Методологические принципы (подходы) педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические принципы (подходы) педагогики



· Личный подход (утверждается главная ценность образования - личность. Этот подход характеризуется требованиями: признание и универсальность, интеллектуальная и моральная свобода, право на уважение. Образование направлено на удовлетворение потребностей общества при поддержке общества.)

· Деятельностный подход (исходит из того, что личность формируется, развивается только в деятельности, требующей такой организации деятельности, при которой все вместе и каждый в отдельности получают максимальные условия для развития своих способностей или талантов)

· Полисубъектный (диалогический) подход (основанный на убеждении в позитивном человеческом потенциале, он не ограничивается творческими возможностями непрерывного развития и совершенствования. Здесь важно то, что деятельность человека и его самость необходимо рассматривать не изолированно, они развиваются только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенными Согласно принципу диалога, подход направлен на человека, который признает свою свободу и ставит ребенка на передний план в процессе обучения.

· Культурный подход (включает изучение педагогических явлений сквозь призму культуры и культурных ценностей)

· Этнопедагогический подход (представляет собой трансформацию культурологического подхода. Он проявляет единство универсального, национального и индивидуального в человеке)

· Антропоцентрический подход (предполагает систематическое использование данных всех гуманитарных наук как предмета образования и их учет при построении и осуществлении обучения и воспитания.

Классификация методов исследования

Методы педагогического исследования подразделяются на эмпирические (методы изучения педагогического опыта), теоретические (методы теоретического исследования) и математические (статистические).

Эмпирические методы. Их общей чертой является ориентация на непосредственное изучение управляемого объекта, сбор и систематизацию фактического материала о процессе и результатах системы образования. Эмпирическая природа познания. Присущие методам этой группы является важной предпосылкой достоверности выявленных фактов.

К методам эмпирического исследования относятся (педагогическое наблюдение, метод опроса, изучение продукта в деятельности студентов, педагогический эксперимент и т. Д.)

Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить, предсказать явления, повысить достоверность результатов, перейти от абстрактных знаний к конкретным, установить связи между различными концепциями и гипотезами, выделить наиболее значимые и второстепенные.

Теоретические методы исследования включают (анализ, синтез, индукция, дедукция и т. Д.)

Математические методы. Эти методы используются в педагогике для обработки данных, полученных методами наблюдения и эксперимента, а также для установления количественных соотношений между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повысить достоверность выводов, служат основой для теоретических обобщений.

Математические методы исследования включают (регистрация, ранжирование (последовательность), масштабирование).

 

ИЗУЧЕНИЕ ИСКУССТВА В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛАХ, ИССЛЕДОВАНИЯ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ.

Условиями современного художественного образования являются совершенствование методов эстетического воспитания и развитие ранней профессиональной направленности. Она придает особое значение формированию и развитию художественной активности ребенка в различных видах деятельности. Система эстетического воспитания позволяет обеспечить индивидуальное, всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка. Такая система комплексного, последовательного и целенаправленного воздействия на ребенка со стороны учебных заведений и социальных институтов неизбежно влияет на мировоззрение личности ребенка. Существование этой системы возможно только в условиях общепринятых, уникальных научно-педагогических методов и принципов, в результате которых ребенок получает субъективную, творческую оценку реальности. Благодаря личному взаимодействию с произведениями искусства ребенок приобретает совершенствование, творческое развитие и художественные способности. Суть и суть данного исследования - объективная двойственность искусства, где, с одной стороны, это особая, индивидуальная форма самовыражения, своеобразное отношение к окружающей среде, а с другой - в результате знакомства с произведениями искусства и их личного восприятия. вкус, индивидуальный художественный образ. Произведение искусства всегда остается особой индивидуальной формой выражения личного отношения к миру, через него художник выражает свои чувства, мысли, идеи, возникающие в сознании человека, с уникальным интеллектуальным и психологическим опытом, личным опытом и пониманием реальности.

