Возрастные и индивидуальные особенности развития личности. Возрастные периодизации развития человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные и индивидуальные особенности развития личности. Возрастные периодизации развития человека.



Возрастные особенности характерны для определенного периода жизни анатомическими, физиологическими и психическими качествами, а сущность возрастных особенностей отчетливо раскрывается на примере физического развития человека.

Поскольку биологическое и духовное развитие человека взаимосвязаны между собой, с возрастом происходят соответствующие изменения и осуществляется социальное созревание в психической сфере, показана динамика духовного развития человека. Это служит естественной основой для выбора последовательных этапов развития человека и составления возрастной периодизации.

Часто психологический и физический возраст человека не совпадают, и творческий процесс может это исправить. Искусство помогает выявить эти недостатки и деликатно исправить их.

Психолого- педагогический

Пренатальный период Младенчество (1 год)

Период новорожденности (до 6 недель) Дошкольный возраст (от 1 до 3 лет)

Грудной период (до 1 года) Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет):

Ползунковый возраст (1-3 года) Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Дошкольный возраст (3 - 6 лет) Средний дошкольный возраст (4 - 5 лет)

----------- Старший дошкольный возраст (5 - 6 лет).

Школьный возраст (6-11 лет) Младший школьный возраст (6-10 лет)

Половое созревание (11-15 лет) Средний школьный возраст (10-15 лет)

Подростковый возраст (15-20 лет) Старший школьный возраст (15-18 лет)

С физическим неразрывно связаны и духовное развитие и т. Д. Носитель, также обладающий значительной вариабельностью вследствие неравномерности созревания нервной системы и развития психической функции, показывает, что существенные различия между выраженными людьми, уровень интеллектуальной активности, структура сознания, потребности, интересы, мотивации, поведение уровень социального развития.

Духовное развитие также характеризуется определенными закономерностями:

1. Существует обратная связь между возрастом человека и уровнем духовного развития; в более молодом возрасте скорость духовного развития выше, а с возрастом скорость духовного развития замедляется

2. Духовное развитие человека осуществляется неравномерно. В некоторые периоды существуют более благоприятные условия для развития определенных качеств, а некоторые из этих условий являются временными, мимолетными.

3. Существует оптимальное время для формирования и укрепления определенных видов психической деятельности и определяемых ими духовных качеств. Возрастные периоды, в которых условия для развития определенных качеств являются оптимальными, называются чувствительными (Выготский, Леонтьев, Крутецкий).

Причинами чувствительности являются неравномерное созревание мозга и нервной системы, а также тот факт, что некоторые черты личности могут формироваться только на основе уже сформированных качеств.

4. В процессе развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации, что свидетельствует о чрезвычайно сложной диалектике развития человека: с одной стороны, психическое развитие - это постепенное развитие психических состояний - их всегда можно изменить в лучшую сторону, и для этого необходимо создать необходимые условия и провести адекватные действия.

Ян Амос Комениус первым настаивал на строгом учете возрастных особенностей детей в воспитательной работе. Он выдвинул и обосновал принцип естественности, согласно которому образование и воспитание должны соответствовать возрастным стадиям развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в образовании все должно идти своим путем - своевременно и последовательно.

Ю.А. КОМЕНСКИЙ (1592-1670) создал единую систему образования:

Возраст Тип школы Содержание образования

С рождения до 6 лет (детство) Материнская школа Первоначальные идеи, яркие впечатления от окружающей среды и социальной жизни; воспитание умеренности, аккуратности, усердия, послушания, правдивости, справедливости, любви к людям; введение в религию.

С 6 до 12 лет (отрочество) Начальная школа (школа родного языка) Родной язык, арифметика, элементы геометрии, география, естествознание, писание, пение, знакомство с ремеслами, нравственное воспитание.

От 12 до 18 лет

(молодежная) латинская школа или гимназия Семь гуманитарных наук, естествознание, история, география.

От 18 до 24 лет

(зрелость) Академия (высшее образование) Теология, медицина, юриспруденция.

2. Внедрение дидактических принципов в процесс художественного образования.

В число принципов, наиболее актуальных для системы художественного образования, входят:

НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ - требует опоры на современный уровень научных достижений в содержании предмета и методах его преподавания.

ЕДИНСТВО ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ - требует интеграции образовательной и практической деятельности

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСТОЯННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ - (на практике разработано и внедрено Comenius)

Преподавание точных и естественных наук характеризуется линейным вариантом реализации этого принципа.

В преподавании предметов эстетического цикла этот принцип реализуется циклически.

ДОСТУПНОСТЬ - необходимо различать доступность на интеллектуальном и эмоциональном уровне: материал изучаемых (и особенно выполняемых) произведений искусства должен соответствовать уровню эмоционального опыта студента.

ПРОЗРАЧНОСТЬ. Мы можем различать типы ясности в зависимости от того, на каком канале становится доступной информация: слуховая, визуальная, аудиовизуальная, тактильная, обонятельная, вкусовая и т. Д.

Принимая во внимание возраст и индивидуальные особенности. Комениус уже пытался определить типологию студентов. Сегодня наука предлагает нам множество типологических рядов, которые в совокупности обеспечивают индивидуальный подход.

СОЗНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ. Этот принцип тесно связан с мотивацией обучения. Учебный процесс имеет только два основных мотива: интерес и ответственность.

Диагностика и развитие способностей и склонностей в процессе эстетического воспитания:

Педагогическое прогнозирование в художественной педагогике имеет несколько аспектов:

Педагогический - требует учета динамики развития способностей и способностей.

Профессионал позволяет соотнести способности и способности студента с суровыми реалиями профессии.

Этика не позволяет вводить учеников и их родителей в заблуждение, не порождая необоснованных иллюзий.

Гуманистический аспект заставляет действовать тактично, с учетом психологических особенностей возраста.

Наблюдение является одним из наиболее широко используемых методов изучения детей. Наблюдая за малышом, изучая его творческий труд, родители могут сформировать общее представление о его возможностях, ориентируясь на качественную оценку развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и т. Д. Сосредоточив внимание на познавательной деятельности (то, что ребенок любит делать, чем интересуются взрослые) - главный показатель склонности ребенка к какой-либо деятельности, вы можете увидеть, в какой области начинает раскрываться талант дошкольника. Игра дает возможность узнать многие особенности ребенка (особенно для детей младшего возраста). Посмотрите, какие игры выбирает ваш ребенок. Однако следует иметь в виду: ребенок выбирает, когда ему предоставляется возможность выбора. Чем старше он становится, тем больше времени проводит вне дома, тем больше ситуаций, которые мама и папа не могут наблюдать. Здесь вы можете обратиться за помощью к специалистам: психологам, педагогам, специалистам по развитию детей младшего возраста. Существует два основных подхода к процедуре диагностики способностей ребенка. Первый основан на системе единой оценки (используется один тест, например, тест Векслера, направленный на определение уровня интеллектуального развития ребенка, оценку его потенциала; Второй подход предполагает комплексное обследование. С течением времени (продольные исследования) с целью отслеживания изменений в динамике ребенка (в течение нескольких месяцев или даже лет) в рамках комплексного обследования и наиболее распространенного способа определения склонностей ребенка - это процедура тестирования для тестирования. включает в себя множество заданий: ребенку могут быть заданы определенные вопросы (если мы определим интеллектуальные или академические достижения) или предложено выполнить комплекс упражнений (например, нарисовать что-нибудь, повторить некоторые движения (спорт, танцы).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.006 с.)