Определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.



Это завершающий этап установления географических границ товарного рынка. В результате должен появиться вывод, каковы же географические границы товарного рынка.

По территориальному охвату товарные рынки в основном делятся:

- на федеральный рынок - охватывает территорию Российской Федерации или выходит за ее пределы;

- межрегиональный рынок - охватывает территорию нескольких субъектов Российской Федерации;

- региональный рынок - не выходит за границы субъекта Российской Федерации;

- местный или локальный рынок - не выходит за границы муниципального образования. Примером такого рынка может быть, например, уже упоминавшийся рынок хлебобулочных изделий.

Бывают и довольно экзотические рынки. Они называются микрорынки и существуют в пределах крайне ограниченной территории. Примером микрорынка может быть, например, рынок розничного кредитования на территории торгового комплекса. Если на территории того или иного торгового комплекса деятельность по выдаче розничных кредитов населению осуществляют, например, три банка, которые выдают кредиты в течение незначительного промежутка времени ("кредит на потребительные цели за 10 минут"), то очевидно, что за пределами такого комплекса потребитель не в состоянии получить сравнимый кредит. Поэтому рынок выдачи потребительских кредитов на территории торгового комплекса вполне можно считать отдельным рынком. Другим примером микрорынка может быть рынок предоставления услуг беспроводного и проводного Интернета жителям конкретного дома. Житель этого дома может получить услугу доступа в Интернет только у оператора, который может действовать на территории этого дома. Поэтому рассматриваемый рынок также будет отдельным микрорынком. С практической стороны это означает, что, например, если в доме только один хозяйствующий субъект предоставляет услугу доступа в интернет, то такой субъект может быть признан доминирующим с долей на рынке, равной 100%.

В целях определения географических границ товарного рынка на третьем этапе исследования используются следующие методы:

1) метод "тест гипотетического монополиста";

2) метод установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах);

3) сочетание указанных методов либо иных методов, которое позволит выявить продавцов товара (исходя из предварительно определенных продавцов), однозначно установить географическое расположение районов продаж, в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара предварительно определенным приобретателям.

Основным методом определения географических границ товарного рынка, как и в случае определения продуктовых границ товарного рынка, является "тест гипотетического монополиста".

Этот тест позволяет выявить, сможет ли небольшой, но существенный для покупателей долговременный рост цены товара в предварительно определенных географических границах (например, в границах территории X) побудить покупателей приобретать аналогичный товар у продавцов, расположенных за пределами предварительно определенных географических границ товарного рынка (в границах территории Y). В случае если небольшой рост цены (5 - 10%) настолько сокращает спрос на товар в границах территории X за счет переключения потребителей на продавцов, расположенных в границах территории Y, что делает невыгодным увеличение цены на товар для продавцов, расположенных в границах в границах территории X, то территории X и Y формируют один товарный рынок.

В качестве дополнительного метода определения географических границ товарного рынка или в случаях, когда проведение "теста гипотетического монополиста" невозможно, может быть использован метод установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

В рамках данного метода необходимо установить фактические районы производства и поставок товара. В случае если на рассматриваемую территорию поставляется более 10% потребляемой товарной массы, территориальные границы товарного рынка должны быть расширены на ту территорию (те территории), с которой данная товарная масса поставляется. Такое расширение должно происходить до тех пор, пока не будет установлено, что в пределы рассматриваемых территориальных границ товарного рынка поставляется менее 10% товарной массы с прилегающих территорий, и при этом стоимость поставляемых товаров с учетом транспортных расходов не превышает 10% от стоимости товара, приобретаемого потребителем.

 

4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.004 с.)