Ребенок еще не способен понять всю глубину высокохудожественных произведений и их эстетическую ценность, но это знакомство является основой для последующего интереса к искусству, оно формирует необходимость общения с культурой. Государство, которое его интересует и волнует, во многом играет роль в определении направления его знаний в последующем профессиональном развитии. Вот почему «роль искусства в образовании незаменима. Его связи с миром - прошлым, будущим - огромны. Следовательно, искусство может выступать фактором целостного воспитания и развития, взаимодействием психического, эстетического, нравственного и физического формирования личности ребенка. Это становится возможным, если формы искусства как средства воспитания и развития воспринимаются как единое целое, не делясь на замкнутые индивидуальные объекты, а наоборот, объединяя весь спектр художественной деятельности, накопленный человечеством.

Художественная деятельность является важной частью развития эстетического воспитания и художественно-творческой деятельности ребенка, основой его всестороннего, гармоничного развития, ориентированного воспитания. Ребенок, воспринимая произведение искусства, выбирает явления, постигает их, тем самым развивает творческую культуру и эстетический вкус. Воспринимая произведение искусства, ребенок не ограничивается обычной фиксацией контента. Она воспринимает образ «сквозь призму своего индивидуального опыта, вносит в него новые элементы, которые, по его мнению, отсутствуют, то есть принимает участие в творческом акте, в создании собственного индивидуального художественного образа».

Учитывая возрастные особенности, сенсорное развитие, которое является основой для формирования интеллектуальных и художественных способностей, на наш взгляд, необходимо обеспечить систематическое и педагогическое знакомство детей с настоящими произведениями искусства. Такой контакт детей с произведениями искусства вовлекает сознание и подсознание, разум и чувства ребенка в многогранный творческий процесс и активизирует творческую деятельность.

Содержание программы основано на принципах науки, последовательности и логичности принципов художественного образования. Дифференциация программных тем основана на принципах системности, интегративности, которые дают возможность применять и адаптировать собственный педагогический опыт, формировать инновационные подходы и методы. Целью программы является ознакомление детей с основными понятиями, работами выдающихся художников по истории искусства (архитектура, живопись, скульптура) в детских художественных школах. Задачами программы являются изучение основных понятий изобразительного искусства, предоставление базовых знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, знакомство с шедеврами известных художников, архитекторов и скульпторов.

Основными целями программы являются:

1. формирование художественно-эстетического восприятия действительности, художественного мышления и творческой активности, эмоционально-эстетического опыта и вкуса, художественной компетентности и элементарного эстетического мировоззрения; элементарные понятия, навыки, способности;

2. развитие сенсорно-эмоциональной сферы, художественных способностей, творческого мышления, воображения, художественного творчества; художественный вкус;

3. усвоение элементарных знаний по истории искусств, элементарных понятий, представлений о видах, жанрах изобразительного искусства.

Художественное и творческое развитие ребенка осуществляется путем включения его в определенную творческую деятельность, которая может быть отражена и реализована в учебе, общении или игре, но должна быть художественно окрашенной. Необходимым условием усвоения художественной культуры является активация познавательного интереса к изобразительному искусству, умение интерпретировать и творческое воображение.

Основываясь на чувствительности (чувствах, чувствах) к рисованию, фантазиях, эмоциональном восприятии образов и активном доминировании воображения, мы пришли к выводу, что все задачи должны быть интересными, оригинальными, непродолжительными и игривыми. Задачи должны быть изменены интересными дополнениями и уточнениями. Таким образом, мы обеспечиваем интерес к теме на протяжении всего урока, поддерживаем творческую активность и процесс самореализации в процессе восприятия материала и задания. Мы предлагаем рассматривать эскизы в альбомах для рисования как стимулирующее задание. В нашем случае рисунок выполнен в альбоме, заменяет блокнот текстом. Известно: рисунок - это знак (например, слово или буква), с помощью которого ребенок переносит воспринятую информацию на лист. Конечно, каждый рисунок очень субъективен. Только ребенок, который воспроизвел воспринятую информацию в символах, сможет «прочитать» его работу. В течение года собирается полная тетрадь (альбом) информации из истории искусства, при рассмотрении которой ребенок вспоминает основные характеристики определенного стиля в архитектуре, определенного периода в искусстве.

