Движущие силы, закономерности и факторы развития личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Движущие силы, закономерности и факторы развития личности.



Педагогические исследования и выявление наиболее эффективных способов развития, формирования и социализации Leach Nosta в процессе обучения и воспитания.

Человек - живое существо с даром мысли и речи, способностью создавать оружие и использовать его в процессе труда, оно представляет собой единство физического и духовного, естественного и социального стопы, наследственного и приобретенного.

Человек считается человеком индивидуальна, как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, определяется конкретными историческими условиями жизни общества.

Понятие индивида включает в себя представителя человеческой расы и не включает специфических социальных или психологических характеристик. В то же время понятие идентичности относится к совокупности унаследованных и разработанных в ходе онтогенеза физических и психических характеристик, которые отличают этого индивида от всех других. Проявляет индивидуалистическую двойственность в чертах характера и темпераменте, эмоциях и т. Д., В интеллектуальных и волевых сферах, интересах, потребностях и способностях.

Комбинируя понятия «личность», «личность», «личность», «личность», исследователи утверждают, что человек, рожденный человеком, становится и фактически защищает индивидуалистическую двойственность.

В психологии термин «развитие» традиционно использовал желание устанавливать, когда речь идет о любых изменениях: о прогрессивно (усложнение структуры) или регрессивном (упрощение структуры). Например, развитие памяти, нисходящая мания, чувственная сфера и др.

Разрабатываемая педагогика включает в себя изменения качества

На протяжении всей жизни человека является его биологическим ским и социальным развитие. Таким образом, развитие - это процесс количественных ТЕЛЬСТВЕННЫЕ и качественных изменений в организме, ума, Джон интеллектуальной и духовные сферы человека, вызванные воздействием внешних и внутренних, управляемых и управляемых факторов.

В движущих силах развития личности являются противоречием, присущим этим процесс. Противоречия - это противоположные принципы, встречающиеся в конфликте.

Существуют внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия.

Внутренние противоречия возникают из-за несогласия с самим собой и выражаются в индивидуальных мотивах. Например, противоречие между растущими требованиями человека к себе, своему телу и потенциалом, которым обладает человек.

Внешние противоречия стимулируются внешними силами, человеческими отношениями с другими людьми, обществом, природой. Например, противоречие между требованием образовательного учреждения и желанием студента.

Общие (универсальные) противоречия определяют развитие каждого человека и всех людей. Например, противоречия между материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения, возникающие из-за влияния объективных факторов.

Индивидуальные противоречия характерны для личности.

Конфликты разрешаются посредством более высоких уровней активности. Когда потребность удовлетворяется, противоречие снимается. В результате человек переходит на более высокую ступень своего развития. Но удовлетворенная потребность порождает новую потребность более высокого порядка. Одно противоречие заменяется другим, и процесс продолжается.

Изучая человеческое развитие, исследователи выявили ряд важных взаимосвязей, которые выражают естественные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них - с другой. Среди основных законов, определяющих развитие человека:

• / определяется внутренними и внешними условиями;

^ из-за меры его собственной деятельности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении;

• ^ определяется типом ведущей деятельности;

• ^ зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует;

• ^ обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственность, среда (социальная, биогенная, абиогенная), воспитание (большое количество видов направленного влияния общества на формирование личности), собственная практическая деятельность человека. Эти факторы действуют - не отдельно, а вместе - на сложную структуру развития личности (Б.Г. Ананьев).

 

На формирование личности человека влияют внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от латинского фактор - изготовление, производство) - движущая сила, причина любого процесса, явления (С.И. Ожегов).

Внутренние факторы включают в себя собственную деятельность человека, порожденную противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемыми в самообразовании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макро-, мезо- и микросреда, природные и социальные, образование в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.

Окружающая среда и воспитание являются социальными факторами, а наследственность - биологическим фактором.

Уже давно ведутся дискуссии среди философов, социологов, психологов и педагогов о взаимосвязи биологических социальных факторов, о приоритетах тех или иных в развитии человеческой личности. Некоторые из них утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются наследственностью (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобе и др.). Представители этой тенденции доводят наследственные факторы (биологические) до абсолютных и отрицают роль окружающей среды и образования (социальных факторов) в развитии личности. Они ошибочно переносят достижения биологической науки о наследственности растений и животных в организм человека. Мы говорим о приоритете врожденных способностей.

Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния социальных факторов (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К.А. Гельвеция и др.). Они отрицают генетическую предрасположенность человека и утверждают, что ребенок от рождения - «чистый лист», на котором можно все написать», т.е. развитие зависит от воспитания и окружающей среды.

