Ремонт обмоток трансформатора. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ремонт обмоток трансформатора.



 Если при сильном нажатии  пальцем изоляция разрушается, то обмотки заменяют.   При  аварийных повреждениях  обмоток, т.е. при выгорании проводов и изоляции в зоне виткового замыкания, производят частичную перемотку обмоток.  При  этом  удаляется старая изолиния, после чего провод отжигается, рихтуется и переизолируется.

Для удаления старой изоляции и отжига

- обмотку разматывают на отдельные бухты,

 - бухты бандажируют специальной проволокой и устанавливают на специальные стойки,

чтобы провод не спутался при обжиге,

 -  нагревают в закрытой печи при 500...600°С.

 - при  обгорании изоляция, снимаются внутренние упругие напряжения в меди - она

становится мягкой.

-  механически удаляют старую изоляцию,  путем протягивания провода через

устройство, в котором изоляция paзрезается  в продольном направлении   очищается

скребками и рихтуется -  протягиванием через систему стальных роликов,

 - перематывают на барабаны, ко­торые во избежание значительных перегибов провода

   должны иметь диаметр не менее 400... 500 мм.

 - концы провода соединяют внахлест электропайкой серебря­ным припоем,

 -  места паек опиливают и зачищают наждачной шкур­кой,

Схема бумагооплёточниго станка
 -  провод изолируют на специальных бумагоопле-точных станках (рис. 12.4.).

С помощью натяжного устройства 4 провод с барабана 1 про­тягивается через рихтовочное устройство 2, состоящее из систе­мы стальных роликов, расположенных вертикально и горизон­тально, затем проходит через вращающийся вокруг него бумаго-обмотчик 3 и далее на барабан 5.

Перед частичной или полной перемоткой обмоток предвари­тельно заготавливают необходимые изоляционные детали и мате­риалы (выравнивающие бумажно-бакелитовые кольца, рейки для каналов между слоями, полосы электрокартона, бумажно-баке­литовые цилиндры, бортики и т.д.).

Сушка, прессовка и пропитка обмоток.

1. После намотки   обмотки имеют увеличенный  по сравнению с расчетным  осевой размер, поэтому их стягивают  стальными плитами и шпильками, сушат и прессуют до получе­ния высоты, указанной в расчетной записке. На верхней плите устанавливают пружины (обычно тарельчатого типа), под действием которых по мере высыхания и усадки изоляции обмотки автоматически подпрессовываются. Между плитами и торцами обмоток напротив колонн прокладок устанавливают деревянные подставки.

2. В заводских условиях обмотки сушат под вакуумом   в специальном термошкафу, при индивидуальном ремонте - без вакуума, в шкафу с электроподогревом или в закрытом металлическом баке индукционным методом.

3.  После сушки в течение 10... 15 ч при 100... 105°С  обмотки дополнительно прессуют, равномерно подтягивая гайки на шпильках стяжных плит  до получения заданного осевого размера.     

4.
Рис. 12.5. Транспортировка обмотки: 1 — траверса; 2 — подъемная лапа; 3 — стяжная шпилька; 4 — нижняя опорная деревянная прокладка; 5 — нижняя стальная плита для стяжки обмотки; б — веревка для крепления лап к обмотке; 7— обмотка; 8— вер­тикальные рейки обмотки
 Чтобы придать обмоткам мо­нолитность и достаточную меха­ническую прочность, обмотки трансформаторов I и некоторые II габаритов,    пропитывают по­гружением в лак МЛ-92 и запе­кают. Для улучшения качества про­питки перед погружением в лак обмотки подогревают до 50...70°С.  Длительность пропитки зависит от размеров, конструкции и напряже­ния обмотки и колеблется в преде­лах 15... 40 мин.

5. Когда излишек лака стечет, обмотку для запекания помешают в термошкаф, где выдерживают при температуре 100... 105°С в течение 10...12ч.

6. Для обеспечения механической прочности обмоток, изготавливаемых без пропитки и запекания, их витки укладывают более плотно за счет усиления натяжения обмоточного провода и прошивают наружными рейками.