Например, 6-летний ребенок, знакомясь с романским стилем, рисует большие мощные замки и крепости, рыцарей и принцесс, мебель на толстых ножках. Окна на фотографиях узкие и длинные. Ребенок воспроизводит серебро серым карандашом. Если через некоторое время ребенка попросят рассказать о романском стиле в архитектуре, он легко запомнит (с помощью альбома) 5-6 основных характеристик того или иного стиля в архитектуре. Важно отметить, что этой базовой информации будет достаточно для первого знакомства со стилями и периодами в истории искусства. Такие базовые знания послужат необходимой основой для более детального изучения истории искусств. С каждым годом знания будут дополняться другими знаниями, формируя общую картину всех периодов в истории искусства.

Маленькие дети воспринимают картину не только глазами. Это вызывает у них моторную реакцию. Часто ребенок подражает тому, что видел, и может жестами воспроизвести картинку. Позже ребенок сможет найти слова, чтобы передать мысли и чувства. Динамичные, выразительные картины и скульптуры особенно популярны у детей. Современное искусство дает много пространства для фантазии, вызывает любопытство у детей 6-7 лет, стимулирует творческую активность. Даже самые неожиданные приемы современных художников заставляют работать воображение детей. Секрет успешного старта заключается в том, чтобы научить детей присматриваться, объяснить им, что у каждой картины есть своя особая атмосфера, и дать волю воображению детей. На наш взгляд, необходимо обеспечить систематическое и педагогическое ознакомление детей с настоящими произведениями искусства в условиях детских художественных школ. Ребенок, воспринимая произведение искусства, анализирует его на основе собственного опыта, восхищается, делает выводы, добавляет что-то свое в восприятие, развивая тем самым художественную и творческую активность и эстетический вкус.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПРОЦЕССАМ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ УЧАСТНИКОВ ТВОРЧЕСКОЙ КОМАНДЫ.

Педагогическое руководство играет важную роль в организации самообразования студентов.

Диалектика (гр. - беседа) - учение о наиболее общих законах природы и общества, теория и метод познания (и исследования) явлений действительности в их становлении, развитии и самодвижении. Диалектика также является научным способом доказать истину, спорить, выявлять противоречия, строить гипотезы. В педагогике это учение нашло самое широкое применение. Потому что пока отечественная система образования построена на развитой диалектике педагогического процесса, диалектике развития ребенка и ребенка, диалектике процесса формирования знаний и навыков и т. Д.

Диалектика руководства процессом самообразования заключается в переводе внешних педагогических требований студентов к себе. Поэтому важно умело использовать все факторы, которые мотивируют студентов к самообразованию. Самообразование - это сознательная, целенаправленная самозанятость, что приводит к максимально возможной реализации, развитию и совершенствованию личности.

Формирование социальных идеалов у студентов имеет большое значение для поощрения самообразования. В рамках народного образования необходимо формировать у студентов гражданские и нравственные качества, знакомить их с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, писателей, художников, общественных деятелей. В стимулировании самообразования требования индивидуума к признанию своего достойного места в команде являются существенными. Это требование должно поддерживаться и развиваться, чтобы каждый студент мог завоевать уважение и авторитет своих сверстников.

Важным фактором мотивации студентов к самообразованию является создание атмосферы конкуренции в их работе, при проведении внеклассных мероприятий. Эффективным фактором самообразования являются положительные примеры лидеров и сверстников в моральной, социальной и художественно-эстетической сферах.

Психологические механизмы влияния этих факторов заключаются в том, что они заставляют учащихся испытывать внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития и вызывают необходимость работать над их улучшением.

Неотъемлемой чертой « педагогической поддержки» является одобрение, похвала, вытекающие из воспитания позитивных изменений в поведении и действиях детей.

Самообразование является не только структурной частью педагогического процесса, но и формой обучения. Цель и задачи образовательного процесса реализуются в художественном самообразовании.

Задача руководителя - пробудить внутренние силы ученика и направить его на саморазвитие, направить самообразование ученика.