Некоторые ученые (Д. Дидро) считают, что развитие определяется равным сочетанием биологических и социальных факторов.

K.D. Ушинский утверждал, что человек становится человеком не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, обеспечивающей формирование и совершенствование личностных качеств. Человек является не только продуктом наследственности и обстоятельств, в которых происходит его жизнь, но и активным участником изменений, улучшения внешних факторов. Меняя их, человек меняет себя.

Некоторые авторы, отмеченные выше, отводят определяющую роль биологическому фактору - наследственности. Наследственность - это свойство организмов передавать от родителей детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена ​​генами (в переводе с греческого «ген» означает «генеративный»). Наука доказала, что свойства организма зашифрованы в виде генетического кода, который хранит и передает всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Было установлено, что именно наследственность определяет то, что является общим, что делает человека человеком, и то, что отличается, что отличает людей за столом друг от друга.

Вопрос о том, наследуются ли интеллектуальные, специальные и моральные качества, чрезвычайно важен. А также, что передается детям: готовые способности к определенному виду деятельности или только наклонности?

Установлено, что наследуются только инстинкты. Инстинкты представляют собой анатомо-физиологические особенности организма, которые являются предпосылками для развития способностей. Приготовления обеспечивают предрасположенность к тому или иному виду деятельности.

Есть два типа наклонов:

- универсальный (строение головного мозга, центральной нервной системы, рецепторов);

- индивидуальные (типологические свойства нервной системы, которые зависят от скорости формирования височных связей, их силы, силы сосредоточенного внимания, умственной работоспособности; особенностей строения анализаторов, отдельных участков коры головного мозга, органов и т. д.).

Способности - индивидуальные черты личности, которые являются субъективными условиями для успешной реализации определенного вида деятельности. Способности не ограничиваются знаниями, навыками и способностями. Они проявляются в скорости, глубине и силе усвоения приемов и приемов деятельности. Высокий уровень развития способностей - талант, гений.

Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способностей (S. Burt, X. Eisenk и др.). Большинство отечественных специалистов - физиологов, психологов, педагогов - рассматривают способности как жизненные образования, которые формируются в процессе жизни и в результате обучения. Передаются не способности, а только наклонности.

Унаследованные человеческие инстинкты могут быть реализованы или нет. Являясь индивидуально-естественной основой способностей, инстинкты являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсутствии соответствующих внешних факторов и адекватной активности способности могут не развиваться даже при наличии соответствующих талантов. И наоборот, ранние достижения могут указывать не на особые способности, а на адекватную организацию деятельности и образования.

Некоторые ученые считают, что все люди получают от природы высокий потенциал для развития своих умственных и когнитивных способностей и способны к практически неограниченному духовному развитию. Существующие различия в типах высшей нервной деятельности изменяют только ход мыслительных процессов, но не предопределяют качество и уровень самой интеллектуальной деятельности. Эти ученые не согласны с мнением о том, что уровень интеллекта передается от родителей к детям.

Понимание процесса передачи интеллектуальных талантов очень важно, так как оно предопределяет практические способы обучения и подготовки людей. Современная педагогика ориентирована не на выявление различий и адаптацию к ним образования, а на создание условий для развития талантов каждого человека.

Вопрос о наследовании особых наклонностей и нравственных качеств важен. Склонности к определенному виду деятельности называются особыми. Специальные включают музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и другие склонности. Установлено, что люди с особыми талантами достигают более высоких результатов, быстрее перемещаются в соответствующей сфере деятельности. Это может проявиться в раннем возрасте, если будут созданы необходимые условия.

Особые черты наследуются. В истории человечества было много наследственных даров. Известно, например, что я. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 знаменитых музыкантов. В семье Чарльза Дарвина было много талантливых людей.

Особое значение имеет вопрос наследования моральных качеств и психики. Долгое время преобладающим утверждением было то, что психические качества не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Социальная сущность человека, его нравственные основы формируются только в жизни.

Считалось, что человек не рождается ни злом, ни добром, ни скупым, ни щедрым. Дети не наследуют моральные качества своих родителей, генетические программы человека не содержат информации о социальном поведении. Каким будет человек, зависит от окружающей среды и воспитания.

В то же время такие выдающиеся ученые, как М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, утверждают, что мораль человека биологически детерминирована. Моральные качества, поведение, привычки и даже действия, как положительные, так и отрицательные, передаются из поколения в поколение («яблоко падает с яблони поблизости»). Основой для таких выводов являются данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Согласно учению ИС Павлов, и животные, и люди высыхают инстинкты и рефлексы, которые передаются по наследству. Поведение высокоорганизованных живых существ в некоторых случаях является инстинктивным, рефлексивным, основанным не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Следовательно, нравственные качества поведения могут быть унаследованы.