7. После сушки обмотки спрессовывают специальным прессом и отделывают — обрезают выступающие части реек и клиньев, концы изоляционных лент;

8.   подбивают выступающие переходы проводов; обрезают и укладывают концы обмоток в соответствии с чертежом;

9.  выравнивают столбы прокладок.

10. окончательная прессовка,

11.  обмотки стягивают стальными рамами, в которых их транспортируют и хранят до установки на магнитную систему (рис. 12.5).

Следует отметить, что все ремонтные работы, а производство обмоток в особенности, требуют строгого соблюдения технологической дисциплины.

 

 

 

Лекция 22

 

 

Сушка, чистка и дегазация трансформаторного масла

Заливаемое в трансформатор масло должно удовлетворять ус­тановленным стандартами и инструкциями нормам. В процессе длительной эксплуатации его характеристики ухудшаются, поэтому при ремонте трансформаторов масло подвергают обработке. Для этих целей применяют различную маслоочистительную аппаратуру, оборудование и адсорбенты.

Центрифугирование масла.

Для удаления из масла влаги и меха­нических примесей применяют центрифуги(рис12.16). Барабан, помещенный в герметически закрытый корпус 1, состоит из большого количества конусооб­разных тарелок с отверстиями. Тарелки расположены параллельно одна над другой на общем вертикальном валу на расстоянии друг от друга, равном нескольким десятым долям миллиметра. Назна­чение тарелок — разделить жидкость на ряд тонких слоев и тем самым увеличить интенсивность очистки.

Рис.12.16.Общий вид центрифуги для очистки масла
Для входа масла в центрифуге имеется центральное входное отверстие. Кроме того, имеются три выходных рукава: верхний для слива масла при внезапной остановке центрифуги или чрез­мерном загрязнении барабана, средний для выхода очищенного

 

масла и нижний для слива отделенной воды. Масло нагнетается в центрифугу и выкачивается из нее двумя шестеренчатыми насо­сами 2. Так как наиболее интенсивное удаление влаги из масла происходит при температуре 50... 55 °С, центрифуга снабжена элек­трическим подогревателем 4.

Для задержания крупных механических примесей и предотвра­щения попадания их в аппарат на входном патрубке маслопрово­да имеется фильтр 5 из тонкой металлической сетки. Центрифуга приводится во вращение мотор-редуктором 3 через ременную пе­редачу. Производительность центрифуги равна 1500 л/ч при ско­рости барабана 6800 об/мин.

Если в масле много воды, то путем соответствующей переста­новки тарелок центрифугу перестраивают на режим удаления воды. Для очистки масла с небольшим содержанием воды центрифуга должна работать в нормальном режиме, т.е. в режиме удаления влаги и механических примесей. Чтобы при центрифугировании уменьшить количество растворенного в масле воздуха, применя­ют центрифуги, в которых масло при очистке находится под ва­куумом.

Фильтрование масла.

Фильтрованием называется способ очист­ки масла продавливанием его через пористую среду, имеющую большое количество мельчайших отверстий, в которых задержи­ваются вода и механические примеси. В качестве фильтрующего материала применяют специальную фильтровальную бумагу, кар­тон или специальную ткань (бельтинг). Аппарат, который служит для фильтрования масла, называется фильтр-прессом (рис. 12.17). Он состоит из ряда чугунных рам, пластин и заложенной между ними фильтровальной бумаги. Пластины и рамы чередуются меж­ду собой. Весь комплект вместе с фильтровальной бумагой зажат двумя массивными плитами и винтом.

Рамы, пластины и бумага имеют в нижних углах по два отвер­стия: А — для входа грязного масла и Б — для выхода очищенного масла (рис. 12.18). Пластины с обеих сторон имеют продольные и поперечные каналы, не доходящие до краев, благодаря которым их поверхность покрыта большим количеством усеченных пира­мид. Внутри рам 3 образуются камеры 1 для неочищенного масла. Камеры щелями 2 в углах рам сообщаются с общим сквозным отверстием 4, в которое нагнетается грязное масло. Просочив­шись сквозь фильтровальную бумагу 5 камер, очищенное масло поступает к решеткам пластин 6 и по имеющимся в них канавкам попадает в сквозное отверстие 7 и далее на выход из пресса. Па­раллельное включение камер создает большую фильтрующую по­верхность и увеличивает производительность пресса.