 

Организация самообразования осуществляется по трем основным направлениям:

1) формирование у студентов сильной веры в необходимость и исключительную важность самообразования (направление заключается в том, чтобы привить учащимся понимание важности самообразования. Многим стыдно делать это и делать это в тайне от своих сверстников, родителей, учителей. позитивность этого урока и отношение к непрерывному процессу самообразования.)

2) объяснение методов и способов самообразования, с тем чтобы подготовить учащихся к выполнению этого процесса (начиная работать в этом направлении, вам необходимо помочь детям найти свои идеалы, выбрать цели, выявить слабости их характера, слаборазвитые качества. самообразование, в ходе которого рассматриваются вопросы о методах и средствах самообразования, приводятся примеры их использования.)

3) помощь студентам и регулирование процесса самообразования. (Направление носит практический характер. На этом этапе они учатся правильно ставить цели, разрабатывать программу для ее достижения и реализовывать ее.)

Мотивами самообразования могут быть: стремление к достижению цели; желание не отставать от других; чей-то пример, стремление стать похожим на авторитетного человека, литературного героя; требуя признания своего достойного места среди сверстников и других. В процессе самообразования есть несколько этапов:

Этап 1 - осознание необходимости работать над собой. Это этап самопознания. Используются следующие методы самопознания (самообразования): самонаблюдение, сравнение себя с другими, самоанализ, самоконтроль, самооценка. Эти методы позволяют человеку дать объективное описание себя. Роль учителя на этом этапе заключается в том, чтобы помочь ученику осуществлять самонаблюдение и самооценку. Важно подготовить студентов к самопознанию, предоставив им необходимые психологические знания, для которых проводятся специальные беседы, дискуссии, тренинги и т. Д.

Этап 2 - разработка программы (плана) работы над собой на основе поставленных целей. Такая программа предполагает выявление возможных изменений личности, приводящих к формированию необходимых качеств и свойств. После составления программы необходимо перейти к планированию самообразования, то есть определению конкретных задач, содержанию, средствам, методам решения поставленных задач.

3 этап - реализация программы самообразования. Учитель помогает ученику выполнять действия, в которых происходит формирование необходимых черт личности. Важно, чтобы он дал педагогическую оценку усилиям студента.

4 этап - оценка результатов самообразования. На самом деле это этап самопознания («чего я достиг?»), Заканчивающийся постановкой новых задач самообразования.

Процесс самообразования человека тесно связан с его самообразованием. Самообучение - это процесс обучения, организованный человеком; целенаправленная познавательная деятельность, контролируемая самим человеком, приобретение знаний в любой области науки, техники, культуры. Как единый процесс, самообразование и самообразование составляют процесс самообразования. Самообразование - получение образования в ходе самостоятельной деятельности самого человека, который ставит цели и задачи, выбирает содержание, средства, методы, формы и отражает результаты этой деятельности.

Самообразование является формой активного человеческого существования в культуре. Различают (М. Князева, В. Д. Диденко) следующие функции самообразования:

o экстенсивное (накопление, приобретение новых знаний);

o индикативный (определение себя в культуре и своего места в обществе);

o компенсационные (преодоление недостатков в полученном (школьном, университетском и др.) образовании);

o саморазвитие (развитие самосознания, когнитивных процессов, рефлексивных способностей);

o методологический (формирование образа мира, его места в нем; определение смысла профессиональной жизни и т. д.);

o постоянная адаптация к изменяющейся профессиональной деятельности, ее технологиям;

o коммуникативные (установление связей между науками, профессиями, специальностями, возрастами);

o развитие творческого потенциала человека;

o психотерапевтический (сохранение жизненной энергии, силы личности; переживание полноты бытия);

o омоложение (преодоление инерции мышления, предотвращение застоя в профессиональном росте);

o геронтологические (поддержание связей с миром и через них - жизнеспособность организма).


Источниками самообразования являются все составляющие культуры общества: различные виды деятельности (образовательная, исследовательская и т. Д.), Наука, искусство, литература, СМИ, Интернет, профессиональная деятельность по основным или смежным специальностям; обучение на разных курсах, увлечениях и др.

 

БИЛЕТ 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.108 (0.034 с.)