Помимо наследственности, определяющим фактором развития личности является окружающая среда. Окружающая среда - это реальная реальность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическое, национальное, школьное, семейное, социальное окружение. К последним относятся такие характеристики, как социальная система, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер производственных и социальных процессов и т. Д.

Французский философ К. А. Гельвеция считал, что все люди от рождения имеют одинаковый потенциал для умственного и нравственного развития, а различия в психических характеристиках обусловлены исключительно влиянием окружающей среды и влиянием образования. Реальная реальность понимается в этом случае метафизически, она фатально предопределяет судьбу человека. Индивид рассматривается как пассивный объект влияния обстоятельств.

Таким образом, все ученые признают влияние окружающей среды на формирование человека. Только их оценка степени такого влияния на формирование личности не совпадает. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Существует особая социальная система, специфическая ближняя и дальняя среда обитания, особые условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в условиях, когда создаются благоприятные условия.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. Коммуникация является одной из универсальных форм личной активности (наряду с познанием, работой, игрой), проявляющейся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений. Личность формируется только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное и психическое развитие не может иметь места.

Помимо вышесказанного, важным фактором, влияющим на формирование личности, является образование. В широком социальном смысле это часто отождествляется с социализацией, хотя логику их отношений можно описать как отношение целого к частному. Социализация - это процесс общественного развития человека в результате естественных и организованных воздействий всего комплекса факторов общественного бытия.

Большинство исследователей рассматривают образование как один из факторов развития человека, который представляет собой систему целенаправленных формирующих воздействий, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах общественной жизни. Образование - это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейного, религиозного, школьного образования), оно выступает своего рода механизмом управления процессами социализации.

Образование позволяет преодолеть или ослабить последствия негативного влияния на социализацию, придать ему гуманистическую направленность, привлечь научный потенциал для прогнозирования и построения педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может действовать непреднамеренно, стихийно, а педагог целенаправленно направляет развитие в условиях специально организованной образовательной системы.

Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разных видах деятельности: играх, образовательных, познавательных, трудовых, социальных, политических, художественных, творческих, спортивных и т. Д.

Действуя как форма бытия и способ существования человека, деятельность:

- обеспечивает создание материальных условий жизни человека;

- способствует удовлетворению естественных потребностей человека;

- способствует познанию и трансформации окружающего мира;

- является фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;

- дает человеку возможность реализовать свой личный потенциал, достичь жизненных целей;

- создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений.

Следует иметь в виду, что развитие личности в одних и тех же внешних условиях во многом зависит от собственных усилий человека, от энергии и эффективности, которые он проявляет в различных видах деятельности.

Коллективная деятельность оказывает большое влияние на развитие личностных качеств. Ученые признают, что, с одной стороны, в определенных условиях команда выравнивает личность, а, с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в команде. Такая деятельность способствует проявлению творческого потенциала человека, незаменима роль коллектива в формировании мировоззренческой и нравственной ориентации человека, его гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

Роль самообразования велика в формировании личности. Он начинается с осознания и объективного принятия цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективное изложение цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Достижение этой цели обеспечивает развитие личности.

Таким образом, процесс и результаты развития человека определяются как биологическими, так и социальными факторами, которые действуют не изолированно, а комплексно. При разных обстоятельствах разные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование личности. По мнению большинства авторов, в системе факторов, если не решающих, то ведущая роль принадлежит образованию.

2. Функции искусства в обществе. Взаимосвязь этических и эстетических ценностей в системе художественного образования.

Социальные функции искусства.

Когнитивная (эпистемологическая) функция. Отражая реальность, искусство является одним из способов познания духовного мира людей, психологии классов, наций, индивидов и социальных отношений. Специфика этой функции искусства заключается в обращении к внутреннему миру человека, стремлении проникнуть в сферу тайной духовности и нравственных мотивов личности.

Аксиологическая функция искусства заключается в оценке его воздействия на человека в контексте определения идеалов (или отрицания определенных парадигм), т. Е. Обобщенных представлений о совершенствовании духовного развития, нормативной модели, направленность и стремление которых задается художником как представителем общества.

Коммуникативная функция. Обобщая и концентрируя разнообразный жизненный опыт людей разных эпох, стран и поколений, выражая их чувства, вкусы, идеалы, мировоззрения, мировоззрения и мировоззрения, искусство является одним из универсальных средств общения, общения людей, обогащающего духовный мир личности. опыт всего человечества. Классические произведения объединяют культуры и эпохи, расширяют горизонты человеческого мировоззрения. «Искусство, все искусство, - писал Л. Н. Толстой, - само по себе обладает свойством объединять людей. Все искусство делает то, что люди воспринимают чувства, передаваемые художником, и, во-вторых, со всеми людьми, которые получили такое же впечатление.».