В фильтр-пресс масло нагнетается насосом под давлением (4...6)-105 Па. Повышение давления масла в процессе работы фильтр-пресса показывает,что фильтровальная бумага засорилась.и ее необходимо заменить. Для грубой очистки масла до его поступления в фильтр-пресс служит специальный сетчатый фильтр, размещенный на входном патрубке. Для отбора проб очи­щенного масла на выходном патрубке имеется кран

 
3
масла

Сушка масла в цеолитовых установках.

Для сушки трансформа­торного масла широко применяют цеолитовые установки. Сушка осуществляется путем однократного фильтрования масла через слой молекулярных сит — искусственных цеолитов типа NaA. Обыч­но цеолитовая установка (рис. 12.19) состоит из трех-четырех па­раллельно работающих адсорберов 6, содержащих по 50 кг цео­литов каждый. Адсорбер представляет собой полый металлический цилиндр, полностью заполненный цеолитами. Для большей по­верхности контакта цеолитов с маслом размер адсорбера подби­рают так, чтобы отношение высоты засыпки гранулированных цеолитов к его диаметру было не менее 4:1. В нижней части адсор­бера имеется донышко из металлической сетки, которое служит опорой для молекулярных сит. Верхняя горловина адсорбера зак­рыта съемной металлической сеткой. Масло через него перекачи­вается насосом.

 

Рис 12 19. Цеолитовая установка для сушки масла: I-вентиль; 2-насос; 3-электронагреватель масла; 4 - маномеры; 5 – фильтры; 6-алсорберы; 7- верхний коллектор; 8- кран для спуска;9-объёмный счетчик; 10 - кран для отбора проб и слива масла; 11 - нижний коллектор
Для подогрева масла имеется электронагреватель 3. Он представ­ляет собой металлический бачок со штуцерами для присоединения маслопроводов, снабженный манометром 4, термосигнализатором и электронагревательными элементами (обычно типа ТЭН-12). Ус­тановка имеет два фильтра 5, один из которых установлен на входе в адсорбер и служит для очистки масла от механических примесей, а другой — на выходе сухого масла из адсорбера и служит для за­держки гранул и крошек цеолитов, если происходит повреждение металлической сетки в верхней горловине адсорбера.

Для сушки трансформаторного масла требуется примерно 0,1...0,15% синтетических цеолитов от массы обрабатываемого масла. За один цикл фильтрования пробивное напряжение транс­форматорного масла повышается с 10... 12 кВ до 58... 60 кВ. Сушку масла производят при температуре 20... 30"С и скорости фильтра­ции 1,1... 1,3 т/ч. Практически на сушку 50 т масла через установку со 100 кг цеолитов требуется около 48 ч. Кислотное число и натро­вая проба масла после фильтрования остаются без изменений.

Цеолиты жадно поглощают влагу из воздуха, поэтому после окончания работы адсорберы должны оставаться заполненными маслом. Хранят цеолиты во влагонепроницаемой таре. Адсорбци­онные свойства цеолитов многократно восстанавливаются про­дувкой адсорбера с отработанными гранулами горячим воздухом (температура 300...400°С, длительность продувки 4...5 ч). Чтобы предохранить цеолиты от увлажнения, после прокаливания их заливают сухим трансформаторным маслом и плотно закрывают крышкой.

Регенерация кислых масел. Существует ряд химических спосо­бов глубокой регенерации масел, основным из которых является кислотощелочноземельный. При этом способе очистки масло об­рабатывают серной кислотой, которая уплотняет и связывает все нестойкие соединения масла в кислый гудрон. Гудрон удаляют путем отстоя, а остатки серной кислоты и органических кислот нейтрализуют обработкой масла щелочью. Затем масло промыва­ют дистиллированной водой, сушат и для полной нейтрализации обрабатывают отбеливающей землей. После окончательного филь­трования получают восстановленное масло.

Для неглубокой регенерации масла в ремонтной практике при­меняют силикагель. Достоинством силикагеля является возмож­ность его многократного использования. Для восстановления свойств его прокаливают при температуре 300... 500 0С. В нестаци­онарных ремонтных условиях силикагелем обычно регенерируют слабоокисленные масла, не требующие глубокой химической очистки. Для этого масло многократно прогоняют через адсорбер — бачок, наполненный просушенным силикагелем. Циркуляцию масла, как правило, осуществляют при помощи насоса центрифуги или фильтр-пресса, который включают на выходной части адсорбера. Как и при других видах очистки, масло при регенерации подогревают.

