекая из такого поведения выгоды и причиняя убытки другим участникам отношений.

Участники конкурентной борьбы, применяя запрещенные способы ведения такой борьбы, также в широком смысле причиняют вред свободному перемещению товаров, поскольку, извлекая преимущества из использования запрещенных средств конкурентной борьбы, такие участники препятствуют другим лицам вести борьбу честными, цивилизованными методами.

Также в полной мере этот принцип находит свое применение и в отношениях по контролю за сделками экономической концентрации. В этих отношениях реализуется контроль за укрупнением субъектов в целях недопущения бесконтрольного появления субъектов, имеющих такую рыночную власть, которая может позволить им действовать без оглядки на объективные рыночные законы.

 

2. Принцип развития конкуренции

 

Поддержка конкуренции является оборотной стороной защиты конкуренции, поскольку недопущение действий, причиняющих вред конкуренции, одновременно служит цели развития конкуренции.

Статья 8 Конституции нашей страны называет конкуренцию одним из основополагающих принципов конституционного строя.

В реализации принципа развития конкуренции при регулировании конкурентных отношений можно выделить два направления:

1. Защита конкуренции, которая преимущественно осуществляется посредством деятельности антимонопольных органов.

2. Развитие конкуренции, представляющее собой совокупность мер по поощрению и стимулированию проконкурентного поведения в экономике.

Реализация данного принципа осуществляется через систему текущего законодательства, которое обеспечивает защиту конкуренции и предусматривает меры, направленные на развитие конкуренции.

Правовые основы защиты конкуренции преимущественно закреплены в Федеральном законе от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Однако некоторые положения, касающиеся отдельных отраслей экономики, регулируются специальными нормами права (Федеральный закон "О естественных монополиях", Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Федеральный закон "О рекламе", Федеральный закон "Об электроэнергетике").

 

3. Принцип запрета нарушения конкуренции

 

Указанный принцип означает, что наше конкурентное законодательство в качестве общего подхода основано на абсолютном запрете любых действий, которые приводят или могут привести к причинению вреда конкуренции. Сами действия, которые являются запрещенными, перечислены в различных нормативно-правовых актах, представляющих собой систему норм конкурентного права.

 

4. Принцип свободы экономической деятельности

 

Данный принцип вытекает из содержания ст. 8 и 34 Конституции РФ, которые устанавливают, что в Российской Федерации гарантируются свобода экономической деятельности и возможность каждого использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Названный принцип является основой развития конкуренции на товарном рынке и выражает собой основной подход конкурентного права к регулируемым им отношениям. Именно благодаря данному принципу на товарных рынках возможно соперничество хозяйствующих субъектов, приводящее к повышению качества производимых товаров и снижению цен на них.

 

5. Принцип единства интересов

 

Принцип единства интересов означает, что частный и публичный интересы в конкурентном отношении едины. Раскрывается этот принцип в целом ряде основных базовых положений конкурентного права.

Прежде всего, частные лица вправе подавать иски, основанные на нарушениях любых норм конкурентного права. При этом, что особенно важно, такие иски возможны и в том случае, когда отсутствует решение ФАС России о признании наличия в действиях нарушителя признаков нарушения антимонопольного законодательства. Фактически от действий частного лица зависит не только защита частного, но и защита публичного интереса, поскольку результатом рассмотрения такого иска в суде будет закрепленный в судебном решении вывод о наличии или отсутствии в действиях ответчика также и признаков нарушения антимонопольного законодательства.

С другой стороны, этот принцип выражается также в том, что защита публичного интереса одновременно может повлечь за собой и защиту частного интереса. Например, если антимонопольный орган обяжет доминирующего субъекта заключить договор с частным лицом либо изменить условия договора, исключив из него дискриминационные условия, то вместе с защитой конкуренции будет обеспечен и частный интерес.

С другой стороны, принцип единства интересов означает также, что антимонопольный орган не вправе заниматься защитой частных интересов, разрешать спор между двумя частными субъектами, если одновременно не происходит защита публичного интереса. Защита интересов частных лиц не является целью деятельности антимонопольного органа.