Гедонистическая функция заключается в том, что настоящее искусство доставляет людям удовольствие, вдохновляет их.

Эстетическая функция. По своей природе искусство является высшей формой освоения мира «по законам красоты». По сути, оно возникло как отражение реальности в ее эстетической оригинальности. Выражая эстетическое сознание и воздействие на людей, формируя эстетическое мировоззрение, а через него и весь духовный мир личности.

Эвристическая функция. Создать произведение искусства - это опыт творчества - концентрация творческих сил человека, его фантазии и воображения, культуры, чувств и идеалов роста, глубины мысли и мастерства. Овладение художественными ценностями также является творческой деятельностью. Само искусство обладает удивительной способностью пробуждать мысли и чувства, присущие произведению искусства, и сама способность творить в универсальном проявлении. Влияние искусства не исчезает с прекращением прямого контакта с произведением искусства: продуктивная эмоциональная и психическая энергия защищена, как будто «в резерве», является частью устойчивой основы личности.

Учебная функция. Искусство выражает всю систему отношений человека с миром - нормы и идеалы свободы, правды, добра, справедливости и красоты. Целостное, активное восприятие зрителем произведения искусства является сотворчеством, оно выступает в качестве пути интеллектуальной и эмоциональной сфер сознания в их гармоничном взаимодействии. В этом цель воспитательной и праксиологической (деятельностной) роли искусства.

Закономерности функционирования искусства включают в себя следующие особенности: развитие искусства не прогрессивно, оно идет как бы импульсами; произведения искусства всегда выражают субъективное видение мира художником и имеют субъективную оценку читателя, зрителя, слушателя; художественные шедевры вне времени и относительно независимы от меняющихся групповых и национальных вкусов; искусство демократично (оно влияет на людей независимо от их образования и интеллекта, не признает никаких социальных барьеров); подлинное искусство обычно гуманистически ориентировано; взаимодействие традиций и инноваций.

Таким образом, искусство представляет собой особый вид духовной деятельности людей, для которого характерно творческое, чувственное восприятие окружающего мира в художественных формах.

Слово «эстетика» является одним из наиболее часто используемых в нашей повседневной жизни, разбросанных по различным сферам. Поговорите об эстетике одежды, эстетике перформанса, эстетике кино, эстетике интерьера и т. Д. Как известно, понятие эстетики также обозначает философскую науку об искусстве.

ЭСТЕТИКА (от греческого aisthesis - чувство) - область философских знаний, которая исследует сенсорные проявления человеческого существования, особенно в контексте категорий «красота» и «прекрасное», которые наиболее полно выражены в искусстве. Поэтому эстетику часто называют наукой о сущности и формах творчества по законам красоты и гармонии.

Творчество по законам красоты порождает чувственную культуру; Эстетику также можно назвать наукой о чувственной культуре личности и общества. В обычном мировоззрении эстетику часто путают с дизайном; но если дизайн - это гармония повседневной человеческой жизни, утилитарных предметов и интерьеров, то эстетика - это способ гармонизации не только внешнего, но и внутреннего мира; в этом смысле мы можем говорить не только об эстетике чувств, но также об эстетике жизни, эстетике мировоззрения и даже эстетике судьбы.

Термин «эстетика» был введен в 1735 г. А. Г. Баумгартеном в его работе «Философские размышления о некоторых вопросах, относящихся к поэтической работе», где эстетика понималась как наука о сенсорном познании, а не как логика, наука о рациональном познании. Однако эстетика как область знаний возникла гораздо раньше - как минимум 2,5 тысячи лет назад она существовала в достаточно развитых формах в Египте, Вавилоне, Индии и Китае.

 

ЭТИКА - это философская наука добра и зла в человеческом существовании и во всех смежных категориях. Этика не просто дистанционно анализирует проявления добра и зла, но оценивает их как достойные (должные) и недостойные (неподобающие). Следовательно, этика - это наука о том, что достойно и недостойно в человеческом отношении к себе, другим и миру. Регулирование отношений между добром и злом, достойных и недостойных - это мораль общества, а их практическая реализация - мораль. Поэтому этику можно считать наукой о морали и этике.

Понятие «этика» было введено Аристотелем, который считал его учением о добродетели, свободной воле, высшем благе и справедливости. Стоики понимают этику как важнейший компонент философского знания наряду с физикой и логикой. Эта точка зрения в европейской философии сохраняется до эпохи немецкой классической философии. Я. Кант называет разделение философии на логику, физику и этику разделением на учение о методе, природе и свободе.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.035 с.)