Рис. 12.17. Фильтр-пресс: 1 - штурвал с нажимным винтом; 2- набор из рам, пластин и фильтровального материала; 3 - манометр; 4 - патрубок с фланцем для выхода масла; 5 - патру­бок с фланцем для входа масла; 6 - насос; 7 - фильтр грубой очистки; 8-электродвигатель; 9 — станинаДля дегазации и вакуумирования масла имеются специальные дегазационные установки. Дегазатор, как правило, состоит из двух металлических баков, заполненных кольцами Рашига, которые служат для увеличения поверхности растекания масла. На крыш­ках баков имеются распылители. Масло, проходя через распыли­тели, равномерно распределяется по всему объему баков. Вакуум в баках создается вакуумным насосом, обычно типа ВН-6. Стекая тонкими слоями по поверхности колец, масло дегазируется до остаточного содержания газа 0,04% (по объему). Из дегазатора масло поступает в бак трансформатора, находящийся под таким же вакуумом, как и дегазатор. При ремонтах применяют как ста­ционарные, так и передвижные дегазационные установки. При переводе трансформаторов на азотную или пленочную защиту тре­буется вакуумирование, дегазация и доведение влагосодержания масла до указанной ранее нормы.

Трансформатор заполняется дегазированным маслом до высоты 150...200 мм от крышки. Свободное пространство над зеркалом масла заполняется сухим азотом. Подпитку азотом производят по мере его растворения в масле до полного насыщения масла азотом.

Объем и нормы испытаний.

Программа испытаний после капитального ремонта с разборкой активной части тр-ра полностью соответствует програм­ме приемо-сдаточных испытаний в зав-их условиях.

В програм­му приемо-сдаточных испытаний входят:

• проверка коэффициента трансформации и группы соедине­ния обмоток;

• испытание пробы масла или жидкого негорючего диэлектри­ка из бака трансформатора (для определения пробивного напря­жения и тангенса угла диэлектрических потерь);

• испытание изоляции U пром. частоты, приложенным от внешнего источника;

• испытание изоляции U повышенной частоты, индуцированным в самом трансфор-ре;

• проверка потерь и тока холостого хода;

• проверка потерь и напряжения короткого замыкания;

• испытания прочности бака;

• испытания на трансформаторе устройства переключения от­ветвлений.

Измерения R из обмоток являются обяза­тельными после любого вида ремонта.

  Определение коэффициен­та абсорбции, измерение tg5 изоляции и емкостных характерис­тик проводят после ремонта с заменой обмоток или при подозре­нии на загрязненность и увлажнение изоляции.

 Проверка коэффициента трансформации на всех ступенях переключения напряжения и группы соединения обмоток, а также испытание главной изоляции (вместе с вводами) являются обязательными после ремонта трансформатора с заменой обмоток.

  Испытание продольной изоляции обмоток является желательным после ре­монта с заменой обмоток.

После ремонта с заменой обмоток измеряют:

 -  потери и ток хо­лостого хода при номинальном напряжении,

 - напряжение и потери короткого замыкания при I ном.

Допуска­ется превышение расчетных (или заводских) значений:

 - I хх не более чем на 30 %; потерь — на 15 %; отклоне­ния параметров к.з. не более 10%. После ремонта без замены обмоток потери х.х. допускается из­мерять при пониженном напряжении.

Измерение эл-го R обмоток постоян­ному току производится, если результаты испытания при изготовлении обмоток превышают нормируе­мые (различие сопротивлений на одноименных ответвлениях раз­ных фаз не более 2 %).

 Проверка работы переключающего устройства является обязательной после любого ремонта этого устройства или ремонта, связанного с разборкой привода переключающего устрой­ства, и проводится согласно инструкции завода-изготовителя.

 Испытания пробы масла из бака

 - для измерения электрической прочности,

  - сокращенного химического анализа.

 Испытания бака трансформатора на плотность избыточным давлением являются обязательными после любого капитального ремонта.