Приведем один пример. Статья 10 Закона о защите конкуренции допускает возможность квалификации действий лица в качестве злоупотребления доминирующим положением не только тогда, когда в результате оказалась ограниченной конкуренция, но и тогда, когда пострадали интересы хотя бы одного частного лица, являющегося хозяйствующим субъектом. Однако в данном случае частные интересы не являются самостоятельным объектом защиты. Защищается все равно публичный интерес, который выражается в следующем: когда частный интерес страдает в результате использования доминирующим субъектом своего особого положения на рынке, причиняется вред конкуренции. Другое дело, что этот вред не связан с ограничением конкуренции, а выражается в другом. Доминирующий субъект, использовавший свое положение для причинения вреда частному лицу, использовал запрещенный способ ведения конкурентной борьбы, что и представляет собой нарушение конкуренции. Эта ситуация несколько похожа на ситуацию с недобросовестной конкуренцией, когда ограничение конкуренции также не является необходимым элементом состава антимонопольного нарушения, достаточно лишь причинения вреда конкурентам. При злоупотреблении доминирующим положением ситуация аналогична, только пострадать могут интересы не только конкурентов, но и хозяйствующих субъектов - потребителей, что чаще всего и происходит.

Таким образом, принцип единства частного и публичного интереса выражается в том, что защита частного интереса, пострадавшего от нарушения антимонопольного законодательства, самостоятельными действиями частных лиц одновременно влечет за собой и защиту публичного интереса; с другой стороны, защита антимонопольным органом публичного интереса одновременно влечет за собой и защиту частного интереса.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Дайте определение конкурентного права.

2. Назовите цели и задачи конкурентного права.

3. Дайте определение товара и товарного рынка.

4. Определите основные отличительные особенности конкурентного права как комплексной отрасли законодательства.

5. Обозначьте основные виды правоотношений, входящих в предмет конкурентного права.

6. Что понимается под методом конкурентного права?

7. Раскройте основные принципы конкурентного права.

 

Глава 2. ИСТОЧНИКИ КОНКУРЕНТНОГО ПРАВА

 

§ 1. Понятие и виды источников конкурентного права

 

Каждая отрасль права имеет свои конкретно определенные источники права, в том числе и конкурентное право.

В целом в теории выделяют следующие основные виды источников (форм) права: правовой обычай, судебный прецедент, юридическая доктрина, религиозный памятник, нормативно-правовой договор, нормативно-правовой акт, естественное право.

Не все из теоретически возможных источников права присущи любой отрасли и любой системе права. Конкурентное право России не является исключением. Для всей системы российского права в целом, учитывая ее характер, характерно то, что среди источников права присутствуют лишь обычай, нормативно-правовой договор (в том числе международный договор), нормативно-правовой акт и судебные акты Европейского суда по правам человека.

Российское конкурентное право своими источника имеет:

- нормативно-правовой акт;

- международный договор;

- решения Европейского суда по правам человека.

Обычай и нормативный договор не являются источниками российского конкурентного права.

 

§ 2. Нормативно-правовой акт как источник

конкурентного права

 

Нормативно-правовым актом является общеобязательное правило поведения, рассчитанное на неоднократное применение, изданное органом государственной власти в пределах его компетенции.

Особым видом нормативного акта является Конституция, которая отличается от иных нормативных актов тем, что принимается всем народом, а не каким-либо органом государственной власти.

Перечень видов нормативных актов, которые являются источниками конкурентного права, дан в ст. 2 Закона "О защите конкуренции".

Этой статьей к нормативным актам, содержащим нормы конкурентного права, отнесены: Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс РФ; федеральные законы; постановления правительства и нормативные правовые акты федерального антимонопольного органа.

При этом Правительство РФ и федеральный антимонопольный орган могут издавать акты, содержащие нормы конкурентного права, только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из сказанного следует, что Президент РФ не вправе издавать нормативные акты, содержащие нормы конкурентного права. Также этим правом не обладают и федеральные органы исполнительной власти. Однако нужно иметь в виду, что по своей юридической силе Закон о защите конкуренции является обычным федеральным законом. Поэтому если в более позднем по времени принятия федеральном законе будет предусмотрено право президента или федеральных органов исполнительной власти принимать нормативные акты, содержащие нормы конкурентного права, то это будет соответствовать действующему российскому законодательству.

Кроме того, ст. 71 Конституции РФ относит к ведению Российской Федерации вопросы установления правовых основ единого рынка. Исходя из этого антимонопольное законодательство, обеспечивающее формирование единого рынка, находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не вправе осуществлять правовое регулирование в данной сфере. Такая централизация правового регулирования связана с необходимостью обеспечения единства экономического пространства на всей территории Российской Федерации и свободы передвижения товаров, работ, услуг.

Таким образом, нормативными актами, содержащими нормы конкурентного права, являются:

1) Конституция РФ;

2) федеральные законы;

3) постановления правительства и акты федерального антимонопольного органа.

 

Конституция РФ как источник конкурентного права

 

Основы антимонопольного регулирования в Российской Федерации заложены в Конституции РФ. Можно выделить следующие положения Конституции РФ, которые могут быть признаны источниками конкурентного права.