 Проверка со­стояния индикаторного силикагеля воздухоосушителя производит­ся после текущего ремонта.

 Испытание  тр-ра включением толчком на U н (3...5-кратное вклю­чение) — после любого капитального ремонта.

Испытание трансформаторного масла.

 Масло подвергают испы­танию:

1. На эл-ую прочность (на пробой)- производят в аппарат (рис.12.20).     

 - В чистую сухую стеклянную посуду отбирают пробу масла

 - масло за­ливают в стандартный разрядник маслопробойного аппарата,

   пред­ставляющий собой специальный фарфоровый сосуд 1,с двумя

плоскими электродами 2 и латунными токоведущими стержнями 3.

 - к стержням подводится высокое напряжение от встроенно­го в аппарат

    повышающего регулировочного тр-ра.

- перед пробоем ему дают отстояться в разряднике в течение 20 мин

   (что бы удалить из масла воздушные включения).

 - маслопробойный аппа­рат включают в сеть ~ I.  При  помощи кабеля 8 с

    вилкой и рукоятки 9 Плавным движением руко­ятки 4 повышают U на

   электродах до пробоя. Наблюдая  за стрелкой киловольтметра 5,

    показывающего U, при котором происходит пробой.

- делают шесть пробоев с интервалами 10 мин. Первый про­бой не учитывают

 

Среднее арифметическое принимают за пробивное напряже­ние

масла(пробивное U должно соответствовать нор­мам), которые зависят от

U н тр-ра и вида масла. Пробу от­бирают очень тщательно, так чтобы в масло

не попали механи­ческие примеси и влага.

 

Рис. 12.20. Аппарат для определения пробивного напряжения масла: а — стандартный разрядник; б — внешний вид (1 — фарфоровый сосуд; 2 — плоский электрод; 3 — токоведущий стержень; 4 — рукоятка регулировочного трансформатора; 5 — киловольтметр; 6 — отверстие с крышкой для разрядника; 7— сигнальная лампа; 8 — кабель для включения в сеть; 9 — рукоятка автомата включения; 10 — клемма заземления)

.

2. на диэлектри­ческие потери - определение tgδ который должен быть

- не более 1 % при тем­пературе 20 0С

- не более 7 % при 70 0С;

- для свежего сухого масла при 20 0С — 0,2... 0,4 % (в зависимости от сорта масла),

- при 70 °С — 1,5...2,5%.

 

3. химический анализ - проверка со­ответствия химических характеристик тр-го масла стандартным. Повышение  кис­лотного числа, окисление или снижение температуры вспышки паров масла свидетельствует о его разложении в результате мест­ного перегрева внутри трансформатора.

Химический анализ бывает полный и сокращенный. Обычно при ремонтах делают сокращенный химический анализ масла, в объем которого входят:

 - определение кислотного числа,

 - темпера­туры вспышки паров,

 -  реакции водной вытяжки,

 - содержания взве­шенного угля и механических примесей;

 -  проверка прозрачности масла.

Стандартом не допускается присутствие в масле:

 -  механи­ческих примесей,

Рис. 12.21. Схема испытания изоляции обмотки ВН приложенным на­пряжением: 1 — регулировочный трансформатор; 2 — вольтметр; 3 — амперметр; 4 — испыта­тельный трансформатор

-  водорастворимых кислот и щелочей.

Кислотное число - количество миллиграммов едкого калия необходимо для нейтрализации кислот, содержа­щихся в 1 г масла при его подкислении.

 Для свежего сухого масла кислотное число - не более 0,05,

                           для эксплуатацион­ного - не более 0,25.

 Температура вспышки паров масла должна быть не ниже 1350С.

 Допускается ее снижение не более чем на 5°С от первоначальной.

 При полном химическом анализе масла про­изводят, кроме того, проверку вязкости, стабильности, плотнос­ти, температуры застывания и др. Масло трансформаторов с азот­ной или пленочной защитой проверяют на влагосодержание (не бо­лее 0,001 %),  и газосодержание(0,1 %).

Испытание электрической прочности изоля­ции состоит из комплекса следующих испытаний:

определение пробивного напряжения масла или другого жид­кого диэлектрика, которым заполнен трансформатор;

измерение сопротивления изоляции обмоток;

испытание внутренней изоляции напряжением промышленной частоты, приложенным от внешнего источника (в течение одной минуты);

испытание повышенным напряжением, индуктированным в самом трансформаторе.

Испытательные напряжения превышают номинальные и зави­сят от условий эксплуатации. Трансформаторы, предназначенные для эксплуатации в электроустановках, подвергающихся воздей­ствию грозовых перенапряжений при обычных мерах грозозащи­ты, испытываются по нормам для нормальной изоляции, а транс­форматоры, предназначенные для эксплуатации в электроуста­новках, не подверженных воздействию грозовых перенапряжений, или при специальных мерах грозозащиты — по нормам для облег­ченной изоляции. Изоляция трансформатора до проведения ис­пытаний подвергается обработке в соответствии с установлен­ным технологическим процессом.

При испытании изоляции напряжением промышленной часто­ты, приложенным от внешнего источника, проверяется электри­ческая прочность главной изоляции (каждой обмотки по отноше­нию к другим обмоткам, включая отводы и выводы, а также по отношению к баку и другим заземленным частям трансформатора).

Испытывают поочередно изоляцию каждой обмотки. Испыта­ния проводят по схеме рис. 12.21. При этом испытательное напря­жение прикладывается между испытываемой обмоткой, замкну­той накоротко, и заземленным баком. Все остальные вводы дру­гих обмоток соединяют между собой и заземляют вместе с баком и магнитной системой. Напряжение к первичной обмотке повы­шающего трансформатора подводят от генератора переменного тока с регулируемым возбуждением или от регулировочного ав­тотрансформатора. Испытательное напряжение поднимают плав­но и выдерживают в течение 1 мин. Возрастание тока и снижение напряжения, фиксируемые приборами, обычно указывают на на­личие дефекта в изоляции испытываемого трансформатора. По­вреждение в испытываемом трансформаторе проявляется в виде потрескивания и разрядов.

Трансформатор считают выдержавшим испытания, если в про­цессе испытания не наблюдалось полного разряда (по звуку), раз­ряда на защитном шаровом промежутке, выделения газа и дыма или изменения показаний приборов. Если при испытании отме­чены разряды в баке, сопровождающиеся изменением режима в испытательной установке или появлением дыма, активная часть подлежит осмотру, а при необходимости разборке для выяснения и устранения причины разрядов или пробоя.

Продольная изоляция обмотки (изоляция между витками, ка­тушками, слоями, фазами) испытывается повышенным напря­жением, индуктированным в самом трансформаторе. Испытания проводят путем приложения к одной из обмоток двойного номи­нального напряжения этой обмотки при повышенной частоте (но не более 400 Гц). Повышение частоты необходимо во избежание чрезмерного увеличения индукции и намагничивающего тока. Испытания проводят по схеме опыта холостого хода напряжени­ем частоты не менее 2/нт при продолжительности испытания 1 мин. (При более высоких частотах длительность уменьшается, но она не должна быть менее 15 с.)

Основным дефектом, который выявляется при таком испыта­нии, является замыкание между витками или слоями обмотки, а также между отводами. Если имеются признаки дефекта, то важ­но до разборки трансформатора путем измерений токов и напря­жений по фазам установить дефектную фазу. Затем эта фаза под­вергается тщательному осмотру. Дефектное место обмотки можно определить индукционным методом или измерением электричес­кого сопротивления Индукционный метод для нахождения короткозамкнутого витка основан на наличии электромагнитного поля вокруг короткозам­кнутого витка, созданного в нем индуктированным током корот­кого замыкания. Поле вокруг остальных витков отсутствует. Нали­чие и положение короткозамкнутого витка обнаруживают особой катушкой, называемой искателем, к которой подключен чувстви­тельный прибор. Измерительный аппарат состоит из искателя и указателя. Искатель представляет собой многовитковую катушку, насаженную на магнитопровод, состоящий из нескольких плас­тин электротехнической стали, и присоединенного к ней указа­тельного прибора (рис. 12.22).