Статья 8 Конституции гласит: "В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности" <15>.

 

В гл. 2 Конституции РФ определены основные права участников отношений в сфере экономической деятельности:

1) каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34);

2) не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34); Конституция, как акт прямого действия, может быть непосредственно применена судами, что было указано Верховным Судом РФ. Так, согласно п. 2 Постановления Пленума ВС России от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" суды при рассмотрении дел должны оценивать содержание закона или иного нормативно-правового акта, регулирующего отношения в сфере защиты конкуренции, на предмет его соответствия конституционным принципам и по необходимости применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия <16>.

 

Международные договоры как источники конкурентного права

 

На современном этапе развития мирового сообщества регулирование отношений по защите конкуренции невозможно лишь актами национального уровня. Это связано с тем, что экономические связи участников хозяйственных отношений давно утратили национальный характер. Соответственно этому требуется введение единых правил для таких отношений, что невозможно лишь актами одного государства.

Конституцией РФ определено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). Аналогичная норма содержится в ч. 3 ст. 2 Закона "О защите конкуренции".

Данными нормами акты международного права признаются источниками российского права в целом и конкурентного права в частности. При этом акты международного права имеют приоритет над положениями законов.

Действующее законодательство не содержит определения того, что представляют собой общепризнанные принципы и нормы международного права. Однако в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" дано следующее определение: "Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо".

"Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного"

 

Такое определение соответствует формулировке Венской конвенции о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 года).

Международные акты как источники конкурентного права можно классифицировать:

- на акты, направленные на правовое регулирование защиты конкуренции;

- акты, направленные на организацию функционирования и взаимодействия национальных систем антимонопольного регулирования.

Отметим некоторые международные договоры, которые можно отнести к источникам конкурентного права.

 

Конвенция по охране промышленной собственности <18>

(Париж, 20 марта 1883 года)

 

Конвенция определяет общие положения правового механизма пресечения недобросовестной конкуренции, к оторая была имплементирована в законодательство многих государств, в том числе и России. Статьей 10bis данной Конвенции установлен общий запрет на недобросовестную конкуренцию, т.е. конкуренцию, противоречащую честным обычаям в промышленных и торговых делах, а также дан открытый перечень форм недобросовестной конкуренции.

Эти положения Конвенции подлежат прямому применению в правоприменительной практике как неотъемлемая часть законодательства о защите конкуренции РФ.

 

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной

собственности <19> (ТРИПС/TRIPS)

 

Данное Соглашение посвящено в том числе осуществлению контроля за антиконкурентной практикой через договорные лицензии.

Соглашение ТРИПС декларирует создание в национальном законодательстве о защите конкуренции правового механизма пресечения лицензионных договоров по предоставлению прав использования объектов интеллектуальной собственности, содержащих условия, реализация которых приводит или может привести к ограничению конкуренции.

Большое значение для России имеют акты, принятые в рамках действия Евразийского экономического союза.

 

Договор "О Евразийском экономическом союзе"

(Астана, 29 мая 2014 года)

 

К основным целям Договора отнесено обеспечение гармоничного развития и сближения стран - участниц Союза, сбалансированной торговли и добросовестной конкуренции.

Данным Договором установлено такое понятие, как "общий (единый) рынок", под которым понимается совокупность экономических отношений в рамках Союза, при которых обеспечивается свобода перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Раздел XVIII Договора посвящен общим принципам и правилам конкуренции, обеспечивающим выявление и пресечение антиконкурентных действий на территориях государств-членов, и действий, оказывающих негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более государств-членов.

Исходя из общих правил конкуренции Договором установлены запреты на следующие виды антиконкурентных действий.

1. Запрещаются ограничивающие конкуренцию действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта.

2. Не допускается недобросовестная конкуренция.

3. Запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) государств-членов, являющимися конкурентами, действующими на одном товарном рынке, которые приводят или могут привести:

1) к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению производства товаров;

5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками).

4. Запрещаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии с критериями допустимости, установленными приложением N 19 к настоящему Договору, в случае если:

1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, когда продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара;

2) такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта (субъекта рынка), который является конкурентом продавца. Такой запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.

5. Запрещается координация экономической деятельности, которая приводит к вышеперечисленным в п. 2 и 3 последствиям.

6. Запрещаются иные соглашения, ограничивающие конкуренцию.

Договором установлен порядок взаимодействия национальных антимонопольных органов государств - членов союза в правоприменительной деятельности.

К актам, направленным на организацию функционирования и взаимодействия национальных систем антимонопольного регулирования относятся следующие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.064 с.)