Напряжение в проверяемой обмотке индуктируется «питате­лем», который выполняется аналогично представленному на рис. 12.22, а искателю или представляет собой длинный стержень с намотанными по всей длине витками. Обмотка питателя под­ключается к сети (36, 127 или 220 В). Если проверяемая обмотка насажена на стержень магнитной системы, возбуждение осуще­ствляется обычным путем (при подаче небольшого напряжения, безопасного для персонала). Перемещая искатель сначала вдоль обмотки, а затем в радиальном направлении, устанавливают ме­сто замыкания по наибольшему отклонению прибора.

Оценка состояния изоляции. Для оценки состояния изоляции трансформатора в процессе монтажа перед пуском, после ремон­та и в процессе эксплуатации проводятся следующие испытания:

измерение сопротивления изоляции обмоток через 60 с после приложения постоянного напряжения (R60''),

определение отношения значений сопротивлений изоляции, измеренных через 60 и 15 с после приложения кним постоянного напряжения (определение коэффициента абсорции Кабс=60"/15");

измерение угла диэлектрических потерь tgδ изоляции обмоток при приложении к ним переменного напряжения;

измерение изоляционных характеристик масла: пробивного на­пряжения угла диэлектрических потерь и влагосодержания масла;

определение влагосодержания установленных внутри бака транс­форматора образцов твердой изо­ляции;

определение отношения емко­стей изоляции обмоток, измерен­ных при приложении напряжений частоты 2 и 50 Гц (С250);

измерение прироста абсорбци­онной емкости (АС/С).

Оценка состояния изоляции производится на основании комп­лекса испытаний. Допустимые зна­чения изоляционных характеристик для трансформаторов клас­сов напряжения до 35 кВ и номинальной мощностью до 10 МВ·А приведены в табл. 3.1. Значения сопротивления изоляции Rиз и  отношения 60"/15" позволяют выявить грубые дефекты в изоля­ции перед включением трансформатора под напряжение, возник­шие, например, в результате местных загрязнений, увлажнения или повреждения изоляции. В сочетании с другими показателями эти характеристики позволяют оценить степень увлажнения изо­ляции.

Измерение сопротивления изоляции обмоток производится при температуре не ниже +10 °С мегомметром класса 1000 В в транс­форматорах класса напряжения до 35 кВ и мощностью до 16 МВ-А, и класса 2500 В с пределами измерения 0... 10 000 МОм — во всех остальных. При этом за температуру изоляции в масляных транс­форматорах принимают температуру масла в верхних слоях, в су­хих — температуру окружающего воздуха.

Измерения сопротивления изоляции для двухобмоточного трансформатора проводятся по следующей схеме: первое измере­ние между обмоткой ВН и баком при заземленной обмотке НН (сокращенная запись схемы измерения ВН-бак, НН); второе: НН-бак, ВН; третье - ВН + НН-бак (рис. 12.23).

Рис. 12.22. Общий вид (а) и принципиальная схема (б) устройства для обнаружения короткозамкнутого витка: 1 — указательный прибор; 2 — защитный кожух; 3 — катушка; 4 — сердечник

Рис. 12.23. Схема измерения со­противления изоляции обмоток: / — мегаомметр; 2 — вводы ВН; 3 — вводы НН; 4 — бак трансформатора

Рис. 12.23. Схема измерения со­противления изоляции обмоток: / — мегаомметр; 2 — вводы ВН; 3 — вводы НН; 4 — бак трансформатора
Рис. 12.22. Общий вид (а) и принципиальная схема (б) устройства для обнаружения короткозамкнутого витка: 1 — указательный прибор; 2 — защитный кожух; 3 — катушка; 4 — сердечник

Рис. 12.21. Схема испытания изоляции обмотки ВН приложенным на­пряжением: 1 — регулировочный трансформатор; 2 — вольтметр; 3 — амперметр; 4 — испыта­тельный трансформатор
Рис. 12.20. Аппарат для определения пробивного напряжения масла: а — стандартный разрядник; б — внешний вид (1 — фарфоровый сосуд; 2 — плоский электрод; 3 — токоведущий стержень; 4 — рукоятка регулировочного трансформатора; 5 — киловольтметр; 6 — отверстие с крышкой для разрядника; 7— сигнальная лампа; 8 — кабель для включения в сеть; 9 — рукоятка автомата включения; 10 — клемма заземления)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.088 с.)